Элективный курс "Обществознание - теория и практика"
Оценка 4.8

Элективный курс "Обществознание - теория и практика"

Оценка 4.8
Презентации учебные
doc
обществознание
10 кл—11 кл
11.11.2018
Элективный курс "Обществознание - теория и практика"
Элективный курс "Обществознание - теория и практика" рассчитан как дополнительный курс к обществознанию в 10-11 классах в разделе "экономика" для повышения финансовой грамотности подростков и подготовки их к жизни в условиях реалий рыночной экономики, расширяет курс обществознания и углубляет понятия - налоги, бизнес, бюджет.
электив Белкина В.С.( программа СОП) 2017 год.doc
Программа элективного курса  «Обществознание: теория и практика» для учащихся 10­11классов. 2017 год. 1 Пояснительная записка. 1.Общие положения. Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы,   необходимостью   совместить   теоретические   знания,   получаемые учащимися   на   уроках   обществознания,   с   конкретными   условиями существования   в   современном   мире   и   подготовку   конкурентноспособных, экономически и юридически грамотных граждан РФ. Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли   в нашу   повседневную   жизнь.  Однако   в  настоящий   момент   времени   ни   нам,  ни нашим   детям   явно   недостаточно   тех   финансовых   знаний,   которыми   мы располагаем.   При   этом   нужно   учитывать,   что   сегодняшние   учащиеся   —   это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем   наших   детей   финансово   грамотными,   значит,   завтра   мы   получим добросовестных   налогоплательщиков,   ответственных   заемщиков,   грамотных вкладчиков Учебная программа рассчитана на учащихся 10­11 классов и составлена с  учётом психологических особенностей подростков. Школьники 16­18 лет уже  обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием,  которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса.   Именно в выпускных классах можно изучать темы, которые школьниками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того,  школьники 11 класса после окончания школы фактически выходят в  самостоятельную жизнь, в которой знания о финансовых институтах и об  особенностях взаимодействия с ними становятся чрезвычайно важными для  полноценного вхождения в общество и достижения личного финансового  благополучия. Содержание   программы   существенно   расширяет   и   дополняет   знания старшеклассников об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании   фондового  рынка  и  банковской  системы, полученные  при изучении   базовых   курсов   обществознания   и   технологии,   а   выполнение творческих   работ,   практических   заданий   и   итогового   проекта   позволит 2 подросткам   приобрести   опыт   принятия   экономических   решений   в   области управления   личными   финансами,   применить   полученные   знания   в   реальной жизни.  Нормативная –правовая документация. Рабочая программа элективного курса составлена   в соответствии с УМК  Бреховой  «Финансовая   грамотность»,   а   также   в   соответствии   со Ю.В. следующими документами: 1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2.Проект   Минфина   России   «Содействие   повышению   уровня   финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».   Информация   о   Проекте   представлена   на   официальном   сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/ 3.Концепция   Национальной   программы   повышения   уровняфинансовой Российской грамотности населения Федерацииhttp://www.misbfm.ru/node/11143.      4.Стратегия развития финансового рынка российской федерации на период до 2020 годаhttp://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=005586  .   Новизной   данной   программы  является   направленность   курса   на формирование   финансовой   грамотности   старшеклассников   на   основе построения   прямой   связи   между   получаемыми   знаниями   и   их   практическим применением,   пониманием   и   использованием   финансовой   информации   на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности   у   подростков   за   финансовые   решения   с   учетом   личной безопасности и благополучия. Отличительной особенностью   программы  данного элективного курса является   то,   что   он   базируется   на  системно­деятельностном  подходе   к обучению,   который   обеспечивает   активную   учебно­познавательную   позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но   также   необходимые   умения,   компетенции,   личные   характеристики   и установки.  