Элективный курс по физике «Качественные и количественные задачи по физике для 11 класса»
Оценка 5

Элективный курс по физике «Качественные и количественные задачи по физике для 11 класса»

Оценка 5
Разработки курсов
doc
физика
10 кл—11 кл
05.03.2020
Элективный курс по физике  «Качественные и количественные задачи по физике для 11 класса»
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования в профильных классах относится введение элективных курсов. Данный элективный курс разработан для учащихся общеобразовательных 11 классов МБУ. Курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики в основной и средней школе, и предлагается учащимся в дополнение к изучаемому школьному курсу физики. Данный курс предусматривает расширение и закрепление отдельных разделов физики путем их комбинирования, которое осуществляется как в одном большом разделе, так и между модулями. Отличительной чертой данного курса является то, что обучающиеся закрепляют навыки решения физических задач качественного и количественного характера, формируют исследовательские в ходе самостоятельного познавательного процесса и самостоятельной практической деятельности. Огромную важность в непрерывном образовании личности, формирования целостной картины мира, развития надпредметных умений и навыков приобретают вопросы развития способностей учащихся на основе изучения материала не отдельными фрагментами, а комбинацией отдельных тем и разделов, плавно перетекающих друг в друга, что отражено в структуре данного курса. Изучение данного элективного курса тесно связано с такими дисциплинами, как математика и химия, и опирается на изучаемый материал по названным предметам. Элективный курс «Комбинированные задачи по физике» адресован учащимся 11-х классов, изучающих физику по двухчасовой программе, в общеобразовательных классах.
Качественные и количественные задачи по физике для 11 класса).doc

Элективный курс по физике

«Качественные и количественные задачи по физике для 11 класса»

Пояснительная записка

       В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования в профильных классах относится введение элективных курсов. Данный элективный курс разработан для учащихся общеобразовательных 11 классов МБУ. Курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики в основной и средней школе, и предлагается учащимся в дополнение к изучаемому школьному курсу физики. Данный курс предусматривает расширение и закрепление отдельных разделов физики путем их комбинирования, которое осуществляется как в одном большом разделе, так и между модулями. Отличительной чертой данного курса является то, что обучающиеся закрепляют навыки решения физических задач качественного и количественного характера,  формируют исследовательские в ходе самостоятельного познавательного процесса и самостоятельной практической деятельности.

       Огромную важность в непрерывном образовании личности, формирования целостной картины мира, развития надпредметных умений и навыков приобретают вопросы развития способностей учащихся на основе изучения материала не отдельными фрагментами, а комбинацией отдельных тем и разделов, плавно перетекающих друг в друга, что отражено в структуре данного курса. Изучение данного элективного курса тесно связано с такими дисциплинами, как математика и химия, и опирается на изучаемый материал по названным предметам. Элективный курс «Комбинированные задачи по физике» адресован учащимся 11-х классов, изучающих физику по двухчасовой программе, в общеобразовательных классах.

       Данный элективный курс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по физике. В результате изучения курса обучающийся должен научиться: классифицировать задачи по требованию, по содержанию, по способу задания и решения; знать основные понятия и величины; понимать важнейшие категории научного познания: явления и факты, понятия, законы, теоретические выводы; уметь планировать, проводить наблюдения и эксперименты, фиксировать полученные данные, систематизировать их, решать качественные, количественные, графические и расчетные задачи.

      Целью данного курса является расширение и закрепление материала основного курса физики при решении качественных и количественных задач, усиление его прикладной направленности.

      В ходе достижения данной цели решаются следующие задачи: закрепить у учащихся знания, умения и навыки, входящие в обязательный минимум содержания общего образования по физике; развивать мотивацию учебной деятельности, стремление к саморазвитию; способствовать воспитанию экологической культуры учащихся. Предлагаемый элективный курс включает в себя следующие модули: «Основы кинематики» (2 часа), «Основы динамики» (2 часа), «Силы всемирного тяготения» (1час), «МКТ» (2 часа), «Электрические взаимодействия» (2 часа), «Электромагнитное поле» (2 часа), «Оптика» (2 часа), «Кванты и атомы» (2 часа), «Атомное ядро и элементарные частицы» (2 часа). Данный элективный курс предусматривает проведение практических занятий по решению качественных и количественных задач, групповой работы, индивидуальной работы.

      Данный курс общим объемом 17 часов рассчитан на изучение в течение первого полугодия учебного года.

       Ожидаемые результаты:

- расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;

- сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности.

