Элективный курс "Дети Холокоста"
Оценка 4.8

Элективный курс "Дети Холокоста"

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
история
8 кл—11 кл
11.05.2020
Элективный курс "Дети Холокоста"
Элективный курс предназначен для обучающихся 8-11 классов, изучающих Холокост как одно из античеловечных проявлений фашизма
эл.курс поясн.записка.docx

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение города Бузулука

«Средняя общеобразовательная школа №13»

 

 

 

 

 

Элективный курс

«Дети Холокоста»

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработан

учителем истории и обществознания

Телегиной И.Н.

 

 

Бузулук 2014

Пояснительная записка

Курс «Дети Холокоста» предназначен для ознакомления школьников 8-9 классов с историей Холокоста, последствиями, которые оставил Холокост в судьбах людей.

Подростковый возраст – время воспринимать мир в диаметрально противоположных цветах. Либо белое, либо чёрное. Полутонов в этом возрасте для школьников не существует. Именно эмоциональное восприятие темы «Дети Холокоста» способствует развитию гуманизма, формированию представления о том, что человеческая жизнь – самое ценное, что может быть. И кто об этом может рассказать лучше сверстников.

Профилактика различных видов экстремизма и противодействие им для многонациональной России имеют особую актуальность.

В соответствии с моделью технологии критического мышления развитие и воспитание требуемых качеств рассчитано не на запоминание, а на вдумчивый и творческий процесс познания мира, на постановку проблемы и поиск ее решения. Она предполагает три стадии: вызов, осмысление, размышление. Этому и способствует курс «Дети Холокоста».

Тема Холокост не изучается отдельно как таковая, малознакома учащимся. Тем не менее, она тесно соприкасается с современными общественными проблемами, несет в себе духовно-нравственную составляющую в воспитании личности с позиций гуманизма и толерантности, исторической памяти.

Элективный курс «Дети Холокоста» дает возможность рассматривать тему Холокоста на каждом занятии с разных аспектов (культурного, социального, политического). Опыт проведения занятий с использованием художественно-методических средств, показывает, что изложение материала становится наиболее эмоциональным, интересным, значимым для школьников, приводит к осознанию важных явлений, фактов и проблем.

Понятие «Холокост» (означает «всесожжение») — преследование и массовое уничтожение евреев во время Второй мировой войны нацистами  на протяжении 1933 - 1945 годов. Под жертвами Холокоста часто понимаются также другие этнические и социальные группы, которых нацисты преследовали и уничтожали за принадлежность к этим группам (цыгане, безнадежно больные и другие). Было уничтожено около 6 миллионов евреев. 27 января – Международный день памяти жертв Холокоста.  Дата 27 января была выбрана потому, что в этот день советские войска освободили концентрационный лагерь Освенцим.

Судьба детей в годы Катастрофы – одна из самых тяжелых и кровоточащих страниц истории. В огне Катастрофы погибло полтора миллиона еврейских детей, так как с точки зрения нацистской идеологии весь еврейский народ подлежал тотальному уничтожению. Нацисты утверждали, что именно расовая теория является двигателем истории. Согласно этой теории все человечество делилось на расы: высшие – как, например, немцы, и низшие, к которым относились, в частности, поляки, литовцы, русские и украинцы. Евреев вообще не относили к роду человеческому, и поэтому они должны были исчезнуть с лица Земли. Лишь некоторые из них, наиболее работоспособные могли временно оставаться в живых до тех пор, пока существовала нужда в бесплатной рабочей силе. Так как дети являлись «непродуктивной» частью населения, их депортировали в лагеря смерти в первую очередь, и они становились первыми жертвами планомерного уничтожения еврейского народа. Отправка детей в лагеря смерти («детские акции»), когда детей в буквальном смысле слова вырывали из рук родителей, оставила наиболее тяжелый след в воспоминаниях очевидцев.

Для российских школьников изучение темы имеет особенное историческое значение, так как советский народ понес особенно страшные людские потери в годы Великой Отечественной войны. Тема не утратила актуальности и сейчас, в силу того, что проявления разжигания национальной розни можно наблюдать на разных исторических этапах: от погромов черносотенцами в начале ХХ века до появления молодежных неонацистских группировок в ХХI веке. Не стоит забывать, что Россия – многонациональная страна, в которой насчитывается более ста национальностей.

