Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) на тему:
элективный курс "Готовимся к ОГЭ"элективный курс "Готовимся к ОГЭ" Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ГИА по русскому языку» для 9 класса является авторской. Программа составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку. В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее учащимся более глубоко усвоить трудные случаи правописания, трудные случаи постановки знаков препинания и подготовиться к государственному экзамену.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ГИА по русскому языку»
для 9 класса является авторской. Программа составлена на основе ФГОС, Примерной
программы по русскому языку. В соответствии с современными требованиями к знаниям,
умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее учащимся более глубоко
усвоить трудные случаи правописания, трудные случаи постановки знаков препинания и
подготовиться к государственному экзамену.
Элективный курс рассчитан на учащихся 9 класса, получивших базовые умения
владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное
внимание уделяется формированию комплексной работы с текстом.
Программа рассчитана на 27 часов. Содержание программы направлено на освоение
обучающимися тем, необходимых для успешного прохождения ГИА, на формирование
базовых знаний и базовых компетентностей. Рабочая программа «Подготовка к ГИА по
русскому языку» включает темы, необходимые для успешного прохождения ГИА.
При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения
курса русского языка в 9 классе. Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы
проводится в I полугодии. Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II
полугодие, так как это к этому времени будет изучена значительная часть нового
учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с
темой «Сложное предложение».
Цели и задачи курса
Цель курса:
подготовить учащихся к ГИА;
обобщить и углубить знания по разделам «Орфография. Культура речи»,
«Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Фонетика»
обобщить и углубить знания по разделам, создать условия для овладения
обучающимися умениями свободно пользоваться сводом орфографических и
пунктуационных правил.
Задачи курса:
развитие умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов,
решать тесты ГИА.
Совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об
особенностях, трудностях русской орфографии, навыки работы с разными типами
словарей.
Развитие умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных
в предыдущих классах.
Совершенствовать навыки анализа структуры предложения.
Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой
аттестации.
Развитие у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и
самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности через формирование компетентностей.
Создание условий для учебноисследовательской и проектной деятельности
обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ГИА.
Требования к уровню подготовки
(Планируемые результаты)
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению
1Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные: знать/ понимать/ уметь
Знать трудные случаи правописания
Понимать их роль в общекультурном развитии человека
Объяснять языковое явление
Уметь применять знания при тестировании
Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями, методами и приёмами.
активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические
компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать
собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
определять лексическое значение слова по различению контекстных значений
многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости,
принципами синонимической замены;
работать над расширением словарного запаса;
опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и
понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
выполнять различные типы тестовых заданий;
самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
правильно отмечать в бланке вариант ответа;
вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут;
определять синтаксические конструкции.
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Подготовка к ГИА по русскому языку». 9 класс
№
Тема занятия
1.
2.
3.
4.
Структура экзаменационной работы в формате ГИА.
Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным
вариантом 2015. Особенности заполнения бланков
экзаменационной работы.
Знакомство с критериями оценки выполнения заданий
с развернутым ответом. Требования к полноте и
правильности записи развернутого ответа.
Часть 1
Задание 1. Сжатое изложение. Что такое микротема.
Учимся находить микротемы исходного текста.
Абзацное членение текста.
Задание 1. Сжатое изложение. Что такое сжатие
(компрессия) текста.
Приемы сжатия текста.
Форма
занятий
Минилекция,
практикум
Минилекция,
практикум
Виды деятель
ности
Работа
с
демонстрационным
вариантом,
бланками ответов.
Работа в группах,
анализ сочинений.
Минилекция,
практикум
Работа с текстом,
создание текста.
Минилекция,
практикум
Работа с текстом,
создание текста.
Дата
проведения
2Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.
Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста.
Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.
Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста.
Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.
Задание 1. Выбор приемов сжатия.
Часть 3
Задание 15.1. Сочинение на лингвистическую тему.
Критерии оценки задания15.1. Структура сочинения
на лингвистическую тему.
Задание 15.1. Учимся аргументировать.
