«Рассмотрено»Руководитель ШМОКонстантинова О.В. / / Протокол №___ от«___» _______ 2018 г. |
«Согласовано»Заместитель директора по УВРСемёнова Т.Д. / / «___» _______ 2018 г. |
«Утверждаю»Директор МБОУ «Гимназия»Метальникова Л.М. / / Приказ № ____ от«___» _______ 2018 г. |
Элективный курс
«Подготовка к ЕГЭ: решение дополнительных задач по геометрии»
для обучающихся 11-го класса
Всего часов на изучение программы – 35 ч.
Количество часов в неделю - 1ч.
2018/2019 уч. год
город Гай
Пояснительная записка.
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ: решение дополнительных задач по геометрии» имеет огромное значение для подготовки выпускников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и к поступлению в ВУЗы. Он разработан для 11 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 35 часов изучения, 1 час в неделю.
Запланировано более глубокое и осмысленное изучение таких тем, как «Некоторые сведения из планиметрии», «Прямые и плоскости в пространстве», «Многогранники», «Тела и поверхности вращения», «Объемы тел и площади их поверхностей», «Координаты и векторы».
Тематическое планирование составлено с учетом анализа вариантов ЕГЭ, вследствие чего элективный курс предполагает рассмотрение всех типичных заданий экзамена по данным темам (часть В, С).
Курс призван помочь обучающимся сознательно овладеть системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни, достаточных для изучения смежных дисциплин, для достойной сдачи ЕГЭ и продолжения образования в ВУЗе, а также предусматривает развитие математических способностей, логического мышления, пространственного воображения и устойчивого интереса к геометрии.
В преподавании используется в основном метод проблемного изложения материала и практические занятия. Итоговый контроль – зачет в форме и по заданиям ЕГЭ по пройденным темам.
Цель курса:
- повышение теоретических знаний курса геометрии, формирование у учащихся устойчивого навыка решения задач различного уровня сложности.
Задачи курса:
Научить обучающихся:
- излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий, точно и грамотно формулировать теоретические положения;
- изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертёж по условию задачи;
- вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объёмы тел и их простейших комбинаций;
- строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения.
- Показать примерную тематику и уровень трудности геометрических задач, включенных в содержание ЕГЭ.
- Проверить качество знаний и умений учащихся по геометрии, их готовности к сдачи ЕГЭ.
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать:
- основные определения, формулы, теоремы курса;
- возможности геометрии в описании свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
уметь:
- излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий, точно и грамотно формулировать теоретические положения;
- соотносить плоские геометрические фигуры и трёхмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями;
- различать и анализировать взаимное расположение фигур;
- изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертёж по условию задачи;
- вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объёмы тел и их простейших комбинаций;
- строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения.
Формы проведения занятий практикума включают в себя лекции, практические работы. Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини - лекции. После изучения теоретического материала выполняются задания для активного обучения, практические задания для закрепления, выполняются практические работы в рабочей тетради, проводится работа с тестами. Преподавание практикума строится на основе обучения методам и приемам математических задач, требующих высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Большое внимание уделяется учащимся, которые на недостаточно высоком уровне, владеют предметными компетенциями по алгебре. Ученикам, имеющим высокий уровень знаний и умений, предлагаются индивидуальные задания. Занятия практикума строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.
Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.
Возможные критерии оценивания знаний учащихся:
Отметка «5» выставляется, если:
1. ученик демонстрирует ответственное и сознательное отношение к учению;
2. усвоил теоретический материал темы элективного курса;
3. получил навыки в применении его при решении конкретных заданий;
4. в работе над зачетом продемонстрировал умение работать самостоятельно, творчески.
Отметка «4» выставляется, если:
1. ученик освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями;
2. выполняет задания прилежно, что свидетельствует о возрастании общих умений и о положительной динамике его интеллектуального роста.
Отметка «3» выставляется ученику, который освоил наиболее простые идеи и методы темы элективного курса, что позволяет ему успешно выполнить простые задания.
Отметка «2» выставляется ученику, который не проявил ни прилежания, ни заинтересованности в освоении темы элективного курса, не справляется с решением простых задач.
