Пояснительная записка
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
1. Федеральный закон от 29.12.12 N273-ФЗ (ред.13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г № 189
3. Закон Тамбовской области от 4 июня 2007 г. N212-З "О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области"
4. Рабочая программа составлена на основе авторской программы Алленова А.Н., Дьячкова В.Л. Историческое краеведение для 7-9 классов. Тамбов 2007
5. Используемый учебник: Историческое краеведение: история Тамбовского края: - Юрьев В.М., Аленов А.Н., Дьячков В.Л., Канищев В.В., и др. - уч. пос. для уч. 7-9 классов. – Т. 2007г.
Цель программы: Формирование интереса и положительной мотивации к прошлому своего родного края, путем ознакомления с историческими событиями древнейшей истории Тамбовского края 19 века;
Задачи: Воспитание чувства патриотизма и национальной гордости за прошлое своего края;
• развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
Роль элективного курса «Историческое краеведение Тамбовского края»
В
условиях модернизации Российского образования возрастает роль гуманитарных
предметов в становлении и развитии личности учащихся. Краеведение как составная
часть исторического образования помогает заинтересовать учащихся историей своей
малой Родины, воспитывать патриотизм, формировать активную жизненную позицию.
При изучении современных курсов отечественной истории предусматривается
включение региональных компонентов по краеведению в учебные планы
общеобразовательных школ.
Предлагаемая программа элективного курса по краеведению направлена на то, чтобы полноценно проводить уроки по региональному компоненту связанным с изучением истории родного края. Элективный курс «Историческое краеведение Тамбовского края» в 6-7 классах, должен помочь ученикам не только познакомиться с историей как наукой, некоторыми важными историческими событиями и процессами, но и проследить их в прошлом своей малой Родины, узнать о главных явлениях истории Тамбовского края.
Общая характеристика элективного курса «Историческое краеведение Тамбовского края» в 6-7 классах.
Тамбовский край — часть русской земли в самом центре России. История нашего края полна различными событиями. Это и героический быт первых поселенцев, воинов и земледельцев одновременно, и тяжелый крестьянский труд, и печать крепостного права, угнетавшего тело и душу русского человека.
Курс знакомит учащихся с периодом от стоянок первобытных людей на территории Тамбовского края, изучает происхождение и расселение мордовского народа, появление русских поселений на территории края XI – XIII вв, «Батыево нашествие» и его последствия, до Деятельности Г.Р. Державина по развитию культуры и экономики края.
Наше прошлое сложилось из героических, трагических и просто будничных страниц, связанных с именами известных политических, общественных, военных, религиозных деятелей, ученых, писателей, музыкантов, художников, а самое главное с повседневным трудом, бытом, культурой простых людей. Все эти люди оставили заметный след в становлении особого характера нашего края. Знать историю родного края необходимо. Знание прошлого – залог чувства гордости за дела наших предков, восприятия их мыслей и поступков, ключ к пониманию дня нынешнего.
Место учебного предмета в учебном плане.
Количество учебных часов - 52 ч,
6 класс – всего -17 ч. 0,5ч. (по 1 ч. в неделю во втором полугодии)
7 класс – всего -35 ч. по 1ч. в неделю
Формы организации образовательного процесса
Коллективные, групповые, индивидуальные.
Технологии обучения
информационно - коммуникативные, проектные, технология опорного конспекта, технология уровня дифференциации, личностно ориентированное обучение, работа с историческими документами,
Виды и формы контроля
Вид контроля: текущий, тематический, промежуточный.
Формы контроля: Фронтальный опрос, индивидуальная работа, самостоятельная работа, разно-уровневые тесты.
Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты:
Обучающийся научится:
-осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений,
-понимать культурное многообразие мира,
-уважительно относиться к культуре своего народа.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осваивать гуманистические традиции и ценности, становление которых началось в Древнем мире.
Метапредметные результаты:
Обучающийся научится:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
-овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.)
Обучающийся получить возможность научиться:
- проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты).
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников истории родного края, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;
- читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты родного края, анализировать и обобщать данные карты;
Обучающийся получит возможность научиться:
-систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность.
