Элективный курс по обществознанию для 10 класса
Оценка 4.8

Элективный курс по обществознанию для 10 класса

Оценка 4.8
pdf
21.08.2023
Элективный курс по обществознанию для 10 класса
20022 10кл. Элективный курс Человек и общество.pdf

 

 

 

 

Элективный курс по обществознанию 

10 класс

«Человек и общество»

 

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе

-Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.);

-Учебного плана муниципального казенного общеобразовательного учреждения Побединская СОШ; -Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089»;

-Приказа Министерства образования и науки РФ ( Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

-авторской программы Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, Л. Ф.Ивановой, А. И. Матвеева («Обществознание» 6-11 классы – М.: Просвещение, 2020 г.); Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по обществознанию;

Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по обществознанию;

Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по обществознанию.

Программа элективного курса «Человек и общество» предназначена для обучающихся 10 классов и рассчитана на 36 часов. Программа элективного курса составлена на основе:

Программа элективного курса «Человек и общество» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ.

Цель курса - целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации - ЕГЭ; повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.

Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги.

Задачи курса: повторение курса обществознания; формирование умений и навыков решения тестовых заданий; знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию.

 

 

 

Содержание элективного курса

Введение. (2 ч.)

Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Требования к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений. Кодификатор и спецификация ЕГЭ по обществознанию.

Тема 1. Общество. (4 ч.)

Общество - сложная, динамично развивающаяся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты. Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР.

Тема 2. Человек. (4 ч.)

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей. Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество. Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и ответственность личности.

Тема 3. Духовная сфера общества. (2 ч.)

Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ. Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование. Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.

Тема 4. Познание. (3 ч.)

Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии. Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе. Решение тестовых заданий части А.

Тема 5. Экономическая сфера общества. (4 ч.)

Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства. Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная. Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков. Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост.

Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции. Рынок труда и безработица. Инфляция.

Тема 6. Социальная сфера общества. (3 ч.)

Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы).

Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства. Семья и брак как социальные институты. Психологический климат

семьи. Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.

Тема 7. Политическая сфера общества. (4 ч.)

Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы. Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства. Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ. Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни.

Тема 8. Правовая сфера общества. (4 ч.)

Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации. Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление. Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.

Тема 9. Решение заданий различных типов. (2 ч.)

Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.

Тема 10. Решение заданий части С. (1 ч.)

Задания С1 - С4. Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос Задание С5 (задание на перечисление признаков какоголибо явления, объектов одного класса). Задание С6 (задание на раскрытие какого-либо теоретического положения). Задание С7 (Решение познавательных задач). Задание С8 (Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана). Эссе. Алгоритм написания эссе по обществознанию. Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате). Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание». Изложение своих мыслей и собственной позиции по теме высказывания. Приведение аргументов «за» и «против».

Итоговое тестирование. (3 ч.). Решение КИМов.

Требования к уровню подготовки выпускников

Знать и понимать:

биосоциальную сущность человека; основные этапы и факторы социализации личности; место и роль человека в системе общественных отношений; закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы; тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; основные социальные институты и процессы; необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы; оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения для:

самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации; решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности; ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.

Литература для учителя и учащихся

Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под редакцией П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2019.

Баранов П.А. Обществознание: 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, С.В. Щевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2019. Единственные реальные задания для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ-2019. Обществознание. – М.: Федеральный центр тестирования, 2019.

ЕГЭ 2019. Обществознание: сборник экзаменационных заданий / Сост. Е.Л. Рутковская, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова и др. – М.: Эксмо, 2019.

Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2019: Обществознание / авт.-сост.

О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Астрель, 2019. (Федеральный институт педагогических измерений)

Чернышева О.А. Обществознание. ЕГЭ-2019. Вступительные испытания: учебно-методическое пособие. Ростов н/д: Легион, 2019.

Школьный словарь по обществознанию: 10-11: пособие для учащихся / под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2017.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план 10 класса

 

п/п

Наименование тем курса

Колво часов

Виды познавательной деятельности

Дата

1.

Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году.

