Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
Рекомендовано
методическим советом школы
от 1.09.2014 г
_______________С.Г.Агалец
Утверждено
Приказ от
«__» ____________200__г.
№
ПРОГРАММА
элективного курса по математике для 10 класса
«Неравенства: через тернии к успеху»
Автор (составитель)
учитель математики Рабцун Л.В.,
Рецензент__________________
руководитель МО учителей
математики и информатики
Сургут
2019-2020 уч. г.
Пояснительная записка
Элективный курс «Неравенства: через тернии к успеху» составлен с использованием программы, составленной Ким Н. А. по теме: Неравенства: через тернии к успеху (Алгебра.10-11классы.-Волгоград.2007), рассчитан на 35 часа (1 час в неделю). Часы выделены из школьного компонента базисного учебного плана для учащихся 10 .
Предлагаемый курс является развитием ранее приобретенных программных знаний. Он систематизирует и упорядочивает, закрепляет и углубляет знания, умения и навыки учащихся, поддерживает изучение основного курса математики, способствует лучшему усвоению базового курса математики и направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого количества неравенств нестандартными приемами.
Цели курса:
1. Восполнение некоторых содержательных пробелов основного школьного курса по теме: «Неравенства»;
2.ознакомление с некоторыми нестандартными приемами решения достаточно сложных неравенств;
2. осознание степени своего интереса к предмету и оценивание возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;
3. формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе.
Задачи курса:
1. Научить учащихся решать неравенства более высокой сложности по сравнению с обязательным уровнем, овладеть рядом технических и интеллектуальных математических умений на уровне свободного их пользования.
Ожидаемые результаты обучения:
1.умение определять тип неравенства;
2.знание особенности методики их решения;
3.умение применять полученные знания при решении неравенств.
Данный курс предполагает компактное и четкое изложение теории, решение типовых задач на изложенную теоретическую часть курса, самостоятельную работу, как на уроке, так и дома.
Предлагаемые задания различны по уровню сложности: от простых неравенств на применение изучаемых приемов до достаточно трудных неравенств, предлагаемых на вступительных экзаменах в технические институты.
Курс представляет собой совокупность основных вопросов математики, подчиненных следующим методическим принципам:
- принцип гуманных отношений;
- принцип личностного подхода;
- системности;
- регулярности (1 час в неделю);
- вариативности;
- самоконтроля обучающихся;
- работы с текстом, справочным материалом, дополнительной литературой.
При выполнении требований на основе содержания образования в математическом классе предполагается применение следующих технологий:
- личностно-ориентированное обучение;
- проблемное обучение;
- исследовательская деятельность;
- дифференцированное обучение;
- традиционное обучение;
- проектная деятельность.
-
При освоении программы планируется использование различных методов и форм обучения; лекции, семинары, индивидуально-творческие работы, практикумы.
Образовательный продукт: тетради учащихся с алгоритмами и примерами решения логарифмических, показательных и тригонометрических неравенств с использованием различных методов.
При реализации программы предусмотрены следующие оценки уровня достижений учащихся: индивидуальная работа, контрольная работа, тестирование, собеседование, самооценка, решение конкурсных задач и решение заданий ЕГЭ прошлых лет.
Форма организации познавательной деятельности учащихся - групповая.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь: уверенно решать различной сложности неравенства по всему школьному курсу; быстро и грамотно решать неравенства из сборников для поступления в вузы, решать задания части В и С ЕГЭ; свободно использовать нестандартные приемы решения неравенств различной сложности.
Данная программа ориентирована на главную идею Концепции модернизации образования - формирование у обучающихся компетентностного подхода в учебном процессе.
Математическая компетентность ученика 10-го класса предполагает, что он:
- владеет техникой вычисления;
- владеет алгоритмами решения различных неравенств повышенной сложности.
Социально-личностная компетентность ученика 10-го класса предполагает, что он:
- умеет проводить доказательные рассуждения, аргументации, обоснования;
- умеет четко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
- умеет пользоваться дополнительной литературой, Интернет-ресурсами.