Содержание элективного курса
«Историческое краеведение Тамбовского края»
6 класс
Тамбовский край с древнейших времен до конца 15 века. (17ч)
Введение. (1ч.) Наша малая Родина.
Как жили предки в далеком прошлом. Наш край в период бронзового века. Поселения эпохи бронзового века на территории Тамбовщины. Поселение Галдым. Курганы. Жизнь наших предков в раннем железном веке. Расселение племен городецкой культуры. Цнинская мордва. Происхождение и расселение мордовского народа в VI—VII веках нашей эры Занятия мордвы. Религиозные верования мордвы Тамбовский край в 11- 13 веках. Мордовские земли накануне монгольского вторжения. «Батыево нашествие» и его последствия. Рязанское пограничье в 14 - начале 15 века. Заселение Тамбовского края русскими во второй половине 15 начале века. Православная церковь на территории Тамбовского края в 11-15 веках.
Контрольная работа по теме: «Тамбовский край с древнейших времен до конца 15 века».
Содержание элективного курса
«Историческое краеведение Тамбовского края»
7 класс
Тамбовский край с рубежа 15-16 вв. до конца 18 века. (35ч.)
Введение. (1ч.) Из истории Тамбовского краеведения.
Заселение Тамбовского края русскими во второй половине 16 начале века. Тамбовский край на страже южных рубежей русского государства. Освоение Тамбовского края в 17 веке. Крепость на Козловом урочище 1635 г. Город на Цне. Основание Тамбова 1636 г. «Татарский» вал. Православная церковь на территории Тамбовского края в 15 - 17 веках. «Бунташный век» на Тамбовщине. Тамбовский край в первой половине 18 века. Тамбовский край во второй половине 18 века. Наместник Тамбовского края Г.Р. Державин. Тамбовская епархия в 18 веке. Народный быт в 17- 18 веков.
Контрольная работа по теме: «Тамбовский край с рубежа 15-16 вв. до конца 18 века».
Тематическое планирование 6 класс (17 ч.)
№ п\п |
Название раздела/ темы |
Кол-во часов |
Кол-во контрольных и практических работ |
Формы контроля |
1. |
Введение. Наша малая Родина. |
1 |
|
|
2. |
Тамбовский край с древнейших времен до конца 15 века |
15 |
|
|
|
Итоговое повторение |
1 |
1 |
Контрольная работа |
|
Всего: |
17 |
1 |
|
Тематическое планирование 7 класс (35 ч.)
№ п\п |
Название раздела/ темы |
Кол-во часов |
Кол-во контрольных и практических работ |
Формы контроля |
1. |
Введение. Из истории Тамбовского краеведения |
1 |
|
|
2. |
Тамбовский край с рубежа 15-16 вв. до конца 18 века. |
33 |
|
|
|
Итоговое повторение |
1 |
1 |
Тест Контрольная работа |
|
Всего: |
35 |
1 |
|
Приложение1.
