ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ
Оценка 4.8

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
физическая культура
2 кл
04.02.2018
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ
Анализ научно-методической литературы показывает, что развитие гибкости у детей младшего школьного возраста имеет отличия в связи с возрастными особенностями детского организма. Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15 – 17 лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9 – 10 лет, а для активной – 10 – 14 лет.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОСБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ.doc
1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ»  ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОСБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8­9 ЛЕТ Составила: Богданова Л.Ф., педагог дополнительного  образования 1 категории Уфа­2016г. 2 ВВЕДЕНИЕ            Актуальность.  Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий   в   трудовой   и  военной   деятельности,   а   также   в   быту. Исследования   подтверждают  необходимость   развития   подвижности высокого уровня в суставах для овладения техникой двигательных действий разных   видов   спорта   (гимнастика,   синхронное  плавание,   прыжки   и   др.). Уровень   гибкости   обусловливает   также   развитие  быстроты, координационных   способностей,   силы.   Трудно   переоценить   значение подвижности   в   суставах   в   случаях   нарушения   осанки,   при   коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.[32].         Упражнения   на   гибкость   можно   легко   и   с   успехом,   самостоятельно   и регулярно выполнять в домашних условиях. Особенно ценны упражнения для улучшения  подвижности в суставах в сочетании с силовыми упражнениями. Упражнения   на  гибкость   рассматриваются   специалистами   как   одно   из важных   средств   формирования   правильной   осанки,  оздоровления, гармоничного физического развития[4].      Любое движение человека производится благодаря подвижности в суставах. В некоторых суставах ­ плечевом, тазобедренном ­ человек обладает большой подвижностью,   в   других   ­   коленном   лучезапястном,   голеностопном   ­ амплитуда   движений   ограничена   формой   сустава   и   связочным   аппаратом. Обычно   человек   редко   использует   всю   свою   максимальную   подвижность   и ограничивается какой­либо частью от имеющейся максимальной амплитуды движения   в   суставе.  Однако   недостаточная   подвижность   в   суставах ограничивает   уровень   проявления  силы,     отрицательно   влияет   на скоростные  и     координационные   способности,  снижает   экономичность 3 работы   и   часто   является   причиной   повреждения   связок   и  мышц.   При некоторых   движениях   гибкость   человека   играет   основополагающую  роль. Но, к  сожалению,  многие   ученики   и  педагоги   в своей   физкультурной   и спортивной деятельности недооценивают значение гибкости. Вместе с тем, развитие гибкости имеет особое значение в целом для развития двигательных качеств и физического состояния людей, так как это  ограничено достаточно жесткими возрастными рамками. Таким образом, развитие гибкости у детей остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта  [7]. Цель   работы.  Повысить   уровень   гибкости   у   детей   младшего   школьного возраста. Объект   исследования. воспитания детей  младшего школьного возраста. Предмет  исследования.  Комплексы   упражнений   для   развития   гибкости     у детей младшего школьного возраста. Гипотеза   исследования:  предполагается,   что     разработанные   комплексы физических   упражнений   будут   способствовать   эффективному   развитию гибкости у детей младшего школьного возраста.  Учебно­тренировочный   процесс   физического 4 5  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ  8 – 9 ЛЕТ. Организация исследования констатирующего эксперимента.                      Педагогический эксперимент проводился с учащимися 2­го класса МБОУ ДО «Станция юных техников» городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в три этапа.                                  На  первом   этапе  декабрь   2014   –   май   2015)   осуществлялся   анализ научно­методической литературы по проблеме исследования. Основной целью исследований было изучение различных методик развития гибкости у детей младшего   школьного   возраста.   Определялись   цели,   задачи   и   методы исследований.     На втором этапе (январь 2014 – май 2015) проводился педагогический эксперимент.  Были   сформированы   две   группы:   первая  –  контрольная  (КГ), вторая   –   экспериментальная   (ЭГ).   Всего   в   исследовании   приняло   участие 24 ученика в  возрасте 8 ­9  лет, из них: 12 – в  ЭГ и 12 –   в  КГ.            