Экспериментальная деятельность на уроках физики как один из важнейших компонентов эффективности учебного процесса в условиях реализации ФГОС.
«Знания, не рожденные опытом,
бесплодны и полны ошибок.»
Леонардо да Винчи.
Сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования к обучению школьников: вместо привычной многим передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, приоритетной целью обучения становится развитие личности обучающегося на основе изучения универсальных способов познания. Развитие личности происходит через формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать свою деятельность и ее результаты. Овладение универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения школьниками различных компетентностей.
Поэтому каждый раз при подготовке к уроку невольно возникает вопрос: как сделать физику наукой интересной и понятной любому школьнику, пришедшему на мой урок? Как научить их учиться и добывать знания самостоятельно? Дети не любят скучного объяснения. И тогда на помощь приходит физический эксперимент.
Ведь для учеников наблюдения, опыты, и экспериментальная деятельность являются необходимыми условиями, позволяющими повысить интерес к изучению физики и, сделать её не сухой наукой теорий и формул, а увлекательной, занимательной и полезной наукой о законах природы.
При подготовке к урокам физики я ставлю перед собой следующие цели:
- развивать у учеников интерес к физике, как к науке;
- формировать навыки думать, анализировать, сопоставлять, сравнивать и делать выводы;
- развивать способность мыслить, самостоятельно находить знания и применять их на практике;
- формировать у школьников глубокие и прочные знания предмета;
- показывать прочную взаимосвязь физики с другими науками.
«Умеет учить тот, кто учит интересно» словами А. Эйнштейна я стараюсь руководствоваться в своей работе. Потому что именно интерес является тем мотивом, который заставляет учеников с удовольствием ходить на уроки и изучать физику. Под влиянием интереса развивается интеллектуальная активность, совершенствуется память, обостряется работа воображения, восприятия, повышается внимание и сосредоточенность. Познавательный интерес определяет положительное отношение ученика к учению в целом.
Появляется познавательный интерес тогда, когда на уроке возникают занимательные ситуации. Они рождают любознательность, оживляют рассказ учителя и привлекают внимание учащихся. Умело используемые на уроке, занимательные моменты не только пробуждают познавательный интерес, но и служат средством запоминания особо трудного материала.
Сейчас существует множество приемов создания занимательных ситуаций на уроке:
- примеры из обыденной жизни школьников;
- использование отрывков из художественной литературы, легенд, сказаний, пословиц, поговорок и загадок;
- проведение экскурсов в область истории физики;
- демонстрация физических законов с помощью детских игрушек;
- объяснение явлений и процессов, наблюдаемых в природе;
И конечно самым важным на уроке является правильно и эффектно проведенный демонстрационный эксперимент. Тогда учащиеся видят глазами описываемое и изучаемое явление, могут поучаствовать в проведении эксперимента. Ведь важно не только посмотреть на изображение эксперимента на бумаге в учебнике, а по возможности попробовать провести эксперимент самим с разрешения учителя. Активно вовлекаются дети и к самостоятельному изготовлению различных установок, демонстрирующих физические процессы, к проведению домашних экспериментов.
Эксперимент является одновременно источником знаний, методом обучения и средством активизации познавательной деятельности учащихся. Отражение экспериментального характера физической науки я осуществляю посредством широкого использования различных видов физического эксперимента.
«Час работы научит больше, чем день объяснений»
Ж.Ж.Руссо
Я считаю, что немаловажным является систематическое выполнение учащимися экспериментальных лабораторных работ. Самостоятельное выполнение опытов позволяет участвовать в эксперименте самому, а не только наблюдать за действиями учителя при проведении опыта. Во время выполнения эксперимента школьники приобретают умения пользоваться измерительными приборами, учатся производить необходимые расчеты, строить графики, обобщать полученные результаты, делать выводы, исходя из полученных результатов. Что и является основными универсальными учебными действиями.
Это все способствует осознанному пониманию материала урока, позволяет самому найти истину, а значит повышает интерес к изучению физики, развивает любознательность, позволяет ученику приобрести практические умения и навыки. Самостоятельно подготовленный и проведенный эксперимент становится эффективным средством повышения самостоятельности и инициативы учащихся, что благоприятно сказывается на всей их учебной деятельности.
Мои ученики всегда ждут чего-то интересного и необычного от урока. И если, входя в класс, видят на демонстрационном столе приготовленные приборы, уже на перемене они начинают мыслительную деятельность о том, что они увидят и услышат на уроке. А если во время перемены продемонстрировать им небольшую часть подготовленного эксперимента или «подогреть» их интерес вопросами о том, что и для чего стоит на моем столе, то ожидание урока становится уже подготовительным этапом к объяснению материала на уроке.
Психологи отмечают, что сложный зрительный материал запоминается лучше, чем его описание. Поэтому демонстрация опытов запомнится учениками значительно лучше, чем просто рассказ учителя о физическом эксперименте. Учебный физический эксперимент – это неотъемлемая, часть успешного преподавания курса физики в школе. Если на уроке гармонично подобрано сочетание теоретического материала и эксперимента то, как показывает практика, учитель получает наилучший результат усвоения материала.
Умение учащегося самостоятельно подготовить и провести физический эксперимент становится необходимым условием для успешной подготовки и сдачи итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ. Тем более в последние годы доля экспериментальных задания в КИМ существенно возросла.
Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальные умения проверяются в нескольких заданиях КИМ.
Одним из наиболее интересных заданий на ОГЭ по физике становится задание №17. При выполнении этого задания ученик использует работу с реальным лабораторным оборудованием.
В ЕГЭ такого типа заданий уже не существует, но все же модели физических экспериментов используются в КИМ.
Экзамен по физике - серьезное испытание. И подготовка к нему – это непрерывная тщательно подготовленная долгосрочная работа учителя. Ведь ученику для успешной сдачи необходимы глубокие и прочные знания по предмету. Подготовку к экзамену я со своими учениками начинаю с первых уроков, потому что чаще всего выбирают ЕГЭ по физике те учащиеся, которые проявляют интерес к изучению предмета.
Возможно именно поэтому ученики нашей школы показывают неплохие результаты при сдаче ЕГЭ по физике.
А это один из показателей успешной работы школьного учителя. И даже если большинство моих учеников не сдают экзамены по физике, я знаю, что благодаря интересным урокам они понимают суть происходящих в природе явлений, умеют наблюдать за происходящими изменениями, обобщать полученные знания, делать правильные выводы, могут уверенно применять полученные на лабораторных работах практические умения и навыки.
Ведь не существует физики без окружающей нас жизни, и не существует комфортной жизни, без открытий, совершенных людьми, навсегда влюбленными в физику!
«Наука должна быть самым возвышенным воплощением Отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, который опередит другие в области мысли и умственной деятельности.»
Луи Пастер
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.