Элективный курс пофизике "Практикум по решению задач по физике"

  • doc
  • 17.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Практикум по решению задач по физике.doc

 

 

 

 

 

Рабочая программа   элективного курса

«Практикум по решению задач по физике»

 

9 класс

 

 

 

 

Программа разработана

на основе авторской программы

 А.В. Перышкина, Е.М. Гутник.  

Физика. Москва: Просвещение, 2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

2015-2016 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Пояснительная записка.


       
Программа курса рассчитана на 17 часов. Образовательное, политехническое и воспитательное значение решения задач при изучении школьного курса физики трудно переоценить. Основные понятия и законы физики не могут быть усвоены на достаточно высоком уровне, если их изучение не будет сопровождаться решением различного типа задач: качественных, расчетных, графических и других. 
        Цели изучения курса: ознакомить учащихся с наиболее общими приемами и методами решения типовых задач, задач повышенной сложности, нестандартных задач, которые формируют физическое мышление учащихся, дают им соответствующие практические умения и навыки, сберегают время для получения правильного ответа при выполнении того или иного задания.
         Задачи курса:

- углубить знания учащихся по физике, научить их методически правильно и практически эффективно решать задачи;
- дать учащимся возможность реализовать и развить свой интерес к физике;
- предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу физики на повышенном уровне;
- создать учащимся условия для подготовки к ЕГЭ по физике.
         Решение физических задач - одно из важнейших средств развития мыслительных, творческих способностей учащихся. Часто на уроках проблемные ситуации создаются с помощью задач, а этим активизируется мыслительная деятельность учащихся. Ценность задач определяется, прежде всего, той физической информацией, которую они содержат. Поэтому особого внимания заслуживают задачи, в которых описываются классические фундаментальные опыты и открытия, заложившие основу современной физики, а также задачи, в которых есть присущие физике методы исследования.
           Алгоритм решения физических задач.
1. Внимательно прочитай и продумай условие задачи. 
2. Запиши условие в буквенном виде. 
3. Вырази все значения в системе СИ. 
4. Выполни рисунок, чертёж, схему. 
5. Проанализируй, какие физические процессы, явления происходят в ситуации, описанной в задаче, выявите законы (формулы, уравнения), которым подчиняются эти процессы, явления. 
6. Запиши формулы законов и реши полученное уравнение или систему уравнений относительно искомой величины с целью нахождения ответа в общем виде. 
7. Подставь числовые значения величин с наименование единиц их измерения в полученную формулу и вычисли искомую величину. 
8. Проверь решение путём действий над именованием единиц, входящих в расчётную формулу. 
9. Проанализируй реальность полученного результата. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                  Учебно-тематический план практикума по решению задач

№ п/п

Тема

К-во часов

Виды деятельности

дата

1

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Решение качественных задач.

1

Работа со справочной литературой. Решение задач

 

2

Работа и мощность. Энергия. Закон сохранения энергии.

1

Практическая работа. Решение задач 

 

3

Взаимодействие тел.

1

Работа со справочной литературой. Решение задач. 

 

4

Атмосферное давление. Решение качественных задач.

1

Практическая работа. Решение задач.

 

5

Архимедова сила. Решение задач.

1

Работа со справочной литературой. Решение задач 

 

6

Простые механизмы. Правило моментов. Решение задач.

1

Практическая работа. 
Решение задач 

 

7

Решение задач на тему «Вычисление количества теплоты».

1

Практическая работа. 
Решение задач 

 

8

Решение задач на тему «Уравнение теплового баланса».

1

Практическая работа. 
Решение задач 

 

9

Электрический ток. Соединение проводников. Решение задач на вычисление сопротивления цепи.

1

 Практическая работа. 
Решение задач 

 

10

Решение задач на тему «Законы постоянного тока».

1

Работа со справочной литературой. Решение задач 

 

11

Решение задач на тему «Работа и мощность тока».

1

Практическая работа. 
Решение задач 

 

12

Механическое движение. Основная задача механики. Закон движения.

1

Практическая работа. 
Решение задач 

 

13

График равномерного движения. Решение задач на чтение и построение графиков движения.

1

Работа со справочной литературой. Решение задач

 

14

Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Основной закон равноускоренного движения.

1

Работа со справочной литературой. Решение задач 

 

15

График равноускоренного движения. Решение задач на чтение и построение графиков. 1

1

Работа со справочной литературой. Решение задач

 

16

Вес тела. Изменение веса при равноускоренном движении. Невесомость.

1

Работа со справочной литературой. Решение задач 

 

17

Работа с тестами 

1

Контрольно измерительные материалы 

 

 

Итого 17 часов.

 

 

 


                                           

 

 

 

 

Литература для учащихся
1. Баканина Л. П. и др. Сборник задач по физике: Учебное пособие для углубленного изучения физики в 9 кл. М.:  
2. Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983.
3. Буздин А. И., Зильберман А. Р., Кротов С. С. Раз задача, два задача... М.: Наука, 1990.
4. Всероссийские олимпиады по физике. 1992—2001/ Под ред. С. М. Козела, В. П. Слободянина. М.: 
5. Гольдфарб И. И. Сборник вопросов и задач по физике. М.: Высшая школа, 1973.
6. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Международные физические олимпиады. М.: Наука, 1985.
7. Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. Задачи по физике. М.: Дрофа, 2002.
8. Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. Физика. 9 кл.: Сборник задач с ответами и решениями.
9. Ланге В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. М.: Наука, 1985.
10. Малинин А. Н. Сборник вопросов и задач по физике. 9 класс. М.: Просвещение, 2002.
11. Меледин Г. В. Физика в задачах: Экзаменационные задачи с решениями. М.: Наука, 1985.
12. Перелъман Я. И. Знаете ли вы физику? М.: Наука, 1992.
13. Слободецкий И. Ш., Асламазов Л. Г. Задачи по физике. М.: Наука, 1980.
14. Слободецкий И. Ш., Орлов В. А. Всесоюзные олимпиады по физике. М.: Просвещение, 1982.
15. Черноуцан А. И. Физика. Задачи с ответами и решениями. М.: Высшая школа, 2003

 

 

 

 Литература для учителя
1. Аганов А. В. и др. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. М.: Дом педагогики, 1998.
2. Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике. 9 кл. М.: Просвещение, 1998.
3. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1987.
4. Малинин А. Н. Теория относительности в задачах и упражнениях. М.: Просвещение, 1983.
5. Новодворская Е. М., Дмитриев Э. М. Методика преподавания упражнений по физике во втузе. М.: Высшая школа, 1981.
6. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Физика. М.: Просвещение, 2004.
7. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика. М.: Просвещение, 2004.
8. Орлов В. А., Ханнанов Н. К., Никифоров Г. Г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика. М.: Интеллект-Центр, 2004.
9. Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике. М.: Просвещение, 1972.
10. Тульчинский М. Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике. М.: Просвещение, 1971