Формирование групп соответствовало общепринятым правилам. Было проведено тестирование до и после эксперимента. Использовались тесты для определения уровня развития гибкости [40]. В ЭГ и КГ занятия по гимнастике проводились  по  2  раза в неделю.  Экспериментальная  группа   занималась  по специально разработанному комплексу упражнений для развития   гибкости. Контрольная группа обучалась по школьной программе. Возрастной и половой состав школьников в обеих группах был идентичным.            Третий этап (май 2015 года) предполагал выполнение статистической   их обработки   полученных   данных   педагогического   эксперимента, интерпретацию и оформление результатов исследования. 2.2. Методы исследования 6  В работе  использованы следующие методы исследования: 1) Анализ научно­методической литературы. 2) Контрольные испытания. 3) Педагогический эксперимент. 4) Математико­статистические   методы   для   обработки   результатов, полученных в ходе исследования. Анализ и обобщение научно­методической литературы.   Анализ   и   обобщение   научно­методической   литературы   осуществлялся   на протяжении всего исследования. Решение данных вопросов на теоретическом уровне   осуществляется   при   изучении   литературы   по   теории   и   методике физического воспитания и спорта, развитию физических качеств,  возрастной физиологии. Было проанализировано 45 источников.  Контрольные испытания (тесты).  В эксперименте были использованы следующие тесты:           1.Активное отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед. Измеряется наибольшее расстояние от пола до кончиков пальцев.                   2.   Оценка   гибкости   производилась   по   общепринятой   методике   ­ измерялось   расстояние   у   пальцев   рук   относительно   изолинии,   проходящей через площадку, установленную выше пола. За положительный результат (знак "+") было принято расстояние ниже изолинии, за отрицательный ­ расстояние выше изолинии (знак "­") (приложение 5). Измерения были проведены в начале учебного года (сентябрь) и в конце учебного года (май) как в контрольной, так и в экспериментальной группе. 3. Оценка гибкости также была произведена по углу в тазобедренном суставе в положении "продольный шпагат" с помощью общепринятых методов гониометрии.   Для   измерения     углов   использовался     циркуль,     который накладывался  в положении продольного шпагата на измеряемый участок тела. Далее он в соответствующем положении проецировался на транспортир. 7 Педагогический эксперимент Педагогический эксперимент являлся основным методом исследования и проводился   с   целью   выявления   эффективности   применения   предложенных комплексов упражнений для улучшения показателей гибкости детей младшего школьного возраста. Метод математической статистики.  Обработка полученных в ходе исследования данных проводилась с помощью математической статистики t­критерия Стьюдента и заключалась в вычислении [16]: 1. Средней  арифметической величины: М = ∑М/n , где М – средняя арифметическая величина, ∑  –  сумма, n – число вариантов. 2. Среднего квадратичного отклонения: = + (Vmax­Vmin)/ К, где Vmax  –  наибольший показатель, Vmin  – наименьший показатель, К – табличный коэффициент. 3. Средней ошибки: m = +/√‾n, где m – показывает диапазон результатов  4. Средней ошибки разности:     t = (M1 – M2)/√ (‾ m1+m2) 8 если t >табличного, то P <0,05; значит разница достоверна При использовании этого метода исследования получаются данные,  подтверждающие или опровергающие выдвинутую в исследовании гипотезу.  Данный метод позволяет с наибольшей точностью узнать насколько  эффективны были решения поставленных задач. Данные об испытуемых представлены в приложениях 6, 7 . Экспериментальная работа по определению наиболее эффективных методик по развитию гибкости у обучающихся  8 – 9 лет на занятиях гимнастикой 3.1  Цели, задачи и содержание экспериментальной работы            Цель работы ­ повысить уровень гибкости у детей младшего школьного возраста.            Задачи исследования: 1.Изучить научно­методическую литературу по проблеме исследования. 2.Разработать комплексы упражнений для развития гибкости у детей младшего  школьного возраста. 3.Выявить   эффективность   разработанных   комплексов   упражнений   для развития гибкости у школьников младших классов.                      Основным методическим условием, которого мы придерживались в работе над развитием подвижности в суставах, была обязательная разминка перед выполнением упражнений на растягивание. Разминка   имела   профилактическое   (предупреждающее)   значение,   так как,   чем   лучше   подготовлен   мышечно­связочный   аппарат,   тем   совершеннее выполнялось   движение,   тем   меньше   риск   получить   различные   растяжения, разрывы мышц и сухожилий. Разминка   включала   в   себя   комплекс   специально   подобранных физических   упражнений,   выполняемых   с   целью   подготовки   организма   к 9 предстоящей   работе   и   повышения   его   общей   работоспособности   путем усиления   вегетативных   функций.   