Общекультурная компетентность ученика 10-го класса предполагает, что он:
- понимает, что математика является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры;
- понимает, что математический аппарат создает возможности для решения прикладных задач.
Предметно-мировоззренческая компетентность ученика 10-го класса, предполагает, что он:
- владеет различными способами решения неравенств;
Реализация указанных целей и формирование названных компетенций достигаются в результате освоения следующего содержания образования.
Содержание программы
Тема 1. Решение рациональных неравенств методом интервалов.
Рассматриваются неравенства вида f(x)۷O, где f(x) представляется в виде множителей. а символ заменяется одним из знаков сравнения: {<,>,<,>, Описывается метод интервалов - как способ быстрого решения таких неравенств.
Тема 2. Решение дробно-рациональных неравенств методом интервалов.
Рассматриваются неравенства вида f(x)/g(x)۷O, где f(х) и g(x) представлены в виде множителей и так же описывается метод интервалов как способ решения таких неравенств.
Тема 3. Решение неравенств заменой функции (в двух частях).
Рассматриваются неравенства вида fl • f2•… f / g•g •…•g۷O, 9 где fn и gk различные функции. Рассматриваются 14 схем замен функций.
Тема 4. Обобщенный метод интервалов решения неравенств (в двух частях).
Рассматриваются два вида сравнения на конкретных примерах - I: f(x)۷O; II: f(x)۷g(x).
Рассматриваются неравенства вида F(x)= fl(x) •..• fk(x)۷0.
Тема 5. Решения иррациональных неравенств.
Рассматриваются два вида неравенств - I: f(x)≤ g(x); II: f(x)g(x).
Тема 6. Решения неравенств, содержащих модули.
Вводится определение модуля числа и функции. Рассматриваются равносильные замены, которые применяются при решении неравенств. Рассматриваются решения заданий повышенной сложности, предлагаемые на вступительных экзаменах в МГУ.
Тема 7. Решение логарифмических и показательных неравенств.
Водятся равносильные преобразования для неравенств вида а f(x) а g(x) и loga g(x) при условии а>1 и 0<а<1 .
Тема 8. Решение тригонометрических неравенств.
Решение на единичной окружности простейших тригонометрических неравенств и с использованием графиков элементарных тригонометрических функций.
Тема 9. Тестовые задания ЕГЭ по теме «Решение неравенств повышенной сложности».
№ |
Учебно – тематический план |
Всего часов |
Дата проведения |
Формы и методы работы |
Формы контроля |
1 |
§1. Решение рациональных неравенств методом интервалов |
1 |
|
- Лекция -Практикум |
с. р. |
2 |
§2. Решение дробно-рациональных неравенств методом интервалов |
2 |
|
- Семинар по темам №1 и №2 |
Тест |
3 |
§3. Решение неравенств с заменой функций |
2 |
|
-Практикум -Лекция |
С. р. |
4 |
§4. Обобщенный метод интервалов решения неравенств |
4 |
|
-Реферат -Индив. работа |
К. р. |
5 |
§5. Решения иррациональных неравенств |
3 |
|
-Лекция -Практикум |
С. р. |
6 |
§6. Решения неравенств, содержащих модуль |
4 |
|
-Лекция -Практикум |
Тест |
7 |
§7. Решения логарифмических и показательных неравенств |
3 |
|
-Практикум -Лекция |
С. р. |
8 |
§8. Решения тригонометрических неравенств |
4 |
|
-Практикум -Лекция |
С. р. |
9 |
§9. Тестовые задания ЕГЭ по теме «Решения неравенств повышенной сложности» |
7 |
|
- Практикум |
С. р. |
10 |
§10. Контрольная работа по всему курсу |
2 |
|
- |
- |
11 |
§11. Резерв |
2 |
|
- |
- |
Календарно – тематическое планирование
№ зан |
Кол-во часов |
Дата |
Цель |
Тема занятия |
Форма организации |
Способы деятельности учащихся |
Образовательный продукт |
|
План |
Факт |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список литературы для учащихся:
1. Егерев В.К., Зайцев В.В., Кордемский Б.А. и др.; под редакцией Сканави М.И.Сборник задач по математике для поступающих в вузы. - М: «Мир и Образование», 2012 г.