В современном обществе можно наблюдать тревожные тенденции: агрессия, ксенофобия, мировой терроризм. Развитие гуманизма и воспитание толерантности – необходимое условие существования цивилизации на фоне процессов глобализации и миграционных волн.

По словам профессора И. Бауэра «Память о Холокосте необходима, чтобы мы и наши дети никогда не были жертвами, палачами, равнодушными наблюдателями».

Существует много памятников и мемориальных комплексов, напоминающих о трагедии Холокоста и войны в целом.

Тема Холокоста сложна по эмоциональному восприятию, объемна. Проблема заключается и в том, что учитель должен, не перегружая информацией учащихся, сохранить нравственную составляющую занятий и сделать это корректно, учитывая возрастные, интеллектуальные, эмоциональные, культурные потребности школьника.

Проблема Холокоста достаточно сложна для осмысления учащимися по содержанию и объему материала, эмоциональному восприятию. В ней много новых терминов, событий. Поэтому подача материала должна происходить постепенно. Изучение темы  посредством привлечения различных художественно-методических средств позволяет использовать их возможности в полной мере и взглянуть на проблему с разных сторон. При этом не должно быть никакой назидательной окраски и перегрузки обилием информации.

Через знакомство с произведениями искусства (памятники, посвященные Холокосту и отрывки из литературных произведений) школьники приобретают опыт эмоционального восприятия трагедии отдельного человека и народа в целом, оценивая и роль искусства в поисках путей решения общественных проблем. На занятиях уместно и эффективно использовать технологию художественно-образного преподавания, так как занятия, проведенные в рамках указанной технологии, учитывают культурологический и гуманитарный подходы, оставляют право на личное суждение и выбор учащегося, позволяют развивать наглядно-образное мышление, коммуникативные навыки. Применение данной технологии обусловлено целями и задачами, заложенными в предметы гуманитарного цикла: воздействие на духовный мир личности в процессе живого общения и деятельности через художественные образы, что позволяет помочь принять и осознать универсальные нравственные ценности, воплощенные в художественных образах народов и эпох, открыть в себе человека.

Тема Холокоста несёт в себе огромный потенциал в различных видах искусств: литературе, музыке, кино, изобразительном искусстве; воспитания толерантного отношения к людям разных культур.

Искусство – это один из типов художественного познания окружающего мира. В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительности. Мир чувств. Образов, предстающий в произведениях искусства, не только обладает способностью улавливать важные для людей и общества процессы, явления, стороны жизни, но и несет важную информацию, как бы оживляющую знания о мире.

Актуальность курса определяется реалиями современного мира, в котором незатухающие конфликты на этнической, национальной и религиозной почве мешают человечеству решать насущные жизненные проблемы. На фоне непрекращающегося национального и религиозного противостояния отдельных национальных и политических группировок преподавание истории Холокоста и осмысление его уроков представляется одним из наиболее необходимых компонентов образования и воспитания молодежи в XXI веке.

При изучении курса акцент делается на межпредметные связи: история, литература, право, музыка, изобразительное искусство, что позволяет использовать материалы курса учителями-предметниками. Знакомство с документами о Холокосте, художественными произведениями позволят осознать трагедию еврейского народа в годы Второй мировой войны через призму человеческих переживаний, судьбы отдельны людей.

Реализация содержания курса требует активных, деятельных форм обучения и аттестации участников (дискуссии, демонстрационные занятия с использованием документальных источников, рисунков, фотографий, интервью тех, кто пережил лагерь, гетто, просмотр фрагментов художественных фильмов, работа в малых проблемных группах, индивидуальную работу и т.д.).

Внедрение курса предполагает открытость позиции всех участников, готовность к организации совместного анализа педагогической деятельности, обсуждения оснований  способов их деятельности, обращенность к личности педагога, его способности «работать» со своим опытом мыслительной деятельности.

Реализация курса «Дети Холокоста» позволит педагогам воспитывать у школьников чувство сострадания чужому горю, способствовать развитию гуманизма, социальной активности, гражданской ответственности.

Данный курс рассчитан на 17 занятий.

Цель курса:

·              показать, как в произведениях искусства (музыке, литературе, живописи, кино) отображена трагедия еврейского народа, в частности трагедия ребёнка и трагедия детства;

·              сформировать интерес к изучению произведений разных видов искусств по теме Холокост.

