Элективный курс по биологии "Тайны мира растений"
Оценка 5

Элективный курс по биологии "Тайны мира растений"

Оценка 5
docx
23.10.2022
Элективный курс по биологии "Тайны мира растений"
Тайны мира растений.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЕРТИКОССКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Каргасокского района Томской области

 

Утверждаю

Зам. директора по научно – методической  работе

ФИО___________________Гусева Н.Н.

«_____»  _______________  20___г.

 

                               Программа элективного курса по биологии

                                                 для учащихся  5-7  классов

 

 

«Тайны мира растений»

(17 часов)

 

 

 

Автор: Гардер Г.В. учитель биологии МКОУ «Вертикосская СОШ»

 

Программа обсуждена и принята за основу на заседании

МО учителей естественно-научного цикла

Вертикосской СОШ,  протокол №___   от  __________20___г.

 

 

 

 

Вертикос

2020

                                     Пояснительная записка

 

Программа элективного курса «Тайны мира растений»   предназначена  для учащихся 5-7  классов, проявляющих интерес к природоведению и биологии. Программа рассчитана на 1 час  в неделю в течение полугодия (всего  17 часов). Она даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении растений, служит введением в раздел биологии «Ботаника». Программа курса существенно дополняет и компенсирует недостатки школьного базового образования, предоставляя каждому ребенку  возможность погружения в мир живой природы, поэтому является целесообразной и актуальной. Новизна  программы состоит в том, что  она  направлена на формирование определенного объема знаний у обучающихся в процессе их самостоятельной поисково – исследовательской деятельности и объединяет несколько биологических дисциплин (биология, экология, краеведение), что позволяет формировать у детей  целостную картину окружающего мира.

Курс направлен на привлечение внимания к миру растений, а так же на повышение у учащихся интереса к изучаемому предмету и развитию творческой фантазии.

Учитывая возрастные особенности учеников,  их практические знания и навыки, изучаемые объекты рассматриваются с использованием принципов доступности, образности, эмоционального воздействия, развития творческого воображения. Занятия элективного курса помогут подчеркнуть уникальность, неоценимое значение, таинственные взаимосвязи живых организмов в природе.

Основными методами преподавания являются наблюдение, выполнение простейшего эксперимента, моделирование, демонстрация наглядных пособий и опытов, самостоятельная работа со справочной литературой.

Формы организации деятельности учащихся: экскурсии, прогулки, практические работы, занятия в аудитории.

.

Программа «Тайны мира растений» выполняет несколько функций:

1.     Углубляет знания по ботанике.

2.     Способствует удовлетворению познавательных интересов в области биологии.

3.     Способствует более глубокому и качественному пониманию процессов, происходящих в мире растений.

Цель:

Развитие и реализация у обучающихся потенциала  биологических  знаний о царстве растений

Задачи  курса:

Обучающие:

1.     Познакомить  учащихся с основными методами изучения биологии.

2.     Расширять  и конкретизировать знаний о растениях.

3.      Разнообразить  практическую деятельность учащихся по изучению растений.

Развивающие:

4.     Развивать интеллектуальные  способности и творческое воображение.

5.      Вовлекать учащихся в научно-исследовательскую работу.

6.     Совершенствовать приёмы мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, рефлексия).

        Воспитательные:

7.     Воспитывать бережное отношение к природе, повышать экологическую культуру учащихся

 

Содержание программы

Раздел I.  Разнообразие растений (3 часа)

Самые древние растения. Разнообразие растений. Первые наземные растения.  Растения у тебя дома. Значение растений. Ядовитые растения, нужны ли они?  Условия для существования растений.

Практические занятия. Фантастические растения. Работа с гербарными материалами. Изготовление гербария. Определение растений в кабинете.

Раздел II. Строение растений (9 часов)

Как устроено растение. Лист, особенности строения. Виды листьев.

Лист – фабрика энергии. Космическая роль растений. Побег, его строение. Видоизменения побегов. Строение и значение цветка. Строение и состав семени. Движение растений.

