Экспериментальная площадка
Оценка 4.7

Экспериментальная площадка

Оценка 4.7
Исследовательские работы +2
docx
обществознание
10 кл—11 кл
08.10.2019
Экспериментальная площадка
Экспериментальная площадка направлена на успешное освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» через внедрение в образовательный процесс учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов. Исследование способствует становлению и развитию личности. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность позволит учащимся освоить курс «Обществознания» более эффективно, научит конструктивно работать в команде, поможет овладеть навыками решения разнообразных проблем
Экспериментальная площадка Турчина Т.С. 2017г.docx
Экспериментальная площадка  «Исследовательская деятельность студентов» Тема  Исследование как метод освоения учебной дисциплины «Обществознание» Актуальность  В   современном   образовательном   процессе   невозможно   переоценить   значимость исследовательской   деятельности.    Становится   все   более   очевидно,   что   умения   и   навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку.  Исследование способствует становлению и развитию личности, помогает познать самого себя, определить какие качества ценятся в обществе, воспитывает социальную ответственность, правовое   самосознание,   формирует   мотивацию   к   общественно­полезной   деятельности, подталкивает   к   самовоспитанию,   помогает   самореализоваться   и   занять   достойное   место   в обществе.  Экспериментальная   площадка   направлена   на   успешное   освоение   содержания   учебной дисциплины   «Обществознание»   через   внедрение   в   образовательный   процесс   учебно­ исследовательской и научно­исследовательской деятельности студентов. Исследовательский подход в обучении не является новым явлением в сфере педагогики. Ученые   М.П.   Гурьянова,   Л.П.   Козлова,   Н.В.   Матолыгина,   Н.П.   Меньшикова   занимались вопросами   подготовки   студентов   к   исследовательской   деятельности   в   учреждениях   СПО. Исследовательская деятельность как один из вариантов развития личности раскрыта в трудах В. И. Журавлева, А. М. Новикова, В. А. Сластенина. В науке в достаточной степени, раскрыты вопросы   организации   исследовательской   деятельности   студентов   такими   учеными   как   Н.С. Амелиной,   В.Б.   Бондаревским,   И.М.   Грушко,   Л.Г.   Квиткина,   В.И.   Крутов.   Формирование исследовательских умений и навыков студентов как процесс описан в работах О.А. Абдуллиной, С.И. Архангельского, Т.И. Ерофеевой, Н.В. Кузьминой, Н.М. Яковлевой. Научные исследования О. И. Алексеевой, Т. В. Кудрявцева, Г. А. Посадовой раскрывают особенности формирования «исследовательских умений» студентов.  По определению И. А. Зимней и Е. А. Шашенковой, исследовательская деятельность ­ это «специфическая   человеческая   деятельность,   которая   регулируется   сознанием   и   активностью личности,   направлена   на   удовлетворение   познавательных,   интеллектуальных   потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии   с   объективными   законами   и   наличными   обстоятельствами,   определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверку полученного знания, определяют специфику и сущность этой деятельности».1 А. И. Савенков, подчеркивая, что в фундаменте исследовательского поведения лежит психическая потребность в поисковой активности в условиях неопределенной ситуации, дает другое определение: «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально­творческой   деятельности,   порождаемый   в   результате   функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления».2 1 Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой  деятельности.­ Ижевск­Москва, 2001. 2 Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. – М., 2006. 2 «Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений то, что от того, каким наш выпускник придет в свою будущую профессию, насколько он окажется готовым к творческой жизни, будет ли у него потребность в самосовершенствовании зависит его успешность. Ведь работа и сама жизнь   часто   побуждают   современного   человека   искать   и   находить   решение   нестандартных производственных   и   житейских   проблем,   регулирование   которых   требует   новых   знаний   и умений, а получить их можно в процессе познания (познать, т.е. узнать происхождение, сущность вещей). Однако, современное образование ­ это не только передача знаний. Его главная цель ­ развитие   творческих   способностей   студентов,   привлечение   их   к   активному   участию   в исследовательской деятельности, т.