Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

  • docx
  • 27.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мастер.docx

Мастер – класс для воспитателей

«Экспериментальная деятельность,

как средство развития познавательной активности

у детей дошкольного возраста»

 

 Цель: дать участникам мастер –класс практические знания об опытно –экспериментальной  деятельности детей  дошкольного возраста и возможности применения ее на практике;

продемонстрировать некоторые виды экспериментирования.

 

Задачи:

Познакомить с определением понятия- детское экспериментирование. Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования. Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования. Создать условия для плодотворного общения участников мастер - класса в данной области с целью их творческого потенциала.

Материалы и оборудование: ИКТ, раздаточный материал для опытов.

 

 1.Вступительное слово:

 

Народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».А мы практики педагоги утверждаем.»Лучше один раз испытать, по пробовать, сделать своими руками».

-И сегодня мы с вами поговорим о детском экспериментировании. Что такое эксперимент? Эксперимент – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях, с активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент служит для проверки гипотезы. По мнению ученых экспериментирование является одним из методов познавательного развития дошкольников. По определению Н.Н.Подьякова детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей. Это деятельность в результате которой ребенок самостоятельно или под руководством взрослого делает для себя открытие.

В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать не как учитель а как равноправный партнер, направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания добытые самостоятельно всегда являются осознанными и прочными. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может- глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Дети дошкольного возраста по своей природе- пытливые исследователи окружающего мира. У них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражения в форме поисковой, исследовательской деятельности, которая развивает продуктивные формы мышления.

Все мы знаем, что на сегодняшний день ФГОС требует от нас, педагогов, искать наиболее оптимальные, эффективные способы для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Ведь ни для кого не секрет, что дети - это прирожденные исследователи

окружающего мира, и мы стараемся это использовать в своей работе максимально. Одной из форм организации поисковой деятельности является экспериментирование.

В 1990годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО

Н.Н.Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к

заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности наравне с

игрой является экспериментирование, основу которого составляет познавательное развитие; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.

Именно экспериментирование дает толчок для развития познавательного интереса, т.к. у детей дошкольного возраста образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

- Уважаемые коллеги, ответьте, пожалуйста, на вопрос: «В каких видах деятельности

можно использовать экспериментирование?» (игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная, музыкально-художественная, и т.д.).

Делаем вывод: экспериментирование можно применять во всех видах детской деятельности.

 

 

2.Ознакомление участников мастер – класса с организацией детского экспериментирования

 

Задачи опытно-экспериментальной деятельности  — таблица

Образовательные задачи

·         Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах.

·         Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.

·         Формирование умения делать выводы, открытия.

Развивающие задачи

·         Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.

·         Развитие мелкой моторики и координации движений.

·         Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия.

·         Развитие внимания и памяти.

·         Развитие речевых способностей.

Воспитательные задачи

·         Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.

·         Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.

·         Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.

·         Воспитание усидчивости и аккуратности.

Методы и приёмы опытно-экспериментальной деятельности

Среди приёмов и методов организации опытно-экспериментальной деятельности выделим актуальные:

·         Проблемно-поисковый метод. Воспитателем создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить требующих решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат.

 

·         Наблюдения за объектом. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников.

 

·         Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), малыши приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.

 

 

Виды детского экспериментирования — таблица

По характеру познавательной деятельности детей

·         иллюстративное (детям известен результат, и опыт подтверждает знакомые факты);

·         поисковое (результат неизвестен, его необходимо получить опытным путём);

·         решение познавательных задач.

По месту в образовательном цикле

·         первичное;

·         повторное;

·         заключительное;

·         итоговое.

По характеру мыслительных операций

·         констатирующее (наблюдение особенностей объекта или явления вне связи с другими объектами или явлениями);

·         сравнительное (есть возможность увидеть изменение свойств или качеств объекта во время какого-либо процесса);

·         обобщающее (есть возможность определить закономерность какого-либо процесса, рассмотренного в виде отдельных этапов в предыдущих экспериментах).

По способу применения

·         демонстрационное;

·         фронтальное.

 

В процессе организации детского экспериментирования нужно придерживаться определенной структуры:

*Осознание того что хочешь узнать

*формулирование задачи исследования

*продумывание методики эксперимента

*выслушивание гипотез

*прогнозирование результатов

*выполнение работы

*соблюдение правил безопасности

*наблюдение результатов

*анализ полученных данных

*словесный отчет об увиденном

*формулирование выводов

 

Тему для экспериментирования выбираю с учетом интересов детей и в соответствии с темой проекта.