Календарно-тематическое планирование:
№ п/п |
Тема |
Дата проведения (по плану) |
Дата проведения (фактически) |
Количество часов |
Некоторые сведения из планиметрии (6 ч.) |
||||
1 |
Треугольник, параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат. Их свойства и площади. |
7.09 |
|
1 |
2 |
Окружность и круг. |
14.09 |
|
1 |
3 |
Величина угла, градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности. |
21.09 |
|
1 |
4
|
Площадь круга и сектора и длина окружности. |
28.09 |
|
1 |
5 |
Правильные многоугольники. |
5.10 |
|
1 |
6 |
Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника. |
12.10 |
|
1 |
Прямые и плоскости в пространстве (6 ч.) |
||||
7 |
Взаимное расположение прямых в пространстве, прямой и плоскости, плоскостей. |
19.10 |
|
1 |
8 |
Теорема о трёх перпендикулярах. |
26.10 |
|
1 |
9
|
Расстояние от точки до прямой, от точки до плоскости. |
9.11 |
|
1 |
10 |
Расстояние от прямой до плоскости. |
16.11 |
|
1 |
11 |
Расстояние между параллельными плоскостями. |
23.11 |
|
1 |
12 |
Угол между прямыми в пространстве; угол между прямой и плоскостью. |
30.11 |
|
1 |
Многогранники (6 ч.) |
||||
13 |
Призма, её основания, боковые рёбра, высота, боковая поверхность. |
7.12 |
|
1 |
14 |
Прямая призма. Правильная призма. |
14.12 |
|
1 |
15 |
Параллелепипед. Куб. Симметрии в кубе и параллелепипеде. |
21.12 |
|
1 |
16 |
Пирамида, её основание, боковые рёбра, высота, боковая поверхность. |
28.12 |
|
1 |
17 |
Треугольная пирамида. |
18.01 |
|
1 |
18 |
Правильная пирамида. |
25.01 |
|
1 |
Тела и поверхности вращения (4 ч.) |
||||
19 |
Цилиндр. |
1.02 |
|
1 |
20 |
Конус. |
8.02 |
|
1 |
21 |
Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. |
15.02 |
|
1 |
22 |
Шар и сфера, их сечения. |
22.02 |
|
1 |
Объемы тел и площади их поверхностей (6 ч.) |
||||
23-24 |
Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. |
1.03 15.03
|
|
2 |
25-26 |
Формулы объема пирамиды и конуса. |
22.03 29.03 |
|
2 |
27 |
Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. |
5.04 |
|
1 |
28 |
Формулы объема шара и площади сферы. |
12.04 |
|
1 |
Координаты и векторы (6 ч.) |
||||
29 |
Декартовы координаты на плоскости и в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. |
19.04 |
|
1 |
30 |
Уравнения сферы. |
26.04 |
|
1 |
31 |
Вектор. Модуль вектора. Равенство векторов. |
3.05 |
|
1 |
32 |
Сложение векторов и умножение вектора на число. |
10.05 |
|
1 |
33 |
Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. |
17.05 |
|
1 |
34 |
Угол между векторами. Коллинеарные и компланарные векторы. |
24.05 |
|
1 |
35 |
Обобщающее повторение. Тестирование. |
31.05 |
|
1 |
Литература:
1. Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: А.В. Погорелов М.: Просвещение, 2009.
2. Гордина Р.К. ЕГЭ 2017. Математика. Задача 16. Геометрия. Планиметрия, М: Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО), 2017 г - 448 стр.
3. Единый государственный экзамен 2017. Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся \ ФИПИ – М.: Интеллект-центр, 2017.- 96 с.
4. Звавич Л. И. Контрольные и проверочные работы по геометрии, 10-11.: Метод. пособие\ Л. И. Звавич, А. Р. Рязановский, Е. В. Такуш. – 2-е изд, стереотип. – М.: Дрофа, 2015.-192с.:ил.
5. Колесникова С. И. Математика. Решение сложных задач Единого государственного экзамен.- 2-е изд. испр.- М.: Айрис-пресс, 2016.-272 с.
6. Материалы открытого банка данных ЕГЭ по математике (http://www.mathege.ru)
7. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.