Экскурсия на реку Кама с детьми подготовительной к школе группы

  • Мероприятия
  • docx
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В процессе экскурсии педагог учит детей видеть и выделять для себя изменения весной на реке Кама. Расширяются у детей представления о состоянии реки весной, устанавливается связь между изменением температуры и состоянием воды. Воспитанники учатся узнавать деревья по их веткам и стволу, учатся различать деревья по запаху коры.
Иконка файла материала экскурсия на Каму весной.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Юрлинский детский сад № 3» Методическая разработка  «Экскурсия на реку Кама» Автор: Жикина Надежда Васильевна 1 квалификационная категорияКонспект  экскурсии в старшей ­ подготовительной группе 2018 Цель: Научить детей  видеть и  подчеркивать для себя  изменения  весной на реке Кама. Задачи: Уточнить знания детей об изменениях в живой и неживой природе; Уточнить и расширить представления о состоянии реки весной, установить связь между изменением температуры и состоянием воды; обратить внимание, как изменилась растительность на берегу; Учить узнавать деревья по их веткам и стволу, различать деревья  по запаху коры,   по   некоторым   особенностям;   формировать   исследовательские действия; Воспитывать любознательность, интерес к живой и неживой природе. Словарная   работа:   трещины,    теснясь   и   толкаясь,   половодье,   почки,  кора, клейкие, светолюбивое, влаголюбивое. Предварительная   работа:   рассматривание     иллюстраций  с   изображением половодья,   наводнения;   чтение   произведения   «Дедушка   Мазай   и   зайцы»; заучивание стихотворений; беседы;  Беседа о правилах поведения у реки, о правилах дорожного движения; Педагог   определяет   место   экскурсии,   путь,   место   наблюдения,   готовит конспект.                                                    Ход 1. В детском саду ­Ребята, послушайте стихотворение: На дворе звенит капель, По полям бегут ручьи, На дорогах лужи, Скоро выйдут муравьи После зимней стужи. ­О каком времени года говорится в стихотворении? ­Как вы догадались что это весна? ­Посмотрите   на   травку   и   назовите,   какие   еще   изменения   происходят   в природе? ­Как светит солнце? (ярко, ослепительно, греет землю теплыми лучами) ­Что еще делает солнце? (припекает, пригревает). ­Что   происходит   с   землей?   (она   оттаивает,   чернеет,   темнеет,   появляется трава). ­Чем заняты птицы весной? ­ Что происходит с животными?­Какие дела у людей весной?  Во что они одеваются? ­Сегодня, мы отправимся с вами на экскурсию к реке, и посмотрим, какие изменения происходят там весной. 2. На берегу Камы Ледоход Дружно ударились рыбы об лед, И на реке начался ледоход. Лед идет, лед идет, Вышел на берег народ Смотрит как река играет­ Лед в кусочки разбивает. ­Ребята, снег постепенно тает, ручейки все сбегаются к реке. Под действием воды и солнца во льду образуются трещины, он раскалывается и трогается с места. Льдины, теснясь и толкаясь, несутся вниз по реке. По пути они тают. Вода   в   реке   становится   мутная,   темная,   грязная,   потому   что   ручейки сбегаются отовсюду. Кто знает, как наша река называется?  (Кама)  Посмотрите,   река   ­   Кама   освобождается   от   льда,   выходит   из   берегов   и разливается. Начинается половодье. ­Вспомните, в каком произведении описаны половодье и разлив реки весной? («Дедушка Мазай и зайцы») ­Скажите, какая река была зимой? (была покрыта льдом и снегом) ­Как изменилась она сейчас? (бурлит, со всех сторон к ней бегут ручейки, по воде плывут большие льдины, она грязная). ­Это еще одна примета весны. Что весной происходит на реках? (ледоход) ­Из каких двух слов состоит слово  ледоход? (лед и ход). ­Что значит лед идет?  (плывут много льдин друг за другом). ­Какая вода в реке? (мутная, темная) ­Какое небо?  (пасмурное) ­На что похожи облака? Как их называют? (кучевые) ­Что мы видим вокруг реки? (деревья) ­Какие изменения происходят с деревьями весной? (набухают почки) ­Глубоко   в   земле   корни   деревьев   вбирают   в   себя   влагу   оттаявшей   земли. Весенние   соки   могучим   потоком   поднимаются   вверх   по   стволу   к   сучьям, наполняют почки. ­Сейчас подойдем поближе со мной.  Какие деревья растут у реки Кама? ­ Посмотрите, кто скажет, как это дерево называется?   (ольха) ­Как можно летом узнать  ольху?  ­ Ствол дерева стройный и покрыт гладкой корой. Ветки тянутся к верху. Листья   ольхи   имеют   округлую   форму   и   в   течении   всего   лета   и   осени   не меняют   своей   окраски,   еще   у   нее   есть   бурые   сережки.   Ольха   –   дерево­ одиночка. Возле него почти невозможно встретить деревья других пород.­   Дети,   ольха   –   невзрачное   на   вид,   но   совершенно   необычное   дерево, настоящий предвестник наступающей весны. Всюду еще лежит снег, а она уже цветет.   И только после цветения у ольхи начинают распускаться молодые листочки. ­ Давайте попробуем подойти поближе к дереву. Если потрогать ее ветки и шишечки, что мы можем сказать?  (они липкие, клейкие) ­ Давайте понюхаем (пахнет то ли смолой, то ли каким­то свеже­пиленным). ­ Обратите внимание, на каких местах растет ольха? (влажных местах, где много света). ­ Да, это дерево свето­ и влаголюбивое.  Наверное, поэтому оно растет вблизи реки.  Мы с вами сделаем несколько снимков, чтоб поместить их в нашем альбоме о деревьях. Так легче вам будет запомнить дерево, а еще и рассказать о нем другим ребятам.  Педагог предлагает поиграть в подвижную игру: Подвижная игра «Кто быстрей до…». 3. По дороге в детский сад Дети обмениваются впечатлениями. Обговаривают о ледоходе, о состоянии воды в реке. 4. В детском саду В группе выпускаем с детьми по цветному принтеру несколько фотографий о дереве,  воспитанники  помещают  их в альбом  о деревьях, рассказывают  об ольхе другим ребятишкам.  Предлагаю детям рассказать дома об экскурсии.