Элективный курс «Наглядная геометрия» по математике в 3 классе
Оценка 5
Образовательные программы
docx
математика
3 кл
25.02.2018
Элективный курс «Наглядная геометрия» по математике в 3 классе предполагает целенаправленное развитие в ходе обучения математике познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте наиболее важными являются: внимание, воображение, память, мышление. Программа занятий курса способствует формированию математических способностей учащихся: учит обобщать математический материал, логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т.д.Элективный курс «Наглядная геометрия» по математике в 3 классе
нагл.геом..docx
Пояснительная записка
Актуальность и практическая значимость для обучающихся:
Элективный курс «Наглядная геометрия» по математике в 3 классе предполагает целенаправленное развитие в ходе обучения математике познавательных процессов,
среди которых в младшем школьном возрасте наиболее важными являются: внимание, воображение, память, мышление. Программа занятий курса способствует
формированию математических способностей учащихся: учит обобщать математический материал, логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т.д.
Основными положениями программы являются:
1. Преемственность с традиционным содержанием и построением курса математики в начальных классах в плане принципов отбора и последовательности базисных
математических понятий, проведение в качестве основной арифметической линии и параллельно с ней геометрической пропедевтики.
2. Включение в учебный процесс специально выстроенной системы содержательнологических задач и заданий на базе изучаемого математического материала с
добавлением дидактических игр, заданий на сообразительность, головоломок, математических ребусов и др., что создает условия для целенаправленного развития
основных познавательных процессов у учащихся, более осознанного и глубокого усвоения программного математического материала.
Построение блока содержательнологических задач и заданий подчинено следующим основным требованиям:
1. Каждое задание имеет ярко выраженную целевую направленность на развитие и совершенствование одного или одновременно нескольких познавательных
процессов с постепенным переносом акцента с внимания и восприятия на воображение, память и мышление.
2. Каждое задание несет математическое содержание не ниже программного уровня и может быть использовано на различных этапах обучения: при введении нового
материала, его первичном закреплении, отработке, повторении, знакомстве учащихся с математическими методами познания действительности, обобщении,
практическом и прикладном использовании математических заданий.
3. Каждое задание представлено в интересной и доступной для детей младшего школьного возраста форме.
Систематическое выполнений задач и заданий содержательнологического блока будет способствовать развитию познавательных способностей и умственной
активности детей, т.к. все это требует постоянных умственных усилий, внимания, а также активизации знаний, будет помогать устанавливать взаимосвязи между
новым и уже изученным материалом и применять знания в новых для детей условиях.
Программа предусматривает развитие у детей конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей
способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Любая работа с элементами геометрии не только увлекательна, но и познавательна. Знакомство с геометрией дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность.
Дети постигают поистине универсальный её характер .Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебноисследовательской работы, опыт работы в
коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Цели изучения наглядной геометрии в начальной школе: 1) формирование первоначальных представлений о геометрии, способах работы с чертёжными инструментами (в частности, с использованием циркуля, линейки)
2) развитие навыков решения задач с применением подходов, наиболее распространенных в математике ( с применением логики, алгоритмический, системный и
объектноориентированный подход )
3) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с геометрией
4) развитие у учащихся навыков решения задач на построение.
Задачи обучения наглядной геометрии в начальной школе, связанные с
1)
обучением:
развитие познавательного интереса к предметной области «Геометрия»
познакомить школьников с основными свойствами геометрии
научить их приемам построения геометрических фигур
формирование общеучебных умений и навыков
формирование умения применять теоретичекие знания на практике
2) развитием:
прибретение знаний, умений и навыков работы с четрежами
дать школьникам первоначальное представление о геометрии и сферах её применения;
памяти, внимания, наблюдательности
абстрактного и логического мышления
творческого и рационального подхода к решению задач;
3 ) воспитанием
настойчивости, собранности, организованности, аккуратности
умения работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога
бережного отношения к школьному имуществу,
навыков здорового образа жизни.
Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы – постоянный. Периодичность занятий – 1 раз в неделю (34
часа в год).
Краткая характеристика содержания курса
Организация учебного процесса 1. Кривые и плоские поверхности. Продолжается работа, начатая в первом и втором классах. (5 ч.)
2. Пересечение фигур. Формируются представления о пересечении фигур на плоскости и в пространстве; совершенствуются умения читать графическую
информацию и конструировать геометрические фигуры. (18 ч.)
3. Шар. Сфера. Круг. Окружность. Формируются представления о круге как сечении шара, об окружности как границе круга, о взаимном расположении
окружности и круга на плоскости. (11 ч.)
