Электив по черчению для 10 классов

  • Образовательные программы
  • doc
  • 15.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Электив по черчению для 10 классов, программа рассчитана на 17 часов, цель- углубить интерес учащихся к предмету, создание условий для профессиональней ориентации. Знакомство с источниками информации, анализ полученной информации, актуализация знаний учащихся. В качестве учебно-методического пособия используются учебники, технические справочникидополнительная программа по черчению, электив
Иконка файла материала эл-в печать.doc
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 410 ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ­ПЕТЕРБУРГА Рекомендована к использованию педагогическим советом Протокол от 29.08.2017 № 188   «Утверждаю» Приказ № 3509 от 30.08.2017 _________ _Директор лицея №410 О.И. Ткачева Рабочая программа Элективный курс по черчению для 10 «Б» класса  На 2017 – 2018 учебный год «Основы инженерного конструирования» (17 часов) Автор­составитель: Бандак Светлана Анатольевна Санкт­Петербург Пушкин 02017 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №410 СОГЛАСОВАНО Директор ИМЦ ____________ Серова Л.Г. «__»________20__г. ДОПУЩЕНО Председатель президиума ЭНСМ _______________С.В. Жолован «__»________20__г. Председатель предметной секции ЭНСМ _______________ Протокол № __ от «__»___20__г. УТВЕРЖДЕНО На педагогическом совете ГБОУ №410 Протокол №167 От «27» августа 2015г. Директор лицея №410               Ткачева О.И. Предметного элективного курса профильного обучения Программа для учащихся 10 классов «Основы инженерного конструирования» (17 часов) Автор­составитель: учитель изобразительного искусства и черчения Бандак Светлана Анатольевна 1Санкт­Петербург 2017 – 2018г.   Пояснительная записка Программа элективного курса «Основы инженерного конструирования» адресована учащимся 10 классов. Из расчета 1 раз в неделю, всего 17часов. Область: предметная. Цель программы: углубление интереса к предмету, создание условий для осуществления проб действия учащихся в роли представителей разных профессий. ­   восполнить   некоторые   содержательные   пробелы   основного   курса   черчения, придать ему необходимую целостность; ­   формировать   навыки   чтения   и   выполнения   некоторых   видов   архитектурно­ строительных чертежей; ­ помочь осознать степень своего интереса к предмету; ­ формировать качества чертежной грамотности, необходимые человеку для жизни в современном обществе. Краткое описание последовательности реализации содержания программы: знакомство с источниками информации, анализ полученной информации, актуализации знаний учащихся. В качестве учебно­методического комплекса используются учебники, научно­популярная литература,   технические   справочники,   указанные   в   информационном   обеспечении,   а именно: А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский Черчение 9 класс учебник для общеобразовательных учреждений АСТ: Астрель Москва 2014, В.И. Вышнепольский  Рабочая тетрадь к учебнику «Черчение» А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского 9 класс АСТ: Астрель Москва 2014. Для   реализации   программы   необходимо   следующее   оборудование:   демонстрационный проектор, компьютер, таблицы. Приоритетными   методами   программы   являются:   практические   работы,   связанные   с реальным производством, которые стимулируют самостоятельную работу учащихся. В   процессе   освоения   программы   учащиеся   познакомятся   с   профессией   разработчика, конструктора, технолога, изготовителя. Об   успешности   реализации   данной   программы   можно   судить   по   выбору технологического профиля в старших классах, по участию в технических советах, создании самостоятельных рефератов. 2Программа элективного предметного курса составлена для учащихся 10 классов физико­математического профиля обучения, желающих после окончания школы обучаться в ВУЗах на факультетах технического направления.  Общая характеристика учебного процесса Курс  технического  черчения   направлен  на  формирование   графической   культуры учащихся,   развитие   мышления   и   творческого   потенциала   личности.   