Для современной России, как и для всех других стран мира, одним из важнейших дестабилизирующих факторов стал терроризм. Он является серьезным вызовом национальной безопасности, источником рисков и угроз для общества в целом и для каждого отдельного человека. В этой связи формирование антитеррористической идеологии, антитеррористических знаний и навыков, необходимых для обеспечения личной и общественной безопасности, является важнейшей задачей, стоящей перед современным российским обществом.
Экстремизм и терроризм в современном обществе.docx
МИНИСТЕРСТВР ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
«Экстремизм и терроризм в современном
обществе»
Подготовила: М.В. Павлова
Барнаул, 2017 Набирает обороты третье тысячелетие? Прогресс неумолимо движется
вперед, техника пришла на службу человеку. Каким наш век войдет в историю?
Назовут ли его веком генетики, физики и освоения космоса или же веком геноцида,
преследований и убийств людей только за то, что они – другие? Другой расы, другой
крови, другой веры, другой нации, другого социального класса?
Человечество всегда воевало. За последние пять тысяч лет зафиксировано
около 15 000 больших и малых войн, в которых погибло несколько миллиардов
человек. 70 лет назад отгремели бои Великой Отечественной войны. Дожимая
фашистов, наши отцы и деды мечтали и свято верили, что после победы на планете
не будет больше войн и наступит удивительное время всеобщего братства. Победа
была одержана, но всеобщий мир так и не наступил.
Продолжаются локальные войны,
связанные
с религиозными, территориальными и национальными спорами. В нашу, казалось бы,
мирную жизнь все настойчивей вторгается такое зловещее явление, как терроризм.
Терроризм — это тоже война. И от него не застрахован никто. В том числе и мы.
военные конфликты,
Для современной России, как и для всех других стран мира, одним из
важнейших дестабилизирующих факторов стал терроризм. Он является серьезным
вызовом национальной безопасности, источником рисков и угроз для общества в
целом и для каждого отдельного человека. В этой связи формирование
антитеррористической идеологии, антитеррористических знаний и навыков,
необходимых для обеспечения личной и общественной безопасности, является
важнейшей задачей, стоящей перед современным российским обществом.
Президент России Владимир Путин назвал терроризм основной угрозой
международной безопасности и призвал бескомпромиссно бороться с ним, а так же с
пособниками терроризма. Путин так назвал государство Турции, которое совсем
недавно своими провокационными действиями нанесло «удар в спину» российскому
государству.
Сегодня люди все больше приходят к пониманию того,
что
бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким
ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать
назревающие и преодолевать существующие конфликты. Насколько терпимо
современные молодые люди относятся друг к другу и к представителям других
национальностей? Чего можно ожидать в ближайшем будущем от них в плане их
этносоциального поведения? Кто и как, на каких примерах нужно воспитывать
толерантную личность? Эти и другие вопросы интересуют сегодня многих,
интересуют нас, и мы попытаемся в этом разобраться.
Целью внеклассного мероприятия является формирование коммуникативной,
социальнопсихологической, социальноправовой, информационной и социально
личностной компетенций. Задачи:
1. формирование уважительного отношения к разным этнокультурам и религиям
(коммуникативная компетентность);
2. получение знаний основных рисков и угроз национальной безопасности России
(информационная компетентность);
3. Овладение знаниями конституционных прав и обязанностей граждан, правовых
основ обеспечения безопасности (социальноправовая компетентность);
4. воспитание умений критически оценивать информацию, отражающую проявления
терроризма в России и в мире в целом (информационная компетентность);
5. повышение стрессоустойчивости за счет развития субъектных свойств личности
(социальнопсихологическая компетентность).
Форма проведения: выступление обучающихся. Для усиления эмоционального
воздействия в ходе мероприятия используются презентации, стихи, видеоролик.
Оборудование мероприятия: мультимедийный проектор, экран, презентация
«Террористические акты», видеоролик «Принцип ненависти».