2. П. И. Горнштейн, В.Б.Полонский, М.С. Якир. Задачи с параметрами. - М.:Илекса, Харьков: Гимназия, 2012.
3. Б.Г.Зив, В. А. Гольдич. Дидактические материалы. Алгебра и начала анализа 11 класс. - СПб.: «ЧеРо-на-Неве», 2013
Список литературы для учителя:
1. Ким И.А. Элективный курс. Неравенства: через тернии к успеху. Алгебра. 10 -11 классы. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
2. В.А.Гольдич. Алгебра. Решение уравнений и неравенств. - СПб.;Издательский Дом «Литера», 2011.
3. Е.Ю.Лукичева, И.В.Муштавинская. Математика в профильной школе. Пособие для учителей. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2010.
4. В.В.Локоть. Задачи с параметрами. - М.: АРКТИ, 2006.
5. О.И.Тавгень, А.И.Тавгень. Математика в задачах. - Мн.: Аверсэв, 2005.
Учебно-методическое обеспечение курса
Литература
1. Егерев В.К., Зайцев В.В., Кордемский Б.А. и др.; под редакцией Сканави М.И. Сборник задач по математике для поступающих в вузы. - М.: «Мир и Образование», 2013 г.
2. Ким Н.А. Элективный курс. Неравенства: через тернии к успеху. Алгебра. 10-11 классы. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
3. П.И.Горнштейн, В.Б.Полонский, М.СЛкир. Задачи с параметрами. - М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2012.
4. В.А.Гольдич. Алгебра. Решение уравнений и неравенств. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 20011.
5. Е.Ю.Лукичева, И.В.Муштавинская. Математика в профильной школе. Пособие для учителей. - СПб.; филиал изд-ва «Просвещение», 2010.
6. В.В.Локоть. Задачи с параметрами. - М.: АРК'ГИ, 2006. СИ.Тавгень, А.И.Тавгень. Математика в задачах. - Мн.: Аверсзв, 2005.
7. Б.Г.Зив. В.А.Гольдич. Дидактические материалы. Алгебра и начала анализа. 11 класс. — СПб: «Черо-на-Неве», 2013.
1. РАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА
Содержание, проверяемое заданиями КИМ: рациональные неравенства, системы неравенств, комбинированные неравенства, неравенства с параметром.
Знания уровня А.
Инструкция для учащихся. При выполнении заданий уровня А выберите номер правильного ответа. |
А1.
Укажите наименьшее целое решение неравенства –х+0,5 (x+4) <4.
1) – 5 2) – 4 3) –3 4)
– 2
А2. Найдите число целых решений неравенства – 3 ≤ –1< 1
1)14 2) 15 3)16 4)17
АЗ. Укажите середину промежутка, на котором выполняется неравенство
1) –2 2) -1 3) 0 4) 1
А4. Решите неравенство 4+4x+l >0.
1) 3) решений нет
2) -0,5 4)
А5. Решите неравенство 4+4x+l ≥0.
1) 2)-0,5
3) решений нет 4)
А6. Решите неравенство 4+4x+l ≤0.
1) 3) решений нет
2) – 0,5 4)
А7. Решите неравенство 4+4x+l <0.