к. это является одним из условий формирования личностной готовности к дальнейшему повышению образования».3 Научно­исследовательская работа студентов ведётся в каждой организации СПО,  но вся проблема в том, что для участия преподаватели выбирают «сильных» в обучении студентов. В рамках экспериментальной площадки исследовательской деятельностью будут заниматься как отличники, так и студенты со средним и низким уровнем знаний.  «Как теория, так и практика среднего профессионального образования показывает, что в процессе   исследовательской   работы   закладывается   фундамент   для   дальнейшего   развития личности,   её   самоопределения   и   профессионального   становления,   ведь   при   такой   форме обучения   синтезируются   все   принципы   комплексного   развития,   дифференцированно­ исследовательского подхода, в котором есть все возможности для проявления студентами своих исследовательских способностей».4 Учебно­исследовательская и научно­исследовательская деятельность позволит учащимся освоить курс «Обществознания» более эффективно, научит конструктивно работать в команде, поможет   овладеть   навыками   решения   разнообразных   проблем,   применяя   полученные   знания, сформирует умения решать социально­профессиональные задачи, способствует непрерывному самообразованию,   работе   с   большим   потоком   информации,   развитию   критического   и творческого мышления.    «Внедрение исследовательского метода в образовательный процесс учебного заведения способствует развитию и формированию личностного роста студентов и формированию таких качественных интеллектуальных характеристик как:       стремление   к   творческой   интерпретации   при   выполнении   индивидуальных   и коллективных учебных заданий,  стремление и умение студента мыслить самостоятельно,  умение ориентироваться в новой для себя ситуации, находить свой подход к решению проблемы и способам добывания знаний,  умение критически оценивать суждения других,  развитие умения аргументировать свою точку зрения, формулировать и ясно излагать мысли,  умение   выделять   главные   и   второстепенные   причины   возникновения   противоречивых ситуаций,  3 Широбокова Т.С. Организация и проведение исследовательской деятельности обучающихся в образовательных  учреждениях системы СПО / Т.С. Широбокова // Научные исследования в образовании. – 2011. – № 7. 4 Гердт Н.А. НИРС как одно из условий формирования профессионально­творческого потенциала студентов СПО / Гердт Н.А. // Молодой ученый. – 2015. – №21. – С. 772­774. 3   расширение кругозора,  умение систематизировать и обобщать материал и знания».5  Таким   образом,   внедрение   учебно­исследовательской   и   научно­исследовательской деятельности в образовательный процесс позволит не только добиться желаемых результатов в освоении дисциплины «Обществознание», но и способствует формированию общих компетенций. Объект исследования Процесс исследовательской деятельности студентов групп  ИСиП­17­1 и ТОРА­17­1. Предмет исследования Исследовательская деятельность студентов в освоении дисциплины «Обществознание».                                            Концепция Целью  учебно­исследовательской   работы   студентов   (УИРС)   является   практическое ознакомление студентов со всеми этапами научно­исследовательской работы.  Задачи УИРС: сформировать мотивы учебно­исследовательской деятельности; обучить алгоритму научного исследования; • • • формировать опыт выполнения индивидуального проекта; • обеспечить   участие   студентов   в   различных   формах   представления исследовательских работ (выставки, конференции, семинары и т.д.); научить студентов самостоятельно работать с литературными источниками; создать   условия   для   повышения   академической   успеваемости   путем   усиления заинтересованности   студента   в   поиске   и   накоплении   знаний,   необходимых   для углубленного изучения дисциплины «Обществознание». • • В   процессе   выполнения   УИРС   студенты   должны   научиться   применять   теоретические знания на практике, работать с научной литературой, составлять рефераты и обзоры, решать отдельные теоретические задачи, самостоятельно подготавливать и проводить эксперименты, докладывать результаты своих трудов и трудов других авторов.  УИРС включается во все формы учебной работы: семинарские и практические занятия, самостоятельную работу студентов.  В   процессе   изучения   общественных   и   фундаментальных   дисциплин   студенты   готовят научные   рефераты,   с   которыми   выступают   на   семинарских   занятиях.   