Данную методическую разработку могут использовать педагоги дошкольного возраста, а так же родители, воспитывающие детей дошкольного возраста. В процессе экскурсии у детей активизируется словарь; воспитывается познавательный интерес, бережное отношение к природе; развивается чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа. Взрослый дает детям представление о лесе, как сообществе множества растений и животных, проживающих на одной территории.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Юрлинский детский сад № 3»
Методическая разработка
Экскурсия «В зимний лес»
с детьми старшейподготовительной группы
Автор:
Жикина Надежда Васильевна
1 квалификационная категория2017 г
Задачи: Дать детям представление о лесе как сообществе множества
растений и животных, проживающих на одной территории.
Показать многоярусность смешанного леса: верхний ярус – сосны (самые
высокие деревья), ярус пониже – лиственные деревья, ели, следующий ярус –
высокие кустарники и подрастающие деревца, нижний ярус – это травы,
кустарнички. Зимой этот ярус бывает под снегом, который укрывает и
согревает все, что есть на земле и в почве. В зимнее время деревья и
кустарники находятся в состоянии покоя (не растут, не цветут), так как
условия для жизни недостаточны: очень холодно, мало света, вместо воды
снег. К таким условиям деревья и кустарники приспособились – сбрасывают
листву, а сами отдыхают. Некоторые травянистые растения не очень боятся
холода: прикрытые снегом, они всю зиму остаются зелеными. На всех ярусах
живут животные, лес – это их дом. В зимнее время на снегу можно увидеть
следы их деятельности. Животные живут на том ярусе, на котором могут
передвигаться, находить пищу строить убежища. Растения и животные одного
леса связаны друг с другом, живут как одно сообщество. Люди, приходящие в
лес, – это гости, они должны вести себя скромно, соблюдать правила, чтобы
не нарушать жизнь хозяев.
Воспитывать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе,
развивать чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа.
Активизация словаря:
шероховатый ствол, корявые ветки, хруст, многоярусный, ярус, плотная
кожица, снежный покров.
Предварительная работа:
1.
2.
3.
Рассматривание картин про зиму, альбом с дикими животными,
наблюдение на прогулке, беседы.
Изготовление схемкарточек о внешнем виде деревьев. Оформление
картонного старичкалесовичка.
Воспитатель определяет место экскурсии, путь, намечает места
коллективного и самостоятельного наблюдения, готовит конспект, раздает
детям стихи С. Погореловского о зиме для заучивания.Ход экскурсии
1. В группе. Используя старичкалесовичка, объясняю цель экскурсии,
говорю о лесе как о многоярусном доме, в котором много жильцов – растений
и животных. Лесовичок помогает детям назвать правила поведения в лесу: не
шуметь, чтобы не напугать лесных жильцов и услышать их голоса; и шорохи;
ходить по дорожкам, протоптанным в снегу; не задевать кустов – зимой
замерзшие ветки легко ломаются; быть внимательными, чтобы не пропустить
следы на снегу и увидеть красивые пейзажи.
2. По дороге в лес. Обращаю внимание детей на следы на снегу, обсуждаем
их происхождение. Останавливаю детей в таком месте, где лес виден издали и
хорошо просматривается его ярусность. Предлагаю поздороваться с лесом:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
С. Погореловский
Обращаю внимание ребят на красоту пейзажа, затем обсуждаем разную
высоту деревьев – ярусность леса.
3. В лесу. Обращаем внимание на деревья и кустарники, обсуждаем с детьми,
почему они голые, в каких условиях они сейчас живут, чего им в условиях не
хватает. Находим ель и сосну – только они остаются зимой зелеными, а
потому самыми красивыми. Рассматриваем иглы ели – они твердые, покрытые
плотной кожицей, им не страшен мороз.
Предлагаю детям узнать деревья зимой (по коре, веткам, почкам) – их узнать
трудно, поэтому лесовичок дал специальные карточки, по которым можно
узнать деревья. Рассматриваем карточки, сравниваем их с деревьями, дети
узнают их названия. Предлагаю каждому ребенку выбрать дерево, подойти кнему и посочувствовать – обнять, погладить кору, погреть дыханием,
прижаться щекой, сказать ласковые слова: «Деревце, я тебе очень сочувствую,
я понимаю, как тебе холодно и трудно зимой, я тебя немного погрею, потерпи
– весной и летом тебе будет очень хорошо!»
Затем обращаю внимание ребят на снежный покров, на множество знаков,
которые есть на нем, – следы животных, осыпавшиеся семена, сломанные
веточки, сучочки, упавшие или кемто брошенные шишки.
Вместе с детьми замолкаем, слушаем звуки леса, тишину, шорохи.
4. На опушке леса. Предлагаю сделать живую картинку «Если бы я был
деревом…». Дети, подняв руки вверх, замирают на несколько секунд,
воображая, что они корнями вросли в землю. Затем все обсуждают, что они
испытывали, будучи деревьями. Прощаются с лесом:
Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
С. Погореловский
Полон сказок и чудес!
5. На обратном пути. Дети обмениваются впечатлениями, вспоминают
загадки, поговорки, пословицы о лесе. В группе даю детям задание на дом:
рассказать родителям об экскурсии в лес, предлагаю желающим нарисовать
свои впечатления.