Экскурсия в зимний лес с детьми старшего дошкольного возраста

  • Мероприятия
  • docx
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данную методическую разработку могут использовать педагоги дошкольного возраста, а так же родители, воспитывающие детей дошкольного возраста. В процессе экскурсии у детей активизируется словарь; воспитывается познавательный интерес, бережное отношение к природе; развивается чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа. Взрослый дает детям представление о лесе, как сообществе множества растений и животных, проживающих на одной территории.
Иконка файла материала Экскурсия в зимний лес.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Юрлинский детский сад № 3» Методическая разработка Экскурсия «В  зимний лес» с детьми старшей­подготовительной группы Автор: Жикина Надежда Васильевна 1 квалификационная категория2017 г Задачи: Дать   детям   представление   о   лесе   как   сообществе   множества растений и животных, проживающих на одной территории.  Показать   многоярусность   смешанного   леса:   верхний   ярус   –   сосны   (самые высокие деревья), ярус пониже – лиственные деревья, ели, следующий ярус – высокие   кустарники   и   подрастающие   деревца,   нижний   ярус   –   это   травы, кустарнички.   Зимой   этот   ярус   бывает   под   снегом,   который   укрывает   и согревает   все,   что   есть   на   земле   и   в   почве.   В   зимнее   время   деревья   и кустарники   находятся   в   состоянии   покоя   (не   растут,   не   цветут),   так   как условия для жизни недостаточны: очень холодно, мало света, вместо воды снег. К таким условиям деревья и кустарники приспособились – сбрасывают листву, а сами отдыхают. Некоторые травянистые растения не очень боятся холода: прикрытые снегом, они всю зиму остаются зелеными. На всех ярусах живут животные, лес – это их дом. В зимнее время на снегу можно увидеть следы их деятельности. Животные живут на том ярусе, на котором могут передвигаться, находить пищу строить убежища. Растения и животные одного леса связаны друг с другом, живут как одно сообщество. Люди, приходящие в лес, – это гости, они должны вести себя скромно, соблюдать правила, чтобы не нарушать жизнь хозяев.  Воспитывать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе, развивать чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа. Активизация словаря: шероховатый   ствол,   корявые   ветки,   хруст,   многоярусный,   ярус,   плотная кожица, снежный покров. Предварительная работа: 1. 2. 3. Рассматривание   картин   про   зиму,   альбом   с   дикими   животными, наблюдение на прогулке, беседы. Изготовление   схем­карточек   о   внешнем   виде   деревьев.   Оформление картонного старичка­лесовичка. Воспитатель   определяет   место   экскурсии,   путь,   намечает   места коллективного и самостоятельного наблюдения, готовит конспект, раздает детям стихи С. Погореловского о зиме для заучивания.Ход экскурсии 1.   В   группе. Используя   старичка­лесовичка,   объясняю   цель   экскурсии, говорю о лесе как о многоярусном доме, в котором много жильцов – растений и животных. Лесовичок помогает детям назвать правила поведения в лесу: не шуметь, чтобы не напугать лесных жильцов и услышать их голоса; и шорохи; ходить   по   дорожкам,   протоптанным   в   снегу;   не   задевать   кустов   –   зимой замерзшие ветки легко ломаются; быть внимательными, чтобы не пропустить следы на снегу и увидеть красивые пейзажи. 2. По дороге в лес.  Обращаю внимание детей на следы на снегу, обсуждаем их происхождение. Останавливаю детей в таком месте, где лес виден издали и хорошо просматривается его ярусность. Предлагаю поздороваться с лесом: Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что нам шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь – мы свои!                                                           С. Погореловский Обращаю   внимание   ребят   на   красоту   пейзажа,   затем   обсуждаем   разную высоту деревьев – ярусность леса. 3. В лесу.  Обращаем внимание на деревья и кустарники, обсуждаем с детьми, почему они голые, в каких условиях они сейчас живут, чего им в условиях не хватает.   Находим   ель   и   сосну   –   только   они   остаются   зимой   зелеными,   а потому самыми красивыми. Рассматриваем иглы ели – они твердые, покрытые плотной кожицей, им не страшен мороз. Предлагаю детям узнать деревья зимой (по коре, веткам, почкам) – их узнать трудно, поэтому лесовичок дал специальные карточки, по которым можно узнать деревья. Рассматриваем карточки, сравниваем их с деревьями, дети узнают их названия.  Предлагаю каждому ребенку выбрать дерево, подойти кнему   и   посочувствовать   –   обнять,   погладить   кору,   погреть   дыханием, прижаться щекой, сказать ласковые слова: «Деревце, я тебе очень сочувствую, я понимаю, как тебе холодно и трудно зимой, я тебя немного погрею, потерпи – весной и летом тебе будет очень хорошо!» Затем   обращаю внимание ребят на снежный покров, на множество знаков, которые   есть   на   нем, –   следы   животных,   осыпавшиеся   семена,   сломанные веточки, сучочки, упавшие или кем­то брошенные шишки.  Вместе с детьми замолкаем, слушаем звуки леса, тишину, шорохи. 4.   На   опушке   леса. Предлагаю   сделать   живую   картинку   «Если   бы   я   был деревом…».   Дети,   подняв   руки   вверх,   замирают   на   несколько   секунд, воображая, что они корнями вросли в землю. Затем все обсуждают, что они испытывали, будучи деревьями. Прощаются с лесом: Лес дремучий, до свиданья! Ты расти на радость людям! Мы дружить с тобою будем, Добрый лес, могучий лес,                                                             С. Погореловский Полон сказок и чудес! 5.   На   обратном   пути. Дети   обмениваются   впечатлениями,   вспоминают загадки, поговорки, пословицы о лесе. В группе  даю детям задание на дом: рассказать родителям об экскурсии в лес, предлагаю желающим нарисовать свои впечатления.