Это определило цели  данного курса: ­   формирование   у   учащихся   готовности   принимать   ответственные   и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения; ­создание   комфортных   условий, коммуникативных компетенций; ­   формирование   положительного   мотивационного   отношения   к   экономике 3   способствующих   формированию через   развитие   познавательного   необходимости.   интереса   и   осознание   социальной Задачи: ­ освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;  ­   овладеть   умением   получать   и   критически   осмысливать   экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;  ­   формировать   опыт   применения   знаний   о   финансовых   институтах   для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;  ­ формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического  поведения, ценностей деловой этики;  ­ воспитывать ответственность за экономические решения. Методы и формы обучения Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе организации   занятий   лежат,   прежде   всего,   педагогические   технологии, основанные   на   сотрудничестве   и   сотворчестве   участников   образовательного процесса,   критическом   анализе   полученной   информации   различного   типа, деятельностные   технологии,  проектная   и   исследовательская   деятельность, игровая  технология.  На   занятиях   учащиеся   занимаются   различными   видами   познавательной   учатся   творчески   мыслить   и   решать   практико­ деятельности, ориентированныеэкономические задачи. Так   как   метод   обучения   –   это   обобщающая   модель   взаимосвязанной деятельности   учителя   и   учащихся   и   она   определяет   характер   (тип) познавательной   деятельности   учащихся,   то   методы   обучения   реализуются   в следующих формах работы:  Дискуссии.   Деловые встречи со специалистами финансовых структур.  Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.  Работа с источниками экономической информации.  Интегративные технологии.  Индивидуальная  проектно­исследовательская деятельность.  Практико­ориентированные игры. 2.Описание места учебного курса в учебном плане.  Настоящая программа предназначена для учащихся 10­11 классов. Рабочая программа рассчитана на 34 часов  (17 час в 10 классе и 17 часов в 11 классе один час в неделю, 34 учебных недель). 4 № 1 2 3 4 5 6 Таблица тематического распределения количества часов Кол­во часов Название темы Банковская система: услуги и  продукты Фондовый рынок: как его использовать для роста  доходов Страхование  Собственный бизнес Основы налогообложения   Личное финансовое планирование   Всего: 6 6 5 4 5 8 34час 3.     Результаты освоения курса «Основы финансовой грамотности». Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами. Итогом и основным результатом обучения станет индивидуальный проект «Личный финансовый план», при публичной презентациикоторого выпускники программы   покажут   степень   готовности   принимать   решения   в   области управления личными финансами, основанные на анализе собственных целей и возможностей, текущей и прогнозируемой экономической ситуации, доступных финансовых инструментов.  При выполнении и презентации «Личного финансового плана» учащиеся должны   продемонстрировать   общие   проектные   умения:   планировать   и осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и   осуществлять   коррекцию   своей   деятельности   на   основе   предварительного планирования;   использовать   доступные   ресурсы   для   достижения   целей; применять   все   необходимое   многообразие   информации   и   полученных   в результате   обучения   знаний,   умений   и   компетенций   для   целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.  