Элективный курс
«В мире комплексных чисел»
Пояснительная записка
Программа элективного курса «В мире комплексных чисел» предусматривает
углубленное изучение теории чисел и предназначена для учащихся 10-11 классов
общеобразовательной школы.
Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных
знаний. Процесс расширения понятия числа от натуральных к действительным был
связан как с потребностями практики, так и с нуждами самой математики. Сначала
для счета предметов использовались натуральные числа. Затем необходимость
выполнения деления привела к понятию дробных положительных чисел; далее
необходимость выполнения вычитания – к понятиям нуля и отрицательных чисел; наконец
необходимость извлечения корней из положительных чисел – к понятию
иррациональных чисел. Все перечисленные операции выполнимы на множестве
действительных чисел. Однако остались невыполненными на этом множестве операции
извлечение квадратного корня из отрицательного числа. Значит имеется
потребность в дальнейшем расширении понятия числа, в появлении новых чисел в
отличие от действительных. Такие числа были названы комплексными, имеющие вид а+bi,
где а и b есть
действительные числа. Отказываться изучать выражения данного вида лишь потому,
что символ i не
есть действительное число, означало бы допустить очень большое торможение в
развитии алгебры, развитии её методов, многие алгебраические действия остались
бы невыполненными. Например, нельзя было бы выполнить действие извлечения корня
6-й степени из отрицательного числа. Учение о числах вида а+bi
и
теории, развитые на основе этого учения, оказались мощным средством,
позволившим успешно решить крупнейшие теоретические и практические проблемы.
Например, знаменитый русский ученый Николай Егорович Жуковский блестяще
использовал эти теории для расчета крыльев самолета. Эти теории с огромным
успехом применяются в электротехнике, гидромеханике, аэромеханики, теории
упругости и во многих других отделах естествознания и техники. Необходимость
изучения данного курса также состоит том, что при решении упражнений на
повторение в 11 классе по учебнику Ш.А.Алимова предлагается выполнить задания с
комплексными числами, но теоретический материал в 10 – 11 классах по этой теме
не рассматривается. Все свойства, входящие в элективный курс, и их
доказательства не вызовут трудности у учащихся, т.к. не содержат громоздких
выкладок.
На изучение тем отводится 17 часов, из них 16 часов - на практическое решение
задач, 1 час – на определение успешности усвоения материала в форме
тестирования или зачета.
При изучении теории комплексных чисел применяются опорные конспекты, предусмотрено использование интерактивной доски и индивидуальная работа учащихся по усвоению теории.
Цели курса:
-
расширить кругозор учащихся непосредственных связей школьной программы
математики с наукой и ее приложениями;
- сформировать представление о теории комплексных чисел.
Задачи курса:
- познакомить учащихся с понятием комплексного числа; научить выполнять
основные арифметические операции на множестве комплексных чисел;
- сформировать умение решать упражнения по данной теме;
- показать необходимость знаний данного курса в развитии математики и во многих
отделах техники и естествознания;
- развивать интеллектуальные способности, логическое мышление;
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения
на практике, изучения смежных дисциплин ( физики), продолжения образования и
сознательного выбора профессии;
- показать прикладную значимость математики.
В результате изучения курса учащиеся должны:
- понимать содержательный смысл теории комплексных чисел, как действенного инструмента при использовании математических методов в различных областях науки;
- при вычислении сочетать устные и письменные приемы, использовать приемы, рационализирующие вычисления.
Структура программы комплексных чисел является обучающей и содержит:
1. Пояснительную записку.
2. Цели курса.
3. Содержание курса.
4. Примерное тематическое планирование.
5. Требования к умениям и навыкам.
6. Методические рекомендации.