Календарно-тематическое планирование по элективному курсу Историческое краеведение Тамбовского края
для 6 Д класса на 2021-2022 учебный год
№ |
Тема разделов и уроков |
Кол-во часов |
Тип урока |
Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) |
Вид контроля |
Дата проведения |
|
|
|
|
|
|
|
План. |
Факт. |
|
Тамбовский край с древнейших времен до конца 15 века. |
17ч. |
|
|
|
|
|
1 |
Введение. Наша малая Родина. |
1 |
Открытие нового знания |
анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, решать творческие задачи |
беседа |
январь |
|
|
Как жили наши предки в далеком прошлом |
|
|
|
|
|
|
2 |
Стоянки первобытных людей |
1 |
Открытие нового знания |
Исследовать географию районов первобытного земледелия на исторической карте. Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремесла. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека.) применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников истории родного края. |
тест |
январь |
|
3 |
Жилище древнего человека. |
1 |
Открытие нового знания |
доклад |
февраль |
|
|
4 |
Неолит на территории Тамбовского края. |
1 |
Открытие нового знания |
презентация |
февраль |
|
|
5 |
Бронзовый век |
1 |
Открытие нового знания |
опрос |
февраль |
|
|
6 |
Поселения эпохи бронзового века на территории Тамбовщины. Поселение Галдым. |
1 |
Открытие нового знания |
опрос |
февраль |
|
|
7 |
Ранний железный век |
1 |
Открытие нового знания |
опрос |
март |
|
|
8 |
Расселение племен городецкой культуры. |
1 |
Урок контроля знаний |
Контрольная работа |
март |
|
|
|
Цнинская мордва |
|
|
|
|
|
|
9 |
Происхождение и расселение мордовского народа в VI—VII веках нашей эры. |
1 |
Открытие нового знания |
решать творческие задачи, проводить поиск основной и дополнительной информации, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, планы, схемы,) применять понятийный аппарат. |
опрос |
март |
|
10 |
Занятия мордвы |
1 |
Открытие нового знания |
тест |
апрель |
|
|
11 |
Религиозные верования мордвы |
1 |
Открытие нового знания |
доклад |
апрель |
|
|
|
Тамбовский край в XI – XIII вв |
|
|
|
|
|
|
12 |
Появление русских поселений на территории края. |
1 |
Открытие нового знания |
проводить поиск основной и дополнительной информации, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, планы, схемы,) читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты родного края, анализировать и обобщать данные карты. |
опрос |
апрель |
|
13 |
Мордовские земли накануне монгольского вторжения. |
1 |
Открытие нового знания |
опрос |
апрель |
|
|
14 |
«Батыево нашествие» и его последствия. |
1 |
Открытие нового знания |
опрос |
май |
|
|
|
Рязанское пограничье в XIV – начале XVI веков |
|
|
Характеризовать особенности географического положения, социально-экономического, политического и культурного развития родного края, анализировать и обобщать данные карты.
|
|
|
|
15 |
Между Русью и Ордой: наш край в XIV веке. |
1 |
Открытие нового знания |
беседа |
май |
|
|
16 |
Распад Золотой Орды и его последствия для нашего края. |
1 |
Открытие нового знания |
опрос |
май |
|
|
17 |
Контроль знаний по теме: «Тамбовский край с древнейших времен до конца 15 века».
|
1 |
Урок контроля знаний |
Контрольная работа |
май |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение2.
Календарно-тематическое планирование по историческому краеведению
для 7 д класса на 2020-2021 учебный год
№ |
Тема разделов и уроков |
Кол-во часов |
Тип урока |
Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) |
Вид контроля |
Дата проведения |
|
|
|
|
|
|
|
План. |
Факт. |
1 |
Введение. Из истории Тамбовского краеведения |
1 |
Открытие нового знания |
|
Индивид. карточки |
1.09 |
|
|
Тамбовский край с XVI – до начала XVII веков. 18ч. |
|
|
|
|
|
|
2 |
Заселение Тамбовского края русскими во второй половине XVI – начале XVII веков |
1 |
Открытие нового знания |
Характеризовать социально-экономическое развитие тамбовского края в XVI в. Объяснять смысл понятий: служилые и тяглые. Изучать исторические документы Обобщать и систематизировать исторический материал. Оценивать основные события и явления в истории родного края. |
опрос |
8.09 |
|
3 |
Переход к активной государственной колонизации южнорусских земель. |
1 |
Открытие нового знания |
опрос |
15.09 |
|
|
|
Тамбовский край на страже южных рубежей Русского государства |
|
|
|
|
|
|
4. |
Сторожевая служба. Набеги татар. |
1 |
Открытие нового знания |
Характеризовать географическое положение Тамбовского края, используя историческую карту, рассказывать о населении и хозяйстве объяснять причины успешности завоевательных походов монголов в Азии и на Руси, оценивать действия русских князей в условиях монгольского нашествия, характеризовать последствия монгольского нашествия |
Работа по карте |
22.09 |
|
5 |
Крепость на Козловом урочище 1635 г. |
