Элективный курс «Найди себя» для 9 класса. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. В ходе работы предусмотрено использование комплекса методик, направленных не только на изучение личности подростка, но и на обеспечение его полноценного психологического развития.Элективный курс «Найди себя» для 9 класса. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. В ходе работы предусмотрено использование комплекса методик, направленных не только на изучение личности подростка, но и на обеспечение его полноценного психологического развития.
познай себя 2.doc
Класс: 9
Количество часов на год: 35 ч.
в неделю: 1 ч.
Рабочая программа по элективному курсу «Найди себя»
Настоящая программа составлена на основе программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г. В. Резапкиной.
Учебнометодическое пособие для психологов и педагогов, М.: Генезис, 2006 год.
Дополнительная литература: 1) Селевко Г.К. Найди себя, М.: Народное образование, 2009
2) Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2012.
3) Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С., Профориентация: Учебное пособие, М.: Академия, 2008. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема выбора профессии стояла перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями,
происходящими в нашей жизни – ослабление профессиональной школы, отсутствие системы развития персонала предприятий, утрата прежних связей
между профессиональным образованием и профессиональным трудом.
Изменяющаяся структура экономики России влечёт за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые,
расширяются функции существующих. Всё большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается
взаимосвязь между обществом и личностью.
Поэтому всем ясно, что профессиональный выбор, сделанный с учётом таких факторов, как запрос рынка труда, требования профессии к
человеку и его индивидуальным особенностям, становится важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую
деятельность, формирования конкурентоспособного профессионала, в конечном счёте – благополучия его семьи.
Предлагаемый подход к решению проблемы своевременного и точного профессионального и личностного самоопределения подростков не
требует особых материальных затрат и основан на положении о том, что причины возможных трудностей в выборе профессии во многом определяются
личностными проблемами. Без их решения невозможен ни правильный выбор профессии, ни успешная социальная адаптация, ни семейное
благополучие.
В результате этих занятий у учащихся активизируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка,
происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут в успешной
социальной и профессиональной адаптации.
В ходе работы предусмотрено использование комплекса методик, направленных не только на изучение личности подростка, но и на
обеспечение его полноценного психологического развития.
К преподавателю этого предмета предъявляются особые требования. Специфика курса такова, что исключает традиционные для нашей
школы отношения между учителем и учеником и формы преподавания. Преподаватель этого курса должен не только любить детей, но и видеть в
каждом ребёнке личность, заслуживающую внимания и уважения, защищать его интересы, руководствуясь в работе принципом «не навреди».
Эффективность усвоения курса следует оценивать по сформированности у учеников способности к осознанному выбору профессии.
Цель курса: подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики, формирование готовности
учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и
потребностей рынка труда в специалистах.
Задачи:
Формировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и
соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.
Развивать представление о самовоспитании, саморазвитии и самореализации, способствовать развитию у школьников отношения к себе
как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда.
Помочь девятиклассникам составить и осуществить план своей профессиональной карьеры, приобрести практический опыт,
соответствующий интересам, склонностям личности и профилю дальнейшего обучения.
Сформировать у школьников представления о требованиях изменяющегося общества к выпускникам старших классов школы, будущим
профессионалам.
В результате изучения курса «Найди себя» у школьников должны быть сформированы знания и представления:
о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных
услуг;
о возможностях получения образования по избранному профилю и о перспективе, о психологических основах принятия решения в целом и
выборе профиля обучения в частности;
развиты умения:
находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и пути продолжения образования;
объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
ставить цели и планировать действия для их достижения;
выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт.
Календарно – тематическое планирование отражает цель и задачи обучения элективного курса «Найди себя». Календарнотематическое планирование по элективному курсу «Найди себя»
№
разделов
I
Разделы и темы
Мир профессий и труда
Дата
План
Факт
Колво
часов
14
1. Вводное занятие. Профессии
2. Многообразие мира профессий
3. Какие бывают профессии
4. Профессия и человек
5. Профессия и время
6. Анализ профессий
7. Наиболее распространённая отечественная
классификация профессий
8. Представление о себе и проблема выбора профессии
9. «Секреты» выбора профессии
10. Ошибки в выборе профессии
11. Профориентационная игра «Оптимисты и скептики».
12. Профессии и рынок труда
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 13. Социальные проблемы труда
14. Разделение труда
II
Особенности личности в профессиональном
самоопределении
1. Внутренний мир человека и возможности его познания
2. Склонности и интересы в выборе профессии
3. Самооценка и уровень притязаний
4. Возможности личности в профессиональной деятельности
5. Что я знаю о своих возможностях?
6. Свойства нервной системы в профессиональной
деятельности
7. Темперамент в профессиональном становлении личности
8. Тип мышления и выбор профессии
9. Память и внимание
10. Эмоциональное состояние и приёмы
11. Характер и выбор профессии
12. Тренинг «Хочу», «Могу», «Надо»
13. Ведущие отношения личности и типы профессий
14. Эмоциональные состояния личности
15. Волевые качества личности
III
Путь к самосовершенствованию
1. Где и как можно приобрести профессию
2. Профессиональный успех и здоровье
1
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6 3. Профессиональный успех на студенческой скамье
4. Стресс и дистресс. Как выпустить «лишний пар»
5. Десять шагов уверенности в себе
1
1
1
Всего 33
ч.
Элективный курс «Найди себя» для 9 класса.
Элективный курс «Найди себя» для 9 класса.
Элективный курс «Найди себя» для 9 класса.
Элективный курс «Найди себя» для 9 класса.
Элективный курс «Найди себя» для 9 класса.
Элективный курс «Найди себя» для 9 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.