Ход мероприятия:
Ведущий 1. Здравствуйте, уважаемые участники нашего мероприятия. Сегодня мы
собрались с вами, чтобы поговорить об очень серьёзной и актуальной теме: об
опасности экстремизма, о толерантном отношении друг к другу, а также
побеседовать о терпимости, благородстве, порядочности, гуманности и взаимном
уважении, о недопустимости экстремизма и терроризма в межнациональных
отношениях.
Наша Родина Россия одна из огромнейших в мире многонациональных
стран. В ней проживает приблизительно 166 национальностей и народностей. Русские,
крупнейший по численности народ, приблизительно 120 млн. человек. Но мало кто
помнит, что россиянами являются башкиры, татары, калмыки, удмурты, ногайцы,
якуты, ненцы, чуваши, мордва, алтайцы, адыгейцы, буряты, ингуши, хакасы, чеченцы,
даргинцы, аварцы, лезгины, осетины и многие многие другие.
Каждый народ вносит свою лепту в яркую палитру культур России. Только в
братстве и тесном единении друг с другом можно преодолеть любые испытания. Что
и происходило на нашей земле на протяжении многих веков.
Ведущий
Невозможно представить Россию без таких людей, как
Петр Багратион российский генерал с грузинскими корнями, герой
Отечественной войны 1812г.;
Абрам Петрович Ганнибал генерал, прадед Пушкина по материнской линии,
эфиоп;
Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря
живого великорусского языка» из обрусевших датчан;
Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка,
основоположник современной космонавтики из поляков.
2. Лев Толстой, Георгий Жуков, Григорий Пономаренко, Расул Гамзатов, Илья Репин,
маршал Иван Христофорович Баграмян, Гарри Каспаров, Виктор Ан… Как
представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории?
Все мы граждане великой многонациональной Российской Федерации!
Ведущий 1. Если скажут слово « Родина»
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка – скромница
И ромашковый бугор,
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной станичный двор.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
Ведущий 2. Как прекрасен этот мир: голубое небо и яркое солнце, цветущие
деревья и зеленая трава, поющие птицы и порхающие бабочки! Радость, любовь,
улыбка, беззаботный смех.
Ведущий 1. Как хрупок этот мир! В считанные минуты счастье может обернуться
бедой, смех превратиться в слезы, а чистое небо – скрыться за облаком серой пыли,
если принятые в нормальном обществе ценности справедливости и чести
подменяются идеями насилия и экстремизма. Из толкового словаря этимология
термина «экстремизм» обнаруживает свои корни в латинском языке, переводится
как «крайний» (взгляды и меры)
Экстремизм – это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и
вражды. Различают следующие виды экстремизма:
политический
национальный
религиозный
Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего народа»,
его экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в ущерб
представителей других национальностей, проживающих на этой же территории.
Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к
инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние годы
обострилась проблема исламского экстремизма.
Политический экстремизм – это движения или течения против
существующего конституционного строя.
Ведущий
следующие:
2.
К причинам возникновения экстремизма можно отнести это большое имущественное расслоение населения оно приводит к тому, что
общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный
общими целями, идеями, ценностями.
это нарастание социальной напряженности.
это снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что
привело к утрате нравственных ценностей.
это бездуховность отсутствие четких представлений об истории и перспективах
развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу
родины.
Ведущий 1. Социальную базу экстремистских групп составляют, люди не
сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Молодежь не способная
критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации,
ввиду отсутствия жизненного опыта оказались наиболее подверженные этому
влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских групп. Большинство
молодежных экстремистских группировок носят неформальный характер. Ряд их
членов имеют смутное представление об идеологической подоплеке экстремистских
движений. Громкая фразеология, внешняя атрибутика и другие аксессуары,
возможность почувствовать себя членом своеобразного «тайного общества»,
имеющего право безнаказанно творить расправу над неугодными группе лицами, все
это привлекает молодежь. На сегодняшний день экстремизм является реальной
угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Наблюдается увеличение
неформальных молодежных движений экстремистской направленности. В настоящее
время членами неформальных молодежных организаций (группировок)
экстремистсконационалистической направленности являются молодые люди в
возрасте от 14 до 30 лет, нередко несовершеннолетние лица 14 – 18 лет.
