Элективный курс "Флора Среднего Урала" (рабочая тетрадь, часть 2)

  • docx
  • 07.05.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Флора Среднего Урала (раб.тетрадь) часть 2.docx

Министерство просвещения РФ

 

Образовательная организация:_________________________

 

Населённый пункт:__________________

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая тетрадь

по элективному курсу «Флора Среднего Урала»

учащегося______класса

Часть II

 

Фамилия:________________________

 

Имя:____________________

 

Отчество:________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Год:___________


Тема: «Бриология – наука о мхах»

 

Цель занятия: познакомиться с мхами и их характерными особенностями. Узнать какие виды произрастают на территории Среднего Урала.

 

Задания для классной работы:

1. Биологические особенности мхов (доклад);

2. Способы размножения мхов и их жизненный цикл (доклад);

3. Распространение мхов (доклад);

4. Значение мхов в природе и для человека (доклад);

5. Виды, встречаемые на территории Среднего Урала (доклады): Кукушкин лён, Маршанция изменчивая, Сфагнум магелланский, Полия поникшая, Дрепанокладус крючковатый.

 

Практические работы:

1. Рассмотреть гербарный материал мхов.

 

Задание для внеклассной работы:

1.   Зарисовать внешнее строение маршанции и сделать обозначения;

2.   Зарисовать внешнее строение сфагнума и сделать обозначения;

3.   Зарисовать внешнее строение кукушкина льна и сделать обозначения;

4.   Зарисовать жизненный цикл мхов, указав плоидность и место редукционного деления – мейоза;

5.   Заполнить таблицу «Характеристика мхов».


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешнее строение маршанции:

А – внешний вид мха с мужскими подставками;

Б – внешний вид мха с женскими подставками;

1 – таллом;

2 – ризоиды;

3 – ножка;

 

 

 

4 – мужские подставки;

5 – женские подставки.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешнее строение сфагнума:

1 – стебель;

2 – листья;

3 – коробочка;

4 – отстоящие боковые ветви;

5 – свисающие боковые ветви;

6 – веточки головки.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешнее строение кукушкина льна:

1 – ризоиды;

2 – стебель;

3 – листья;

4 – ножка;

5 – коробочка;

6 – колпачок.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жизненный цикл мхов:

1 – мужской гаметофит;

2 – женский гаметофит;

3 – сперматозоид;

4 – яйцеклетка;

5 – антеридий;

6 – архегоний;

7 – зигота;

8 – молодой спорофит;

9 – зрелый спорофит;

10 – коробочка;

11 – споры;

12 – редукционное деление (мейоз);

13 – протонема.


Таблица 1

Характеристика мхов

Признак

Характеристика

Строение

 

Форма тела

 

Способы размножения

 

Распространение

 

Значение в природе

 

Значение для человека

 


Тема: «Птеридология – наука о папоротниках»

 

Цель занятия: познакомиться с папоротниками и их характерными особенностями. Узнать какие виды произрастают на территории Среднего Урала.

 

Задание для классной работы:

1. Биологические особенности папоротников (доклад);

2. Способы размножения данных организмов и их жизненный цикл (доклад);

3. Распространение папоротников (доклад);

4. Значение папоротников в природе и для человека (доклад);

5.Виды, встречаемые на территории Среднего Урала (доклады): Страусник обыкновенный, Кочедыжник женский, Щитовник мужской, Орляк обыкновенный.

 

Практические работы:

1. Рассмотреть гербарный материал папоротников;

2. Изготовить микропрепарат корневища папоротника (поперечный срез) и рассмотреть его под микроскопом;

3. Изготовить микропрепарат вайи папоротника (поперечный срез) и рассмотреть его под микроскопом.

 

Задание для внеклассной работы:

1. Зарисовать внешнее строение папоротника и сделать обозначения;

2. Зарисовать заросток папоротника и сделать обозначения;

4. Зарисовать жизненный цикл папоротников, указав плоидность и место редукционного деления – мейоза;

5. Заполнить таблицу «Характеристика папоротников».


Таблица 2

Характеристика папоротников

Признак

Характеристика

Строение

 

Способы размножения

 

Распространение

 

Значение в природе

 

Значение для человека

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешнее строение папоротника:

1 – корневище;

2 – придаточные корни;

3 – лист;

4 – молодые листья;

5 – сорусы.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строение заростка папоротника:

1 – ризоиды;

2 – антеридии;

3 – архегонии


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жизненный цикл папоротников:

1 – спорофит;

2 – спорангий;

3 – спора;

4 – заросток;

5 – антеридий;

6 – архегоний;

7 – зигота;

8 – молодой папоротник на заростке;

9 – редукционное деление.