Задание 15.1. Учимся писать вывод сочинения на
лингвистическую тему.
Учимся формулировать тезис
Задание 15.2.
сочинениярассуждения.
Задание 15.2. Учимся аргументировать.
Задание 15.2. Учимся писать вывод сочинения
рассуждения.
Часть 2
Понимание смысла текста. Задание 2.
Выразительноизобразительные языковые средства.
Задание 3.
Основные орфографические правила правописания
приставок. Задание 4.
Лексика и фразеология.
Стилистическая принадлежность слов. Задание 6.
Словосочетание. Подчинительная связь слов в
словосочетании. Задание 7.
Грамматическая основа предложения.
выражения главных членов предложения. Задание 8.
Простое осложненное предложение. Задание 9.
Способы
Пунктуационный анализ простого осложненного
предложения. Вводные слова и предложения,
вставные конструкции, обращения, междометия.
Задание 10.
Типы сложных предложений. Задание 12.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21
22
23
Знаки препинания в сложносочиненном и
сложноподчиненном предложении. Задание 13.
Практикум
Минилекция,
практикум
Минилекция,
практикум
Практикум
изложение
Работа с текстом,
создание текста.
Работа с текстом,
создание текста.
Создание текста,
оценивание
Практикум
Минилекция,
практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Элементы
сочинения, анализ
текстов
Элементы
сочинения, анализ
текстов
Элементы
сочинения, анализ
текстов
Самостоятельная
работа
Элементы
сочинения, анализ
текстов
Самостоятельная
работа
Работа с тестом,
заполнение бланков
Работа с тестом,
заполнение бланков
Работа с тестом,
заполнение бланков
Работа с тестом,
заполнение бланков
Работа с тестом,
заполнение бланков
Работа с тестом,
заполнение бланков
Работа с тестом,
заполнение бланков
Работа с тестом,
заполнение бланков
Работа с тестом,
заполнение бланков
Работа с тестом,
заполнение бланков
3Сложные предложения с различными видами связи.
Синтаксический анализ сложного предложения.
Задание 14.
Тренировочное выполнение заданий ГИА.
24
25
27
Практикум
Практикум
Работа с тестом,
заполнение бланков
Работа с тестом,
заполнение бланков
Литература:
Для учителя:
1. Русский язык. Подготовка к ГИА2013. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной.
РостовнаДону, «Экзамен», 2012 год.
2. Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2012 9 класс. Москва, «Экзамен», 2012 год.
3. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной
итоговой аттестации. РостовнаДону, «Экзамен», 2012 год
4. Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации.
9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.
5. Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация 2012:
Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты
экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в
новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ,
Астрель
6. Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс:
Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания:
10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство
«Экзамен»
7. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация
(по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9
класс. Издательство «Экзамен»
8. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2012: Русский язык: Тренировочные задания: 9
класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство
«Эксмо».
9. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная
итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»
10. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
11. Работы учащихся
12. Тестовые задания по русскому языку 9 класс. Москва, «Сфера», 2005 год.
13. Презентация «Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по
русскому языку в новой форме»
14. Презентация «Современные подходы к написанию сжатого изложения и сочинения
размышления на ГИА в 9м классе»
15. Презентация «Подготовка к сочинениюрассуждению на лингвистическую тему» (С
2. 1).
Для учащихся:
1. Учебник: Русский язык . 9 класс. Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А.
Д. Дейкина и др.), Москва, Просвещение, 2010 год.
2. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский
язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. М.: Просвещение, 2006.
3. ЛидманОрлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. ЛидманОрлова. М.:
Дрофа, 2006.
4. Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и
4упражнения / Л. Б. Селезнева. М.: Просвещение, 2006.
5. Русский язык. Подготовка к ГИА2013. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной.
РостовнаДону, «Экзамен», 2012 год.
6. Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2012 9 класс. Москва, «Экзамен», 2012 год.
7. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной
итоговой аттестации. РостовнаДону, «Экзамен», 2012 год
8. Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации.
9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.
5