От того, кто выиграет «битву за умы и сердца» подрастающего поколения, во многом
зависит будущее страны. Только усилия всего общества могут создать надежный
заслон распространению экстремизма.
Экстремистская деятельность – это:
насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности
Российской Федерации;
Ведущий 2. публичное оправдание терроризма и иная террористическая
деятельность;
Ведущий 1. возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной
розни;
Ведущий 2. пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности
человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или
языковой принадлежности или отношения к религии;
Ведущий 1. совершение преступлений по мотивам политической, идеологической,
расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам
ненависти или вражды в отношении какойлибо социальной группы; Ведущий 2. пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики
или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой
или символикой до степени смешения;
Ведущий 1. финансирование указанных деяний либо иное содействие в их
организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления
учебной, полиграфической и материальнотехнической базы, телефонной и иных
видов связи или оказания информационных услуг.
Ведущий 2. Синонимами экстремизма стали слова:
Национализм – это форма общественного единства, основанная на идее
национального превосходства и национальной исключительности.
Расизм – это совокупность концепций, основу которых составляют положения о
физической и психической неравноценности человеческих расс и о решающем влиянии
расовых различий на историю и культуру человеческого общества.
Фашизм
это идеология и практика, утверждающие превосходство и
исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание
национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма,
установления культа вождя.
(Просмотр в/фильма «Принцип ненависти»)
Ведущий 2. Крайним проявлением экстремизма является терроризм.
Слово «терроризм» («террор») пришло из латинского языка: terror – страх, ужас и
очень близко к таким понятиям,
«держать в
повиновении», «запугивать», «творить расправу».
Террористические акты приносят массовые человеческие жертвы; разрушают
материальные и духовные ценности, не поддающиеся восстановлению; сеют вражду
между государствами и народами; провоцируют войны.
Терроризм может превратить в жертву всё общество!
Ведущий 1. В настоящее время экстремизм приобретает всё более разнообразные
формы и угрожающие масштабы: на начало 21 века в мире действовало около 500
террористических организаций и групп различной экстремистской направленности. За
последние 10 лет ими совершено более 6500 актов международного терроризма, от
которых погибли десятки тысяч человек и более 11000 пострадало.
В современную историю почти каждый день вписываются кровавые события
террористических актов.
как «терроризировать»,
Господь Всевышний! Зло останови,
Невинных не унизив оправданьем...
Не надо крови, дай нам всем любви!
Сердца наполни счастья ожиданьем!
Дай веру в то, что оживет земля,
Прощая боль потерь, ушедших рано...
Обет любви дадим ей ты и я,
Она его заслуживает, право. Разрознен мир... И нестерпима боль...
Чем я могу помочь, найти причину?
Как излечить могу я эту хворь,
Чтоб выдрать с корнем подлую личину...
(Татьяна Красюк)
Ведущий 1. Сегодня не проходит и дня, чтобы мы не услышали о взрыве, убийстве
или похищении людей. Это становится обыденным, привычным и повседневным. Но
никогда не стереть из нашей памяти такие события как:
Взрывы домов в 1999 году. В сентябре 1999 года произошел ряд терактов в Москве. 8
сентября 1999 года, в Москве в 23.58 на улице Гурьянова террористы взорвали
жилой дом. В результате этого террористического акта были полностью уничтожены
две секции 9этажного панельного жилого дома номер 19. Жертвами трагедии стали
огромное количество людей.
Ведущий 2. Взрыв в Волгодонске, 16 сентября 1999 в городе Волгодонск
Ростовской области рядом с девятиэтажным жилым домом № 35 по Октябрьскому
шоссе сдетонировал грузовик ГАЗ53 со взрывчаткой. От взрывной волны была
разрушена фасадная часть дома. Из завалов было извлечено 18 погибших, 1 человек
умер в больнице, 89 человек госпитализированы, повреждено 37 близлежащих домов.
Ведущий 1. 11 сентября 2001 год беспрецедентный по своей жестокости теракт.