1 |
Открытие нового знания |
доклад |
29.09 |
|
|
6 |
Город на Цне. Основание Тамбова 1636г. |
1 |
Открытие нового знания |
Составление плана |
6.10 |
|
|
7 |
«Татарский» вал. |
1 |
Открытие нового знания |
Заполнение таблицы |
13.10 |
|
|
|
Освоение Тамбовского края в XVII в. Быт и занятия местного населения |
|
|
|
|
|
|
8 |
Рост населения Тамбовского края. Состав населения. |
1 |
Открытие нового знания |
Характеризовать территорию, население, административно-территориальное деление Тамбовского края в XVII в. На основе текста учебника и исторической карты. называть и показывать на карте крупные центры торговли Тамбовского края..Тамбов, Козлов, Морша, Сосновка. |
Заполнение таблицы |
20.10 |
|
9 |
Воевода Р.Ф. Боборыкин. |
1 |
Открытие нового знания |
сообщение |
27.10 |
|
|
10 |
Хозяйственная жизнь Тамбовского края |
1 |
Открытие нового знания |
опрос |
10.11 |
|
|
11 |
Развитие торговли в Тамбовском крае. |
1 |
Открытие нового знания |
Составление плана |
17.11 |
|
|
|
Христианство на территории Тамбовского края до конца XVII в. |
|
|
|
|
|
|
12 |
Христианство на территории Тамбовского края в эпоху Средневековья. |
1 |
Открытие нового знания |
Обобщать и систематизировать исторический материал. Раскрывать роль Православной церкви в становлении и развитии российской государственности. Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Приводить оценку роли выдающихся религиозных деятелей в истории Тамбовского края Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чём их назначение, оценивать их достоинства. |
Заполнение таблицы |
24.11 |
|
13 |
Монастыри и колонизация Тамбовского края. Мамонтовой пустыни |
1 |
Открытие нового знания |
сообщение |
1.12 |
|
|
14 |
Распространение христианства среди мордвы и татар. |
1 |
Открытие нового знания |
Составление плана |
8.12 |
|
|
15 |
Основание Тамбовской епархии и первые тамбовские архиереи. Епископ Питирим |
1 |
Открытие нового знания |
сообщение |
15.12 |
|
|
|
Епископ Питирим |
|
|
|
|
|
|
16 |
Спасо-Преображенский кафедральный собор в Тамбове. |
1 |
Открытие нового знания |
доклад |
22.12 |
|
|
|
«Бунташный век» на Тамбовщине |
|
|
|
|
|
|
17 |
Восстание в Козлове в 1648 г. |
1 |
Открытие нового знания |
Показывать территори и характеризовать масштабы народных движений, используя историческую карту. Раскрывать причины народных движений в России XVII Характеризовать Соляной бунт 1648 г. Медный бунт и восстания под предводительством С.Т. Разина. по предложенному плану. в. Систематизировать исторический материал в форме таблицы «Народные движения в России XVII в.». объяснять причины, определять состав участников, |
Работа По карте Заполнение таблицы |
12.01 |
|
18 |
Разинский «бунт». |
1 |
Урок контроля знаний |
Составление плана |
19.01 |
|
|
|
Тамбовский край в первой половине XVIII в. |
|
|
|
|
|
|
19 |
Административное деление Тамбовского края. |
1 |
Открытие нового знания |
Характеризовать социально-экономическое развитие тамбовского края в период правления Петра 1. Изучать исторические документы Обобщать и систематизировать исторический материал. Оценивать основные события и явления в истории родного края Составление развернутого плана характеристики правления Петра 1и изменений в Тамбовском крае этого периода, высказывание оценочного суждения Объяснение значения основных понятий темы урока. |
Заполнение таблицы |
26.01 |
|
20 |
Тамбовский край в эпоху Петра I. |
1 |
Открытие нового знания |
Работа по карте |
2.02 |
|
|
21 |
Освоение Тамбовского края в первой половине XVIII в. |
1 |
Открытие нового знания |
опрос |
9.02 |
|
|
22 |
Булавинское восстание на Дону. |
1 |
Открытие нового знания |
тест |
16.02 |
|
|
|
Тамбовский край во второй половине XVIII в. |
|
|
|
|
|
|
23 |
Создание Тамбовской губернии. |
1 |
Открытие нового знания |
Характеристика и оценка развития промышленности и торговли в данное время на основе текстов учебника, исторического источника и данных исторической карты. Определение причин восстания под предводительством Е.И. Пугачева. Формулирование выводов о результатах и значении восстания. Поиск информации для рассказа об отдельных эпизодах восстания Е.И. Пугачева. |
Составление плана |
23.02 |
|
24 25 |
Города Тамбовского края. |
2 |
Открытие нового знания |
|
2.03 9.03 |
|
|
26 |
Экономическое развитие края. |
1 |
Урок контроля знаний |
Заполнение таблицы |
16.03 |
|
|
27 |
Развитие торговли. |
1 |
Открытие нового знания |
Индивид. карточки |
30.03 |
|
|
28 |
Пугачевский «бунт». |
1 |
Открытие нового знания |
опрос |
6.04 |
|
|
|
Наместник Тамбовского края Г.Р. Державин. |
1 |
Открытие нового знания |
|
|
|
|
29 |
Приезд нового наместника и его административные преобразования |
1 |
Открытие нового знания |
Составление характеристики личности и деятельности Г.Р. Державина по развитию экономики и культуры тамбовского края.