7. Литература
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Количество часов |
Формы проведения |
Образовательный продукт |
1 |
Вводный урок. Из истории возникновения комплексных чисел. Мнимая единица. |
1 ч. |
Лекция |
Знакомство с новым множеством чисел и их применением в математике. |
2 |
Определение комплексных чисел. Алгебраическая форма записи комплексного числа |
1 ч. |
Комбинированный урок, групповая работа |
Овладение умениями различать действительную и мнимую части комплексных чисел. |
3 |
Сумма комплексных чисел |
1 ч. |
Мини-лекция, работа в парах |
Овладение умениями складывать комплексные числа, выполнять сложение с мнимыми числами. |
4 |
Произведение комплексных чисел |
1 ч. |
Комбинированный урок, урок-практикум |
Овладение умениями умножать комплексные числа, выполнять умножение с мнимыми числами. |
5 |
Сопряженные комплексные числа |
1ч. |
Мини-лекция, урок-практикум |
Овладение умениями выполнять арифметические действия с комплексными числами и числами, им сопряженными. |
6 |
Разность комплексных чисел |
1 ч. |
Комбинированный
урок, |
Овладение умениями находить разность комплексных чисел, находить разность с мнимыми числами. |
7 |
Частное комплексных чисел |
1 ч. |
Мини-лекция, групповая работа |
Овладение умениями выполнять деление комплексных чисел. |
8 |
Модуль и аргумент комплексного числа |
1 ч. |
Мини-лекция, лабораторная работа |
Овладение умениями находить модуль комплексного числа. |
9 |
Геометрическая интерпретация комплексного числа |
1 ч. |
Мини-лекция, работа в парах |
Овладение умениями строить сумму и разность комплексных чисел, противоположные комплексные числа. |
10 |
Комплексная плоскость. Решение задач |
1 ч. |
Урок-практикум |
Овладение умениями находить множество точек комплексной плоскости. |
11 |
Тригонометрическая форма комплексного числа |
1 ч. |
Мини-лекция, работа в парах |
Овладение умениями записывать комплексные числа в тригонометрической форме. |
12 |
Нахождение аргументов комплексных чисел |
1 ч. |
Урок-практикум |
Овладение умениями находить аргументы комплексных чисел. |
13 |
Свойства модуля и аргумента комплексного числа |
1 ч. |
Мини-лекция, групповая работа |
Овладение умениями выполнения умножения и деления комплексных чисел в тригонометрической форме. |
14 |
Умножение и деление комплексных чисел в тригонометрической форме записи |
1 ч. |
Урок-практикум |
Закрепление умений выполнения умножения и деления комплексных чисел в тригонометрической форме, используя изученные свойства. |
15 |
Квадратное уравнение с комплексным неизвестным |
1 ч. |
Мини-лекция, урок-практикум |
Овладение умениями находить корни квадратных уравнений при отрицательном дискриминанте. |
16 |
Примеры решения алгебраических уравнений |
1 ч. |
Урок-практикум |
Закрепление умений нахождения корней алгебраических уравнений, используя комплексные числа. |
17 |
Урок обобщения и систематизации знаний |
1 ч. |
Тестирование |
Умение работать с комплексными числами. |
Тема 1 Вводный урок. Из истории возникновения комплексных чисел. Мнимая единица.
Содержание темы:
· Знать значение математического образования;
· Основные цели математического образования;
· Общие принципы школьного математического образования;
· Нормативная база школьного математического образования;
· Иметь ясное представление о множествах чисел;
· Уметь выполнять операции над числами.
· Исторический материал.
· Мнимая единица.
Тема 2 Определение комплексных чисел. Алгебраическая форма записи комплексного числа
Содержание темы:
· Определение комплексных чисел.
· Мнимая единица.
· Мнимые числа.
· Алгебраическая форма комплексного числа.
· Действительная часть комплексного числа.
· Мнимая часть комплексного числа.
Тема 3 Сумма комплексных чисел
Содержание темы:
· Действительная часть комплексного числа.
· Мнимая часть комплексного числа.
· Сумма комплексных чисел.
Тема 4 Произведение комплексных чисел
Содержание темы:
· Произведение комплексных чисел.
· Умножение комплекского числа на мнимое число.
Тема 5 Сопряженные комплексные числа
Содержание темы:
· Определение сопряжённых чисел.
· Теоремы о сопряжённых комплексных числах. (4)
· Следствия из теорем о сопряжённых числах.
Тема 6 Разность комплексных чисел
Содержание темы:
· Разность комплексных чисел.
· Противоположные числа.
Тема 7 Частное комплексных чисел
Содержание темы:
· Частное комплексных чисел.
· Обратные числа.
Тема 8 Модуль и аргумент комплексного числа
Содержание темы:
· Понятие модуля комплексного числа и аргумента комплексного числа.
· Радиан, как единица измерения углов.
· Главное значение аргумента.
· Обозначение аргумента.
Тема 9 Геометрическая интерпретация комплексного числа
Содержание темы:
· Координаты комплексного числа.
· Радиус-векторы.
· Сумма векторов.
· Разность векторов.