Цепь катастроф, вызвавших массовую гибель людей в НьюЙорке, Вашингтоне и юго
западной Пенсильвании в результате захвата пассажирских самолётов и тарана ими
зданий Всемирного торгового центра и Пентагона.
Ведущий 2. Террористический акт на Дубр вке,
также упоминаемый как «Норд
Ост», длившийся с 23 по 26 октября 2002 года, в ходе которого группа вооружённых
боевиков во главе с Мовсаром Бараевым захватила и удерживала заложников из
числа зрителей мюзикла «НордОст». Боевики были вооружены огнестрельным
оружием, боеприпасами и взрывными устройствами. Общее число захваченных
заложников составило 916 человек. По мнению российских властей, целью
террористической акции было нарушение общественной безопасности, устрашение
населения и оказание воздействия на органы власти Российской Федерации по
принятию решения о выводе войск с территории Чеченской Республики. В результате
операции по освобождению заложников были убиты все находившиеся в здании в тот
момент террористы и освобождена часть заложников. В общей сложности, по
официальным данным, погибли 130 человек из числа заложников.
Ведущий 1. 21 августа 2006 года взрыв на Черкизовском рынке в Москве.
Ведущий 2. 4 февраля 2007 года взрыв в С. Петербурге в вестибюле станции метро
«Владимирская».
Ведущий 1. 6 ноября 2008 года террористка – смертница взорвала маршрутное
такси во Владикавказе.
Ведущий 2. Вспомним чудовищный по своей жестокости теракт, боль от которого не
пройдет никогда захват заложников в школе № 1 города Беслана (Северная
оо Осетия), совершённый боевиками 1 сентября 2004 года. В течение двух с половиной
дней террористы удерживали в здании более 1100 заложников (преимущественно,
детей, их родителей и сотрудников школы) в нечеловеческих условиях. На третий
день в школе произошли взрывы, и позже возник пожар, в результате чего произошло
частичное обрушение здания. После первых взрывов заложники начали выбегать из
школы, и федеральными силами был предпринят штурм. Во время хаотичной
перестрелки, в том числе с участием гражданских лиц, пользовавшихся личным
оружием, было убито 28 террористов (трое, включая одну из смертниц, погибли в
первый день). Единственный пойманный живым террорист, Нурпаши Кулаев, был
арестован и впоследствии приговорён судом к пожизненному заключению. Хотя
большинство заложников были освобождены в ходе штурма, в результате теракта 334
человека, из них 186 детей, были убиты и свыше 800 ранены. Ответственность за
теракт в Беслане публично взял на себя Шамиль Басаев. (Презентация «Беслан»)
И я... и я скорблю со всеми вами,
И я хочу зажечь свою свечу,
И невозможно выразить словами,
Все то, что я сказать сейчас хочу.
Стекают слезы скорби по щекам,
Они, ведь как и мы... хотели жить,
И радоваться... солнцу... облакам,
Как мы... страдать...надеяться...любить.
Одним рывком безжалостной руки,
Их жизнь оборвалась в один момент,
Скорбит народ... скорбят наши стихи...
И для родных сильнее горя нет.
Зажжем свечу и молча постоим...
Здесь от букетов некуда деваться,
Скорбим... скорбим... скорбим... скорбим...
Да, сколько ж это будет продолжаться?
(А.Войнаровская)
катастрофа,
Ведущий 1. Эта презентация не может оставить нас равнодушными. Но к
сожалению список террористических актов можно продолжать. 31 октября 2015
года произошла катастрофа аэробуса A321 над Синайским полуостровом —
тяжёлая авиационная
центральной
частью Синайского полуострова и ставшая одновременно крупнейшей катастрофой в
истории Египта и самолётов семейства Airbus A320, а также самой массовой гибелью
граждан России в авиакатастрофе за всю историю мировой авиации. По версии ФСБ
России на борту самолета произошёл взрыв. Ответственность за теракт в первые дни
после катастрофы взяло на себя Синайское подразделение террористической
группировки «Исламское государство Ирака и Леванта».