Планируемые результаты обучения 5 Предметные результаты изучения данного курса – приобретение школьниками компетенций   в   области   финансовой   грамотности,   которые   имеют   большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую   среды.   Кроме   того,   изучение   курса   позволит   учащимся сформировать   навыки   принятия   грамотных   и   обоснованных   финансовых решений,   что   в   конечном   итоге   поможет   им   добиться   финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе. Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия   решений   на   основе   сравнительного   анализа   сберегательных альтернатив,   планирования   и   прогнозирования   будущих   доходов   и   расходов личного бюджета, навыков менеджмента. Личностными   результатами  изучения   курса   следует   считать   воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и   планирования,   ответственности   за   настоящее   и   будущее   собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства. Таким   образом  способствует самоопределениюучащегося   в   жизни,   что   повышает   его   социальную   и личностную значимость, и является актуальным как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития ученика. элективный   курс   4. Содержание программы элективного курса   «Основы финансовой грамотности» Освоение   содержания   элективного   курса   «Финансовая   грамотность» осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами базового уровня обществознания, истории, технологии, математики, предметами регионального компонента. 1. Тема.  Банковская система: услуги и продукты (6ч.) Банковская система. Как сберечь деньги с помощью депозитов. Банковские  карты, электронные финансы: как сохранить сбережения в драгоценных  металлах. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и  какие условия предпочесть. Тема 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. (6ч.) Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники  рынка ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые  инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. Операции на  валютном рынке: риски и возможности. Тема З. Страхование: что и как надо страховать. (5ч). 6 Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как:  защитить нажитое состояние. Здоровье и жизнь ­ высшие блага: поговорим о  личном страховании. Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй,  или Несколько советов по выбору страховщика. О пенсионной грамотности. Тема 4. Собственный бизнес. (4ч)  Формы предпринимательства в РФ. Создание собственного бизнеса: что и как  надо сделать. Составление бизнес­плана. Расходы и доходы в собственном  бизнесе. Налогообложение малого и среднего бизнеса. С какими финансовыми  рисками может встретиться бизнесмен. Тема 5.  Основы налогообложения.  (5ч.)  Система налогообложения в РФ. Что такое налоги и почему их надо платить.  Основы налогообложения граждан.  Права и обязанности налогоплательщиков.  Налоговая инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный  бюджет. Тема 6. Личное финансовое планирование.  (8ч) Роль денег в нашей жизни.  Риски в мире денег.Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки,  или как не потерять деньги при работе в сети Интернет.  Семейный бюджет.  Личный бюджет. Как составить личный финансовый план. Защита  индивидуальных финансовых проектов. Итоговый контроль по курсу. 5.  Календарно­тематическое планирование № п/п Тема занятия Ко л­ во час ов Тип урока Краткое содержание Планируемые результаты 10 класс Раздел I. Банковская система: услуги и  продукты (6 часов) 1. Банковская система 1 Обзорная  лекция с  элементами  беседы Различать уровни  банков, банковские  операции,  банковские карты. История развития банковской деятельности; ЦБ коммерческий банки.   и 7 2 3. 4 5 Как сберечь деньги с  помощью депозитов. Кредит­ зачем он  нужен и где его  получить. 1 1 Работа с  информацией,  открытие  новых знаний Работа с  информацией,  открытие  новых знаний Какой  кредит  выбрать. 1 Мини­проект.  Банковские карты,  электронные  финансы. 