Формирование графической   культуры   учащихся   это   процесс   овладения   графическим   языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности, поэтому он должен быть непрерывным. Необходимость введения данного курса обусловлена тем, что инвариантная часть Базисного   учебного   плана   по   черчению   в   8   классе   не   обеспечивает   непрерывности образования   и   позволяет   обеспечить   лишь   «Обязательный   минимум   содержания образования по черчению», что недостаточно для должного формирования графической культуры   школьников.   В   лицее   предмет   «Черчение»   преподается   по   одногодичной программе   А.Д.   Ботвинникова,   что   является   недостаточным   для   полного   изучения предмета. Сейчас этот предмет входит в курс средних и высших технических учебных заведений.   Необходим   всем   выпускникам,   которые   хотят   приобрести   профессию, связанную с техникой. Особенно важно в настоящее время научиться читать чертежи и схемы, знать условные обозначения входящих элементов, уметь пользоваться справочными таблицами и справочными сборниками. Настоящая программа составлена в соответствии с требования государственного образовательного   стандарта,   на   основе   типовых   программ   по   черчению   и   инженерной графике,   с   учетом   накопленного   опыта   преподавания   графической   дисциплины   по учебнику – А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский Черчение 9 класс учебник   для   общеобразовательных   учреждений   АСТ:   Астрель   Москва   2014.   При разработке программы учитывались следующие нормативные документы:  Федеральный   закон   от   29.12.2012   №273   –   Ф3   «Об   образовании   в   Российской Федерации»  Приказ   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от   17.12.210 №1897   «Об   утверждении   федерального   государственного   образовательного стандарта основного общего образования»;  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   СТАНДАРТ   ОСНОВНОГО   ОБЩЕГО СРЕДНЕГО   (ПОЛНОГО)   ОБЩЕГО   ОБРАЗОВАНИЯ;   утвержден   приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897 «Оценочная политика ГБОУ лицея №410»; утвержден решением педагогического совета от 29 марта 2012 года.   Учебный план ГБОУ лицея №410 Пушкинского района Санкт­Петербурга на 2017­ 2018   учебный   год,   утвержденный   приказом   директора   №   309   от   30.08.2017 (протокол педсовета № 186 от 29.08.2017) К КОНЦУ КУРСА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:  Основные правила выполнения и обозначения чертежей;  Условные изображения и упрощения на чертежах; 3 Геометрические построения необходимые при выполнении чертежей;  Плоскости проекций;  Типы чертежей;  Способы построения проекций. К КОНЦУ КУРСА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:  Выполнять чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел;  Моделировать геометрические тела;  Выполнять построение чертежа по ГОСТу;  Уметь читать чертеж и схему.  Содержание учебного курса  «Основы инженерного конструирования» ­ 16 часов Тема №1: Виды КД Познакомить учащихся с различными видами КД (приложение 1) Самостоятельная работа – определить к какому виду КД относятся чертежи. ГОСТ 2.101­68 Polynsky.com.kg/mechanical­eengineerinq­drawinq/180­rabochie­chertezhi­i­konstruktorskie­ dokumenty.html Тема №2: Стадии разработки КД, чертежи, их типы Познакомить с проектированием, видами и объектами проектирования, стадиями процесса проектирования, профессией инженер­конструктора, архитектора, дизайнера (учебник для общеобразовательных   учреждений   под   ред.   В.В.   Степаковой   и   Л.В.   Курцевой   Москва «Просвещение» 2012 общие сведения об изделиях черчение №53­56 стр. 592­312) Составление рабочего чертежа детали. Последовательность выполнения чертежа. Инструменты, необходимые для обмера модели (детали). Назначение эскиза и правила его выполнения. Учащиеся должны знать: правила составления рабочего чертежа детали, как выполнить обмеры детали и ее эскиз. Учащиеся должны уметь: выполнять эскиз и рабочий чертеж детали.  Графическая   работа:   Выполнить   эскиз   детали   (модели),   затем   по   эскизу   выполнить рабочий чертеж. ГОСТ 2.102­2013 ГОСТ 2.103­68 4Тема №3: Общие сведения об изделиях Дать сведения об общих изделиях, расширить понятие об изделии в черчении – сборочные единицы, комплексы, комплекты. Учащиеся должны знать: различные виды изделий; Учащиеся   должны   уметь:   выполнять   наглядное   изображение   детали   по   2   данным, построение 3 вида и т.