· Комплексная плоскость.
Тема 10 Тригонометрическая форма комплексного числа
Содержание темы:
· Отличие тригонометрической формы от алгебраической.
· Преобразование алгебраической формы комплексного числа в тригонометрическую.
Тема 11 Свойства модуля и аргумента комплексного числа
Содержание темы:
· извлечение корня из комплексного числа.
· Показательная форма комплексного числа.
Тема 12 Умножение и деление комплексных чисел в тригонометрической форме записи
Содержание темы:
· Умножение и деление комплексных чисел, заданных в тригонометрической форме.
· Возведение в степень.
· Формула Муавра.
Тема 13 Квадратное уравнение с комплексным неизвестным
Содержание темы:
· Общий вид квадратных уравнений.
· Формула дискриминанта квадратного уравнения.
· Формула корней квадратного уравнения.
· Общий вид квадратных уравнений с комплексными коэффициентами.
· Алгоритм решения квадратных уравнений с комплексными коэффициентами.
Требования к математической подготовке.
· учащиеся должны знать и правильно употреблять термины «комплексное число», «мнимая единица»;
· знать методы решения уравнений;
· знать основные теоремы и формулы;
· уметь решать алгебраические уравнения;
· проводить полные обоснования при решении задач.
Контроль и оценка ЗУН.
· Устный опрос по конспекту
· Парный и групповой взаимоконтроль.
· Самоконтроль.
· Тестирование.
· Творческие работы учащихся.
Возможные критерии оценок:
«хорошо/отлично» - учащийся освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач; продемонстрировал умение работать самостоятельно.
«зачет» - учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, успешно выполнял простые задания.
Литература для учащихся
1. Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. Алгебра и начала анализа: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2001.
2. С. М. Никольский, М. К. Потапов и др. Алгебра и начала анализа: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007.
3. Научно- практический журнал «Математика для школьников» №1 2006г.
Литература
1. М. Я. Выгодский, Справочник по элементарной математике . – М.: Наука ,1986.
2. Н. Ш. Кремер, Высшая математика для экономистов. – М.: Юнити, 2001.
3. Учебно- методическая газета «Математика», №2 2007, №16 2006.
А-10 КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА. I. Рассмотрим ранее изученные множества:
Каждой точке числовой прямой обязательно соответствует некоторое действительное число.
Необходимость расширения понятия о числе возникает потому, что действие извлечения корня из действительного числа не всегда возможно в области действительных чисел.
Некоторые условия для комплексных чисел:
- новый элемент ОПР.: Комплексным числом называется число вида , где и – действительные числа, – так называемая мнимая единица. Число называется действительной частью () комплексного числа , Число называется мнимой частью () комплексного числа .
– это ЕДИНОЕ ЧИСЛО, а не сложение.
Действительную и мнимую части комплексного числа, в принципе, можно переставить местами: или переставить мнимую единицу: – от этого комплексное число не изменится. Но стандартно комплексное число принято записывать именно в таком порядке:
Комплексное число – это двумерное число.
II. Геометрическая интерпретация: Правила оформления чертежа практически такие же, как и для чертежа в декартовой системе координат.
Комплексная плоскость состоит из двух осей: |
По осям нужно задать размерность, отмечаем: ноль; единицу по действительной оси; мнимую единицу по мнимой оси. Не нужно проставлять все значения: …–3, –2, –1, 0, 1, 2, 3,… и .
Задание №1: Построить
на комплексной плоскости следующие комплексные числа:
Числа , , – это комплексные числа с нулевой мнимой частью. Числа , , – это, наоборот, чисто мнимые числа, т.е. числа с нулевой действительной частью. Они располагаются строго на мнимой оси .
В числах , , , и действительная и мнимая части не равны нулю. Такие числа тоже обозначаются точками на комплексной плоскости, при этом, к ним принято проводить радиус-векторы из начала координат (обозначены на чертеже). Радиус-векторы к числам, которые располагаются на осях, обычно не чертят, потому что они сливаются с осями. |
||||
III. Алгебраическая форма
комплексного числа.
IV. Сложение, вычитание, умножение и деление комплексных чисел. Действия с комплексными числами не представляют особых сложностей и мало чем отличаются от обычной алгебры. Пр.1: Сложить два комплексных числа , Решение.: Для того чтобы сложить два комплексных числа
нужно сложить их действительные и мнимые части: Для комплексных чисел справедливо правило: – от перестановки слагаемых сумма не меняется.