Особое внимание уделяю созданию проблемного поля. Например, определить из какого материала можно сделать лодку, дети пробуют , какие материалы тонут, а какие нет.

Несколько важных советов:

1Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии.

2Важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать желание самому делать опыты.

3Обьяснить ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества.

4Не просто показать опыт но и объяснить, доступным ему языком, почему это происходит.

5Не оставлять без внимания вопросы ребенка.

6 Где нет опасности, предоставлять больше самостоятельности.

7Предложить показать опыты друзьям.

8И самое главное радоваться успехам ребенка.

 

3. Блиц-опрос

Но прежде, чем перейти к практической части нашей сегодняшней встречи, я предлагаю вам несколько заданий для активизации мозговой деятельности.

Блиц-опрос «Ищем, думаем, дерзаем,

На вопросы: что? когда? отвечаем без труда!»

1. Что становится больше, если его поставить вверх ногами? (число 6)

2. Как спрыгнуть с десяти метровой лестницы и не ушибиться? (надо спрыгнуть с нижней ступеньки)

3. Что может быть больше слона и одновременно невесомым? (тень слона)

4. Какой месяц короче всех? (Май – три буквы)

5. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все)

6. Что распускается весной: деревья, население, партии и союзы?

7. Кто спасает зайцев от весеннего половодья: Дед Мазай, дед Мороз, МЧС России?

8. Что Красная шапочка несла бабушке: акции Газпрома, пирожки?

9. Что потеряла Золушка на балу: стыд и совесть, ориентацию, туфельку?

 

И задания-перевёртыши (строки из пословиц и поговорок)

- Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)

- На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит)

- Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)

- Уговори умного к черту послать, так и нога заживет. (Заставь дурака Богу

молиться, он и лоб расшибет)

- Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)

- Начал развлекаться — трусливо сиди дома. (Кончил дело — гуляй смело)

4.Физкультминутка

5. Опыты с участниками мастер –класса по экспериментированию

Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые мы проводим в группе. Дети очень любят играть и слушать сказки и поэтому все опыты будем проводит в виде сказки. Я считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме – сказки.

 

 

Слайд6

Жила была девочка, Алиса. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Однажды Алиса услышала разговор птиц о том, что они   видели в других краях. Ей стало интересно, а что же творится вокруг её дома, ведь она ещё никогда нигде не была. И  Алиса  отправилась   в путешествие по родному краю в поисках приключений.    

Слайд7

       Выйдя за забор, она увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и  Алиса  увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт № 1

      Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки  на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Слайд 8

       Воспитатель:  Потом она увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт № 2

        Возьмите стакан со свежей газированной водой и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

       Слайд 9

 Воспитатель: Но тут подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек,   появились тучи   и  пошел дождь.  Алиса  увидела, что веточки после того как намокли стали распрямляться.

Опыт № 3  

Вам понадобится 5 спичек.  Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.  Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

        ВоспитательПричина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.  

Слайд 10

      Алиса от дождя  спряталась под  навесом из листьев. Прошло немного времени  и дождь закончился, снова появилось солнце.  Алиса путешествовала дальше, на ее пути оказался овраг - через который ей надо было перейти.

Опыт № 4«Стакан на гармошке»

      Поставь рядом два стакана, накрой их листом бумаги. А теперь на середину листа попробуй поставить третий стакан. Стакан не держится – бумага прогнулась под его тяжестью. Что делать?... Сложи листок «гармошкой» и снова накрой им стаканы. Теперь поставь третий стакан сверху… Он держится! Его вес распределяется по обоим стаканам благодаря «гармошке», которая намного прочнее, чем обычный лист бумаги.

Слайд 11

       Воспитатель: Шла, шла девочка и увидела перед собой  огромную каплю, которая была на цветочке и не падала.

Опыт № 5

        Накройте стакан с водой (необязательно полный) куском картона. Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.

Лист бумаги удерживает атмосферное давление, которое с наружи действует с большой силой, чем вес воды в стакане.

 Алисе  так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у неё осталось много вопросов:

1. Почему же распускаются  цветы?

2. Почему плавают рыбки?

3. Почему  ветки распрямляются?

4. Почему  можно выйти сухим из воды ?

 5. Почему вода не выливается.

Обсуждение  экспериментов с воспитателями.

 

   6.Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов которые  мы проводим  с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному.  Он может увидеть новое в известном и  поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

 

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. Е. Тимирязев.