Тема: «Хвощи»

 

Цель занятия: познакомиться с хвощами и их характерными особенностями. Узнать какие виды произрастают на территории Среднего Урала.

 

Задания для классной работы:

1.   Рассмотреть биологические особенности хвощей (доклад);

2.   Способы размножения данных организмов и их жизненный цикл (доклад);

3.   Распространение хвощей (доклад);

4.   Значение хвощей в природе и для человека (доклад);

5.   Виды, встречаемые на территории Среднего Урала (доклады): Хвощ полевой, Хвощ лесной, Хвощ речной, Хвощ болотный.

 

Практические работы:

1.   Рассмотреть гербарный материал данных организмов;

2.   Изготовить микропрепарат стебля хвоща (поперечный срез) и рассмотреть его под микроскопом;

3.   Изготовить микропрепарат стробила хвоща (продольный радиальный срез) и рассмотреть его под микроскопом;

4.   Изготовить микропрепарат корневища хвоща (поперечный срез) и рассмотреть его под микроскопом.

 

Задания для внеклассной работы:

1.   Зарисовать внешнее строение хвоща и сделать обозначения;

2.   Зарисовать строение стробила хвоща и сделать обозначения;

3.   Зарисовать споры хвоща и сделать обозначения;

4.   Зарисовать жизненный цикл хвощей, указав плоидность и место редукционного деления – мейоза;

5.   Заполнить таблицу «Характеристика хвощей».


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешнее строение хвоща:

А – весенний побег:

1 – придаточные корни;

2 – корневище;

3 – стебель;

4 – мутовки листьев;

5 – спороносный колосок;

6 – узел;

7 – междоузлие.

Б – летний побег:

1 – придаточные корни;

2 – корневище;

3 – стебель;

4 – мутовки листьев;

5 – узел;

6 – междузлие.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строение стробила хвоща:

А – внешнее строение:

1 – шестигранные щитки.

Б – микропрепарат:

1 – ось стробила;

2 – споры;

3 – шестигранные щитки;

4 – спорангий.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строение споры хвоща:

1 – элатеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жизненный цикл хвощей:

1 – спорофит;

2 – стробил;

3 – спорангий;

4 – споры;

5 – гаметофит;

6 – антеридий;

7 – архегоний;

8 – зигота;

9 – молодой спорофит.


Таблица 3

Характеристика хвощей

Признак

Характеристика

Строение

 

Способы размножения

 

Распространение

 

Значение в природе

 

Значение для человека

 


Тема: «Плауны»

 

Цель занятия: познакомиться с плаунами и их характерными особенностями. Узнать какие виды произрастают на территории Среднего Урала.

 

Задания для классной работы:

1.   Биологические особенности плаунов (доклад);

2.   Способы размножения данных организмов и их жизненный цикл (доклад);

3.   Распространение плаунов (доклад);

4.   Значение плаунов в природе и для человека (доклад);

5.   Виды, встречаемые на территории Среднего Урала (доклады): Плаун булавовидный, Плаун годичный, Дифазиаструм альпийский.

 

Практические работы:

1.   Рассмотреть гербарный материал данных организмов;

2.   Изготовить микропрепарат стебля плауна (поперечный срез) и рассмотреть его под микроскопом;

3.   Изготовить микропрепарат стробила плауна (продольный радиальный срез) и рассмотреть его под микроскопом.

 

Задания для внеклассной работы:

1.   Зарисовать схему внешнего строения плауна и сделать обозначения;

2.   Зарисовать строение стробила плауна (микропрепарат) и сделать обозначения;

3.   Зарисовать жизненный цикл плаунов, указав плоидность и место редукционного деления – мейоза;

4.   Заполнить таблицу «Характеристика хвощей».


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешнее строение плауна:

1 – придаточные корни;

2 – плагиотропный (стелющийся) побег;

3 – вертикальный побег;

4 – листья;

5 – спороносные колоски.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строение стробила плауна (микропрепарат):

1 – ось;

2 – споры;

3 – спорофилл;

4 – спорангий.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жизненный цикл плаунов:

1 – спорофит;

2 – спорофилл  со спорангием;

3 – спора;

4 – прорастающая спора;

5 – гаметофит;

6 – антеридий;

7 – архегоний;

8 – зигота;

9 – молодой спорофит.


Таблица 4

Характеристика плаунов

Признак

Характеристика

Строение

 

Способы размножения

 

Распространение

 

Значение в природе

 

Значение для человека