в статье говорится, экскурсии, как форма обучения, помогают выработать правильное представление об окружающей действительности, способствуют расширению кругозора учащихся. Изучение вещественных памятников позволяет показать учащимся исторические события, быт и труд народа, соотнести прошлое и настоящее края, малой Родины в свете истории России и истории мира в целом.
экскурсия.docx
"Экскурсия как форма обучения".
На уроках истории, краеведения, обществознания изучаемый материал дополняется
конкретными наблюдениями на экскурсиях, поэтому одной из форм изучения местного
края, его истории и современного состояния являются историкокраеведческие экскурсии.
Экскурсии, как форма обучения, помогают выработать правильное представление об
окружающей действительности, способствуют расширению кругозора учащихся. Изучение
вещественных памятников позволяет показать учащимся исторические события, быт и труд
народа, соотнести прошлое и настоящее края, малой Родины в свете истории России и
истории мира в целом.
Педагогическое значение экскурсии очень велико. На экскурсиях учащиеся познают
устанавливают связь между содержанием учебника, урока и
прошлое общества,
окружающей действительностью, находят подтверждение теории, учатся видеть развитие
истории вокруг себя. Экскурсии дают возможность учащимся знакомиться с подлинными
памятниками истории, краеведческими объектами в их естественных условиях. На
экскурсии объектом познания и воспитания присутствуют средства наглядные средства,
подлинные памятники истории. Такая особенность делает экскурсию важнейшим
средством активизации познавательной деятельности учащихся, повышает интерес к
изучению истории и других наук о развитии общества.
Цель экскурсии: установление связи между местным и общеисторическим материалом,
углубление и обобщение общеисторического материала на базе вещественных и
письменных исторических памятников края, страны.
В своей практике провожу разные виды экскурсий.
1) Экскурсии по программе (по изучаемым темам на уроках);
2) Внепрограммные экскурсии (проводимые по плану внеклассной, кружковой
работы).
3) Экскурсии по характеру изучаемого или наблюдаемого объекта:
А) экскурсия в музей;
Б) экскурсии к историческим и памятным местам;
В) историкокраеведческие экскурсии;
4) По месту в учебновоспитательной работе экскурсии можно условно разделить на:
А) Экскурсии, предшествующие изучению учебного материала на уроке или на
занятиях кружка (вводные);
Б) Урокэкскурсия (получение новых знаний с последующей их систематизацией и
закреплением на уроке);
В) Экскурсии, проводимые после изучения соответствующей темы на уроке или в
кружке (итоговая экскурсия).
5) Обзорные экскурсии.
6) По месту нахождения интересующих объектов экскурсии бывают ближними и
дальними.
7) По характеру изучения материала и ознакомления с ним – экскурсии бывают
тематические и комплексные.
8) Имеется и предметная классификация экскурсий: исторические, этнографические,
археологические, экологические, фольклорные и др.
Методика организации экскурсии включает:
1) постановка цели экскурсии;
2) вводная беседа;
3) передвижение по маршруту экскурсии и ознакомление с объектами в сочетании с
объяснениями экскурсовода;
4) вопросы и комментарии учителя, если он сам не является экскурсоводом; 5) учет возрастных и психологических особенностей ребят;
6) разработку общих и индивидуальных заданий участниками экскурсии;
7) знакомство с правилами поведения и техникой безопасности на объектах;
8) оформление необходимой документации;
9) формы подведения итогов (вечер, конференция, выставка собранных материалов.
Исторические экскурсии включают посещение памятных мест, улиц и площадей, связанных
с историческими событиями, осмотр памятников материальной культуры, зданий и
памятных мест. В этих условиях с особым интересом слушают учащиеся рассказы о былом,
основанные на данных исторических документах, описаний, воспоминаний живых
свидетелей. Перед нами как бы восстанавливаются картины прошедших лет. Они вносят в
историческое представление учащихся образность, конкретизируют их знание,
воспитывают умение видеть главное, связывая частное, местное с общим. Особую группу
экскурсий составляют археологические экскурсии. Археологические экскурсии
проводятся не только в музеи для ознакомления с вещественными доказательствами
деятельности человека, в далеком прошлом (орудия труда, оружие и различная утварь), но
и в места расположения городищ, селищ, стоянок, курганов, где ученые ведут раскопки. В
задачу историко краеведческих экскурсий входят и экскурсии в современность. Они
знакомят учащихся с сегодняшним днем города и деревни, совершают небольшой экскурс в
прошлое. Эти экскурсии предполагают изучение учащимися города или села, улицы,
посещение предприятий, архитектурных сооружений, строек. Возможно проведение
комплексных экскурсий, раскрывающих изучаемый объект с разных точек зрения, нередко
с посещением музеев, выставок. Такие экскурсии проходят с участием не только учителя
истории, но и литературы, географии, биологии. Могут быть комплексные экскурсии по
изучению села, предприятия и др. Так, учитель истории ознакомит учащихся с историей
возникновения и развития села, учитель географии расскажет об экономическом развитии
и т.д. Такая экскурсия требует тщательной полготовки и договоренности руководителей
между собой. В последний год широкое распространение получили военноисторические
экскурсии, посвященные героической борьбе нашего народа в годы Великой Отечественной
войны. На экскурсиях, посвященных Великой Отечественной войне, школьники посещают
памятники героям, братские могилы, которые увековечивают ратный подвиг солдат. «Весь
этот экскурсионный материал оставляет у школьников огромное эмоциональное
впечатление, служит сильным средством военнопатриотического воспитания молодежи»
Таким образом, материал, полученный на экскурсиях, активно способствует не только
усвоению знаний,
но и повышению интереса к истории как науки.
Ученики, воочию ознакомившиеся с подлинными памятниками истории, глубже начинают
понимать закономерности исторического развития общества. У них пробуждаются и
развиваются высокие чувства любви к своему краю, к героическому прошлому Родины и ее
настоящему.
"Экскурсия - как форма обучения".
"Экскурсия - как форма обучения".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.