Повышение   температуры   тела   и   главным образом мышц (особенно тех, которым предстоит работать), имело большое значение   для   выполнения   движений   с   максимальной   амплитудой   при предварительном "разогревании" мышц, их растяжимость увеличивалась. Разминка включала в себя бег 2­3 минуты в непрерывном умеренном, темпе. После бега выполнялось 6­8 специально подобранных упражнений для мышц туловища, верхних конечностей, рук и ног, причем каждое из них по 8­10 раз.  Упражнения на растягивание  были выполнены сериями в определенной последовательности; упражнения для суставов верхней конечности, туловища и   нижней   конечности,   а   между   сериями   выполнялись   упражнения   на расслабление.   Комплекс   упражнений   был   составлен   из   8­12   упражнений пассивного или активного характера. При   выполнении   упражнений   на   растягивание,   амплитуда   движений увеличивалась   постепенно,   потому   что   даже   после   хорошей   разминки возможны повреждения мышц и связок. Постепенное увеличение амплитуды движения   давало   возможность   организму   приспособиться   к   специальной работе.  Темп движения с небольшой амплитудой (махи ногами, рывки руками и т.д.) –  должен быть примерно 10  движений   в  минуту,  в  других движениях (наклоны   туловища)   ­   6­8   движений   в   минуту.   После   упражнений   на растягивание были выполнены упражнения на расслабление. Примерные комплексы для развития гибкости. Комплекс №1 (для подготовительной части занятия) 1. И. п. — стойка ноги врозь, руки прижаты к груди, пальцы в кулак; 1­2 — руки вверх­наружу, разжать пальцы; 3­4 — и. п. 10 2. И. п. — о. с. 1­2 — шаг левой назад, опуститься на левое колено, руки вперед, 3­4 — и. п., 5­8 — то же на правое колено. И. п. — о. с, руки вверх. 1 — наклон вперед, руки вниз и назад; 2 3. — и. п. 4. И. п. — упор лежа на согнутых руках. 1­2 — разгибая руки встать на левое колено, правую назад; 3­4 — и. п.; 5­8 — то же на правое колено. 5. И. п. — стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 — наклон влево, левую руку за спину, правую за голову; 2 — и. п.; 3­4 — то же в другую сторону. 6. И. п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — поворот туловища направо, правую руку вверх, левую вперед; 2 — и. п.; 3­4 — то же налево. 7. И. п. — стойка на левой, правую в сторону­книзу, руки на пояс. Прыжки на каждый счет со сменой положения ног. Комплекс №2 (для подготовительной части занятия) Комплекс общеразвивающих  упражнений на гибкость с большим резиновым мячом 1. И. п. — о.с., мяч внизу. 1­2 — правую назад, прогнуться — вдох; 3­ 4 — и. п.; 5­8 — то же с другой ноги. 2. И. п. — о. с, мяч вперед. 1 — выпустить мяч из рук, присед, в конце приседа поймать мяч; 2 — и. п. 3. И. п. — о. с, мяч вниз. 1­3 — наклон и прокатить мяч по полу влево вокруг прямых ног; 4 — и. п.; 5­8 — то же вправо. 4. И.   п.   —   упор   сидя   сзади,   мяч   на   голенях   у   ступней.   1­2   — поднимая прямые ноги, перекатить мяч к туловищу; 3­4 — опустить ноги и переложить мяч в и. п. 5. И. п. — широкая стойка ноги врозь, руки в стороны, мяч на ладони правой руки. 1 — поворот туловища направо, переложить мяч в левую руку; 2 — и. п., мяч на ладони левой руки; 3­4 — то же с поворотом налево. 11 6. И. п. — о. с, мяч перед грудью. 1 — прыжком выпад на правой; 2 — прыжком в и. п.; 3­4 — то же на левой. Комплекс №3 (для основной части занятия) Комплекс общеразвивающих  упражнений на гибкость с гимнастической палкой 1. И. п. — стойка, палка внизу. 1 — палку на грудь; 2 — палку вверх; 3   —   палку   вперед;   4   —   подняться   на   носки;   палку   вверх;   5   —   палку   на лопатки; 6 — палку вверх; 7 — опуститься на всю ступню, палку вперед; 8 — палку вниз. 2. И. п. — узкая стойка ноги врозь, палка вертикально спереди на полу (поддерживать одной рукой). 1—2 — присед на левой, правую вперед, с опорой обеими руками о верхний конец палки; 3—4 — и. п.; 5—8 — то же, с правой. 3. И. п. — то же. 1—3 — три маха правой назад, опираясь о палку двумя руками; 4 — и. п.; 5—8 — то же, с др. ноги. 4. И. п. — стойка, палка внизу. 1 — мах левой в сторону, палку к плечу вправо; 2 — и. п.; 3—4 — то же, в др. сторону.  5. И. п. — стойка, палка внизу сзади.1 — наклон вперед, коснуться палкой пола у пяток;  2 — и. п.; 3 — наклон вперед, палку махом назад;  4 — и. п. 6. И. п. — упор на коленях с опорой руками о палку. 1—2 —хватом за концы поставить палку вертикально, повернуть туловище и голову налево; 3 —4 — и. п.; 5—8 — то же, в др. сторону. 7. И.   п.   —   лежа   на   спине,   палка   вверху   (на   полу).   1—2   — группировка лежа, палку на голени около подъемов; 3—4 — и. п. 8. И. п. — сед, палка на груди. 1 — сед углом, палку к носкам; 2 — перемах ноги врозь на палку; 3 — то же, обратно; 4 — и. п. 9. И. п. — стойка, палка на лопатках. 