лучшедома
элективный курс по физике

элективный курс по физике

doc
24.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

элективный курс.doc

Рабочая программа

элективного курса

«Методы решения физических задач»

(профильный уровень)

 

 

Рабочая программа элективного  курса по физике для 10 класса составлена на основе авторской программы: В. А. Орлов, Ю. А. Сауров «Методы решения физических задач». Курс рассчитан на учащихся 10 – 11 классов профильной школы и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов курса физики.

Основные цели курса.

 

•          Развитие интереса к физике и решению физических задач;

•          Совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;

•          Формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.

 

Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики профильной школы. Она ориентирует учителя на дальнейшее  совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел знакомит школьников с минимальными сведениями  о понятии «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приемы составления задач, уметь классифицировать задачу по трем- четырем основаниям. В первом разделе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговаривания вслух решения, анализу полученного ответа. Если в начале раздела используются для иллюстрации задачи из механики, молекулярной физики, электродинамики, то в дальнейшем решаются задачи из разделов курса 11 класса. При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену.

 

 Особое внимание следует уделить задачам, связанным с профессиональными интересами школьников, а также задачам межпредметного содержания.

 

          При работе с задачами следует обращать внимание на мировоззренческие и методологические обобщения: потребности общества и постановка задач, задачи из истории физики, значение математики для решения задач, ознакомлению с системным анализом физических явлений при решении задач и др.

При изучении первого раздела возможны различные формы занятий: рассказ и беседа учителя, выступления учеников, подробное объяснение примеров решения задач, коллективная постановка экспериментальных задач, индивидуальная и коллективная работа по составления задач, конкурс на составление лучшей задачи, знакомство с различными задачниками и др. В результате школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач средней сложности.

            При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи различной трудности. Развивается самая общая точка зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физическими законами. Содержание тем подобрано так. Чтобы формировать при решении задач основные методы физической теории.

   Содержание тем обычно состоит из трех компонентов. Во – первых, в ней определены задачи по содержательному признаку; во-вторых, выделены характерные задачи или задачи на отдельные приемы; в- третьих, даны указания по организации определенной деятельности с задачами. Задачи учитель подбирает из конкретных возможностей учащихся. Рекомендуется, прежде всего, использовать задачники из предлагаемого списка литературы, а в необходимых случаях школьные задачники. При этом следует подбирать задачи технического и краеведческого содержания, занимательные и экспериментальные. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач на тему и т. д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений.

 

 

 

 

 

Содержание курса.

№ раздела

(темы)

Название раздела

(темы)

Количество

     часов

1

Механика

 

16

2

Молекулярная физика

16

 

3

Защита индивидуальных проектов

2

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование.

дата

тема

1.       

 

МЕХАНИКА

Решение задач на основные законы динамики

2.       

 

Решение задач на основные законы динамики

3.       

 

Решение задач на основные законы динамики

4.       

 

Решение задач на законы Ньютона

5.       

 

Решение задач на закон всемирного тяготения

6.       

 

Решение задач на «силу трения»

7.       

 

Решение задач на законы динамики для силы упругости

8.       

 

Решение задач на законы динамики для силы «сопротивления»

9.       

 

Решение задач на движение под действием нескольких сил

10.   

 

Решение задач на движение под действием нескольких сил

11.   

 

Решение задач на определение характеристик равновесия физических систем

12.   

 

Решение задач на движение тел в разных ИСО

13.   

 

Решение задач на законы кинематики

14.   

 

Решение задач на законы кинематики

15.   

 

Решение задач на определение работы и мощности

16.   

 

Решение задач на закон сохранения и превращения механической энергии

17.   

 

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА

Решение графических задач на газовые законы

18.   

 

Решение задач на основное уравнение МКТ

19.   

 

Решение задач на характеристики состояния газа в процессах

20.   

 

Решение задач на определение скорости молекул

21.   

 

Решение задач на свойства паров

22.   

 

Решение комбинированных задач

23.   

 

Решение задач на работу сил поверхностного натяжения

24.   

 

Решение задач на капиллярные явления

25.   

 

Решение задач на избыточное давление в мыльных пузырях

26.   

 

Решение задач на влажность воздуха

27.   

 

Решение задач на характеристики твердого тела

28.   

 

Решение задач на абсолютное и относительное удлинение

29.   

 

Решение задач на характеристики твердого тела: тепловое расширение

30.   

 

Решение задач на расчет запаса прочности

31.   

 

Решение задач на тепловые явления

32.   

 

Решение задач на 1 закон термодинамики

33.   

 

Решение задач на тепловые двигатели

        34-35

 

Защита индивидуальных проектов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература для учащихся

 

1.      Л.А.Кирик «Сборник задач 10 кл.»

2.      Г.Н.Степанова «Сборник задач по физике 10-11»

3.      А.Е.Марон, Е.А.Марон «Дидактические материалы. Физика-10»

4.      В.А.Шевцов «Задачи для подготовки к олимпиадам по физике»

 

 

Литература для учителя.

1.         Аганов А.В. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике.М. Дом педагогики, 1998

2.         Каменецкий С.Е, Орехов В.П., Методика решения задач по физике в средней школе. М. Просвещение,1987

3.         Орлов В. А. ЕГЭ Контрольные измерительные материалы. Физика.

 

4.         Татьянкин Б.А. Методы решения физических задач. Кафедра теории и методики естественного образования ВОИПКиПРО. Воронеж, 2005

5.         Парфентьева И.А. Физика. Задачи и примеры решения

 


скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)