1) 2)-0,5
3) решений нет 4)
А8. Решите неравенство
1) 3) (-4;-2)
3) решений нет 4) (-∞;-4)(-2;+∞)
А9. Решите неравенство
1) (-∞;+∞) 2) -0,5 3) решений нет 4) 5
А10. Найдите наименьшее целое решение неравенства
1) -5 2)-4 3) -3 4) -1
А11. Решите неравенство
1) (2;+∞) 2)(-∞;2) 3)(0;0,5) 4)(-∞;0)(0,5;+∞)
А12. Решите неравенство
1) (-∞;-5] [1;41] 3) (-∞;5][l;5I]
2) [-5;1][4;+∞) 4) (-5;1)и(4;+∞)
А13. Решите неравенство
1) 2)
3) 4) (-5;1)
А14. Найдите область определения функции
1) (-∞;-9)(2;+∞) 3)(-9;2)
2)[-9;2): 4)(-∞;-9](2;+∞)
А15. Решите неравенство
1) 3) (-∞;-5);+∞)
2)(-5;0) 4) (-∞;-5);+∞)
А16. Решите двойное неравенство -7< 3-2х<13.
1) (-5;-2) 2) (-5;5) 3)(-2;5) 4)(-5;2)
А17. Решите систему неравенств:
1)(3;4) 2)(3;4] 3)(;25] 4)(;4]
А18. Для любого значения х верно неравенство
1) 3)
2 4)
А19. При каких значениях переменной х имеет смысл выражение
1) х≥0 2) х<0 3)х>0 4)x∈R
А20. Решите неравенство(х-3)(х+4)2 ≥0.
1) [3;+∞) 3) {-4}[3;+∞)
2)(3;+∞) 4)(-∞;-4)(-4;3)
А21. Решите неравенство (х-3)(х+4)2>0.
1)(-∞;3] 3) {-4} [3;+∞)
2) (3;+∞) 4)(-∞;-4)(-4;3)
А22. Решите неравенство (х-3)(х+4)2≤0.
1)(-∞;3] 3){-4}[3;+∞)
2)(3;+∞) 4)(-∞;-4)(-4;3)
А23. Решите неравенство (х-3)(х+4)2<0.
1)(-∞;3] 3){-4}[3;+∞)
2) (3;+∞) 4) (-∞;-4) (-4;3)
А24. Найдите область определения функции
l) (-∞;-3)(4;+∞) 3)(- ∞;-7)(-7;-4)(3;+∞)
2) (-∞;-4)(3;+∞) 4) (-∞;-4][3;+∞)
А25. Укажите наибольшее целое решение неравенства
1)5 2)4 3)3 4)2
А26. Укажите число целых решений неравенства
1)7 3) 6
2)5 4) целых решений бесконечно много
А27. Решите неравенство
1) (7;+ ∞) 2) {-4}[7;+ ∞) 3)[7;+оо) 4) [-4;7]
А28. Решением неравенства (х - 7) > 0 является промежуток
1) (7;+ ∞) 3)[7;+ ∞)
2){-4}[7;+ ∞) 4)[-4;7]
А29. Решением неравенства (х - 7) ≤ 0 является промежуток
1) (7;+ ∞) 3)[7;+ ∞)
2){-4}[7;+ ∞) 4)[-4;7]
А30. Найдите область определения функции
1)(-∞;-14](7;+ ∞) 2)(- ∞;7)и(7;+ ∞)
3)(-14;7)(7;+ ∞) 4)(7;+ ∞)
А31. Найдите область определения функции
1)(-∞;-14](7;+ ∞) 2)(- ∞;7)и(7;+ ∞)
3)(-14;7) (7;+ ∞) 4)(7;+ ∞)
А32. Найдите область определения функции
1)(-∞;-14](7;+ ∞) 2)(- ∞;7)и(7;+ ∞)
3)(-14;7)(7;+ ∞) 4)(7;+ ∞)
А33. Найдите область определения функции
1)(-∞;-14](7;+ ∞) 2)(- ∞;7)и(7;+ ∞)
3)(-14;7)(7;+ ∞) 4)(7;+ ∞)
Задания уровня В
Инструкция для учащихся. Дайте краткий ответ. Для каждого из заданий ответом может являться целое число или число, записанное в виде десятичной дроби. |
В34. Найдите наибольшее целое решение неравенства
В35. Найдите сумму целых решений неравенства
В36. Решите систему неравенств и укажите наибольшее целое решение:
В37. При каком значении а решением неравенства ах< 5 является промежуток ?