д. ГОСТ 2.101­68 Тема №4: Виды изделий Основные виды детали. Понятие о местных и дополнительных видах. Понятие вида. Получение видов: основных, дополнительных, местных. Построение третьей проекции детали по двум заданным. Построение 3­х видов детали по аксонометрическому изображению. Построение 3­х проекций по образце (модели). Учащиеся должны знать: правила построения видов детали. Учащиеся   должны   уметь:   Выбрать   главный   вид   детали,   построить   необходимые   виды, грамотно оформить построение (композиционно разместить на формате). Графическая   работа:   По   заданному   (согласно   варианту)   наглядному   изображению выполнить построение 3­х видов детали. Нанести размеры. Формат А­3, карандаш. ГОСТ 2.305­68 стр. 33­48 www.electroeffect.ru Тема №5: Нанесение размеров Учащиеся должны знать: правила нанесения размеров. Учащиеся должны уметь: наносить размеры на чертежи. Правила нанесение размеров. Учебник №2.5 стр. 26­28, №14 стр. 92­96 ГОСТ 2.307­68 стр. 54­57 Тема №6: Аксонометрическое изображение деталей Аксонометрические   проекции.   Прямоугольная   изометрическая   проекция.   Способы построения прямоугольной изометрической проекции плоских и объемных фигур. Технические рисунки. Выполнение технических рисунков. Учащиеся должны знать: способы построения аксонометрических изображений деталей. 5Учащиеся должны уметь: выполнять аксонометрические проекции деталий, технических  рисунков. Учебник №6 стр. 46­56, №11 стр. 62­73 ГОСТ 2.317­69 стр. 144­148 Тема №7: Сечения и разрезы Понятие сечения, его назначение. Вынесенные и наложенные сечения. Правила обозначения и оформления сечений. Понятие разрез. Назначение и расположение разрезов на чертежах.  Классификация разрезов. Обозначение разрезов на чертежах. Соединение части вида с  разрезом. Особые случаи разрезов. Учащиеся должны знать: назначение и правила построения разрезов и сечений детали. Учащиеся должны уметь: выполнять сечения и разрезы деталей, соединять часть вида и  разреза детали. Графическая работа: По двум видам детали построить третий. Выполнить необходимые разрезы.   Нанести   размеры.   Показать   наглядное   изображение   детали   (прямоугольную изометрию) с вырезом четверти. Формат А­3, карандаш. Сечения Учебник №20­22 стр. 128­137 Разрезы Учебник №23­27 стр. 137­152 ГОСТ 2.305­68 стр. 33­48 Тема №8: Общие сведения о соединениях деталей Основные   сведения   о  соединениях   разъемных   и   неразъемных.   Правила   изображения   на чертежах. Упрощенные и условные изображения. Учащиеся должны знать: примеры разъемных и неразъемных соединений, правила  изображения резьбовых соединений, основные сведения о клепанных и сварных  соединениях. Учащиеся должны уметь: работать со справочной литературой, читать и выполнять  чертежи соединения деталей. Графическая работа: Вычертить: ­ болт, шайбу, гайку по их действительным размерам; ­ упрощенное изображение этих же деталей в сборе; Работа выполняется на листе формата А­3 в карандаше. Учебник №30­33 стр. 161­178 ГОСТ 2.312­72 стр. 112 6ГОСТ 2.313 стр. 121 Сборочные чертежи Составление   и   оформление   чертежей   сборочных   единиц,   составление   спецификаций. Примеры выполнение деталирования сборочного чертежа. Учащиеся должны знать: что называется деталированием сборочного чертежа, какие  сведения вносят в спецификацию. Учащиеся должны уметь: читать и выполнять сборочные чертежи. (Графическая работа: По заданному сборочному чертежу выполнить рабочие чертежи  указанных деталей, вычертить аксонометрию одной из них) – повышенный уровень. Учебник №34­37 стр. 178­211 Тема №9: Обзорно­обобщающий урок Блиц­опрос по пройденным темам (тесты, карточки, занимательные задания 7Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного предмета Программа   предполагает   достижение   выпускниками   старшей   школы   следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. В личностных результатах сформированность: ­ ответственности в отношении к учению, готовность и способность к самореализации и самообразованию   на   основе   развитой   мотивации   учебной   деятельности   в   приобретении   и решении технических знаний и умений, осознанности построения индивидуальной траектории; ­ коммуникативной компетенции в общении; ­   целостность   мировоззрения,   представлений   об   изучаемых   методах   инженерной графики. В