1 Деловая игра   «Банковская  система» 6. Экскурсия в банк Экскурсия,  беседа со  специалистами  банка. Виды банковских депозитов, особенности, доходность   по депозитам. Виды   кредитов. Принципы кредитования. Ипотечное кредитование. Необходимые  документы при  оформлении  кредита. Выбор  банковской  карты. Виды  банковских карт  (дебетовая и  кредитная). Информация о  видах услуг и  продуктах  банковской  системы. Различать виды  депозитов.  Приводить примеры депозитов. Различать виды  кредитования. Мини –проект  «В  каком банке  выгоднее взять  кредит?» Научиться  анализировать и  сравнивать условия  по кредиту  в  различных банках. Составить  рекламные буклеты о банковских  продуктах. Составить  рекламные буклеты о банковских  продуктах Раздел II. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов ( 6 час.) Что такое ценные  бумаги. Фондовый  рынок. Комбинированн ый урок. 1 Ценные бумаги.  Виды ценных  бумаг. Операции  на рынке ценных  бумаг. Рынок. Функции  рынка. Рынок  капитала. Инвес­ тирование. Фон­ довый рынок. Инструменты  личного  финансирования  на финансовых  рынках и их  особенности. Различать виды  ценных бумаг,  рассчитывать  доходность ценных  бумаг. Составление  и  анализ схемы  «Структура рынка  капитала». Анализ информации о способах  инвестирования  денежных средств,  предоставляемой  различными  информационными  8 7. 8 9 1 1 Урок –  обсуждение. Комбинированн ый урок. Денежный рынок и  рынок капиталов. Граждане на  рынке  ценных бумаг.  Основные правила  инвестирования: как  покупать и продавать  ценные бумаги 10 Зачем нужны паевые  инвестиционные  фонды: структура,  виды, особенности  работы. 11 Управляющие  компании и  негосударственные  пенсионные фонды 1 1 Деловая игра  «Выбираем  ПИФ». Комбинированн ый урок 12 О пенсионной  1 Беседа. грамотности. Встреча  со специалистами  Пенсионного фонда. ПИФ. Виды и  типы ПИФов,  особенности их  работы. Правила  безопасности  при обращении с  ПИФами. Пенсионная  система РФ.  Способы  увеличения  пенсии. Отчетность в  ПФР.  Оформление и  выплата пенсий. 13 Страховой рынок в  России. 14 Страхование  имущества. Обзорная  лекция с  элементами  беседы. Раздел III. Страхование ( 5 часа) 1 Понятие  страхования.  Страхователь.  Страховка.  Страховщик.  Договор  страхования.  Ведущие  страховые  компании в  России. Страхование  имущества  граждан. 1 Урок –  обсуждение. 15 Личное страхование. 1 Комбинированн ый урок. Особенности  личного  страхования.  16 Выбор страховщика 1 Практикум. Информация о  страховой  источниками и  структурами  финансового рынка. Расчет стоимости  паев  инвестиционных  фондов. Анализ различных  способов  размещения  средств.  Преимущества и  недостатки. Начисление  страховых взносов  на обязательное  пенсионное  страхование за 6  месяцев  застрахованному  лицу. Оценка роли  обязательного и  добровольного  страхования в  жизни человека. Анализ договора  страхования,  ответственность  страховщика и  страхователя.  Алгоритм  поведения  страхователя в  условиях   наступления  страхового случая. Расчет страхового  взноса в  9 компании и  предоставляемы х страховых  программах. зависимости от  размера страховой  суммы, тарифа,  срока страхования  и других факторов. 11 класс Раздел IV. Собственный бизнес 4 часа. 17 Малый и средний  бизнес в РФ. Создание собственного бизнеса. 18 Составляем бизнес­ план 19. Расходы и доходы 1 1 1 Комбинированн ый урок Обучающая  игра  Комбинированн ый урок 20. Финансовые риски 1 Практикум Формы  предпринимател ьства в РФ.  Порядок  регистрации  бизнеса. Составление  бизнес­плана Информация об  основных видах  расходов и  доходы.  Способы  снижения  расходов. Понятие «риск».  Виды   финансовых  рисков. Алгоритм  поведения в  создании  собственного  бизнеса. Бизнес­план Различают  основные расходы и доходы. Категории  финансовых  рисков. Раздел V. Основы налогообложения ( 5 часов) 21 Налоговый кодекс  РФ. 22 Виды налогов в РФ. 23 Налоговые льготы в  РФ. 24 Права и обязанности  налогоплательщика. 1 1 1 1 Открытие  новых знаний. Деловая игра  «Налоги». Практикум. Открытие  новых знаний. Изучение  налогового  законодательств а РФ. Структура  налоговой  системы РФ. Классификация  налогов РФ.  