Пр.2: Найти разности комплексных чисел и , если , Решение: Действие аналогично сложению, единственная особенность состоит в том, что вычитаемое нужно взять в скобки, а затем – стандартно раскрыть эти скобки со сменой знака:
У полученного числа две, а не три части. Действительная часть – составная: . Для наглядности ответ можно переписать так: . Найдём вторую
разность:
Пр.3: Короткий пример с «нехорошей» мнимой частью: . Здесь без скобок уже не обойтись.
Пр.4: Найти произведение комплексных чисел , Решение: Очевидно, что
произведение следует записать так: Раскроем скобки по правилу умножения многочленов. Главное, помнить, что и быть внимательным. |
Чтобы умножить многочлен на многочлен нужно каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена.
где
Внимание, чаще всего ошибка допускается в знаках.
Справедливо правило: .
Пр.5: Даны комплексные числа , . Найти частное . Решение: Составим
частное: Деление чисел осуществляется методом умножения знаменателя и числителя на сопряженное знаменателю выражение. Вспоминаем формулу и смотрим на наш знаменатель: . В знаменателе уже есть , поэтому сопряженным выражением в данном случае является , то есть Согласно
правилу, знаменатель нужно умножить на , и, чтобы ничего не изменилось,
домножить числитель на то же самое число :
Пр.6: равно ……
Пр.7: Дано комплексное число . Записать данное число в алгебраической форме (т.е. в форме ). Решение:
Пр.8: Даны два комплексных числа , . Найти их сумму, разность, произведение и частное. |
||||
А-10 КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА. (3-4 урок) I. Задачник: № 32.24(б; г); 32.25(в; г); 32.27(в; г); 32.28(в; г); 32.32(б; г); 32.35(в; г)
Пр.1: Вычислите
Пр.2:
Пр.3:
II. Комплексные числа и координатная плоскость.
Задачник: № 33.13(а; г); 33.14(б; г)
Учебник: стр. 253 ПРИМЕР 1; 2 – прочитать.
Пр.4:
Решение:
|
III. Самостоятельная работа.
IV. Домашняя работа. П. 32; 33 № 32.24(а; в); 32.25(а; б); 32.27(а; б); 32.28(а; б) 32.35(а; б); 32.36(б); 33.13(б; в); 33.14(а; в)
А-10 ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКАЯ ФОРМА ЗАПИСИ КОМПЛЕКСНОГО ЧИСЛА. I. Любое комплексное число (кроме нуля) можно записать в тригонометрической форме:
Изобразим на комплексной плоскости число , где : Модулем комплексного числа называется расстояние от начала координат до соответствующей точки комплексной плоскости. Попросту говоря, модуль – это длина радиус-вектора. ОБОЗН.: или По теореме Пифагора легко вывести формулу для нахождения модуля комплексного числа: , где значения a и b - любые. |
||||
Аргументом комплексного числа называется угол между положительной полуосью действительной оси и радиус-вектором, проведенным из начала координат к соответствующей точке. Аргумент не определён для единственного числа: . ОБОЗН.: или
Из геометрических соображений получается следующая формула для нахождения аргумента: . Внимание! Данная формула работает только в правой полуплоскости! Если комплексное число располагается не в 1-й и не 4-й координатной четверти, то формула будет немного другой.
II. Рассмотрим простейшие примеры, когда комплексные числа располагаются на координатных осях. Пример 1: Представить в
тригонометрической форме комплексные числа: , , , . Напишем тригонометрическую форму комплексного числа:
Запомним: модуль – длина (которая всегда неотрицательна), аргумент – угол. |
1) Представим в тригонометрической форме число . Найдем его модуль и аргумент. . Расчет по формуле:
Таким образом, число в тригонометрической форме:
Проверочное действие:
2) Представим в тригонометрической форме число . Найдем его модуль и аргумент. Расчет по формуле: . Таким образом, число в тригонометрической форме: . Проверка:
3) Представим в тригонометрической форме число . Найдем его модуль и аргумент. Расчет по формуле:
Таким образом, число в тригонометрической форме: . Проверка:
4) И четвёртый интересный случай. Представим в тригонометрической форме число . Найдем его модуль и аргумент. . Расчет по формуле:
Аргумент можно записать двумя способами: Первый способ: (270 градусов), тогда . Проверка: |
||||
Второй способ:
Более стандартно следующее правило: Если угол больше 180 градусов, то его записывают со знаком минус: (минус 90 градусов).