Лучшие   рефераты рекомендуются   в   печать   и   на   конкурсы,   проводятся   постоянные   специальные   студенческие семинары, в ходе которых у студентов вырабатываются навыки подготовки тезисов научного сообщения, рефератов, активного участия в научной дискуссии, умение докладывать и защищать результаты своих исследований, вести контроль выполнения научных разработок. На семинарах заслушиваются рефераты и обзоры литературных источников, планы и методики исследований, отчеты о выполненных работах.  При   выполнении   практических   работ   студентам   выдаются   индивидуальные   задания, содержащие элементы научного исследования. Результаты   разработок   оформляются   в   виде   отчета   и   защищаются   на   практическом занятии. Лучшие работы представляются на научные конференции, конкурсы и выставки.  5 Широбокова Т.С. Организация и проведение исследовательской деятельности обучающихся в образовательных  учреждениях системы СПО / Т.С. Широбокова // Научные исследования в образовании. – 2011. – № 7. 4 Научно­исследовательская   работа   студентов   (НИРС)   является   обязательной   частью экспериментальной площадки. Основной  целью  организации   и   развития   системы   научно­исследовательской   работы студентов является повышение уровня научной подготовки студентов и выявление талантливой молодежи.  Основными задачами организации и развития НИРС являются:   обеспечение   интеграции   учебных   занятий   и   научно­исследовательской   работы студентов;   осуществление   органичного   единства   обучения   и   подготовки   студентов   к творческому, научному труду;  способностей студентов;  научной деятельности;  деятельности;  создание   условий   для   раскрытия   и   реализации   личностных   творческих расширение   массовости   и   повышение   результативности   участия   студентов   в отбор талантливой молодежи, проявившей способности и стремление к научной          повышение массовости и эффективности НИРС в техникуме путем привлечения студентов   к   исследованиям   по   наиболее   приоритетным   направлениям   науки,   связанным   с современными потребностями общества и государства;  В качестве основных направлений организации НИРС можно сформулировать следующее:  повышение качества учебного процесса за счет совместного участия студентов и преподавателей в выполнении различных НИР;  фундаментальных научных исследованиях;  участие   студентов   в   проведении   прикладных,   методических,   поисковых   и развитие у студентов способностей к самостоятельным обоснованным суждениям и выводам;   предоставление студентам возможности в процессе учебы испытать свои силы на различных направлениях современной науки;  привлечение   студентов   к   рационализаторской   работе   и   изобретательскому творчеству;    студентов. расширение участия студентов в НИР, осуществляемой сверх учебных планов;  содействие   образованию   и   деятельности   научно­творческих   объединений В зависимости от содержания и порядка осуществления все многообразие занятий, работ и   мероприятий   НИРС   по   их   отношению   к   учебному   процессу   освоения   образовательных программ может быть классифицировано по следующим основным видам:  Научно­исследовательская работа, встроенная в учебный процесс.  Научно­исследовательская работа, дополняющая учебный процесс.  Научно­исследовательская работа, параллельная учебному процессу.  1. 2. 3. Основными наиболее действенными организационными формами НИРС являются:     учебно­исследовательская работа по учебным планам;  включение элементов НИР в учебные занятия;  индивидуальные   научно­исследовательские   работы   студентов,   т.е.   участие студентов в разработке определенной проблемы под руководством научного руководителя.  подготовка научного реферата на заданную тему;  привлечение   студентов   к   выполнению   научно­исследовательских   проектов, финансируемых из различных источников (госбюджет, договоры, гранты и т.д.);  5  участие   студентов   в   студенческих   научных   организационно­массовых   и состязательных   мероприятиях   различного   уровня   (внутритехникумовские,   городские, региональные, всероссийские, международные), стимулирующие развитие как системы НИРС, так   и   творчество   каждого   студента.   