1 — подскок, палку вверх; 2— 12 подскок, палку вертикально вперед; 3 — подскок, палку вверх;4 — подскок, палку на лопатки.      10.       И. п. — стойка, палка внизу. 1 — с поворотом туловища налево палку вверх; 2 — и. п.; 3—4 — то же, в др. сторону. Комплекс №4  (для основной части занятия) Комплекс общеразвивающих  упражнений на гибкость с гимнастической палкой 1. И.П. ­ ноги на ширине плеч, палка горизонтально внизу, хват сверху шире  плеч: 1) на счет 1­2 ­ плавно поднять руки с палкой вверх; 2) на 3­4 ­ выкрут  рук с палкой назад; 3) на 5­6 ­ выкрут рук с палкой вверх; 4) на 7­8 ­ вернуться  в И.П. Выполнить 8­12 раз, уменьшая постепенно ширину хвата палки. 2. И.П. ­ ноги на ширине плеч, палка горизонтально вверху, хват сверху шире  плеч: 1) на счет 1­8 ­ пружинящие наклоны влево, касаясь палкой пола  (гимнастического ковра); 2) на 1­8 ­ пружинящие наклоны вправо. 3. И.П. ­ ноги на ширине плеч, палка горизонтально вверху, хват сверху шире  плеч: 1) на счет 1­8 ­ пружинящие повороты влево; 2) на 1­8 ­ повороты вправо. 4. И.П. ­ широкая стойка, выкрут рук назад, палка горизонтально, хват сверху  шире плеч: на счет 1­8 ­ пружинящие наклоны вперед с выкрутом рук вверх,  постепенно уменьшая ширину хвата. 5. И.П. ­ широкая стойка, палка горизонтально внизу, хват сверху шире плеч: 1) на счет 1 ­ поднять палку вертикально вправо; 2) на 2 ­ выкрут рук назад, палка горизонтально; 3) на 3 ­ обратным движением поднять палку  вертикально вправо; 4) на 4 ­ принять И.П. Выполнить по 8­12 раз в каждую  сторону, постепенно уменьшая ширину хвата. 6. И.П. ­ широкая стойка, палка горизонтально за спиной, хват сверху: 1) на  счет 1 ­ наклон вперед; 2) на счет 2 ­ наклон назад. Выполнить плавно 8­12 раз. 7. И.П. ­ широкая стойка, палка горизонтально за спиной, хват сверху: 1) на 1­8 ­ пружинящие наклоны влево; 2) на 1­8 ­ пружинящие наклоны вправо; 3) на 1­8 13 ­пружинящие повороты влево; 4) на счет 1­8 ­ пружинящие повороты вправо. 8. И.П. ­ наклон прогнувшись в широкой стойке, палка горизонтально за  спиной, хват сверху: 1) на 1­8 ­ пружинящие повороты влево; 2) на счет 1­8 ­  повороты вправо. 9. И.П. ­ ноги на ширине плеч, палка горизонтально на груди, хват сверху; 1) на счет 1 ­наклон вперед; на 2 ­ поворот туловища влево с последующим  наклоном; на 3 ­ наклон вперед; на 4 ­ поворот туловища вправо с  последующим наклоном. Выполнить 4­8 раз в каждую сторону, постепенно  увеличивая ширину хвата. 10. И.П. ­ широкая стойка, палка горизонтально за спиной, хват сверху: на счет 1­4 ­ присесть иа левой, правая нога прямая в сторону, стопы параллельны ­  пружинящие наклоны к правой ноге; на 5­8 ­ перейти в сед на правой, левая  прямая в сторону, стопы параллельны ­ пружинящие наклоны к левой ноге.  Выполнить упражнение 4­8 раз. 11. И.П. ­ широкая стойка, палка горизонтально за спиной, хват сверху: на счет 1­4 ­ присесть на левой, правая в сторону на пятке ­ пружинящие наклоны к  правой ноге; на 5­8 ­ принять присед на правой, левая в сторону на пятке ­  пружинящие наклоны к левой ноге. 12. И.П. ­ ноги на ширине плеч, палка горизонтально перед грудью, хват  сверху: на счет 1 ­ выпад правой; над ­ с выдохом руки резко вперед; на 3  ­опираясь палкой иа правое бедро ­ наклон туловища назад; на 4 ­ поворот  налево, палка горизонтально перед грудью; на 5 ­ присед в широкой стойке,  опираясь палкой на бедра; на 6 ­ вернуться в И.П. Затем повторить упражнение в другую сторону. Всего выполнить упражнение 4­8 раз, постепенно  увеличивая длину выпада и глубину приседа. При   выполнении   упражнений   махового   характера   необходимо максимально расслаблять мышцы ноги, так как только в таком случае можно 14 добиться максимальной амплитуды движения, для этого необходимо опорной ногой встать на возвышение или на скамейку, так как, чтобы работающая нога, производя сгибание и разгибание, отведение и приведение, свободно свисала и не задевала площади опоры. Пружинящее   приседание   в   положении   разведенных   в   переднезаднем направлении   ног   следует   выполнить   обязательно   с   опорой   на   руки.   Если занимающийся не достает руками до площади опоры, то упражнение можно выполнять у стенки, опираясь на нее руками. 15                    Результаты эксперимента и их обсуждение   Анализ   полученных   данных   показал,   что   между   контрольной   и   экспериментальной   группами   испытуемых   ­   школьников   имеются           существенные различия. Показатели гибкости приведены в приложениях 6 и  7.  Отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед. В   контрольной   группе   до   начала   эксперимента   (январь)   показатель гибкости составил в среднем – 22,58 см, в конце эксперимента (май) – 23,25 см.   