Элективный курс "Медицинская помощь"

  • doc
  • 28.11.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала elektivnyy_kurs_11_klass_1_meditsinskaya_pomoshch.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА № 4»

 

 

Рассмотрена:
Протокол педагогического совета от 27.05.2019

 

Утверждена приказом
от 31.08.2019.

Директор МБОУ «СОКШ № 4»

                                                                 Л.И. Степкина

Согласована:

Заместитель директора по
учебно-воспитательной работе

 

       /М.В. Епанчинцева

 

 

 

 

 

 

 

Программа элективного курса по биологии

 «Первая медицинская помощь»

 

 

 

 

11 класс

 

 

 

 

 

 

Педагогический работник:

Кузнецова Л.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    город                 Нефтеюганск. 

                                    

                                    2019

 

 

 

Первая медицинская помощь

                               ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Цели: создать условия для овладения учащимися основными медицинскими терминами и понятиями; учить применять их на практике; расширить область знаний по биологии; сформировать интерес к профессиям, связанным с медициной.

 

Данная программа имеет ряд особенностей:

- в сравнительно короткое время каждого занятия учащиеся должны овладеть определенными практическими навыками, научиться выполнять необходимые медицинские мероприятия;

 

-    успешное усвоение  программы зависит от обеспечения  на­глядными пособиями и показа учителем приемов первой медицин­ской  помощи (перечень наглядных пособий приведен в программе):

-    овладение практическими навыками предполагает активную
самостоятельную работу учащихся, это может быть реализовано
при хорошем подборе дидактического материала (все виды заданий
представлены);

- теоретический материал неразрывно связан с практикой, и каждое занятие является логическим продолжением предыдущего:

каждое новое занятие курса содержит вопросы для повторе­ния, и учащиеся могут контролировать свои знания.

Результатами данной программы будут:

1)      новые дополнительные знания по биологии (внебазового
курса);

2)    овладение новыми практическими навыками оказания пер­
вой медицинской помощи, умение применять получение знания на
практике, выбирать средства для решения поставленных задач, что
воспитывает целеустремленность, собранность, желание помогать
другим;

3)    профессиональная ориентация:

4)    выбор профиля в дальнейшем;

5)    умение работать самостоятельно и в группе.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение (1 час)

Значение первой медицинской помощи. Значение само- и взаимопомощи.

II.  Первая медицинская помощь при ранениях. Десмургия
(3 часа)

Раны, их виды, характеристика. Возможные осложнения. Поня­тие «десмургия». Повязка, перевязка. Виды перевязочного мате­риала. Правила наложения повязок.

п р а к т и ч е с к а я  р а б о т а . Первая медицинская помощь при ранениях.

III. Первая медицинская помощь при кровотечениях (2 часа)

Кровотечения, их виды. Характеристика. Гемостаз. Остановка кровотечения. Мероприятия при внутреннем кровотечении.

П р а к т и ч е с к а я   раб о т а . Первая помощь при кровотечении.

 

IV. Первая медицинская помощь при переломах (2 часа)

Переломы, их основные признаки. Осложнения при переломах. Иммобилизация (основные правила).

Практическая р а б о т а. Первая медицинская помощь при переломах.

V. Первая медицинская помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности (2 часа)

Способы искусственного дыхания. Непрямой массаж сердца при остановке сердечной деятельности.

Практическая работа. Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания.

VI. Первая медицинская помощь при ожогах (1 час)

Причины возникновения ожогов, степень тяжести. Приемы оказания первой медицинской помощи.

VII. Травматический шок и противошоковые мероприятия
(1 час)

Причины травматического шока. Фазы травматического шока. Предупреждение шока. Профилактика шока. Противошоковые ме­роприятия.

VIII. Инфекционные болезни. Дезинфекция (2 часа)

Возбудители инфекционных болезней. Основные признаки ин­фекционных болезней. Профилактика инфекционных болезней. Дезинфекция.

Семинар. Меры по профилактике инфекционных заболева­ний.

IX. Лекарственные средства (2 часа)

Лекарственные средства, дозы их применения. Способы введе­ния лекарственных средств. Хранение лекарственных средств. Ле­карственные растения: виды, правила сбора и хранения, действия этих растений.

Семинар. Лекарственные травы.

Экскурсия в отделение больницы или в ФАП (фельдшер­ско-акушерский пункт).

 

 

ТЕМАТИЧЕКСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

п/п

Наименование тем занятий и уроков

Всего часов

В

том числе

Формы контроля

 

 

 

 

 

 

лек­ции

практи­ческие

семи­нары

 

 

1

2

3

4

 

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

I

Урок 1. Введение. Зна­чение первой медицин­ской помощи

 

 

 

1

 

 

Анкетирование

II

 

Урок 2. Раны. Десмур­гия.

 Урок 3. Первая помощь при ранениях

Урок 4. Первая помощь при ранениях

3

 

1

 

 

 

1

1

 

Практическое занятие: повязки.

III

Урок 5. Кровотечения, их виды, характеристи­ка. Гемостаз. Останов­ка кровотечения.

 Урок 6. Оказание пер­вой медицинской по­мощи при кровотече­ниях

2

 

1

 

 

 

 

1

 

Практическая самостоятель­ная работа

IV

Урок 7. Переломы. Их основные признаки. Иммобилизация.

 Урок 8. Первая меди­цинская помощь при переломах

2

1

 

 

 

 

1

 

 

Практическая самостоятель­ная работа

V 1

Урок 9. Способы ис­кусственного дыхания и непрямой массаж сердца.