Задачи курса:

Образовательные:

Познакомить школьников с трагедией Холокоста, как величайшего преступления против человечества посредством произведений разных видов искусств (музыка, литература, живопись, кино), исторических документов, биографического материала, отображающих тему Холокоста.

Развивающие:

·              развивать эмоциональную отзывчивость, умения сопереживать чувствам, настроениям, переданным автором в слове, в музыке или живописи;

·              активизировать поисковую и творческую деятельность учащихся по теме Катастрофы.

Воспитательные:

·              формировать у учащихся понимания необходимости борьбы с любыми проявлениями нетерпимости;

·              способствовать развитию гуманизма;

·              воспитывать чувство уважения к памяти жертв Катастрофы;

·              содействовать формированию позитивного ценностного отношения к культуре любого народа.

В процессе изучения курса «Дети Холокоста» учащихся должны знать/понимать:

·              следующие понятия: антисемитизм, Катастрофа, акция, газовые камеры, геноцид, гетто, депортация, концентрационный лагерь, нацизм, коллаборационисты, фашизм, ксенофобия, лагеря смерти, праведники, дискриминация, юденрат, толерантность;

·              факты, явления, процессы, теории, гипотезы, характеризующие историю Холокоста;

·              актуальность уроков Холокоста в современный период.

В результате изучения курса «Дети Холокоста» обучаемые должны уметь:

·              осуществлять комплексный поиск и систематизацию информации по истории Холокоста;

·              обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, выступать с сообщениями, участвовать в групповых формах работы;

·              определять личную точку зрения на исторические события Холокоста, уметь ее формулировать и аргументировать, давать оценочные суждения;

·              осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по истории Холокоста.

Приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни обучаемые могут использовать для:

·              эффективного выполнения типичных социальных ролей;

·              оценки общественных изменений с точки зрения общечеловеческих гуманистических ценностей;

·              самостоятельного поиска достоверной информации, необходимой для принятия жизненно важных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

·              нравственной оценки социального поведения людей;

·              осуществления конструктивного взаимодействия людей с различными убеждениями, непохожими культурными ценностями и религиозными взглядами.

Итогом работы отдельных учащихся или группы учащихся по данной программе могут стать подготовленные самостоятельно доклады, рефераты, компьютерные презентации, творческие работы в виде сочинений, эссе, очерков, стихов, рисунков по теме Холокост.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение города

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение города

Пояснительная записка Курс «Дети

Пояснительная записка Курс «Дети

Под жертвами Холокоста часто понимаются также другие этнические и социальные группы, которых нацисты преследовали и уничтожали за принадлежность к этим группам (цыгане, безнадежно больные и…

Под жертвами Холокоста часто понимаются также другие этнические и социальные группы, которых нацисты преследовали и уничтожали за принадлежность к этим группам (цыгане, безнадежно больные и…

В современном обществе можно наблюдать тревожные тенденции: агрессия, ксенофобия, мировой терроризм

В современном обществе можно наблюдать тревожные тенденции: агрессия, ксенофобия, мировой терроризм

Применение данной технологии обусловлено целями и задачами, заложенными в предметы гуманитарного цикла: воздействие на духовный мир личности в процессе живого общения и деятельности через художественные…

Применение данной технологии обусловлено целями и задачами, заложенными в предметы гуманитарного цикла: воздействие на духовный мир личности в процессе живого общения и деятельности через художественные…

Второй мировой войны через призму человеческих переживаний, судьбы отдельны людей

Второй мировой войны через призму человеческих переживаний, судьбы отдельны людей

Катастрофы. Воспитательные: · формировать у учащихся понимания необходимости борьбы с любыми проявлениями нетерпимости; · способствовать развитию гуманизма; · воспитывать чувство уважения к памяти жертв

Катастрофы. Воспитательные: · формировать у учащихся понимания необходимости борьбы с любыми проявлениями нетерпимости; · способствовать развитию гуманизма; · воспитывать чувство уважения к памяти жертв

Холокоста, уметь ее формулировать и аргументировать, давать оценочные суждения; · осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по истории

Холокоста, уметь ее формулировать и аргументировать, давать оценочные суждения; · осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2020