В процессе экскурсии педагог учит детей видеть и выделять для себя изменения весной на реке Кама. Расширяются у детей представления о состоянии реки весной, устанавливается связь между изменением температуры и состоянием воды. Воспитанники учатся узнавать деревья по их веткам и стволу, учатся различать деревья по запаху коры.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Юрлинский детский сад № 3»
Методическая разработка
«Экскурсия на реку Кама»
Автор:
Жикина Надежда Васильевна
1 квалификационная категорияКонспект экскурсии в старшей подготовительной группе
2018
Цель: Научить детей видеть и подчеркивать для себя изменения весной на
реке Кама.
Задачи:
Уточнить знания детей об изменениях в живой и неживой природе;
Уточнить и расширить представления о состоянии реки весной, установить
связь между изменением температуры и состоянием воды; обратить внимание,
как изменилась растительность на берегу;
Учить узнавать деревья по их веткам и стволу, различать деревья по запаху
коры, по некоторым особенностям; формировать исследовательские
действия;
Воспитывать любознательность, интерес к живой и неживой природе.
Словарная работа: трещины, теснясь и толкаясь, половодье, почки, кора,
клейкие, светолюбивое, влаголюбивое.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением
половодья, наводнения; чтение произведения «Дедушка Мазай и зайцы»;
заучивание стихотворений; беседы;
Беседа о правилах поведения у реки, о правилах дорожного движения;
Педагог определяет место экскурсии, путь, место наблюдения, готовит
конспект.
Ход
1. В детском саду
Ребята, послушайте стихотворение:
На дворе звенит капель,
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи,
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
О каком времени года говорится в стихотворении?
Как вы догадались что это весна?
Посмотрите на травку и назовите, какие еще изменения происходят в
природе?
Как светит солнце? (ярко, ослепительно, греет землю теплыми лучами)
Что еще делает солнце? (припекает, пригревает).
Что происходит с землей? (она оттаивает, чернеет, темнеет, появляется
трава).
Чем заняты птицы весной?
Что происходит с животными?Какие дела у людей весной? Во что они одеваются?
Сегодня, мы отправимся с вами на экскурсию к реке, и посмотрим, какие
изменения происходят там весной.
2. На берегу Камы
Ледоход
Дружно ударились рыбы об лед,
И на реке начался ледоход.
Лед идет, лед идет,
Вышел на берег народ
Смотрит как река играет
Лед в кусочки разбивает.
Ребята, снег постепенно тает, ручейки все сбегаются к реке. Под действием
воды и солнца во льду образуются трещины, он раскалывается и трогается с
места. Льдины, теснясь и толкаясь, несутся вниз по реке. По пути они тают.
Вода в реке становится мутная, темная, грязная, потому что ручейки
сбегаются отовсюду.
Кто знает, как наша река называется? (Кама)
Посмотрите, река Кама освобождается от льда, выходит из берегов и
разливается. Начинается половодье.
Вспомните, в каком произведении описаны половодье и разлив реки весной?
(«Дедушка Мазай и зайцы»)
Скажите, какая река была зимой? (была покрыта льдом и снегом)
Как изменилась она сейчас? (бурлит, со всех сторон к ней бегут ручейки, по
воде плывут большие льдины, она грязная).
Это еще одна примета весны. Что весной происходит на реках? (ледоход)
Из каких двух слов состоит слово ледоход? (лед и ход).
Что значит лед идет? (плывут много льдин друг за другом).
Какая вода в реке? (мутная, темная)
Какое небо? (пасмурное)
На что похожи облака? Как их называют? (кучевые)
Что мы видим вокруг реки? (деревья)
Какие изменения происходят с деревьями весной? (набухают почки)
Глубоко в земле корни деревьев вбирают в себя влагу оттаявшей земли.
Весенние соки могучим потоком поднимаются вверх по стволу к сучьям,
наполняют почки.
Сейчас подойдем поближе со мной. Какие деревья растут у реки Кама?
Посмотрите, кто скажет, как это дерево называется? (ольха)
Как можно летом узнать ольху?
Ствол дерева стройный и покрыт гладкой корой. Ветки тянутся к верху.
Листья ольхи имеют округлую форму и в течении всего лета и осени не
меняют своей окраски, еще у нее есть бурые сережки. Ольха – дерево
одиночка. Возле него почти невозможно встретить деревья других пород. Дети, ольха – невзрачное на вид, но совершенно необычное дерево,
настоящий предвестник наступающей весны. Всюду еще лежит снег, а она уже
цветет. И только после цветения у ольхи начинают распускаться молодые
листочки.
Давайте попробуем подойти поближе к дереву. Если потрогать ее ветки и
шишечки, что мы можем сказать? (они липкие, клейкие)
Давайте понюхаем (пахнет то ли смолой, то ли какимто свежепиленным).
Обратите внимание, на каких местах растет ольха? (влажных местах, где
много света).
Да, это дерево свето и влаголюбивое. Наверное, поэтому оно растет вблизи
реки.
Мы с вами сделаем несколько снимков, чтоб поместить их в нашем альбоме о
деревьях. Так легче вам будет запомнить дерево, а еще и рассказать о нем
другим ребятам.
Педагог предлагает поиграть в подвижную игру:
Подвижная игра «Кто быстрей до…».
3. По дороге в детский сад
Дети обмениваются впечатлениями. Обговаривают о ледоходе, о состоянии
воды в реке.
4. В детском саду
В группе выпускаем с детьми по цветному принтеру несколько фотографий о
дереве, воспитанники помещают их в альбом о деревьях, рассказывают об
ольхе другим ребятишкам.
Предлагаю детям рассказать дома об экскурсии.