Элективный курс «Народы Югры: традиции, культура и быт»
Оценка 4.6

Элективный курс «Народы Югры: традиции, культура и быт»

Оценка 4.6
Разработки курсов
doc
история
8 кл—9 кл
17.01.2017
Элективный курс «Народы Югры: традиции, культура и быт»
Элективный курс «Народы Югры: традиции, культура и быт» по типу является универсальным т.к. формирует исследовательские компетенции. Предмет история, традиции и обычаи народов в данном курсе представлены как средство для исследования, следовательно, их изучение предполагается с точки зрения источников для исследования. Особенностью курса является также активное применение проведение занятий в краеведческом музее, встречи с носителями языка и культурных ценностей-представителями коренных народов ханты и манси. Курс включает в себя тематическое планирование и разработку занятия по теме: «Национальный костюм народов ханты и манси»Файл содержит четыре листа А-4
Элективный курс Народы Югры.doc
Элективный курс «Народы Югры: традиции, культура и быт» Наименование ОУ: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Лицей №1» ФИО автора:  Филиппова Ирина Дмитриевна Должность: учитель истории и обществознания Город: Нефтеюганск       В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является   формирование   ключевых   компетенций   учащихся.   Компетентностный подход   предполагает   формирование   интеллектуальной   и   исследовательской культуры   школьников,   создание   условий   для   самоопределения   и   самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.          В соответствии с направлениями работы школы, обусловленными Концепцией профильного обучения, элективный курс " Народы  Югры: традиции, культура и быт "   позволяет   познакомить   учащихся   с   теорией   и   практикой   организации   научно­ исследовательской   деятельности   в   учебном   процессе   и   во   внеклассной   работе, вооружить   их   методами   познания   и   сформировать   познавательную самостоятельность, привить любовь к родному краю. Место элективного курса в учебном плане.      Элективный курс «Народы Югры: традиции, культура и быт»  реализуется за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения, то есть является элементом  вариативной   части  учебного  плана. Элективный   курс  рассчитан  на 18 учебных   часов,     в   9   классе   по   1   часу     в   неделю   в   одном   полугодии.   Выбор элективного   курса   определяется   решением   лицея   и   осуществляется   каждым отдельным школьником.  Общая характеристика элективного курса.      Изучение истории позволяет по – новому поставить и решить проблемы обучения и воспитания, сформировать у обучающихся высокие гражданские и патриотические чувства,   ощущение   своей   принадлежности   к   великой   и   сложной   культуре, занимающей большое место в мировой истории. Элективный курс «Народы Югры: традиции,   культура   и   быт»       по   типу   является   универсальным   т.к.   формирует исследовательские компетенции. Предмет история, традиции и обычаи народов в данном   курсе   представлены   как   средство   для   исследования,   следовательно,   их изучение предполагается с точки зрения источников для исследования. С учетом этого момента  предполагается изучение истории   народов Югры как части общей истории России.        Особенностью курса является также активное применение проведение занятий в краеведческом   музее,   встречи   с   носителями   языка   и   культурных   ценностей­ представителями коренных народов ханты и манси. Цель:   знакомство   школьников   предпрофильных   и   профильных   классов   с традициями, культурой и бытом коренных народов, населяющих    ХМАО­ Югру.      Данный курс позволяет расширить кругозор учащихся, формировать толерантную позицию   гражданина,   который   живёт   в   поликультурном   обществе.     Воспитать бережное   отношение   к   культуре   коренных   народов   России.   Данная   тема   будет рассматриваться на примере двух народов:   ханты и   манси, а так же   их связи с русским народом.     Задачи курса: ­сформировать у учащихся навыки работы с разными историческими источниками; ­вооружить учащихся теоретическими знаниями о различных формах организации научно­исследовательской деятельности учащихся;         Целью  деятельности   учителя     при   реализации  элективного   курса    становится создание   условий,   обеспечивающих   самостоятельное   продвижение   ученика   в процессе   овладения   и   применения   знаний,   умений,   в   овладении   и   развитии исследовательской компетенцией.      Функции   учителя:   стимулирующая,   ориентировочная,   диагностическая, корректирующая, развивающая, воспитательная. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект.   У ученика в   процессе исследовательской деятельности формируются   такие   качества   творческой   личности,   как   ответственность, целеустремлённость, способность к самоорганизации и самоконтролю, уверенность в себе, успешность.        Таким   образом,   изучение   школьниками   элективного   курса   «Народы   Югры: традиции, культура и быт» будет способствовать развитию у них основных ключевых компетентностей: социальной, информационной. Они формируются и развиваются путем развития общеучебных умений и навыков, основных способов деятельности.  Информационная компетентность: ­   умение   поиска   и   нахождения   необходимой   информации   для   решения   учебных задач;  ­ умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую;  ­ умения и навыки критического анализа вербальных и документальных текстов.  