Соответствующие   показатели   в   экспериментальной   группе   составили соответственно – 23,5 в начале эксперимента и – 24,25 ­ в конце эксперимента. В   пересчете   на   проценты   абсолютных   величин,   в   экспериментальной группе   показатель   гибкости   увеличился   на   3,4   %   больше   по   сравнению   с контрольной. Наклоны туловища вперед в положении стоя. В   контрольной   группе   до   начала   эксперимента   (январь)   показатель гибкости составил в среднем ­ 1,75 см, в конце эксперимента (май) ­ 0,92 см. Соответствующие показатели в экспериментальной группе, занимающейся по методике   акцентированного   развития   гибкости,   составили   соответственно   ­ 1,33 в начале эксперимента и + 1,08 ­ в конце эксперимента. В   пересчете   на   проценты   абсолютных   величин,   в   экспериментальной группе   показатель   гибкости   увеличился   на   22,3   %   больше   по   сравнению   с контрольной. Разведение ног вперед­назад с опорой на руки (продольный шпагат) Показатели гибкости, рассчитанные по углу в тазобедренном суставе в положении   "продольный   шпагат"   дают   более   полную   картину   о   развитии гибкости. Так, этот показатель в начале эксперимента у контрольной группы 16 составил   170   градуса,   в   конце   обследуемого   периода   ­   172   градуса.   В экспериментальной группе соответствующие показатели составили также 171 градуса в начале исследования и достигли 178 градуса  в конце исследования. Разница по этому показателю в обычной группе составила всего 2 градуса, в экспериментальной группе ­ 7 градусов. Эти различия весьма существенны и статистически достоверны  (t = 6,24 при р < 0, 05). Интересно   отметить,   что   между   исследованными   величинами наблюдается определенная зависимость. Так, чем выше показатель гибкости по наклонному   тесту,   тем   больше   величина   угла   в   тазобедренном   суставе   и наоборот.  Таким   образом,   между   контрольной   и   экспериментальной   группами наблюдаются существенные различия. Положительная динамика в гибкости у испытуемых   контрольной   группы,   очевидно,   объясняется   некоторым улучшением   подвижности   благодаря   занятиям   гимнастикой   по   обычной программе.  Поскольку в экспериментальной группе внимание было акцентировано на   развитие   как   пассивной,   так   и   активной   гибкости,     более   значительные изменения   объясняются   именно     эффектом   акцентированного   развития гибкости (разработанные комплексы упражнений).   Поскольку возрастной и половой состав в обеих исследованных группах является   идентичным,  различие   в  динамике   развития   гибкости   объясняется особой   методикой   проведения   уроков   физической   культуры,   которая положительно сказывается на развитие такого важного двигательного качества как гибкость. 17 Таблица 1 Сравнительный анализ среднегрупповых показателей гибкости  обучающихся объединения «Оздоровительная гимнастика»  МБОУ ДО «Станция юных техников» городского округа г. Уфа экспериментальной и контрольной групп  в начале эксперимента (февраль 2015 года) Эксперимен­ Контрольная Тесты n тальная  группа М ± m группа М ± m t Р Отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед. Наклоны туловища вперед в положении стоя Разведение ног вперед­ назад с опорой на руки (продольный шпагат)  12 23,5±0,65 22,58±0,74 0,78 12 1,33±0,86 1,75±0,55 0,35 12 171,75±0,83 170,08±0,74 1,33 P > 0,05 P > 0,05 P > 0,05 Таблица 2                           Изменение показателей уровня гибкости обучающихся  объединения «Оздоровительная гимнастика»  МБОУ ДО «Станция юных техников» городского округа г. Уфа экспериментальной группы  за период с февраля 2015 по май 2015 года Тесты n В начале В конце эксперимента эксперимента 18 М ± m М ± m Прир ост (%) t Р 12 23,5±0,65 24,25±0,65 3,4 0,66 P > 0,05 Отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед Наклоны туловища вперед в положении стоя Разведение ног вперед­ назад с опорой на руки (продольный шпагат)  12 1,33±0,86 1,08±0,86 22,3 2,16 12 171,75±0,83 178,58±0,37 4,2 6,24 P < 0,05 P < 0,05 Таблица 3 Изменение показателей гибкости обучающихся объединения «Оздоровительная гимнастика»  МБОУ ДО «Станция юных техников» городского округа г. Уфа контрольной группы за период с февраля 2015 по май 2015 года В начале эксперимента n М ± m В конце эксперимента Прирос т (%) М ± m 12 22,58±0,74 23,25±0,74 1,75±0,55 0,92±0,65 Тесты Отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед. Наклоны туловища вперед в положении стоя Разведение ног вперед­ назад с опорой на руки (продольный шпагат)  12 12 t Р 0,55 P > 0,05 0,76 P > 0,05 3 9 170,08±0,74 172,25±0,55 1,26 1,91 P > 0,05 Сравнительный анализ среднегрупповых показателей гибкости  Таблица 4 19 обучающихся объединения «Оздоровительная гимнастика»  МБОУ ДО «Станция юных техников» городского округа г. Уфа экспериментальной и контрольной групп  в конце эксперимента  (май 2015) Экспериментальна Контрольная Достоверность я группа М ± m группа М ± m различия Р t 24,25±0,65 23,25±0,74 0,85 P > 0,05 1,08±0,86 ­0,92±0,65 2,10 P < 0,05 n 12 12 12 178,58±0,37 172,25±0,55 6,59 P < 0,05 Тесты Отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед Наклоны туловища вперед в положении стоя Разведение ног вперед­назад с опорой на руки (продольный шпагат) 20 Выводы   Анализ   научно­методической   литературы   показывает,   что   развитие гибкости   у   детей   младшего   школьного   возраста   имеет   отличия   в   связи   с возрастными   особенностями   детского   организма.   