Практические занятия. Рассматривание живых и гербарных экземпляров растений, нахождение их органов, сравнение органов разных растений. Рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными. Оформление альбома «Строение растений». Работа с карточками – определителями, с гербарием. Опыт №1 «Дыхание листьев». Опыт №2 «Образование крахмала (фотосинтез)».  Опыт №3 «Испарение воды листьями». Составление паспорта дерева. Зарисовка строения цветка. Опыт №4 «Строение и состав семени». Отпечатки листьев. Опыт №5 «Движение стебля и листьев».

Экскурсии.  «Зимний лес.  Изготовление отпечатка коры».

Раздел III. Размножение растений (5 часов)

Вегетативное  размножение растений. Размножение семенами. Разнообразие семян. Значение семян. Условия прорастания семян. Распространение семян.

Практические занятия. Определение всхожести семян.

Определение выделения углекислого газа и тепла, прорастающими семенами. Разнообразие семян. Размножение комнатных растений листовыми и стеблевыми черенками, отводками, клубнями, луковицами. Опыт №6 «Проращивание картофеля».

Прививка. Опыт №7 «Можно ли прививать клубни картофеля?»

Опыт №8 «Размножение традесканции, фиалки, бегонии».  Опыт №9. «Как определить, что при дыхании семян выделяется углекислый газ и тепло?» Опыт №10 «Посадка цветов, овощных культур (томатов), в зависимости от размера семян». Опыт №11 «Прививка томата на картофель».

Экскурсии. «Весенний лес».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты:

 

Учащиеся должны знать.

- группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые,  их отличительные признаки;
- органы растений;
-способы размножения растений,
 - значение растений в природе и жизни человека,

Учащиеся должны уметь.

- различать наиболее распространённые в регионе растения;
- устно описывать растения;
- пропагандировать знания об охране природы;
- выполнять правила поведения в природе;
- ухаживать за комнатными, овощными и цветочно-декоративными растениями;

 Ожидаемые результаты.

Успешная самореализация школьников в изучении биологии, знание строения растения и его органов, желание наблюдать природу, повышение экологической грамотности. Умение наблюдать, прогнозировать результат работы.

Формы занятий.

Лекционная форма проведения занятий, практические занятия, опыты, экскурсии в природу, самостоятельные творческие работы, работа в группах и парах, индивидуальная работа, работа со словарями, справочной литературой  

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование:

 

 

Тема

 

Теория

ч

 

 

Практика

ч

 

Всего

 

Контроль

Раздел I.  Разнообразие растений

1

Организационное занятие. Разнообразие растений.

Лекция, практическая работа в парах

0,5

Оформление альбома фантастических растений.

0,5

1

 

2

Самые древние растения. Первые наземные растения. 

Практическая работа в группах, просмотр видеофильма.

0,5

Работа с гербарными материалами.

0,5

1

 

3

Растения у тебя дома. Значение растений Определение растений в кабинете.

 

 

Практическая работа, экскурсия по школе 

1

1

 

зачет

Раздел II. Строение растений

4

Как устроено растение.

 

 

 

 

Рассматривание живых и гербарных экземпляров растений, нахождение их органов

 

1

 

1

 

5

Вегетативные и генеративные органы растений

Работа с карточками – определителями

0,5

Оформление альбома «Строение растений».

0,5

1

 

6

Лист – фабрика энергии. Космическая роль растений.

Лист, особенности строения, значение.

0.5

Опыт №1 «Дыхание листьев», Опыт №2 «Испарение воды листьями».

0.5

1

 

7.

Побег, его строение Видоизменения побегов.

Лекция

0,5

Составление паспорта дерева.

0,5

1

 

8.

Экскурсия  в природу. 

 

 

Экскурсия «Зимний лес» Изготовление отпечатка коры

1

1

 

9.

Для чего нужны цветы?

Хитрости цветов.

 

Лекция

0,5

Рассматривание различных цветов. Зарисовка строения цветка.

0,5

1

 

10.

Праздник цветов.

 

 

Праздник

1

1

 

 

11.

Семя. Строение и состав семени. Значение семени.

Лекция

0,5

Опыт №3 Строение и состав семени.