1

Лекция

 

2.

Кодификатор и специфика ЕГЭ по обществознанию.

1

Лекция

 

 

 

Тема 1. Общество. 4 часа.

 

3.

Общество - сложная, динамично развивающаяся система.

1

Лекция

 

       4.    

Сферы жизни общества и их взаимосвязь.

1

Беседа

 

5.

Ступени развития общества.

1

Лекция с элементами беседы, практическая работа

 

6.

Глобальные проблемы человечества.

1

Практикум

 

 

 

Тема 2. Человек. 4 часа.

 

7.

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

1

Лекция

 

8.

Потребности и способности человека.

1

Беседа

 

9

Многообразие видов деятельности человека.

1

Лекция с элементами беседы, практическая работа

 

10.

Человек в системе социальных связей.

1

Практикум

 

 

 

Тема 3. Духовная сфера. 2 часа.

 

      11.   

Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды.

1 Лекция с элементами беседы, практическая работа

 

12.

Наука и образование. Мораль. Религия.

 

1

Практикум

 

 

 

Тема 4. Познание. 3 часа.

 

13.

Познание мира.

 

1

Лекция

 

14.

Многообразие форм человеческого знания.

 

1

Лекция с элементами беседы, практическая работа

 

15.

Решение тестовых заданий части «А».

1

Тренинг

 

 

Тема 5. Экономическая сфера. 4 часа.

 

16.

Экономика: наука и хозяйство.

1

Лекция

 

17.

Экономические системы

1

Лекция

 

18.

Многообразие рынков.

1

Практическая работа

 

19.

Рыночные отношения.

1

Практическая работа

 

 

Тема 6. Социальная сфера. 3 часа.

 

20.

Социальная система.

1

Лекция

 

21.

Семья и брак как социальные институты.

1

Беседа

 

22.

Социальный конфликт и пути его разрешения.

1

Практическая работа

 

 

Тема 7. Политическая сфера. 4 часа.

 

23.

Политическая система.

1

Лекция

 

24.

Признаки, функции и формы государства.

1

Лекция

 

25.

Политический плюрализм.

1

Беседа

 

26.

Структура политической власти в РФ.

1

Практикум

 

Тема 8. Право. 4 часа.

27.

Право, система права. Источники права.

1

Лекция

 

28.

Права человека.

1

Практическая работа

 

29.

Конституция РФ.

1

Практическая работа

 

30.

Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность.

1

Лекция с элементами беседы

 

 

Тема 9. Решение заданий различных типов. 2 часа.

 

31.

Решение тестовых заданий части «А».

1

Тренинг

 

32.

Решение тестовых заданий части «В».

1

Тренинг

 

 

Тема 10. Решение заданий части «С». Эссе. 1 час.

 

33.

Решение тестовых заданий части «С». Эссе.

1

Тренинг

 

 

Тема 11. Итоговое тестирование. 3 часа.

 

34.

Тестирование в формате ЕГЭ.

1

Тестирование в формате ЕГЭ

 

35.

Тестирование в формате ЕГЭ.

1

Тестирование в формате ЕГЭ

 

36.

Тестирование в формате ЕГЭ.

1

Тестирование в формате ЕГЭ

 

 

 

 

 

Элективный курс по обществознанию для 10 класса

Элективный курс по обществознанию для 10 класса

Элективный курс по обществознанию 10 класс «Человек и общество»

Элективный курс по обществознанию 10 класс «Человек и общество»

Содержание элективного курса

Содержание элективного курса

Тема 6. Социальная сфера общества

Тема 6. Социальная сфера общества

Требования к уровню подготовки выпускников

Требования к уровню подготовки выпускников

Использовать приобретенные знания и умения для: самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;…

Использовать приобретенные знания и умения для: самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;…

Календарно-тематический план 10 класса № п/п

Календарно-тематический план 10 класса № п/п

Тема 3. Духовная сфера. 2 часа

Тема 3. Духовная сфера. 2 часа

Решение тестовых заданий части «А»

Решение тестовых заданий части «А»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.08.2023