Экспериментальное изучение особенностей развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста
Оценка 4.6
Памятки
docx
физическая культура
Детсад
12.07.2018
Выявление уровня сформированности гибкости у детей старшего дошкольного возраста. Формирование гибкости у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования элементов акробатики на занятиях по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении или на дополнительных кружковых занятиях. Игровой метод как ведущий метод развития гибкости
Гипотетически данное исследование предполагает.docx
Гипотетически предполагается, что комплекс элементов акробатики,
разработанный с учетом возрастных и физических особенностей старших
дошкольников, позволяет решить ряд оздоровительных задач, таких как:
•
•
развитие гибкости и эластичности мышечносвязочного аппарата;
укрепление опорнодвигательного аппарата и формирование правильной
осанки;
•
содействие повышению функциональных возможностей вегетативных
органов;
•
развитие двигательных способностей (координационных, скоростных и
выносливости).
Чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу, было проведено
экспериментальное исследование, которое способствовало также выявлению
и научной обоснованности возможности использования элементов акробатики
в развитии гибкости у детей старшего дошкольного возраста. В
экспериментальную группу были отобраны дети подготовительной группы
одного срока посещения детского сада, не имеющие противопоказаний по
состоянию здоровья, с разрешения родителей. Занятия проводились во вторую
половину дня дважды в неделю. Эксперимент продолжался 3 месяца: январь,
февраль и март 2017 года.
Эксперимент проводился в 3 этапа:
констатирующий;
формирующий;
контрольный.
На первом этапе решались следующие задачи:
1. Выбор методики обследования детей на гибкость.
2. Проведение диагностики детей экспериментальной группы на развитие
гибкости.
3. Анализ результатов обследования, выводы. На втором этапе, формирующем, были организованы занятия с детьми
экспериментальной группы соответственно перспективному плану. При
отборе упражнений учитывались принципы возрастной адекватности и
оздоровительной направленности. Обучение упражнениям проводилось по
трехэтапной методике, разработанной А. В. Кенеман, Э. Я. Степаненковой и
включало:
начальное разучивание;
углубленное разучивание;
закрепление и совершенствование навыка.
На третьем этапе проведено контрольное обследование детей
результатов
Сравнительный анализ
экспериментальной
группы.
констатирующего и контрольного обследования показал эффективность
использования системы акробатических упражнений для развития гибкости в
дополнение к основным занятиям по физической культуре. Ход и результаты
экспериментирования представлены ниже.
В профессиональноприкладной физической подготовке на сегодняшний
день не существует общепринятых критериев и шкал оценки гибкости.
Наиболее часто она оценивается по способности к выполнению наклона
туловища вперед без сгибания ног в коленных суставах, при этом измеряется
расстояние между кончиками пальцев выпрямленных рук и опорной
поверхностью.
Для проведения физической диагностики необходим стандартный набор
спортивного оборудования: гимнастическая скамейка и линейка для
выявления гибкости. При наклоне вперед туловище сгибается в
тазобедренных суставах и суставах поясничного и нижнего грудного отделов
позвоночного столба. По наклону вперед судят об уровне развития гибкости.
Для этого испытуемые, стоя на скамейке, к которой вертикально приставлена
линейка с сантиметровыми делениями, выполняют наклон вперед. Гибкость
оценивается расстоянием от кончиков пальцев руки до опоры. Нормальной считается гибкость, оцениваемая в 0 очков: в этом случае дошкольник
достигает кончиками пальцев до опоры. Если, не сгибая коленей, удается
дотянуться ещё ниже, гибкость оценивается тем или иным положительным
числом очков. У ребенка, не достающего опоры, оценка гибкости
отрицательная.
Исследование проводили во второй половине дня, в физкультурном
зале, хорошо проветриваемом помещении. Одежда детей облегчённая. В день
тестирования режим дня детей не перегружен физически и эмоционально.
Перед тестированием проводили стандартную разминку всех систем
организма в соответствии со спецификой тестирования. Обеспечивали
спокойную обстановку, избегали у детей отрицательных эмоций, соблюдали
индивидуальный подход, учитывали возрастные особенности. Каждому
ребенку предоставлялось по 23 попытки. Время между попытками было
достаточным для ликвидации возникшего после первой попытки утомления.