метапредметных результатах сформированность: ­   способности   самостоятельно   ставить   цели   учебной   и   исследовательской деятельности,   планировать,   осуществлять,   контролировать   и   оценивать   действия   в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; ­   умения   находить   информацию   в   различных   источниках,   обрабатывать,   хранить, передавать; ­   владения   приемами   умственных   действий:   определения   понятий,   обобщения,   установки аналогий, классификаций; ­   умения   организовывать   совместную   учебную   деятельность   с   учителем   и сверстниками: определять цели, распределять функции, находить решение проблемы. В предметных результатах сформированность: ­   умение   работать   с   графическим   изображением,   текстовыми   и   табличными обозначениями, грамотно выражать свои мысли средствами чертежа, применять чертежную и графическую терминологию;  ­ умения использовать базовые понятия содержания; ­ представления о способах получения плоских изображений; ­   представлений   об   условностях   и   обозначениях,   используемых   при   выполнении чертежей; ­ умения выполнять геометрические построения различной сложности; ­   умения   аккуратно   выполнять   на   листе   бумаги   чертежи   с   использованием современных инструментов и материалов. 8Учебно­тематическое планирование «Основы инженерного конструирования» № п/ п Планируемые сроки проведения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 По  плану 1  неделя 2  неделя 3  неделя 4  неделя 5  неделя 6  неделя 7  неделя 8  неделя 9  неделя 10  неделя 11  неделя 12  неделя 13  неделя 14  неделя 15  неделя 16  неделя 17  неделя Факти чески Тема урока Введение. Виды КД Стадии разработки КД Общие сведения об изделии Виды изделий Виды изделий Нанесение размеров Нанесение размеров Аксонометрическое изображение деталей Аксонометрическое изображение деталей Сечения и разрезы Сечения и разрезы Общие сведения о соединениях деталей.  Сборочные чертежи Общие сведения о соединениях деталей.  Сборочные чертежи Общие сведения о соединениях деталей.  Сборочные чертежи Общие сведения о соединениях деталей.  Сборочные чертежи Обзорно­обобщающий урок 9 Форма диагностики и контроля на уроке Индивидуальный,  фронтальный опрос Визуальный.  Практическая  работа Визуальный.  Практическая  работа Визуальный.  Практическая  работа. Карточки Визуальный.  Практическая  работа Визуальный  контроль Визуальный.  Практическая  работа Визуальный  контроль Визуальный  контроль Визуальный  контроль Визуальный  контроль Визуальный  контроль Визуальный  контроль Визуальный  контроль Визуальный  контроль Визуальный  контрольЛитература для учащихся 1. А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский  Черчение   9   класс   учебник   для   общеобразовательных   учреждений   АСТ:   Астрель Москва 2014 2. Единая система конструкторской документации Редактор Р.Г. Говердовская ИПК Издательство стандартов, Москва 2001 3. Дистанff.webarhive Дистанционное чертежно­графическое образование школьников 4. http://www.granitvtd.ru/ и http://window.edu.ru 5. http://polynsky.com.kg 6. http://cherch.ru Литература для учителя 1. А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский  Черчение   9   класс   учебник   для   общеобразовательных   учреждений   АСТ:   Астрель Москва 2014 2. Н.Г. Преображенская Черчение 9 класс учебник для общеобразовательных учреждений Москва Издательский центр «Вентана­Граф» 2006 3. Т.В. Кучукова Черчение Чертежи типовых соединений деталей рабочая тетрадь №7 Москва Издательский центр «Вентана­Граф» 2010 4. Н.Г.   Преображенская,   И.Ю.   Преображенская   Черчение   и   деталирование   сборочных чертежей рабочая тетрадь №8 Москва Издательский центр «Вентана­Граф» 2012 5. Т.В. Кучукова Черчение рабочая тестрадь №2 Разрезы Москва Издательский центр «Вентана­Граф» 2000 6. В.И.   Вышнепольский   Рабочая   тестрадь   к   учебнику   А.Д.   Ботвинникова,   В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского 9 класс АСТ: Астрель Москва 2014 7. Н.Г. Преображенская, И.Ю. Преображенская Черчение рабочая тетрадь №1 Сечения Москва Издательский центр «Вентана­Граф» 2000 8. Единая система конс трукторской документации Редактор Р.