Социальная (социально – коммуникативная) компетентность: ­ способность работать в команде;  ­способность   к   конструктивному   взаимодействию   с   людьми   различных национальностей и вероисповеданий, не основанному на подавлении;  ­ способность обозначать и разрешать конфликты ненасильственным путем;  ­умение анализировать собственные профессиональные склонности и возможности.  Ведущие формы и методы организации учебных занятий: ­ интерактивные лекции с последующими дискуссиями; ­ защита проектов; ­экскурсии.  Интерактивные  формы  проведения  занятий   и самостоятельная  исследовательская работа в группах образуют пространство для практического применения учащимися знаний.   Технология   учебно–предметной   деятельности   при   изучении   курса направлена на развитие позитивной мотивации к учению.  Основные формы отчетности (измерители обученности): ­   тетрадь   с   конспектами   и   выполненными   заданиями   (   лабораторные   работы, практические работы, эссе);  ­ творческие работы (презентации,  проблемные задания и др.)  ­ интерактивных лекций, семинаров;       Итогом изучения элективного курса является защита  проекта, подготовленного учеником по конкретной теме.          Таким   образом,   изучение   школьниками   элективного   курса   «Народы   Югры: традиции, культура и быт» будет способствовать развитию у них основных ключевых компетентностей: социальной, информационной. Они формируются и развиваются путем развития общеучебных умений и навыков, основных способов деятельности.  Тематическое планирование курса №                           Тема курса 1 Югра на политической карте Российской    Формы работы Лекция,беседа     Часы 2 Федерации 2 Страницы истории  3 Религиозные представления и верования  народов Югры. 4. Финно­угорская языковая группа. 5 Обычаи и праздники наров ханты и манси 6 Устное  народное творчество  народов   ханты и манси: мифы,легенды,сказания. 7 Национальный костюм народов ханты и  манси Экскурсия в  краеведческий музей  Сообщения учащихся Лекция учителя Презентация   учащихся Сообщения учащихся Семинар –встреча с  представителями  народа ханты и маси Сообщения учащихся Сообщения учащихся 8 Декоративно­прикладное искусство народов Сообщения учащихся ханты и манси: береста  9 Национальная еда  народов ханты и манси 10 Перспективы развития  народов ханты и  Сообщения учащихся Круглый стол манси. 1 2 1 1 1 2 1 2 1 2 1 11 Зачёт Защита проекта 1 Урок по теме: «Национальный костюм народов ханты и манси» Цель: ознакомить с видами национальной одежды и  с орнаментальным  искусством народов ханты и манси; показать историческое значение  орнаментального искусства народов ханты и манси; научить рисовать  орнамент Оборудование: ­орнаменты мирового искусства(рисунки из журнала «Квант»)Бумага в клеточку. Ход урока 1.Вступительное слово учителя. Народы   ханты   и   манси   всегда   удивляли   путешественников   особой   одеждой.   Из рыбьих кож (налима,стерляди,осетра),шкур животных и шкурок птиц шили  одежду. При этом шовный материал был тоже натуральным­сухожилья северного оленя или лося, которые в отличие от хлопчатобумажных нитей не прели. Особенно интересной является   одежда   из   предварительно   обработанных   рыбьих   кож,­ рубахи,штаны,халаты.Зимняя   одежда   отличалась   от     летней   по   многим характеристикам. Сейчас мы послушаем   выступление учащихся с информацией о видах одежды  народов ханты и манси по временам года. 2.Выступление   ученика   1   по   теме   «Зимние   виды   одежды   народов   ханты   и манси»( демонстрирует слайды) по плану: а)Женский   сах(двойная   шуба):сырье,   способ   обработки   сырья,   способ   пошива, орнамент; б)Мужская малица и гусь: сырье, способ обработки сырья, способ пошива, орнамент; 3.Выступление   ученика   2   по   теме:   «Летняя   одежда   народов   ханты   и   манси» (демонстрирует слайды) по плану: а)Женская и детская одежда: виды сырья, способы обработки, способы украшения; ; (демонстрирует слайды) б)Мужская   одежда   (будничная   и   праздничная):   виды   сырья,   способы   обработки, способы украшения;  4.Выступление   ученика   3   по   теме   «Орнаментальное   искусство   народов   ханты   и манси» по плану: а)краткая характеристика и демонстрация древнеегипетского  орнамента ;  б)характеристика орнамента народов ханты и манси, соотношение общего и различий с древнеегипетским; ; в)смысловое значение орнамента  у народов ханты и манси; ;   5.Учитель   даёт   практическое   задание:   срисовать   пастой   орнамент   на   лист   в клеточку по диагонали в масштабе в 3 клетки. Итог урока: Проверить нарисованный орнамент. Сделать вывод о значимости орнамента в жизни народов ханты и манси ­как  часть бытия,  как часть человеческого мировоззрения. Литература: 1.Е.Д.Айпин   «Обские   Угры   на   пороге   Третьего   тысячелетия.   ГУИППЕ «Полиграфист»Ханты­Мансийск 2009г. 2.Н.Н.Баранов .История ХМАО с древнейших времён до наших дней. 3..Е.А.Ерныхова   угорских народов.Ханты­Мансийск 2008г. 4.К.Ф.Карьялайнен «Религия Югорских народов»Томск 2004г. 5.А.К.Киприянов ,А.К.Мишунин «Очерки истории Коды»  Екатеринбург, 2005г.   Конспекты   уроков   по   декоративно­прикладному   искусству

Элективный курс «Народы Югры: традиции, культура и быт»

Элективный курс «Народы Югры: традиции, культура и быт»

Элективный курс «Народы Югры: традиции, культура и быт»

Элективный курс «Народы Югры: традиции, культура и быт»

Элективный курс «Народы Югры: традиции, культура и быт»

Элективный курс «Народы Югры: традиции, культура и быт»

Элективный курс «Народы Югры: традиции, культура и быт»

Элективный курс «Народы Югры: традиции, культура и быт»

Элективный курс «Народы Югры: традиции, культура и быт»

Элективный курс «Народы Югры: традиции, культура и быт»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017