Наиболее   интенсивно гибкость   развивается   до   15   –   17     лет.   При   этом   для   развития   пассивной гибкости  сенситивным   периодом  будет  являться  возраст  9 – 10  лет,  а  для активной – 10 – 14 лет.  Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 – 7  лет. У детей 9 – 14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем   школьном   возрасте.     Это   объясняется   большой   растяжимостью мышечно­связочного   аппарата   у   детей   данного   возраста.   Подвижность   в суставах развивается неравномерно в различные возрастные периоды. У детей младшего и среднего школьного возраста активная подвижность  в суставах увеличивается, в дальнейшем она уменьшается. Объем пассивной подвижности в суставах также с возрастом уменьшается. Причем, чем больше возраст, тем меньше разница между активной и пассивной подвижностью в суставах. Это объясняется   постепенным   ухудшением   эластичности   мышечно­связочного аппарата, межпозвоночных дисков и другими морфологическими изменениями. Возрастные   особенности   суставов   необходимо   принимать   во   внимание   в процессе развития и гибкости. Литературные данные показали, что  для развития гибкости методически важно   определить   оптимальные   пропорции   в   использовании   упражнений   на растягивание, а также правильную дозировку нагрузок.    Между   контрольной   и   экспериментальной   группой   обнаружены различия в развитии гибкости. Различия в показателе гибкости в контрольной и экспериментальной группе в конце исследованного периода наблюдаются по тестам:     наклоны   туловища   вперед   в   положении   стоя   (прирост­22,3%), 21 разведение ног вперед­назад с опорой на руки (продольный шпагат, прирост­ 4,2%).  Таким   образом,   между   контрольной   и   экспериментальной   группами наблюдаются существенные различия. Положительная динамика в гибкости у испытуемых   контрольной   группы,   очевидно,   объясняется   некоторым улучшением   подвижности   благодаря   занятиям   гимнастикой   по   обычной программе. Поскольку в экспериментальной группе внимание было акцентировано на   развитие   как   пассивной,   так   и   активной   гибкости,     более   значительные изменения   объясняются   именно   эффектом   акцентированного   развития гибкости (разработанные комплексы упражнений). Практические рекомендации Полученные   результаты   эксперимента   позволяют   сформулировать следующие рекомендации. 1.   При   выполнении   упражнений   махового   характера   необходимо максимально расслаблять мышцы ноги, так как только в таком случае можно добиться максимальной амплитуды движения, для этого необходимо опорной ногой встать на возвышение или на скамейку, так как, чтобы работающая нога, производя сгибание и разгибание, отведение и приведение, свободно свисала и не задевала площади опоры. 2. Пружинящее приседание в положении разведенных в переднезаднем направлении   ног   следует   выполнить   обязательно   с   опорой   на   руки.   Если занимающийся не достает руками до площади опоры, то упражнение можно выполнять у стенки, опираясь на нее руками. 3. Выполняя упражнение на растягивание, амплитуду движений нужно увеличивать   постепенно,   так   как   в   противном   случае   даже   после   хорошей разминки   возможны   повреждения   мышц   и   связок.   Постепенное   увеличение амплитуды   движения   дает   возможность   организму   приспособиться   к 22 специальной работе.               4. В результате проведённого исследования мы пришли к выводу, что дополнительные   средства,   методы   и   разработанные   комплексы   упражнений для развития гибкости у детей младшего школьного возраста воздействуют эффективно.   Полученные   данные,   говорят   о   том,   что   разработанные комплексы   физических   упражнений   можно  и  нужно   использовать   для  того, чтобы повысить уровень гибкости у детей младшего школьного возраста. Комплексы физических упражнений могут быть использованы педагогами школ   при   организации   урока   физической   культуры,   а   также   педагогами дополнительного образования. 23 Список  литературы 1.   Аулик,   И.В.   Определение   физической   работоспособности   в   клинике   и спорте /И.В. Аулик// Теория и практика физической культуры. – 2010. ­ № 10. – С. 192. 2. Аулик, И.В. Определение физической работоспособности в клинике и cпорте / И.