Г. Говердовская ИПК Издательство стандартов, Москва 2001 9. Дистанff.webarhive Дистанционное чертежно­графическое образование школьников 10. http://www.granitvtd.ru/ и http://window.edu.ru 10Литература для учащихся 7. А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский  Черчение   9   класс   учебник   для   общеобразовательных   учреждений   АСТ:   Астрель Москва 2014 8. Единая система конструкторской документации Редактор Р.Г. Говердовская ИПК Издательство стандартов, Москва 2001 9. Дистанff.webarhive Дистанционное чертежно­графическое образование школьников 10. http://www.granitvtd.ru/ и http://window.edu.ru 11. http://polynsky.com.kg 12. http://cherch.ru Литература для учителя 11. А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский  Черчение   9   класс   учебник   для   общеобразовательных   учреждений   АСТ:   Астрель Москва 2014 12. Н.Г. Преображенская Черчение 9 класс учебник для общеобразовательных учреждений Москва Издательский центр «Вентана­Граф» 2006 13. Т.В. Кучукова Черчение Чертежи типовых соединений деталей рабочая тетрадь №7 Москва Издательский центр «Вентана­Граф» 2010 14. Н.Г.   Преображенская,   И.Ю.   Преображенская   Черчение   и   деталирование   сборочных чертежей рабочая тетрадь №8 Москва Издательский центр «Вентана­Граф» 2012 15. Т.В. Кучукова Черчение рабочая тестрадь №2 Разрезы Москва Издательский центр «Вентана­Граф» 2000 16. В.И.   Вышнепольский   Рабочая   тестрадь   к   учебнику   А.Д.   Ботвинникова,   В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского 9 класс АСТ: Астрель Москва 2014 17. Н.Г. Преображенская, И.Ю. Преображенская Черчение рабочая тетрадь №1 Сечения Москва Издательский центр «Вентана­Граф» 2000 18. Единая система конс трукторской документации Редактор Р.Г. Говердовская ИПК Издательство стандартов, Москва 2001 19. Дистанff.webarhive Дистанционное чертежно­графическое образование школьников 20. http://www.granitvtd.ru/ и http://window.edu.ru 11Приложение Лист корректировки программы №  урока Тема урока Причина корректировки Способ корректировки 12Предмет: «Черчение»    Тест­карта № 1     Ф.И.О (                                             )  класс(      )    Оценка: (один вопрос ­1 балл)  10 бал.­«5»,   8 бал.­«4»,   5 бал.­«3»,   4 бал.­«2». Указание:  1) определите  правильный ответ;  2)нужный вариант (цифру) впишите в графу «отв.» Примечание: «0»­ставить при  совпадении четырех ответов. 1 вариант  ответа ТМ 2 вариант  ответа 6В 3 вариант  ответа Т 4 вариант  ответа 2Н Отв . № вопросы 1 Какой из карандашей  самый твердый 2 Правильный вариант  затачивания  карандаша 3 Определите неверный  2,5 3, 5 5,5 14 5…30 мм. 2…8 мм. 4…6 мм. 3..5 мм. Ось  симметрии Волнистая  линия Основная  линия Штриховая  линия Х­У Z­Y Z­X O­X размер шрифта 4 Какую длину имеют  штрихи штриховой  линии 5 При соединении части  вида и части разреза  границей является… Какими осями  определяется   фронтальная плоскость  проекций Где правильно  проставлен размер дуги окружности 6 7 8 Какой из масштабов не  предусмотрен ГОСТом 1:3 5:1 1:2,5 2:1 9 Определите шпилечное  соединение 1 0 Найдите правильно  выполн.разрез 13Предмет: «Черчение»    Тест­карта № 2    Ф.И.О (                                             )  класс(      )    Оценка: (один вопрос ­1 балл)  10 бал.­«5»,   8 бал.­«4»,   5 бал.­«3»,   4 бал.­«2». Указание:  1) определите  правильный ответ;  2)нужный вариант (цифру­1; 2,;3;4)впишите в графу  «отв.». Примечание: « 0»­ставить при совпадении четырех ответов. вопросы 1 вариант ответа 2 вариант ответа 3 вариант ответа 4 вариант ответа Отв. На каком рисунке циркуль подготовлен к работе правильно Чему равна толщина (d) линии шрифта Какое миним. расстоян. оставляют м/у контуром изображения и размер  линиями Определите рационально выполненный чертеж   0,1h 3,3 мм. 0,2h 5мм. 0,3h 7 мм. 0,4h 10 мм.       № 1 2 3 4 5 При соединении вида и разреза границей является… Какое соединение относиться к неразъемным Есть ли на  изображении тела  Вращения Ребро это­… 7 6 8         Ось    симметрии Волнистая линия Основная линия Штриховая  линия    Болтовое Сварное Шпоночное Штифтовое Отрезок прямой ,по которой пересекаются грани Общая начальная  точка отрезков Отсек плоскости,  которая составляет  поверхность  многогранника Геометрическо е тело 9 Как называется  точка «О»       Вершина Центр сопряжения Точка сопряжения Радиус  сопряжения 141 0 Какие оси относятся к прямоугольной изометрической проекции 15

Посмотрите также