Рабочая программа элективного курса
«Практикум по решению задач по физике»
9 класс
Программа разработана
на основе авторской программы
А.В. Перышкина, Е.М. Гутник.
Физика. Москва: Просвещение, 2012 г.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
Программа курса рассчитана на 17 часов. Образовательное,
политехническое и воспитательное значение решения задач при изучении школьного
курса физики трудно переоценить. Основные понятия и законы физики не могут быть
усвоены на достаточно высоком уровне, если их изучение не будет сопровождаться
решением различного типа задач: качественных, расчетных, графических и
других.
Цели изучения курса: ознакомить учащихся с наиболее общими
приемами и методами решения типовых задач, задач повышенной сложности,
нестандартных задач, которые формируют физическое мышление учащихся, дают им
соответствующие практические умения и навыки, сберегают время для получения
правильного ответа при выполнении того или иного задания.
Задачи курса:
- углубить знания учащихся по физике, научить их методически
правильно и практически эффективно решать задачи;
- дать учащимся возможность реализовать и развить свой интерес к физике;
- предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и
способность осваивать в дальнейшем программу физики на повышенном уровне;
- создать учащимся условия для подготовки к ЕГЭ по физике.
Решение физических задач - одно из важнейших средств развития
мыслительных, творческих способностей учащихся. Часто на уроках проблемные
ситуации создаются с помощью задач, а этим активизируется мыслительная
деятельность учащихся. Ценность задач определяется, прежде всего, той
физической информацией, которую они содержат. Поэтому особого внимания
заслуживают задачи, в которых описываются классические фундаментальные опыты и
открытия, заложившие основу современной физики, а также задачи, в которых есть
присущие физике методы исследования.
Алгоритм решения физических задач.
1. Внимательно прочитай и продумай условие задачи.
2. Запиши условие в буквенном виде.
3. Вырази все значения в системе СИ.
4. Выполни рисунок, чертёж, схему.
5. Проанализируй, какие физические процессы, явления происходят в ситуации,
описанной в задаче, выявите законы (формулы, уравнения), которым подчиняются
эти процессы, явления.
6. Запиши формулы законов и реши полученное уравнение или систему уравнений
относительно искомой величины с целью нахождения ответа в общем виде.
7. Подставь числовые значения величин с наименование единиц их измерения в
полученную формулу и вычисли искомую величину.
8. Проверь решение путём действий над именованием единиц, входящих в расчётную
формулу.
9. Проанализируй реальность полученного результата.
Учебно-тематический план практикума по
решению задач
№ п/п |
Тема |
К-во часов |
Виды деятельности |
дата |
1 |
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Решение качественных задач. |
1 |
Работа со справочной литературой. Решение задач |
|
2 |
Работа и мощность. Энергия. Закон сохранения энергии. |
1 |
Практическая работа. Решение задач |
|
3 |
Взаимодействие тел. |
1 |
Работа со справочной литературой. Решение задач. |
|
4 |
Атмосферное давление. Решение качественных задач. |
1 |
Практическая работа. Решение задач. |
|
5 |
Архимедова сила. Решение задач. |
1 |
Работа со справочной литературой. Решение задач |
|
6 |
Простые механизмы. Правило моментов. Решение задач. |
1 |
Практическая работа. |
|
7 |
Решение задач на тему «Вычисление количества теплоты». |
1 |
Практическая работа. |
|
8 |
Решение задач на тему «Уравнение теплового баланса». |
1 |
Практическая работа. |
|
9 |
Электрический ток. Соединение проводников. Решение задач на вычисление сопротивления цепи. |
1 |
Практическая работа. |
|
10 |
Решение задач на тему «Законы постоянного тока». |
1 |
Работа со справочной литературой. Решение задач |
|
11 |
Решение задач на тему «Работа и мощность тока». |
1 |
Практическая работа. |
|
12 |
Механическое движение. Основная задача механики. Закон движения. |
1 |
Практическая работа. |
|
13 |
График равномерного движения. Решение задач на чтение и построение графиков движения. |
1 |
Работа со справочной литературой. Решение задач |
|
14 |
Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Основной закон равноускоренного движения. |
1 |
Работа со справочной литературой. Решение задач |
|
15 |
График равноускоренного движения. Решение задач на чтение и построение графиков. 1 |
1 |
Работа со справочной литературой. Решение задач |
|
16 |
Вес тела. Изменение веса при равноускоренном движении. Невесомость. |
1 |
Работа со справочной литературой. Решение задач |
|
17 |
Работа с тестами |
1 |
Контрольно измерительные материалы |
|
|
Итого 17 часов. |
|
|
|
Литература для учащихся
1. Баканина Л. П. и др. Сборник задач по физике: Учебное пособие
для углубленного изучения физики в 9 кл. М.:
2. Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983.
3. Буздин А. И., Зильберман А. Р., Кротов С. С. Раз задача, два задача... М.:
Наука, 1990.
4. Всероссийские олимпиады по физике. 1992—2001/ Под ред. С. М. Козела, В. П.
Слободянина. М.:
5. Гольдфарб И. И. Сборник вопросов и задач по физике. М.: Высшая школа, 1973.
6. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Международные физические олимпиады. М.: Наука,
1985.
7. Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. Задачи по физике. М.: Дрофа,
2002.
8. Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. Физика. 9 кл.: Сборник задач с
ответами и решениями.
9. Ланге В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. М.: Наука,
1985.
10. Малинин А. Н. Сборник вопросов и задач по физике. 9 класс. М.: Просвещение,
2002.
11. Меледин Г. В. Физика в задачах: Экзаменационные задачи с решениями. М.:
Наука, 1985.
12. Перелъман Я. И. Знаете ли вы физику? М.: Наука, 1992.
13. Слободецкий И. Ш., Асламазов Л. Г. Задачи по физике. М.: Наука, 1980.
14. Слободецкий И. Ш., Орлов В. А. Всесоюзные олимпиады по физике. М.:
Просвещение, 1982.
15. Черноуцан А. И. Физика. Задачи с ответами и решениями. М.: Высшая школа,
2003
Литература для учителя
1. Аганов А. В. и др. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. М.: Дом
педагогики, 1998.
2. Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике. 9 кл. М.:
Просвещение, 1998.
3. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней
школе. М.: Просвещение, 1987.
4. Малинин А. Н. Теория относительности в задачах и упражнениях. М.:
Просвещение, 1983.
5. Новодворская Е. М., Дмитриев Э. М. Методика преподавания упражнений по
физике во втузе. М.: Высшая школа, 1981.
6. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен. Контрольные
измерительные материалы. Физика. М.: Просвещение, 2004.
7. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен: Методические
рекомендации. Физика. М.: Просвещение, 2004.
8. Орлов В. А., Ханнанов Н. К., Никифоров Г. Г. Учебно-тренировочные материалы
для подготовки к единому государственному экзамену. Физика. М.: Интеллект-Центр,
2004.
9. Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике. М.: Просвещение, 1972.
10. Тульчинский М. Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике. М.:
Просвещение, 1971
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.