Таблица 1 результаты тестирования детей экспериментальной группы до
проведения формирующего эксперимента
И.О. ребенка
Надя Ш.
Максим Ф.
Назар К.
Женя К.
Костя П.
Матвей З.
Алина Б.
Никита К.
Елисей Я.
Ваня Б.
Расстояние от кончиков
пальцев до
скамейки при наклоне
вперед (см).
+2
5
8
0
+3
6
+3,5
4
0
5
Критерии оценки (баллы)
высокий
уровень
10
средний
уровень
низкий
уровень
10
10
5
5
0
0
0
0
0
Таким образом, тест показал, что средней и хорошей гибкостью
обладает 20% и 30% дошкольников экспериментальной группы
соответственно. У 60 % тестируемых показатели гибкости оцениваются ниже
нормы. Эти данные отображены в таблицедиаграмме 2. Диаграмма 1 исходные показатели гибкости у дошкольников экспериментируемой группы
Исходные показатели гибкости
Высокий уровень; 30%
Низкий уровень ; 50%
Средний уровень; 20%
Эти показатели
подтвердили необходимость проведения
формирующего эксперимента, итог которого позволил бы определить
эффективность элементов акробатики как средства развития гибкости у
детей старшего дошкольного возраста.
Для разработки комплекса физических упражнений с элементами
акробатики в группе детей старшего дошкольного возраста за основу нами
была взята программа Л. В. Яковлевой, Р. А. Юдиной «Старт».
Цель комплекса упражнений: способствовать помощи детям в
формировании умения осознанно владеть своим телом, выработать
потребность в прогибании и растягивании позвоночника, подвижности
суставов и работе мышечной системы с равномерным дыханием.
Задачи общеразвивающих упражнений с элементами акробатики для
детей старшего дошкольного возраста состоят в следующем:
сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника и
подвижность суставов; укреплять способность мышц сокращаться,
растягиваться и расслабляться; развивать чувство равновесия, чувство полета, способность легко
владеть своим телом и т. д.;
способствовать выполнению упражнения легко, с равномерным
дыханием (при начальной стадии обучения упражнения выполняются
по 1—3 раза, но с задержкой данной позы и восстановлением
дыхания);
учить детей чувствовать и ощущать процесс своих движений (для этого
необходимо соединять движения и сознание, т. е. направлять свои
мысли на выполнение конкретного движения);
развивать творческую двигательную деятельность (чем больше дети
самостоятельно придумывают разные гимнастические фигуры, тем
лучше и свободнее манипулируют своим телом).
Основной методический прием обучения – показ с подробным
словесным сопровождением каждого элемента упражнения, многократный
повтор действий.
Процесс развития гибкости осуществляется постепенно и непрерывно.
Количество упражнений, направленных на развитие гибкости, должно быть
небольшим, но применяемым регулярно, на каждом занятии. Положительный
эффект дает использование метода домашних заданий. Дети выполняют дома
упражнения,
тазобедренных и голеностопных суставов,
направленные на развитие гибкости позвоночника,
подколенных связок.
Систематическое выполнение упражнений на гибкость позволяет быстро
получить ожидаемый результат.
Прежде чем приступить к упражнениям на повышение подвижности в
суставах, проводится разогревающая разминка. При разучивании новых
упражнений не нужно торопиться. Количество новых упражнений в уроке
должно быть небольшим. Хорошо разучивание проводить под счет.
Эффективно использование музыкального сопровождения во время занятий.
Оно позволяет снять психическое и эмоциональное напряжение, способствует
более быстрому закреплению изучаемых упражнений. Одним из методов развития гибкости, хорошо зарекомендовавших себя,
у детей дошкольного возраста является игровой метод. Игры, эстафеты и
игровые моменты вызывают у учащихся восторг и чувство легкости. Многие
упражнения эффективней закрепляются при использовании их в игре.
Экспериментальное изучение особенностей развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальное изучение особенностей развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальное изучение особенностей развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальное изучение особенностей развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальное изучение особенностей развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальное изучение особенностей развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.