Основные требования
к знаниям, умениям и навыкам по геометрии
учащихся начальной школы:
Учащиеся должны знать термины:
точка, прямая, отрезок, угол, ломаная, треугольник, прямоугольник, квадрат, длина, луч, четырехугольник, диагональ, периметр, круг, окружность, овал, многоугольник,
циркуль, транспортир, «центр», «радиус», «диаметр», высота, медиана, биссектриса, основание, прямоугольный треугольник, катет, гипотенуза, параллелограмм, ромб,
трапеция, куб, пирамида, параллелепипед, палетка, площадь, цилиндр. Учащиеся должны уметь: строить высоту, медиану, биссектрису треугольника, различные виды
треугольников, параллелограмм, трапецию, а также проводить диагонали, а также название и назначение инструментов и приспособлений (линейка, треугольник,
транспортир, циркуль), знать единицы измерения длины, периметра, площади.
Иметь представление и узнавать в фигурах и предметах окружающей среды плоские и объёмные геометрические фигуры: отрезок, угол, ломаную линию,
прямоугольник, квадрат, треугольник, куб, пирамиду, шар и т.д..
Уметь:
чертить прямые, лучи, отрезки, ломаные, углы, многоугольники и обозначать их при помощи букв латинского алфавита;
строить отрезки, равные данным, а также сумму и разность данных отрезков при помощи циркуля и чертежной линейки;
находить в окружающем мире знакомые плоскостные и пространственные фигуры,
измерить длину отрезка, определить, какой угол на глаз, различать фигуры, строить различные фигуры по заданию учителя, с помощью циркуля построить окружность, а
также начертить радиус, провести диаметр, делить отрезок на несколько равных частей с помощью циркуля, делить угол пополам с помощью циркуля, знать и применять
формулы периметра различных фигур, строить углы заданной величины с помощью транспортира и измерять данные, находить сумму углов треугольника, делить круг на
(2, 4, 8), (3, 6, 12) равных частей с помощью циркуля, строить ромб, находить центр, иметь различие в понятии периметра и площади, находить площадь с помощью
палетки и формул.
Различать и находить сходство: (квадрат, куб, строить куб), (треугольник, параллелепипед, строить параллелепипед), (круг, прямоугольник и цилиндр, строить цилиндр).
В ходе проведения занятий планируется работа по воспитаниею настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, умения работать в минигруппе,
бережного отношения к школьному имуществу, навыков здорового образа жизни; развития культуры общения, ведения диалога, памяти, внимания, наблюдательности,
абстрактного и логического мышления, творческого и рационального подхода к решению задач.
Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты.
Изучение геометрического материала способствует формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации
своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою
позицию, высказывать своё мнение.
У выпускника могут быть сформированы:
понимание необходимости учения, выраженная учебнопознавательная мотивация;
устойчивый познавательный интерес.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
адекватно воспринимать предложения учителя;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
адекватно оценивать, что усвоил при решении задач, и на каком уровне;
восполнять пробелы в знаниях и умениях,
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в
конце действия
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинноследственные
связи;
Выпускник получит возможность научиться:
пользоваться различными дополнительными источниками информации; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
выявлять причинноследственные связи, выстраивая логические цепи рассуждений, доказательств.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать участие в работе парами и группами;
воспринимать различные точки зрения;
использовать простые речевые средства;
контролировать свои действия в классе;
понимать задаваемые вопросы.
Выпускник получит возможность научиться:
оценивать советы и предложения других учащихся, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
использовать в речи язык математики
совместной деятельности, договариваться с учащимися о способах решения возникающих проблем.
проявлять инициативу в поиске и сборе информации
Особенности учебной методики работы с детьми.
Построение занятий предполагается на основе педагогических технологий активизации деятельности учащихся путем создания проблемных ситуаций,
использования учебных игр, разноуровневого и развивающего обучения, индивидуальных и групповых способов обучения.
Формы обучения.
Основной формой обучения по данной программе является учебнопрактическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат
практические работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с инструментом.
При этом учитывается посильность выполнения работы для обучающихся соответствующего возраста.
Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении различных работ.
Формы работы.
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
фронтальной подача учебного материала всему коллективу учеников
индивидуальной самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности
учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
групповой когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить
помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному
выполнению задания.
Примерная структура занятия:
1. Организационный момент ( 12 мин )
2. Разминка: короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания ( 68 мин)
3. Разбор нового материала. Выполнение коллективных заданий ( 810 мин )
4. Физкультминутка (12 мин)
5. Самостоятельная или индивидуальная работа ( 1015 мин )
6. Подведение итогов занятия ( 3 мин )
Учебно –методическое обеспечение:
1. Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 14 класс. М.: ВАКО, 2004.
2. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии. – 2е изд.М.: Педагогика, 1994.
3. Белошистая А.Н.Наглядная геометрия во 2ом классе четырехлетней начальной школы. Методическое пособие для учителя . Мурманск: НИС «Пазори», 2001.
4. Белошистая А.Н.Наглядная геометрия во 3ем классе четырехлетней начальной школы. Методическое пособие для учителя . Мурманск: НИС «Пазори», 2001.
5. Белошистая А.Н.Наглядная геометрия во 4ом классе четырехлетней начальной школы. Методическое пособие для учителя . Мурманск: НИС «Пазори», 2001.
6. Ушакова Т.В.Геометрические задания и задачи для младших школьников. СПб: ЛИТЕРА, 2006
7.
8. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс / сост. Е.В. Языканова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
9. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс / сост. Е.В. Языканова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
Задачи на сообразительность .М.:АСТ –ПРЕСС, 1999 .
№
Тема занятия
12
Повторение. Плоская и
кривая поверхность.
3
Видимые и невидимые
поверхности.
Кол.
часов
2
1
Календарно тематическое планирование по предмету «Наглядная геометрия»
Целевая установка
Понятия
Задания
Формируемые УУД
Дата
Раздел 1. Кривые и плоские поверхности. (5 часов)
Проверить
сформированность
представлений младших
школьников о плоских и
кривых поверхностях.
Формировать у
третьеклассников
Плоская и кривая
поверхность.
1–5
Иметь представление о понятии
«поверхность».
Видимые и невидимые
поверхности.
6
Уметь отличать плоскую и
искривленную поверхности; чертить
круг с данным радиусом; представления о видимых и
невидимых поверхностях
геометрических тел и учить
распознавать видимые
плоские поверхности на
изображениях.
Формировать у учащихся
представления о видимых и
невидимых элементах
многогранника и учить
распознавать их на
изображениях.
Видимые и невидимые
поверхности.
7, 8
9, 10
Раздел 2. Пересечение фигур.(18 часов)
Пересечение
геометрических фигур
11, 12,13
45
Видимые и невидимые
поверхности
многогранника.
67
Пересечение
геометрических фигур
89
Пересечение плоской
поверхности с
многогранником.
10
11
Пересечение прямой и
куба.
2
2
2
2
Формировать у
третьеклассников
представления о
пересечении геометрических
фигур.
Формировать у младших
школьников умения читать
графическую информацию и
определять плоскую фигуру,
являющуюся пересечением
граней многогранника.
изображать на бумаге плоские
геометрические фигуры.
Познавательные:
строить логическую цепь
рассуждений;
строить объяснение в устной форме
по предложенному плану;
выполнять задания на основе
рисунков, сделанных
самостоятельно;
выполнять задания с
использованием материальных
объектов.
Иметь представление о понятии
«пересечение геометрических
фигур».
Уметь изображать на бумаге
геометрические фигуры.
Уметь читать графическую
информацию и определять плоскую
фигуру, являющуюся пересечением
граней многогранника.
Иметь представления о понятии
«пересечение прямой и куба».
Уметь:
пользоваться изученной
математической терминологией;
чертить с помощью линейки
Пересечение плоской
поверхности с
многогранником.
14, 18,16
Иметь представление о понятии
«пересечение плоской поверхности
с многогранником».
Познакомить младших
школьников со случаями
пересечения прямой и куба.
Cлучаи пересечения
прямой и куба.
15,17 12
Пересечение лучей
1
Уточнить и расширить
представления о
пересечении лучей.
Пересечение лучей.
19
13
14
Пересечение
геометрических фигур
2
Пересечение
геометрических фигур.
20,21
Расширить и уточнить
представления младших
школьников о пересечении
геометрических фигур, о
многограннике и его
элементах.
горизонтальную (вертикальную,
наклонную) прямую,
пересекающиеся и
непересекающиеся прямые;
находить точки пересечения
прямых, обозначать их латинскими
буквами.
Иметь представления о понятии
«пересечение лучей».
Уметь:
строить луч; строить точку
пересечения двух лучей, точку
пересечения прямой и луча.
Универсальные учебные
действия
Регулятивные:
определять количество лучей,
изображённых на рисунке.
Познавательные:
выбирать из двух лучей на рисунке
те, которые могут пересекаться, и
те, которые не пересекутся.
Коммуникативные:
выражать в речевой форме признаки
сходства и отличия в изображении
прямой и луча прямой и луча.
Личностные
Мотивация учебной деятельности.
Иметь представление о понятии
«пересечение геометрических
фигур». Пересечение отрезков
2
15
16
Расширить и уточнить
имеющиеся представления о
пересечении отрезков.
Пересечение отрезков.