Обобщать и систематизировать исторический материал. |
Работа в контурной карте |
13.04 |
|
30-31 |
Деятельность Г.Р. Державина по развитию экономики края. |
2
|
Открытие нового знания |
доклад |
20.04 27.04 |
|
|
32-33 |
На поприще народного образования и культуры. |
1 |
Открытие нового знания |
тест |
4.05 11.05 |
|
|
34 35 |
Контрольная работа по теме: «Тамбовский край с древнейших времен до конца 18 века». Анализ контрольной работы
|
1
1
|
Открытие нового знания |
Контрольная работа |
18.05 25.05 |
|
Оценка устного ответа учащихся
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1 – 2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1 – 2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1) обнаруживает незнание большей части излагаемого материала;
2) допускает ошибки в формулировке определений, искажающие их смысл;
3) беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
УМК «Историческое краеведение Тамбовского края». 6 класс.
Учебник.
Историческое краеведение: история Тамбовского края: - Юрьев В.М., Аленов А.Н., Дьячков В.Л., Канищев В.В., и др. - уч. пос. для уч. 7-9 классов. – Т. 2007г.
Историческое краеведение: история Тамбовского края: - Юрьев В.М., Аленов А.Н., Дьячков В.Л., Канищев В.В., и др. – раб. тетрадь. 7-9 классов. – Т. 2009 г.
УМК «Историческое краеведение Тамбовского края». 7 класс.
Учебник.
Историческое краеведение: история Тамбовского края: - Юрьев В.М., Аленов А.Н., Дьячков В.Л., Канищев В.В., и др. - уч. пос. для уч. 7-9 классов.
– Т. 2007г.
Историческое краеведение: история Тамбовского края: - Юрьев В.М.,
Аленов А.Н., Дьячков В.Л., Канищев В.В., и др. – раб. тетрадь. 7-9 классов.
– Т. 2009 г.
Рабочая программа.
Авторская программа Алленова А.Н., Дьячкова В.Л. Историческое краеведение для 7-9 классов. Тамбов 2007
Цифровые образовательные ресурсы:
http://kursak.net/istoriya-tambovskogo-kraya/
Инструментарий и средства материально-технического обеспечения
- проектор,
- доступ к Интернету
- экран
Наличие данного оборудования позволяет на уроках использовать:
- фото- и видеоматериалы,
- возможности организации сетевых форм обучения,
- использования электронных учебных материалов.
Доступ к современным нормативно-правовым базам данных, материалам научных журналов социо-гуманитарной направленности и научным средствам массовой информации позволяет обеспечить эффективную самостоятельную и поисковую работу обучающихся.
Интерактивное оборудование позволяет создавать многообразные схемы, таблицы, выстраивать материал по разным позициям, интенсифицируя процесс обучения, делая его наглядным.
Учебный кабинет оборудован традиционными средствам обучения:
1) Доска
2) Наглядные пособия
3) Справочная литература и энциклопедии.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.