В. Аулик// Здоровье нации: Сб. материалов Междунар. науч. Конгр. ­  М., 2010. – С.192. 3. Ашмарин, Б. А. ­ Теория и методика физического воспитания: Учебник / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина. ­ М.: Просвещение, 2011.­287с. 4. Ашмарин,   Г.   А.   ­   Теория   и   методика   педагогических   исследований   в физическом воспитании: Учебное пособие /А.Г. Ашмарин.­ М.: Просвещение, 2010.­287с. 5. Башуков, С. М. Детский праздник /С.М. Башуков//Физическая культура в школе. – 2012. ­ № 5. – 39 с. 6. Бердинков, Г.И, ­ Массовая физическая культура в ВУЗе: Учебное пособие/ Г. И. Бердинков, Максимова В.Н ­ М.: Высшая школа, 2010.­ 240с. 7. Богданова, Г. П. ­ Уроки физической культурой 4­8 классов средней школы: Пособие   для   учителя   /Г.П.   Богданова,   В.Н   Максимова   ­   М.:   Просвещение, 2010.­220с. 8. Быков,   В.   С.   ­   Развитие   двигательных   способностей   учащихся:   Учебное пособие /В.С. Быков. – Челябинск: УралГАФК, 2010.­74с. 9. Валиахметов, Р. М. ­ Физическое воспитание учащихся: Программа /Р.М. Валиахметов. ­ Уфа, 1996.­ 46с. 10. Воробьев, В.И. ­ Определение физической работоспособности спортсменов: Учебное пособие / В.И. Воробьев. ­ Челябинск, 2010. – 54 с. 11. Волгецкий, Э. И. Опыт организации спортивно­массовой работы в школе / Э.И. Волгецкий// Физическая культура в школе. ­ 2012.­ №10. ­ 40с. 24 12. Вультров, Б. 3. ­ Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы:   Пособие   для   учителя   /Б.З.   Вультров,   М.   М.   Потошник.   ­   М.: Просвещение, 2011.­ 14 с, 46 с, 152 с. 13. Галеева,   М.Р.   ­   Методические   рекомендации   по   развитию   гибкости спортсмена: Учебное пособие /М.Р. Галеева. ­ Киев, 2011. – 56 с. 14. Гейнц, К. А. Ни дня без физкультуры /К. А. Гейнц// Физическая культура в школе. ­ 2012.­ № 4.­ 41с. 15. Дембо, А.Г. Врачебный контроль в спорте /А.Г. Дембо// Теория и практика физической культуры. – 2013. ­ № 3. – 18­19. 16.   Демидов,   В.   М.   Опыт   организации   работ   по   улучшению   двигательной подготовленности учеников /В.М. Демидов// Физическая культура в школе. ­ 2010.­ № 1.­ 47с. 17. Дуранов, М.  Е. Исследовательский   подход  /М.Е. Дуранов, А.Г. Гостев// Педагогическая деятельность. ­ 2010.­ №5. ­ 72с. 18. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология: Учебник /Ю.А. Ермолаев. ­ М., Возрастная физиология, 2011.­ 34 с. 19. Журавлев,   В.   И.   ­   Педагогика   в   системе   наук   о   человеке:   Учебное пособие /В.И. Журавлев. ­ М.: Педагогика, 2010.­ 49 с. 21.   Анатомия   человека:   Учебник   /М.Ф.   Иваницкий,   Б.А.Никитюка,   А.А. Гладышев, Ф.В. Судзиловский. ­ М.: Тера­Спорт, 2014 – 624 с. 22. Иванов,   В.В.   Комплексный   контроль   в   подготовке   спортсменов   /В.В. Иванов// Спорт. ­ 2010.­ № 8. – С. 43. 23. Иванов,   А.В.   От   уроков   к   дням   здоровья   и   спорта/А.В.   Иванов// Физическая культура в школе. – 2011.­ № 8. ­ 44с. 24. Козлова,   В.И.   Физиология   развития   ребенка:   Учебное   пособие   /В.И. Козлова, Д.А. Фарбер. ­ М.: Терра­спорт,  2010.­ 31 с.. 25. Костенок, П.И. Физиология мышечной деятельности, труда и спорта /П.И. Костенок// Физиология человека –2013. – Т.23, № 6. – С. 65­73. 25 26. Коца, Я.М Спортивная физиология: Учебник /Я.М. Коца. ­ М.: 2010. – 39c. 27. Мартиросов Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии /Э.Г. Мартиросов// Физиология человека. ­ 2010. ­ №7. – С. 194 28. Масленников,   С.   М.   Родительский   час   в   спортивном   зале   /С.М. Масленников//Физическая культура в школе.­ 2010.­ № 1. ­ 54с. 29. Матвеев, Л.П. ­ Теория и методика физического воспитания: Учебник /Л.П. Матвеев. ­ М., 2012. – 65 с. 30. Матвеев,   Л.   П.   ­   Теория   и   методика   физического   воспитания.   Т.I: Учебник /Л.П. Матвеев. ­ М.: Физкультура и спорт, 2010. ­ 169 с. 31. Матвеева,   О.   П.   ­   Образовательная   программа   для   учащихся   средней общеобразовательной школы (I­XI классов): Программа /О.П. Матвеева. ­ М.: Просвещение, 2011.­215с. 32. Матвеев,   Л.   П.   ­   Теория   и   методика   физического   воспитания.   ТII: Учебник /Л.П. Матвеев. ­ М.: Физкультура и спорт, 2013.­173с. 33. Морозов, О. В. Успех в разнообразии форм занятий /О.В. Морозов// Физи­ ческая культура в школе. ­ 2010.­ № 5.­ 41с. 34.Наука и спорт: Сб.обзорных статей. ­ М.: Издатель А.Н. Жуков, 2011.­ 34 с. 35.   Настольная   книга   учителя   физической   культуры:   Пособие   для   учителя /Под ред. проф. Л. Б. Кофмана. – М.: Академия, 2010. – 72 с. 36. Портных, Ю. И. ­ Спортивные игры и методика преподавания: Учебное пособие /Ю.И. Портных. ­ М.: Физкультура и спорт, 2010.­219с. 37. Программа /О.П. Матвеева. ­ М.: Просвещение, 2010. – 43 с. 38. Сермеев,   Б.В.   Спортсменам   о   воспитании   гибкости   /Б.В.   Сермеев// Здоровье нации: Сб. материалов Междунар. Науч. Конгр. ­ М., 2013.­ С. 32. 