Легко заметить, что и – это один и тот же угол.
Таким образом, запись принимает вид:
Внимание! Ни в коем случае нельзя использовать четность косинуса,
нечетность синуса и проводить дальнейшее «упрощение» записи:
III.
Теперь рассмотрим более распространенные случаи.
С модулем проблем не возникает, всегда следует использовать формулу .
А вот формулы для нахождения аргумента будут разными, это зависит от того, в какой координатной четверти лежит число .
При этом возможны три варианта: 1) Если (1-ая и 4-ая координатные четверти, или правая полуплоскость), то аргумент нужно находить по формуле . 2) Если (2-ая координатная четверть), то аргумент нужно находить по формуле 3) Если (3-я координатная четверть), то аргумент нужно находить по формуле .
Пример 2: Представить в тригонометрической форме комплексные числа: , , , . Когда предложено задание представить число в тригонометрической форме, то чертёж лучше в любом случае выполнить. |
Первое и третье числа для самостоятельного решения.
2) Представим в тригонометрической форме число . Найдем его
модуль и аргумент. – вот здесь нечетностью арктангенса воспользоваться нужно. К сожалению, в таблице отсутствует значение , поэтому в подобных случаях аргумент приходится оставлять в громоздком виде:
– число в тригонометрической форме.
Частный случай для способа проверки. Если вы будете выполнять чертеж на клетчатой бумаге в масштабе (1 ед. = 1 см), то можно взять линейку и измерить модуль в сантиметрах. Если есть транспортир, то можно непосредственно по чертежу измерить и угол. Перечертите чертеж в тетрадь и измерьте линейкой расстояние от начала координат до числа . Можно убедиться, что действительно . Также транспортиром можете измерить угол и убедиться, что действительно .
4) Представим в тригонометрической форме число . Найдем его
модуль и аргумент. Поскольку (случай 1), то (минус 60 градусов). |
||||
Таким образом: – число в тригонометрической форме.
А вот здесь, как уже отмечалось, минусы не трогаем. Кроме графического метода проверки, существует и проверка аналитическая, которая уже проводилась в Примере 1.
Используем таблицу
значений тригонометрических функций, при этом учитываем, что угол
– это в
точности табличный угол (или 300 градусов): – число в исходной алгебраической форме.
IV. Учебник: стр. 256-263 ПРИМЕР 1; 2; 3 – прочитать.
Задачник: № 34.6; 34.11(б; в); 34.15; 34.17; 34.22(а; г)
V. Самостоятельная работа-2.
VI. Домашняя работа. П. 33; 34
№ 34.1(а; в); 34.2(а; в); 34.7(а; б); 34.11(а; г); 34.22(б; в) №1.Числа и представьте в тригонометрической форме самостоятельно.
|
А-10. КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА. С/Р - 2
Вариант I.
Вариант II.
Вариант III.
Вариант IV. |
||||
А- 10 I. КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА И КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ:
Задачник: № 35.1; 35.6(б); 35.8(б); 35.9(г) 35.10(б); 35.12(а; г); 35.16(а; г)
II. ВОЗВЕДЕНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ЧИСЕЛ В СТЕПЕНЬ. Пример 1: Возвести в квадрат комплексное число :
Для комплексного числа легко вывести свою формулу сокращенного умножения: . Аналогичную формулу можно вывести для квадрата разности, а также для куба сумма и куба разности.
Пример 2: .
Здесь на помощь приходит тригонометрическая форма комплексного числа и, так называемая, формула Муавра:
Если комплексное число представлено в тригонометрической форме , то при его возведении в натуральную степень справедлива формула:
Данная формула следует из правила умножения комплексных чисел, представленных в тригонометрической форме: чтобы найти произведение чисел ,
нужно перемножить их модули и
сложить аргументы:
III. Задачник: №36.11(б); 36.12(б); 36.19; 36.14; 36.24(а) IV. Самостоятельная работа-3.
V. Домашняя работа. п. 35; 36 № 35.2; 35.5(б); 35.8(а; г); 35.13(а; в) 36.10(г); 36.12(в); 36.24(б)
|
А-10. КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА. С/Р - 3 Вариант I.
Вариант II.
Вариант III.
Вариант IV.
Вариант V.
Вариант VI. |
||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.