В38. Найдите корень уравнения , удовлетворяющий неравенству
-(5-2x)>-(6,5-3x).
В39. Среди решений уравнения найдите те, которые не удовлетворяют неравенству --7х+8 >0.
В40. Найдите сумму целых решений неравенства
В41. Укажите число целых решений неравенства
В42. Укажите среднее арифметическое целых решений неравенства
В43. Найдите наименьшее целое решение неравенства
В44. Решите неравенство. В ответе укажите наименьшее натуральное решение.
В45. Найдите наименьшее целое решение неравенства > 1.
В46. Укажите сумму целых чисел, не являющихся решением неравенства
В47. Найдите наибольшее целое решение двойного неравенства
В48. Найдите целое решение неравенства
В49. Укажите число целых решений неравенства (4х—1)2 -9(1—4х) ≤ 0.
В50.
Укажите наименьшее значение х, при котором выражение
имеет смысл.
В51. Решите систему неравенств:
В52. Найдите произведение натуральных решений неравенства
В53. Найдите сумму натуральных решений неравенства
В54. Укажите целое число, входящее в область определения функции
В55. Решите неравенство +2х2 -3 <0. В ответе запишите длину промежутка, на котором выполняется неравенство.
В56. Решите систему неравенств:
В57. Укажите число целых чисел, входящих в область определения функции
В58. Укажите число целых чисел, входящих в область определения функции
В59. Укажите число целых решений неравенства
Задания уровня С
Инструкция для учащихся. Запишите решение с полным его обоснованием. |
С60. Решите неравенство
С61. Решите неравенство
С62. Решите неравенство
С63. При каких значениях параметра а неравенство справедливо для любых х∈
С64. Найдите все значения а, при которых неравенство выполняется для всех х∈
С65. Укажите число целых решений неравенства (х2 -9\(ctg2x+2)< 0
С66. Укажите число целых решений неравенства (х2-9)(sin2 x+2)< 0
С67. Укажите число целых решений неравенства (х2 -9)(ln2 х+1) ≤ 0
С68. Укажите число целых решений неравенства (х2 -9)(arcsin2х+l)< 0
С69. Укажите число целых решений неравенства (х2-9)(+l)< 0
С70. Укажите число натуральных решений неравенства (х2 -9)( +1) < 0
1. Рациональные неравенства
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
3 |
3 |
2 |
4 |
1 |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
|
1 |
1 |
4 |
1 |
2 |
2 |
4 |
3 |
3 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
|
1 |
4 |
2 |
4 |
3 |
2 |
1 |
4 |
1 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
|
4 |
3 |
4 |
7 |
-1 |
0 |
1 |
5 |
-1 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
|
-0,5 |
-6 |
2 |
6 |
0 |
0 |
2 |
3 |
6 |
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
59 |
60 |
|
6 |
7 |
3 |
2 |
3 |
12 |
8 |
6 |
|
61 |
62 |
63 |
64 |
65 |
66 |
67 |
68 |
69 |
70 |
|
|
(0,5;1) |
|
4 |
5 |
3 |
3 |
3 |
2 |
Решение неравенств
I.Решение рациональных неравенств методом интервалов.
Решить неравенство:
I.(1-х2)(3-5х)≥0
Ответ:
II.(2х+7)(16-х2)
Ответ: х
III.(х2-4)
Ответ:
Практическое занятие №1
1.
Ответ:
2.
Ответ:
3.
Ответ:
4.
Ответ:
5.
Ответ:
6.
Ответ:
7. Х
Ответ:
8.
Ответ: ∪
II.Решение дробно-рациональных неравенств методом интервалов.
1.
Ответ:
2.
Ответ:
3.
Ответ:
4.
Ответ:
Замечание.
,
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.