К   ним   относятся:   научные   семинары,   конференции, симпозиумы,   смотры/конкурсы   научных   и   учебно­исследовательских   работ   студентов, олимпиады. Цель Повышение качества успеваемости студентов в освоении дисциплины «Обществознание». Гипотеза  Если использовать метод исследования в урочной и внеурочной деятельности, то будет развиваться   творческий   потенциал   учащихся,   сформируются   «ключевые»   компетенции, повысится самостоятельность учащихся, мотивация к учебному труду, успеваемость. Задачи:  Обосновать   роль   исследовательской   деятельности   в   системе   подготовки   студента   к будущей профессиональной деятельности.  Разработать Методические рекомендации по написанию учебно­исследовательских работ студентов.  Разработать критерии оценки исследовательских работ.  Обеспечить  условия для исследовательской  деятельности студентов.  Создать систему мониторинга достижений исследовательской деятельности учащихся.  Обеспечить участие студентов в НПК на разном уровне.  Организовать   и   провести   городскую   научно­практическую   конференцию   студентов   на базе ЧТОТиБ. Механизмы выполнения проекта Научный руководитель:       проводит анализ актуальности выбранной темы исследования; разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации проекта;  подготавливает доклады о реализации исследований;  несет   ответственность   за   своевременную   и   качественную   подготовку   и   реализацию проекта,   обеспечивает   эффективное   использование   средств,   выделяемых   на   ее реализацию;  организует   внедрение   информационных   технологий   в   целях   управления   реализацией проекта и контроля над ходом мероприятий;  выносит проблемные вопросы на методсовет. Методсовет     рассматривает программу и тематику мероприятий проекта;  рассматривает материалы о ходе реализации проекта и представление рекомендаций по их уточнению, а также рассмотрение итогов реализации проекта;  выявляет научные, технические и организационные проблемы в ходе реализации проекта и разрабатывает предложения по их решению; рекомендует подать заявку на получение других статусов. 6 Студенты групп ИСиП­17­1, ТОРА­17­1: принимают участие в исследовательской деятельности; оценивают организационно­педагогические условия реализации проекта. участвуют в НПК на разном уровне.        Педагог­психолог: проводит диагностику  уровня сформированности личностных качеств студентов; проводит входное, промежуточное и итоговое анкетирование в ходе реализации проекта; проводит   занятия   и   тренинги   по   развитию   интеллектуальных   и   коммуникативных способностей;  определяет совместно со студентом индивидуальную программу развития личностных профессионально важных качеств. Состав участников экспериментального исследования:  1. Ответственный исполнитель  преподаватель истории и обществознания Турчина Т.С. 2. Члены методсовета ГПОУ СПО ЧТОТиБ 3. Студенты гр. ИСиП­17­1, ТОРА­17­1 4. Классные руководители гр. ИСиП­17­1, ТОРА­17­1 5. Педагог­психолог ГПОУ СПО ЧТОТиБ Туманова­Соколова М.Н. Минимальная стоимость экспериментального исследования, обеспечиваемая образовательным учреждением, определится в результате реализации эксперимента. Материально­техническое обеспечение   Предполагает   создание   условий   для   проведения   эксперимента   и   предусматривает наличие в кабинете телевизора с USB­разъемом под флеш­карту, доступ к ПЭВМ.  Мониторинг процесса       В процессе работы будут использованы следующие методы мониторинга: беседы с преподавателями и студентами;  наблюдение за деятельностью студентов при подготовке и защите работ; анкетирование студентов; оценка и анализ организационно­педагогических условий проекта; сравнение   показателей     входного,     текущего     и   итогового     теста   по   дисциплине «Обществознание». Научная значимость  заключается в том, что полученные результаты исследования будут содействовать: 1  формированию научного студенческого сообщества. Практическая значимость   заключается в том, что в процессе реализации проекта будет подготовлен пакет материалов, включающих:   7 1. методические рекомендации   для   студентов   содержащие   алгоритм   составления   и требования к оформлению исследовательских работ.  2. использование   современных   технологий,   способствующих   максимальному   раскрытию индивидуальных   возможностей,   развитию   мотивации   дальнейшего   творческого   роста студентов; Предложения по внедрению результатов в массовую практику 1. Обмен опытом работы на семинарах, НПК. Директор ГПОУ СПО ЧТОТиБ   ____________   Л.В. Косьяненко  8 Библиографический список 1 Широбокова Т.С. Организация и проведение исследовательской деятельности обучающихся в образовательных   учреждениях   системы   СПО   /   Т.С.   Широбокова   //   Научные   исследования   в образовании. – 2011. – № 7. 