 

       Требования к уровню освоения содержания курса

Учащиеся должны уметь:

- анализировать физическое явление,

- проговаривать вслух решение,

- анализировать полученный ответ,

- классифицировать предложенную задачу,

- составлять простейшие задачи,

- последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности,

- выбирать рациональный способ решения задачи,

- решать комбинированные задачи,

- владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.,

-владеть методами самоконтроля и самооценки.

 

        Средства обучения

Основными средствами обучения при изучении курса являются:

Физические приборы.

Графические иллюстрации (схемы, чертежи, графики).

Дидактические материалы.

Учебники физики для старших классов средней школы.

Учебные пособия по физике, сборники задач.

 

       Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа предполагает создание дидактического комплекса задач, решенных самостоятельно на основе использования конкретных законов физических теорий, фундаментальных физических законов, методологических принципов физики, а также методов экспериментальной, теоретической и вычислительной физики из различных сборников задач с ориентацией на профильное образование учащихся.

 

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Примечание

Основы кинематики (2 часа)

1

Основные законы и понятия кинематики

 

2

Решение расчетных и графических задач на равномерное движение, на равноускоренное движение и движение по окружности

 

Основы динамики (2 часа)

3

Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления

 

4

Решение качественных задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил, на определение характеристик равновесия физических систем

 

Силы всемирного тяготения (1 час)

5

Решение задач на применение закона всемирного тяготения с учетом действия между любыми телами, имеющими массу, которые можно считать материальными точками, а также для однородных тел шаровой формы

 

МКТ (2 часа)

6

Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ): основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах, использование уравнения Менделеева-Клайперона, характеристика критического состояния

 

7

Качественные и количественные задачи. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания

 

Электромагнитное взаимодействие (2 часа)

8

Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения. Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона

 

9

Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием приборов

 

Электромагнитное поле (2 часа)

10

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия на проводник с током: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера, на описание магнитного поля тока и его действия на движущийся заряд, сила Лоренца

 

11

Практические и качественные задачи на применение правил левой и правой руки, правила буравчика

 

Оптика (2 часа)

12

Классификация задач по СТО и примеры их решения. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы

 

13

Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения

 

Кванты и атомы (2 часа)

14

Элементы теории относительности. Решение задач: световые кванты, фотоэффект, фотоны

 

15

Строение атома. Модель атома Бора. Атомное ядро

 

Атомное ядро и элементарные частицы (2 часа)

16

Радиоактивность. Изотопы. Нейтроны. Электромагнитные волны

 

17

Ядерная модель атома. Термоядерные реакции. Решение задач.

 

 

Учебно-методическое обеспечение

1.      Демидова М.Ю. ЕГЭ 2015. Физика. Типовые тестовые задания. 25 вариантов заданий. – М.: Экзамен, 2015

2.      Демидова М.Ю. ЕГЭ 2015. Физика.  Тематические и типовые экзаменационные варианты.. 32 варианта. – М.: Национальное образование, 2015

3.      Зорин Н.И. «Элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы. – М.:ВАКО, 2010 (мастерская учителя)

4.      Орлов В.Л., Сауров Ю.А. «Методы решения физических задач» («Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение»). Составитель В.А. Коровин. - М.: Дрофа, 2010

5.      Ромашевич А.И. «Физика. Механика. 10 класс. Учимся решать задачи». – М.: Дрофа, 2010

6.      Ромашевич А.И. «Физика. Молекулярная физика. Термодинамика. 10 класс. Учимся решать задачи». – М.: Дрофа, 2010

7.      Ромашевич А.И. «Физика. Электродинамика. 10-11 классы. Учимся решать задачи». – М.: Дрофа, 2010

8.      Ромашевич А.И. «Физика. Оптика. Квантовая природа света. 11 класс. Учимся решать задачи». – М.: Дрофа, 2010

9.      Яворский Б.М., Селезнев Ю.А. «Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и для самообразования».- М.: Наука, 2014

 


Скачано с www.znanio.ru

Элективный курс по физике «Качественные и количественные задачи по физике для 11 класса»

Элективный курс по физике «Качественные и количественные задачи по физике для 11 класса»

Оптика» (2 часа), «Кванты и атомы» (2 часа), «Атомное ядро и элементарные частицы» (2 часа)

Оптика» (2 часа), «Кванты и атомы» (2 часа), «Атомное ядро и элементарные частицы» (2 часа)

Тема Примечание

Тема Примечание

Атомное ядро и элементарные частицы (2 часа) 16

Атомное ядро и элементарные частицы (2 часа) 16
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2020