Министерство просвещения РФ
Образовательная организация:_________________________
Населённый пункт:__________________
Рабочая тетрадь
по элективному курсу «Флора Среднего Урала»
учащегося______класса
Часть II
Фамилия:________________________
Имя:____________________
Отчество:________________________
Год:___________
Тема: «Бриология – наука о мхах»
Цель занятия: познакомиться с мхами и их характерными особенностями. Узнать какие виды произрастают на территории Среднего Урала.
Задания для классной работы:
1. Биологические особенности мхов (доклад);
2. Способы размножения мхов и их жизненный цикл (доклад);
3. Распространение мхов (доклад);
4. Значение мхов в природе и для человека (доклад);
5. Виды, встречаемые на территории Среднего Урала (доклады): Кукушкин лён, Маршанция изменчивая, Сфагнум магелланский, Полия поникшая, Дрепанокладус крючковатый.
Практические работы:
1. Рассмотреть гербарный материал мхов.
Задание для внеклассной работы:
1. Зарисовать внешнее строение маршанции и сделать обозначения;
2. Зарисовать внешнее строение сфагнума и сделать обозначения;
3. Зарисовать внешнее строение кукушкина льна и сделать обозначения;
4. Зарисовать жизненный цикл мхов, указав плоидность и место редукционного деления – мейоза;
5. Заполнить таблицу «Характеристика мхов».
Внешнее строение маршанции:
А – внешний вид мха с мужскими подставками; Б – внешний вид мха с женскими подставками; 1 – таллом; 2 – ризоиды; 3 – ножка; |
4 – мужские подставки; 5 – женские подставки. |
Внешнее строение сфагнума:
1 – стебель; 2 – листья; 3 – коробочка; |
4 – отстоящие боковые ветви; 5 – свисающие боковые ветви; 6 – веточки головки. |
Внешнее строение кукушкина льна:
1 – ризоиды; 2 – стебель; 3 – листья; |
4 – ножка; 5 – коробочка; 6 – колпачок. |
Жизненный цикл мхов:
1 – мужской гаметофит; 2 – женский гаметофит; 3 – сперматозоид; 4 – яйцеклетка; 5 – антеридий; 6 – архегоний; |
7 – зигота; 8 – молодой спорофит; 9 – зрелый спорофит; 10 – коробочка; 11 – споры; 12 – редукционное деление (мейоз); 13 – протонема. |
Таблица 1
Характеристика мхов
Признак |
Характеристика |
Строение |
|
Форма тела |
|
Способы размножения |
|
Распространение |
|
Значение в природе |
|
Значение для человека |
|
Тема: «Птеридология – наука о папоротниках»
Цель занятия: познакомиться с папоротниками и их характерными особенностями. Узнать какие виды произрастают на территории Среднего Урала.
Задание для классной работы:
1. Биологические особенности папоротников (доклад);
2. Способы размножения данных организмов и их жизненный цикл (доклад);
3. Распространение папоротников (доклад);
4. Значение папоротников в природе и для человека (доклад);
5.Виды, встречаемые на территории Среднего Урала (доклады): Страусник обыкновенный, Кочедыжник женский, Щитовник мужской, Орляк обыкновенный.
Практические работы:
1. Рассмотреть гербарный материал папоротников;
2. Изготовить микропрепарат корневища папоротника (поперечный срез) и рассмотреть его под микроскопом;
3. Изготовить микропрепарат вайи папоротника (поперечный срез) и рассмотреть его под микроскопом.
Задание для внеклассной работы:
1. Зарисовать внешнее строение папоротника и сделать обозначения;
2. Зарисовать заросток папоротника и сделать обозначения;
4. Зарисовать жизненный цикл папоротников, указав плоидность и место редукционного деления – мейоза;
5. Заполнить таблицу «Характеристика папоротников».
Таблица 2
Характеристика папоротников
Признак |
Характеристика |
Строение |
|
Способы размножения |
|
Распространение |
|
Значение в природе |
|
Значение для человека |
|
Внешнее строение папоротника:
1 – корневище; 2 – придаточные корни; 3 – лист; |
4 – молодые листья; 5 – сорусы. |
Строение заростка папоротника:
1 – ризоиды; 2 – антеридии; 3 – архегонии |
Жизненный цикл папоротников:
1 – спорофит; 2 – спорангий; 3 – спора; 4 – заросток; |
5 – антеридий; 6 – архегоний; 7 – зигота; 8 – молодой папоротник на заростке; 9 – редукционное деление. |
Тема: «Хвощи»
Цель занятия: познакомиться с хвощами и их характерными особенностями. Узнать какие виды произрастают на территории Среднего Урала.