22, 24
Иметь представления о понятии
«пересечение отрезков».
Уметь:
строить отрезок с помощью
линейки;
строить отрезок заданной длины с
помощью циркуля;
измерять и записывать длину
данного отрезка в сантиметрах;
строить отрезки заданной длины (в
сантиметрах).
Универсальные учебные
действия
Регулятивные:
находить отрезки на сложном
чертеже;
сравнивать длины отрезков
визуально (длина меньше, больше,
одинаковая); сравнивать длины
сторон треугольника, квадрата,
прямоугольника визуально и с
помощью циркуля.
Познавательные:
моделировать геометрические
фигуры из палочек (треугольник,
квадрат, прямоугольник);
моделировать длину предметов с
помощью отрезков;
моделировать количество
предметов, используя отрезки;
сравнивать длины отрезков с
помощью циркуля;
выбирать пары отрезков,
соответствующих данному
отношению (длиннее, короче, 17
Пересечение углов.
1
Расширить и уточнить
имеющиеся представления о
пересечении углов.
Пересечение углов.
23
18
19
20
21
Конструирование
многоугольника
Строим пересечение
фигур на плоскости
2
2
Формировать у учащихся
умение разбивать
многоугольник на
треугольники с помощью
отрезков и ломаной.
Продолжить формировать
умение читать графическую
информацию и находить
(строить) пересечение
геометрических фигур на
плоскости.
Конструирование
многоугольника.
25,26
Пересечение
геометрических фигур на
плоскости.
27
одинаковой длины).
Коммуникативные:
выражать в речевой форме признаки
сходства и различия в
изображениях луча и отрезок;
называть отрезки, пользуясь двумя
буквами.
Личностные
Самооценка на основе успешности
учебной деятельности.
Иметь представление о понятии
«пересечение углов»
Уметь:
пользоваться изученной
математической терминологией;
уметь строить углы на бумаге и
сгибанием листа;
уметь сравнивать углы наложением
друг на друга
уметь строить на линованной и
нелинованной бумаге острые,
прямые, тупые углы с помощью
линейки и угольника.
Иметь представление о понятии
«конструирование многоугольника»
Уметь:
пользоваться изученной
математической терминологией;
строить многоугольники на бумаге
(линованной и нелинованной) и на
плоскости с помощью палочек
(равных и неравных по длине);
вычислять периметр
многоугольника;
различать выпуклые и невыпуклые
многоугольники. 22
23
Фигуры одинаковой
площади.
Шар и круг.
Окружность
Окружность и круг.
Радиус окружности
Из чего состоят
геометрические объекты.
Строим окружности.
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
2
2
1
2
2
2
2
Формировать умение
составлять из данного
многоугольника фигуры
одинаковой площади.
Площадь фигуры
28, 29
Раздел 3. Шар. Сфера. Круг. Окружность. (11 часов)
Формировать представления
о шаре и о круге как сечении
шара
Формировать представления
об окружности как о границе
круга.
Формировать представления
о взаимном расположении
окружности и круга.
Формировать представления
о радиусе окружности.
Формировать умения и
навыки выделять структуру
объекта (изменение
положения частей фигуры,
выбор частей, из которых
можно её составить).
Формировать умения и
навыки построения
окружностей по
определённым условиям.
Шар и круг.
Окружность
30–33
34, 35
Окружность и круг.
36, 37
Радиус окружности
Структура объекта
38, 39
40, 41
Окружность
42, 43
Иметь представление о понятии
«площадь фигуры».
Уметь составлять из данного
многоугольника фигуры одинаковой
площади.
Иметь представление о понятии:
шар, круг, окружность.
Уметь:
получать диаметр и сектора
окружности сгибанием;
отличать сектор круга от
треугольника;
строить окружности по заданным
радиусу и диаметру;
строить концентрические,
пересекающиеся, непересекающиеся
окружности;
пользоваться циркулем при
вычерчивании окружности;
моделировать из бумаги (кругов)
подвесные шары.
Элективный курс «Наглядная геометрия» по математике в 3 классе
Элективный курс «Наглядная геометрия» по математике в 3 классе
Элективный курс «Наглядная геометрия» по математике в 3 классе
Элективный курс «Наглядная геометрия» по математике в 3 классе
Элективный курс «Наглядная геометрия» по математике в 3 классе
Элективный курс «Наглядная геометрия» по математике в 3 классе
Элективный курс «Наглядная геометрия» по математике в 3 классе
Элективный курс «Наглядная геометрия» по математике в 3 классе
Элективный курс «Наглядная геометрия» по математике в 3 классе
Элективный курс «Наглядная геометрия» по математике в 3 классе
Элективный курс «Наглядная геометрия» по математике в 3 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.