Пояснительная записка.
Подготовка ЕГЭ является актуальной как для учащихся, так и для учителей.
Программа предназначена для повторения школьного курса физики и подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ.
Рабочая программа элективного курса по физике «Практикум по решению физических задач» на 2020 – 2021 учебный год составлена на основе
· «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение», составитель: В.А. Коровин,.
· авторской программы «Методы решения физических задач»: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров.
Для реализации программы использовано учебное пособие: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров «Практика решения физических задач. 10-11 классы».
Количество часов: в течении года, всего 35 учебных часов.
Цели элективного курса:
1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
2. совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
3. формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач;
4. применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания.
Задачи курса:
1. углубление и систематизация знаний учащихся;
2. усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
3. овладение основными методами решения задач.
Требования к уровню подготовки обучающихся
По выполнению программы учащиеся должны знать:
основные понятия физики
основные законы физики
вывод основных законов
понятие инерции, закона инерции
виды энергии
разновидность протекания тока в различных средах
закономерности, происходящие в газах, твердых, жидких телах
По выполнению программы учащиеся должны уметь производить расчеты:
производить расчеты по физическим формулам
производить расчеты по определению координат тел для любого вида движения
производить расчеты по определению теплового баланса тел
решать качественные задачи
решать графические задачи
снимать все необходимые данные с графиков и производить необходимые расчеты
составлять уравнения движения
по уравнению движения, при помощи производной, находить ускорение, скорость
давать характеристики процессам происходящие в газах
строить графики процессов
описывать процессы при помощи уравнения теплового баланса
применять закон сохранения механической энергии
применять закон сохранения импульса
делать выводы
Учебно-тематический план
№ п/п |
Содержание программы |
Количество часов теории |
1. |
Магнитное поле (2 часа) |
2 |
2. |
Электромагнитные колебания и волны (14 часов) |
14 |
3. |
Механика (7 часов) |
7 |
4. |
Молекулярная физика. Термодинамика. (6 часов) |
6 |
5. |
Электричество. (6 часов) |
6 |
|
Итого: |
35 |
Содержание изучаемого курса
Магнитное поле (2 часа)
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.
Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и другого оборудования.
Электромагнитные колебания и волны (14 часов)
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.
Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор.
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. Класси¬фикация задач по СТО и примеры их решения.
Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения. Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием осциллографа, звукового генератора, трансформатора, комплекта приборов для изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных приборов.
Механика (7 часов)
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием.
Молекулярная физика. Термодинамика. (6 часов)
Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование. Масса и размеры молекул. Постоянная Авогадро.
Идеальный газ. Давление газа. Понятие вакуума. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. Температура как мера средней кинетической энергии хаотического движения молекул.
Уравнение Клапейрона-Менделеева. Изопроцессы и их графики.
Изменение внутренней энергии газа в процессе теплообмена и совершаемой работы. Первое начало термодинамики. Работа газа при изобарном изменении его объема. Физический смысл молярной газовой постоянной. Адиабатный процесс. Применение первого начала термодинамики к изопроцессам.
Второе начало термодинамики. Принцип действия тепловой машины. Понятие о цикле Карно. КПД теплового двигателя. Тепловые двигатели.
Электричество. (6 часов)
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов «а описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.
Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.
Календарно – тематическое планирование
11 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Дата |
||
план |
факт |
|||
Магнитное поле (2 часа) |
||||
1 |
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия на проводник с током: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера. |
|
|
|
2 |
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия на движущийся заряд: сила Лоренца. |
|
|
|
Электромагнитные колебания и волны (14 часов) |
||||
3 |
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность. |
|
|
|
4 |
Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока. |
|
|
|
5 |
Задачи на переменный электрический ток: электрические машины, трансформатор. |
|
|
|
6 |
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. |
|
|
|
7 |
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. |
|
|
|
8 |
Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. |
|
|
|
9 |
Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. |
|
|
|
10 |
Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. |
|
|
|
11 |
Классификация задач по СТО и примеры их решения. |
|
|
|
12 |
Классификация задач по СТО и примеры их решения. |
|
|
|
13 |
Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения. |
|
|
|
14 |
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач. |
|
|
|
15 |
Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием приборов. |
|
|
|
16 |
Решение задач |
|
|
|
Механика (7 часов) |
||||
17 |
Общие методы решения задач по кинематике. |
|
|
|
18 |
Задачи на основные законы динамики. |
|
|
|
19 |
Задачи на принцип относительности. |
|
|
|
20 |
Задачи на закон сохранения импульса. |
|
|
|
21 |
Задачи на закон сохранения энергии. |
|
|
|
22 |
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем. |
|
|
|
23 |
Механика жидкостей. |
|
|
|
Молекулярная физика. Термодинамика. (6 часов) |
||||
24 |
Задачи на описание поведения идеального газа. |
|
|
|
25 |
Задачи на свойства паров. |
|
|
|
26 |
Задачи на определение характеристик влажности воздуха. |
|
|
|
27 |
Задачи на первый закон термодинамики. |
|
|
|
28 |
Задачи на тепловые двигатели. |
|
|
|
29 |
Задачи на уравнение теплового баланса. |
|
|
|
Электричество. (6 часов) |
||||
30 |
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами. |
|
|
|
31 |
Общая характеристика решения задач по электростатике. |
|
|
|
32 |
Задачи на приёмы расчёта сопротивления сложных электрических цепей. |
|
|
|
33 |
Задачи на расчёт участка цепи, имеющей ЭДС. |
|
|
|
34 |
Задачи на описание постоянного тока в различных средах. |
|
|
|
35 |
Обобщающее занятие. |
|
|
|
Список литературы.
1. Демонстрационные варианты егэ по физике 2018г, 2019, 2020.
2. ЕГЭ 2018, Физика, Типовые тестовые задания, Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А
3. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика-10: 18-е изд. - М.: Просвещение. 2009.
4. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень);
5. Москалев А. Н., Никулова Г. А. «Готовимся к единому государственному
6. Степанова Г. Н. «Сборник задач по физике: для 10-11 классов общеобразовательных учреждений»
Электронные образовательные ресурсы
www.fizportal.ru/ Физический портал;
www.class-fizika.narod.ru Классная физика;
www.elkin52.narod.ru/ Занимательная физика в вопросах и ответах - Сайт заслуженного учителя РФ, методиста Виктора Елькина;
fizkaf.narod.ru Кафедра и лаборатория физики МИОО (Московский Институт Открытого Образования);
http://www.center.fio.ru/som- методические рекомендации учителю-предметнику;
http://www.edu.ru- Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведении эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена;
http://metodist.lbz.ru- сайт издательства БИНОМ. Лаборатория знаний;
http://school-collection.edu.ru/- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов;
http://www.fipi.ru- Материалы сайта ФИПИ;
www.standart.edu.ru материалы сайта ФедеральныйГосударственный Образовательный Стандарт;
http://www.e-osnova.ru/ Издательская группа ОСНОВА. Физика.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.