39. Сермеев, Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости: Учебное пособие /Б.В. Сермеев. ­ М.: Просвещение 2012.­ 24с. 26 40. Скворцов,   Г.   И.   ­   Допрофессиональная   подготовка   учащихся   5­6 специализированных спортивных классов: Учебное пособие /Г.И. Скворцов. ­ Челябинск, 2012.­ 20с. 41.      Смоленский, В.А, Гимнастика в трех измерениях: Учебное пособие /В.А. Смоленский, Ю.А. Менхин, В.А. Силин. ­ М ­ 2011. – 123 с. 42. Туманян, Г.С. Телосложение и спорт: Учебное пособие /Г.С. Туманян, Э.Г Мартиросов.­  М.: Терра­спорт, 2010. ­ 239. 43. Фарфель,   B.C.   ­   Управление   упражнениями   в   спорте:   Учебное   пособие /В.С. Фарфель. ­ М.: Физкультура и спорт, 2012.­208с. 44. Фомин,  Н.А.  Возрастные   особенности   физического   воспитания:   Учебное пособие /Н.А.Фомин, Филин В.П. ­ М.: Академия, 2010.­ 75. 45. Харабуги,   Г.Д.   ­   Теория   и   методика   физического   воспитания:   Учебник /Г.Д. Харабуги.­ М.: Физкультура и спорт, 2010. ­ 102с. 46. Холодов, Ж. К. – Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник   /Ж.К.   Холодов,   В.   С.   Кузнецова.   ­   М.:   Издательский   центр «Академия», 2010. – 480 с. 47. Хрипкова, А. Г. Возрастная физиология /А.Г. Хрипкова. ­ М.: Академия, 2010.­ 73 с. 48. Хрипкова, Л.Т. ­ Возрастная физиология: Учебное пособие /Л.Т. Хрипкова. ­ М..: Просвещение, 2010.­ 36 с. 49. Чудновец,   В.   Н.   Турнир   рыцарей   спорта   /В.Н.   Чудновец//   Физическая культура в школе. ­ 2010.­ № 2. ­ 64с. 50. Чудинова, П.Р. Воспитание гибкости у детей /П.Р. Чудинова// Физическая культура в школе. – 2010. ­ №5. – 3 с. 51. Шакина, Е.А. Определение гибкости /Е.А. Шакина// Физическая культура в школе. – 2011. ­ № 7. – 15 с. 27         Приложение 1 Темпы роста активной и пассивной гибкости у детей 7 – 10 лет (%)  (по В.Ф. Ломейко, В.И. Лях)  Суставы Гибкость Активная Пассивная Мальчики Девочки Мальчики Девочки 4,9 3,2 ­ 1,9  ­ 0,1  5,5 6,2 ­ 8,7 ­ 9,5 Подвижность в  суставах плечевого  пояса, локтевых и  лучезапястных Подвижность в  тазобедренных,  коленных и  голеностопных  суставах Подвижность  различных отделов  позвоночного столба: ­ тазобедренный  сустав при сгибании  туловища ­ нижегрудной  поясничный отдел ­ верхнегрудной  отдел ­ шейный отдел 18,8 8,6 22,9 17,0 28 6,6 17,2 ­6,2 22,2 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ Время, необходимое для развития  пассивной подвижности в суставах до 900 от анатомической подвижности (по Ж.К. Холодову, В.С. Кузнецову) Приложение 2 Название суставов Суставы позвоночного столба Плечевой Локтевой Лучезапястный Тазобедренный Коленный Голеностопный Число дней 50­60 25­30 25­30 20­25 60­120 25­30 25­30 29 Приложение 3 Дозировка упражнений, направленных на развитие подвижности в суставах у детей младшего школьного возраста (по Ж.К. Холодову,  В.С. Кузнецову) Сустав Количество повторений                           Учащиеся,  лет Позвоночный столб Тазобедренный Плечевой 7 ­ 10  20 – 30 15 – 25 15 – 25 11 – 14  15 ­ 17 30 – 40 30 – 35 30 – 35 40 – 50 35 – 15 35 – 45 Лучезапястный Коленный Голеностопный 30 15 – 25 10 – 15 10 – 15 20 – 25 15 – 20 15 – 20 25 – 30 20 – 25 20 – 25 Приложение 4 Двигательная активность учащихся младших классов  при разных видах мышечной активности (по Н.Т. Лебедевой) Вид мышечной деятельности Продолжи тельность, мин Объем движений, шаги Мальчики Девочки Утренняя гимнастика (дома) 10 400 – 500  500 – 700 Гимнастика на уроке (в  школе) Физкультпауза на уроках и  при самостоятельной работе Подвижные игры: на переменах: больших малых на уроках физической  культуры на открытом воздухе Лыжная тренировка  (внеклассные занятия) 31 10  3 15 5 45 60 – 90  200 – 300  300 – 400  120 – 150  150 – 200  700 – 1000 400 – 500 800 – 1200 500 – 600     1200 – 3240  3000 – 4000  1200 – 3240 4000 – 5000   90 6840 – 9120  Приложение 5 Некоторые параметры оценки гибкости  (по Ж.К. Холодову, В.С. Кузнецову) Параметры / Оценка Хорошо Удовлетвор Плохо 32 Отлично ительно +15 + 5 0 ­ 5 Расстояние у пальцев рук при  наклоне вперед относительно  уровня площадки  (см). Угол в лучезапястном суставе 70 90 95 100 с тыльной стороны при  отведенной кисти (град). Угол туловища к горизонту в  по при наклоне вперед в  положении сидя (град). Угол в подколенной ямке при выпрямлении ноги (град). Угол в тазобедренном суставе в продольном шпагате (град) Угол в тазобедренном суставе в поперечном шпагате (град) 5 15 25 35 182 180 178 175 180 178 175 172 180 178 175 172 Приложение 6 Диаграмма 1. Соотношение упражнений на развитие гибкости и общей нагрузки на занятиях гимнастикой у обучающихся экспериментальной группы 33      Диаграмма 2. Соотношение упражнений на развитие гибкости и общей  нагрузки на занятиях гимнастикой у обучающихся контрольной группы

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 8-9 ЛЕТ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2018