Задания для классной работы:
1. Рассмотреть биологические особенности хвощей (доклад);
2. Способы размножения данных организмов и их жизненный цикл (доклад);
3. Распространение хвощей (доклад);
4. Значение хвощей в природе и для человека (доклад);
5. Виды, встречаемые на территории Среднего Урала (доклады): Хвощ полевой, Хвощ лесной, Хвощ речной, Хвощ болотный.
Практические работы:
1. Рассмотреть гербарный материал данных организмов;
2. Изготовить микропрепарат стебля хвоща (поперечный срез) и рассмотреть его под микроскопом;
3. Изготовить микропрепарат стробила хвоща (продольный радиальный срез) и рассмотреть его под микроскопом;
4. Изготовить микропрепарат корневища хвоща (поперечный срез) и рассмотреть его под микроскопом.
Задания для внеклассной работы:
1. Зарисовать внешнее строение хвоща и сделать обозначения;
2. Зарисовать строение стробила хвоща и сделать обозначения;
3. Зарисовать споры хвоща и сделать обозначения;
4. Зарисовать жизненный цикл хвощей, указав плоидность и место редукционного деления – мейоза;
5. Заполнить таблицу «Характеристика хвощей».
Внешнее строение хвоща:
А – весенний побег: 1 – придаточные корни; 2 – корневище; 3 – стебель; 4 – мутовки листьев; 5 – спороносный колосок; 6 – узел; 7 – междоузлие. |
Б – летний побег: 1 – придаточные корни; 2 – корневище; 3 – стебель; 4 – мутовки листьев; 5 – узел; 6 – междузлие. |
Строение стробила хвоща:
А – внешнее строение: 1 – шестигранные щитки. |
Б – микропрепарат: 1 – ось стробила; 2 – споры; 3 – шестигранные щитки; 4 – спорангий. |
Строение споры хвоща:
1 – элатеры.
Жизненный цикл хвощей:
1 – спорофит; 2 – стробил; 3 – спорангий; 4 – споры; 5 – гаметофит; |
6 – антеридий; 7 – архегоний; 8 – зигота; 9 – молодой спорофит. |
Таблица 3
Характеристика хвощей
Признак |
Характеристика |
Строение |
|
Способы размножения |
|
Распространение |
|
Значение в природе |
|
Значение для человека |
|
Тема: «Плауны»
Цель занятия: познакомиться с плаунами и их характерными особенностями. Узнать какие виды произрастают на территории Среднего Урала.
Задания для классной работы:
1. Биологические особенности плаунов (доклад);
2. Способы размножения данных организмов и их жизненный цикл (доклад);
3. Распространение плаунов (доклад);
4. Значение плаунов в природе и для человека (доклад);
5. Виды, встречаемые на территории Среднего Урала (доклады): Плаун булавовидный, Плаун годичный, Дифазиаструм альпийский.
Практические работы:
1. Рассмотреть гербарный материал данных организмов;
2. Изготовить микропрепарат стебля плауна (поперечный срез) и рассмотреть его под микроскопом;
3. Изготовить микропрепарат стробила плауна (продольный радиальный срез) и рассмотреть его под микроскопом.
Задания для внеклассной работы:
1. Зарисовать схему внешнего строения плауна и сделать обозначения;
2. Зарисовать строение стробила плауна (микропрепарат) и сделать обозначения;
3. Зарисовать жизненный цикл плаунов, указав плоидность и место редукционного деления – мейоза;
4. Заполнить таблицу «Характеристика хвощей».
Внешнее строение плауна:
1 – придаточные корни; 2 – плагиотропный (стелющийся) побег; 3 – вертикальный побег; 4 – листья; 5 – спороносные колоски. |
Строение стробила плауна (микропрепарат):
1 – ось;
2 – споры;
3 – спорофилл;
4 – спорангий.
Жизненный цикл плаунов:
1 – спорофит; 2 – спорофилл со спорангием; 3 – спора; 4 – прорастающая спора; 5 – гаметофит; |
6 – антеридий; 7 – архегоний; 8 – зигота; 9 – молодой спорофит. |
Таблица 4
Характеристика плаунов
Признак |
Характеристика |
Строение |
|
Способы размножения |
|
Распространение |
|
Значение в природе |
|
Значение для человека |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.