2 Иванова   Ж.Г.   Организация   исследовательской   работы   студентов   /   Иванова   Ж.Г.   // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки­Веди, 2012. – С. 224­226. 3 Планкина М.В. Научно – исследовательская работа студентов колледжа как фактор повышения качества   профессионального   образования   /   М.В.   Планкина,   Т.А.   Юрмазова   //   Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.;  4 Кирилова   Г.И.   Подготовка   преподавателей   к   организации   проектной   исследовательской деятельности   студентов   /   Кирилова   Г.И.   //   Вестник   Казанского   государственного энергетического университета. – 2009. – Т. 3. – № 3. – С. 109­116. 5 Киселева Э.М. К вопросу об организации научно­исследовательской работы студентов / Э.М. Киселева, Г.И. Рзаева // Молодой ученый. – 2014. – №18.1. – С. 42­43. 6 Гердт Н.А. НИРС как одно из условий формирования профессионально­творческого потенциала студентов СПО / Гердт Н.А. // Молодой ученый. – 2015. – №21. – С. 772­774. 7 Плеханов П.Г. Научно­исследовательская и творческая деятельность студентов / П.Г. Плеханов, Е.Г. Лебедева, Л.Н. Михайлова // Среднее профессиональное образование. – 2008. – № 12. – с. 22­24. 8 Дударева В.И., Панюкова Т.А. Учебно­исследовательская работа студента: Учебное пособие. – Челябинск: Изд­во ЮУрГУ, 2004. – 72 с. 9 План экспериментальной работы Приложение 1 Тема: Исследование как метод освоения  дисциплины «Обществознание»                                                   Цель: Повышение качества успеваемости студентов в освоении дисциплины «Обществознание» Наименование Этапа 1 Организационный  Экспериментально­ прикладной эксперимента  Консультации  Ожидаемый научно­методический и практический результат (по этапам экспериментальной работы) 2 Разработка Методических рекомендаций для студентов   по   оформлению   и   защите исследовательских работ Разработка программы и плана эксперимента    Приказ о работе экспериментальной  площадки  Список участников эксперимента  Формирование малых групп  Обеспечение  условий для исследовательской деятельности студентов     Создание   системы   мониторинга   достижений деятельности исследовательской обучающихся.  Входящее психодиагностическое  тестирование студентов  на личностные  особенности, связанные с саморазвитием.  Материально­ техническое обеспечение  Сроки выполнения этапов 3 Сентябрь­ октябрь 2017 Ноябрь 2017г­ апрель  2018г 10  Систематизация, классификация и  интерпретация материалов исследования   Участие студентов в НПК на разном уровне  Экспертиза деятельности участников  экспериментального образовательного  процесса с целью установления соответствия  ее характера содержанию исходной модели   Стандартизированное наблюдение  Письменные и устные опросы участников  Обобщающе­ внедренческий эксперимента  Создание системы обработки, движения и  хранения информации о ходе эксперимента  (фиксация хода эксперимента,  промежуточных результатов)  Статистическая обработка и систематизация  результатов  Формулирование основных выводов  и методических рекомендаций  Анализ результатов эксперимента  Определение возможных направлений для  дальнейших исследований  Составление плана действий на следующий  год  Итоговые психодиагностические  Май­июнь   2018г тестирования студентов на личностные  особенности, связанные с саморазвитием  Обобщение результатов экспериментального  исследования и выработка рекомендаций для  его распространения в регионе  Публичная защита экспериментальной  11  Подготовка и публикация итоговых отчетных  и других материалов (документов) об  экспериментальной работе учреждения  модели инновационной среды,  способствующей саморазвитию учащихся и  учителей школы в контексте полисубъектных  действий 12 13

Экспериментальная площадка

Экспериментальная площадка

Экспериментальная площадка

Экспериментальная площадка

Экспериментальная площадка

Экспериментальная площадка

Экспериментальная площадка

Экспериментальная площадка

Экспериментальная площадка

Экспериментальная площадка

Экспериментальная площадка

Экспериментальная площадка

Экспериментальная площадка

Экспериментальная площадка

Экспериментальная площадка

Экспериментальная площадка

Экспериментальная площадка

Экспериментальная площадка

Экспериментальная площадка

Экспериментальная площадка

Экспериментальная площадка

Экспериментальная площадка

Экспериментальная площадка

Экспериментальная площадка

Экспериментальная площадка

Экспериментальная площадка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2019