 Урок 10. Первая меди­цинская помощь при остановке сердечной деятельности и пре­кращении дыхания

2

1

 

 

 

1

 

Практическая  работа

VI

1

Урок 11. Первая медицинская помощь при ожогах

1

1

 

 

 

VII

Урок 12. Травматиче­ский шок и противо­шоковые мероприятия

1

1

 

 

 

УШ

Урок 13. Инфекцион­ные болезни. Виды.  Причины. Дезин­фекция.

Урок 14. Инфекцион­ные болезни.

2

1

1

 

 

 

урок 15 Профилактика инфекционных заболеваний

 

 

 

 

 

IX

Урок 16. Применение лекарственных средств.

Урок 17. Лекарствен­ные травы

2

1

 

 

 

 

 

Анкетирование

 

Урок 18 Экскурсия.

1

 

 

 

Станция скорой помощи

 

Урок  19. Экскурсия.

1

 

 

 

Станция переливания крови

20

Отрицательное влияние гиподинамии на здоровье

 

 

1

 

 

 

21

Инфекционные заболевания

 

1

 

 

 

22

Травматизм юно­шей, обусловленный пси­хическими особенностями

 

 

 

 

 

 

23

Первая помощь при травмах

 

 

1

 

 

24

Предупреждение травматизма

 

1

 

 

 

25

Строение и функционирование сердечно – сосудистой системы

 

 

1

 

 

 

26

Тренировка серд­ца и сосудов

 

 

1

 

 

27

Знакомство с кардиографией

 

 

 

 

Экскурсия.

28

Особенности функционирования орга­нов дыхания

 

 

 

1

 

 

 

29

Гигиенические основы дыхания

 

1

 

 

 

30

Рацион и режим питания

 

 

1

 

 

31

Заболевания ор­ганов пищеварения

 

 

1

 

 

 

32

Кожа. Строение. Функции

 

 

1

 

 

 

33

Закаливание. Ги­гиена.

 

 

 

1

 

34

Нервная система.  Стресс

 Поведение.

 Психическое здо­ровье

 

1

 

 

 

35

Наркотики. Борь­ба с курением и алкого­лизмом

 

 

 

 

1

 

 

 

КТП

 

 

Часов

 

Название темы/урока

 

План

Дата

 

 

1

 

Введение.   

 

 

 

Зна­чение первой медицин­ской помощи Введение.   

 

34

 

Оказание первой помощи при повреждениях

 

 

 

Раны. Десмур­гия.

 

 

 

 

Первая помощь при ранениях 

 

 

 

Практическое занятие. Первая помощь при ранениях

 

 

 

 Кровотечения, их виды.

 

 

 

Гемостаз. Останов­ка кровотечения.

 

 

 

 

Оказание пер­вой медицинской по­мощи при кровотече­ниях

 

 

 

Переломы. Их основные признаки.

 

 

 

Практическое занятие. Первая меди­цинская помощь при переломах

 

 

 

Способы ис­кусственного дыхания и непрямой массаж сердца.

 

 

 

Первая меди­цинская помощь при остановке сердечной деятельности и пре­кращении дыхания

 

 

 

Первая медицинская помощь при ожогах

 

 

 

Травматиче­ский шок и противо­шоковые мероприятия

 

 

 

Инфекцион­ные болезни. Виды.  Причины. Дезин­фекция.

 

 

 

 

Профилактика инфекционных заболеваний

 

 

 

Применение лекарственных средств.

 

 

 

 

Лекарствен­ные травы

 

 

 

Экскурсия. Станция скорой помощи

 

 

 

Экскурсия. Станция переливания крови

 

 

 

Отрицательное влияние гиподинамии на здоровье

 

 

 

 

Инфекционные заболевания

 

 

 

Травматизм юно­шей, обусловленный пси­хическими особенностями

 

 

 

 

Первая помощь при травмах

 

 

 

Предупреждение травматизма

 

 

 

Строение и функционирование сердечно – сосудистой системы

 

 

 

 

Тренировка серд­ца и сосудов

 

 

 

Экскурсия. Знакомство с кардиографией

 

 

 

Особенности функционирования орга­нов дыхания

 

 

 

 

Гигиенические основы дыхания

 

 

 

Рацион и режим питания

 

 

 

Заболевания ор­ганов пищеварения

 

 

 

 

Кожа. Строение. Функции

 

 

 

 

Закаливание. Ги­гиена.

 

 

 

Нервная система.  Стресс.  Поведение.

 

 

 

 

Наркотики. Борь­ба с курением и алкого­лизмом

 

 

 

 

 

 

 

Примерные темы проектных работ учащихся.

1. Инфекционные заболевания и их профилактика.

2.     Первая помощь при сердечно - сосудистых заболеваниях.

3.     Система психофизического саморегулирования.

4.    Перспективы адаптации человека к изменяющимся условиям окружающей среды. Организация труда и отдыха. Режим дня.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Гоголев, М. И. Подготовка санитарных дружин в общеобразова­тельных школах и профессионально-технических училищах. - М.: Меди­цина, 1989.

2.    Гомончук, А. И. Основы медицинских знаний. Десмургия. Гемостаз. Иммобилизация. 2001.

3.    Медико-санитарная подготовка учащихся / под ред. П. А. Курцева. -М.: Просвещение, 1991.

4.    Основы медицинских знаний учащихся / под ред. М. И. Гоголева. -М.: Просвещение, 1995.