0,5

1

 

12.

Движение растений. Могут ли растения двигаться?

Цветочные часы.

Лекция

0,5

Опыт №5   «Движение стебля и листьев».

0,5

1

зачет

Раздел III. Размножение растений

13.

Размножение растений. Способы вегетативного размножения растений. (На примере комнатных растений)

 

 

Опыт №5 Проращивание картофеля.

Опыт №6 Можно ли прививать клубни картофеля? Опыт №7 Размножение традесканции, фиалки идр.

1

1

 

14.

Размножение семенами. Разнообразие семян. Значение семян.

 

 

Опыт №8. Как определить, что при дыхании семян выделяется углекислый газ и тепло?

1

1

 

15.

Условия прорастания семян. Определение всхожести семян.

Лекция

0,5

Опыт №10 Посадка цветов, овощных культур (томатов), в зависимости от размера семян.

0,5

1

 

16.

Хитрости семян. Распространение семян.

 

 

Практическая работа.

 

 

зачет

17.

Экскурсия в природу

 

 

«Чудеса весеннего леса» Фоторепортаж

1

1

 

 

 

 

 

 

Литература для учителя

1.     «Биология: Справочные материалы» (Учебное пособие для учащихся) Д. И. Трайтак, Н.И. Клинковская, В.А. Карьенов, С. И. Балуев; Под редакцией Д. И. Трайтака. М. «Просвещение» 1983. – 106 с. Ил.

2.     «Энциклопедия для детей. Том 2. Биология», 8-ое издание, переработанное и дополненное. Главный редактор М. Д. Аксёнова. М. «Аванта +» 2000. – 704 с.

3.     А. И. Тарасов.  «Эколого-ботанические экскурсии в природу»  (Учебно – методическое пособие) Сургут: информационно-издательский концерн. Х – М. «Северный дом» 1995 г.- 88 с., ил.

4.     В. В. Петров. «Лес и его жизнь» (Книга для учителя) М. «Просвещение» 1986 г. 159 с., ил.

5.     В. В. Петров. «Растительный мир нашей Родины» (Книга для учителя) М. «Просвещение» 1991г., 205 с +2

6.     В. И. Кузнецова. «Уроки ботаники» (Пособие для учителя) М. «Просвещение» 1985. – 173 с., ил. +2

7.     В. Н. Фёдорова, Н. И. Шапошников и др.; «Методическое обучение ботанике» Под общей редакцией Н.В. Падалко, В. Н. Фёдоровой. – 3-е издание, переработка. М. «Просвещение» 1982. – 351 с. Ил.

8.     В. Рохлов, А. Теремов, Р. Пестрова. Серия «Занимательные уроки» «Занимательная ботаника» (Книга для учащихся, учителей и родителей) М. «Аст – пресс» 1999г., 430 с +2

9.     И. В. Ирмаилов, В. Е. Михмен , Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина. «Биология. Экскурсии» (Книга для учителя) М. «Просвещение» 1983 г. 224 с., ил.+1

  1. www.drofa.ru/books/biology/27902o2.pdf
  2. school61nt.narod.ru/fgos/shkola.../2012-_OOP-1_SHkola_Rossii.doc

.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка Программа элективного курса «Тайны мира растений» предназначена для учащихся 5-7 классов, проявляющих интерес к природоведению и биологии

Пояснительная записка Программа элективного курса «Тайны мира растений» предназначена для учащихся 5-7 классов, проявляющих интерес к природоведению и биологии

Задачи курса: Обучающие: 1

Задачи курса: Обучающие: 1

Опыт №1 «Дыхание листьев». Опыт №2 «Образование крахмала (фотосинтез)»

Опыт №1 «Дыхание листьев». Опыт №2 «Образование крахмала (фотосинтез)»

Ожидаемые результаты: Учащиеся должны знать

Ожидаемые результаты: Учащиеся должны знать

Тематическое планирование:

Тематическое планирование:

Для чего нужны цветы? Хитрости цветов

Для чего нужны цветы? Хитрости цветов

Литература для учителя 1. «Биология:

Литература для учителя 1. «Биология:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2022