Ведущий 2. 21 ноября 2015 года произошел теракт в отеле Мали. «В числе
погибших – шестеро граждан нашей страны, которые вместе с тринадцатью
произошедшая над гражданами других государств были расстреляны боевиками в помещении ресторана
буквально в первые моменты террористической атаки на гостиницу». Ведущий 1. Но
может пора остановиться и прекратить эти безобразия! Все в ваших руках, руках
молодого поколения! Стремительный и блистательный, жестокий и равнодушный
ХХI век. Его можно смело назвать монстром с железным сердцем, он не хочет
слышать стоны, не замечает слезы, принимая их часто за прозрачную росу на лице
человека. Полна экстремизма современная история. Ненависть, злоба, жестокость,
крайние меры, крайние взгляды, крайние действия. Это все те слова, которые
характеризуют эти события. Мы еще раз убедились в том, что экстремизм – это
действительно жестокость, основанная на ненависти и злобе, а порой и глупости,
подчиненной слепой вере.
Ведущий 2. Помните: Уголовная ответственность за экстремизм и терроризм
возникает с 14 лет. Степень уголовной ответственности зависит от степени тяжести
преступления – штраф от ста тысяч рублей до лишения свободы (от шести месяцев
до пожизненного заключения).
Ведущий 1.Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма,
нетерпимости, обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты.
Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и
непримиримость должна уступить место более высоким ценностям – умению
находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать
существующие конфликты. Толерантность – путь к миру!». Проявлять
толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду,
положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире,
сохраняя при этом свою индивидуальность. Быть толерантным означает уважать
других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать
внимание на то, что нас сближает. Мы очень разные, но должны жить в мире.
Разве так должно быть? Рушатся дома,
Слёз людских и крови протекла река.
Стало очень страшно в нашем мире жить.
Но подлым террористам нас не погубить!
Все должны на свете очень мирно жить!
Нужно научиться счастьем дорожить!
Нужно научиться мир наш защищать!
И тогда террору в мире не бывать!
Тулгаева Анастасия. Литература:
1.Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования
толерантного сознания. //Образование в современной школе. – 2008. – № 4.
2.Вульфов Б.З. «Воспитание толерантности, сущность и средства» //Внешкольник
2009 г. № 6.
3.Волшебный кристалл (игры на развитие толерантности) //Издательский дом
«Первое сентября» 2002 № 39
4. Гудошникова Н. «Не воздавать злом на зло»: важная человеческая
добродетель.//Граждановедение. – 2007. – № 44
5. Громова Е.Л. «Развитие этнической толерантности в школе» //Ульяновский
университет. Ульяновск. 2009. 1. Вахромеев А.В. Международный терроризм и национальная безопасность России//
Социально гуманитарные знания. – 2004. № 1.
2. Вахрамеев А.В. Международный терроризм и национальная безопасность России//
Социально гуманитарные знания. – 2004. № 2.
3. Замков В.И. Терроризм глобальная проблема современности М., 1996.
4. Лазарев И.М. Терроризм как тип политического поведения // Социс. – 1993. № 6.
5. Новиков Я.Ю. Терроризм в Северной Ирландии: история и современность //
Социально гуманитарные знания. – 2003. № 6.
6. Новикова Г.В. Сильная стратегия слабых (Террор в конце 20века) // Полис. – 2000.
№ 1.
7. Переосмысляя современность (Материалы международной конференции). М.,
2003.
8. Колобов О.А. Терроризм и контртерроризм в современном мире: Аналитические
материалы, документы, глоссарий: Научносправочное издание. Экслит, 2003.
Экстремизм и терроризм в современном обществе
Экстремизм и терроризм в современном обществе
Экстремизм и терроризм в современном обществе
Экстремизм и терроризм в современном обществе
Экстремизм и терроризм в современном обществе
Экстремизм и терроризм в современном обществе
Экстремизм и терроризм в современном обществе
Экстремизм и терроризм в современном обществе
Экстремизм и терроризм в современном обществе
Экстремизм и терроризм в современном обществе
Экстремизм и терроризм в современном обществе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.