Элективный курс по географии 9 класс "Познание мира по картам"

  • rtf
  • 09.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Эл. курс для 9 кл. Познание мира по картам.rtf

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

 «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Белоярский»

СОШ № 2 г. Белоярский 

 

 

СООТВЕТСТВУЕТ

 

МО учителей

Протокол №_1___

от«_30_»_августа_2019г

СОГЛАСОВАНО

 

Заместитель директора по УВР

                   Райзинк Е.В

«_30_»_августа_2019_ г

РАССМОТРЕНО

 

на заседании педагогического совета

Протокол №___7__

от«_31__»_августа_2019_ г

УТВЕРЖДЕНО

 

Приказ № 357

от«_1_»_сентября_2019 г

 

 

Рабочая программа

элективного курса по географии для 9 класса

«Познание мира по картам»

на 2019-2020  учебный год

 

                                                                                                                                                                                         Составитель: Костьянова И.Н.

учитель высшей квалификационной категории

 

 

 

 

2019 – 2020 учебный год

Пояснительная записка

 

Программа «Познание мира по картам» рассчитана на 35 часов. Содержание элективного курса позволяет расширить знания учащихся об истории появления и создания карт, методах их составления и использования. Курс « Познание мира по картам» представляется необходимым, т. к. методы картографии, развиваясь в тесной связи с физической и экономической географией, находят самое широкое применение и во многих других естественных и общественных науках: геологии, истории, социологии, экономике.

Данный курс позволяет восполнить пробелы в знаниях по этому вопросу, возникшие в результате почти полного исключения этого материала из школьной программы. Курс «Познание мира по картам» может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендован для изучения учащимся разных профилей.

Цель курса:

Способствовать углублению знаний учащихся, развивая содержание базисного курса, в результате почти полного исключения этого материала из школьной программы, расширить их кругозор, географическое мышление, формировать практические навыки по применению знаний.

Задачи курса:

1.Способствовать самоопределению ученика.

2.Создавать положительную мотивацию обучения предмета географии.

3.Познакомить учащихся с ведущими для данного курса видами деятельности.

4.Активизировать познавательную деятельность девятиклассников.

5.Повысить информационную и коммуникативную деятельность школьников.

6.Способствовать приобретению знаний и навыков, освоению способов деятельности для решения практических, жизненных задач.

 

Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 35 часов ( 1 час в неделю), которые проводятся в течении года.

 

 

Основные виды деятельности:

1.Работа с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (текстом учебников, дополнительной литературой), профилями, диаграммами, рисунками, схемами.

2.Содержание каждой темы курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий.

3.При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе.

4.Выполнение практических работ на местности по выявлению различного рода съемок земной поверхности.

5.Выполнение самостоятельной, поисковой, творческой работы учащимися.

 

Общие принципы содержания программы:

1.Степень новизны для учащихся. Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах.

2.Мотивирующий потенциал программы. Программа содержит материал, вызывающий интерес у учащихся.

3.Развивающий потенциал. Содержание способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, предполагает широкое использование методов активного обучения.

4.Полнота и завершенность содержательных линий программы в соответствии с поставленными целями.

5.Связность и систематичность изложенного материала. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов; между частными и общими знаниями прослеживаются связи.

6.Методы обучения. Программа основывается преимущественно на методах активного обучения.

7.Степень контролируемости. В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости.

8.Реалистичность с точки зрения ресурсов.

9.Формальная структура программы. Наличие в программе необходимых разделов.

 

Предполагаемые результаты изучения курса:

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

- Ознакомиться с наукой – картографией и ее методами.

- Определять по топографической карте географические координаты, расстояния,

масштаб.

- Представлять результаты в виде графиков, таблиц, диаграмм, оформленных, картосхем.

- Интерпретировать результаты эксперимента

- Делать выводы

- Пользоваться различными картами для работы.

- Углубление знаний, расширение кругозора.

                                    

 

 

 

Учебно - тематический план

п/п

Название тем курса

Всего

часов

Лекции

Практ. работы

Форма контроля

1.

Что изучает картография

4

4

-

Практикум, тест

2.

Математическая основа карт

3

3

-

Проверочная работа

3.

Способы картографического изображения

4

3

1

Практическая работа

4.

Виды карт и атласов

2

2

-

Тест

5.

Использование карт

4

3

1

Практическая работа

6.

Топографическая карта

6

1

5

Практическая работа

7.

 

Свойства географической карты

6

 

1

 

5

 

Практическая работа

 

8.

 

 

Географическая карта как источник знаний

 

1

 

 

-

 

 

1

 

 

Практическая работа

 

9.

 

 

 

Географические информационные системы

 

 

2

 

 

 

2

 

 

-

 

 

 

Семинар

 

 

10.

Обобщающее повторение

3

-

3

Практическая работа

 

Итого:

35

19

16

 

 

 

 

 

Литература

1.Баринова И. И.Самостоятельные и практические работы по физической географии СССР., кн. для учителя. – М: Просвещение.1990.карт.

2.Богданова А. А. Уроки географии: 7 класс. Пособие для учителя; из опыта работы. М: Просвещение 1985 г.

3.Герасимова Т. П, Мясникова С. В. Общая география. 10 класс – СПб:Спецлит, 2001г

4.Пятунин В. Б. Контрольные и проверочные работы по географии 6 -10 кл., метод. пособие. – М: Дрофа. 1997 г. 192 с. ил.

5.Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6 – 10 кл.) пособие для учителя. – М:АРКТИ 1998.

6.Аксакалова Г. П. и др. факультативные занятия по географии. М: Просвещение. 1985.

7.Андреев Н. В. Основы топографии и картографии: пособие для учителя по факультативному курсу. М: Просвещение 1972 г.