Принципы  налогообложения. Назначение  налоговых льгот. Порядок и  основания  предоставления  налоговых льгот. Права и  обязанности  налогоплательщи ка, налоговых  Формирование  базовых знаний о  налоговой системе  РФ как инструменте  государственной  экономической  политики. Составление схемы  «Налоги их виды». Вычисление  величины выплат по индивидуальному  подоходному  налогу. Осознание  ответственности  налогоплательщика  и важности  10 25 Налоговая инспекция. 1 Деловая игра. 26 Экскурсия в  налоговую  инспекцию. 1 Экскурсия. соблюдения  налоговой  дисциплины. Расчет налогового  вычета по НДФЛ.  Расчет НДС. Заполнение  основных разделов  налоговой  декларации. органов. Функции  налогов.  Налоговый  вычет. Местные  налоги. Информация о  налоговой  инспекции.  Отдел учета и  работы с  налогоплательщи ками. Раздел VI . Личное финансовое планирование  8часов 27 Роль денег в нашей  жизни. 28 Риски в мире денег 1 1 Деловая игра  «Деньги любят  счет». Комбинированн ый урок 29 Семейный бюджет. 1 Ролевая игра  «Семейная  экономика». 30 Личный бюджет. 1 Практикум. Деньги.  Финансовое  планирование.  Номинальные и  реальные доходы. Финансовые  риски.  Финансовые  пирамиды. Виды  пирамид.  Виртуальные  ловушки. Структура  семейного  бюджета.  Источники  семейного  дохода. Личный бюджет.  Дефицит.  Профицит.  Баланс. 31 Составление личного  1 Урок – проект. Личный  финансового плана. 32­ 33 Защита своего  личного финансового плана. 2 Урок –  конференция. финансовый  план (ЛФП).  Этапы  построения  ЛФП. Представление  личного  финансового  Формулирование  финансовых целей,  предварительная  оценка их  достижимости. Формулирование  способов защиты от рисков.  Составление  семейного бюджета. Составление  текущего и  перспективного  личного  финансового  бюджета. Личный  финансовый план. Индивидуальный  проект «Личный  финансовый план». 11 34 Итоговое занятие 1 Игра­  викторина плана. Основные  понятия курса Основные умения и  навыки применения  знаний при  выполнении  заданий. 6.  Учебно­методическое  обеспечение. 1. Ю.Брехова,А.Алмосов,Д.Завьялов. Материалы для учащихся. «Финансовая грамотность», 10 ­11классы. – М.: «ВИТА Пресс», 2015 2. Ю.Брехова,А.Алмосов,Д.Завьялов.КИМ «Финансовая грамотность», 10 ­11классы. – М.: «ВИТА Пресс», 2015 3. Ю.Брехова,А. Алмосов,Д.Завьялов.Учебная программа «Финансовая  грамотность», 10 ­11 классы. – М.: «ВИТА Пресс», 2015 4. Ю.Брехова,А.Алмосов,Д.Завьялов. «Финансовая грамотность»  методические материалы для учителя, 10­11 классы. – М.: «ВИТА Пресс»,  2015. 5. Н.И. Берзон, Основы финансовой экономики. Учебное пособие. 10­ 11классы М.: Вита­Пресс, 2011 г. 6. А. Горяев, В. Чумаченко Финансовая грамота М.: Юнайтед Пресс, 2012 г. 7. А.П. Архипов, Азбука страхования: Для 10­11 классов  общеобразовательных учреждений  М.: Вита­Пресс, 2010 г.  8. В.С. Савенок, Как составить личный финансовый план и как его  реализовать М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011 г. 9. Материалы обучения по основам финансовой грамотности (тексты к видео  ­ лекциям) Москва 2015г. 10.Интернет­ресурсы для ученика и учителя: 11.www.nlu.ru 12.www.banki.ru 13.www.banki.ru 14.www.nalog.ru 15.www.prostrahovanie.ru 12 13

Элективный курс "Обществознание - теория и практика"

Элективный курс "Обществознание - теория и практика"

Элективный курс "Обществознание - теория и практика"

Элективный курс "Обществознание - теория и практика"

Элективный курс "Обществознание - теория и практика"

Элективный курс "Обществознание - теория и практика"

Элективный курс "Обществознание - теория и практика"

Элективный курс "Обществознание - теория и практика"

Элективный курс "Обществознание - теория и практика"

Элективный курс "Обществознание - теория и практика"

Элективный курс "Обществознание - теория и практика"

Элективный курс "Обществознание - теория и практика"

Элективный курс "Обществознание - теория и практика"

Элективный курс "Обществознание - теория и практика"

Элективный курс "Обществознание - теория и практика"

Элективный курс "Обществознание - теория и практика"

Элективный курс "Обществознание - теория и практика"

Элективный курс "Обществознание - теория и практика"

Элективный курс "Обществознание - теория и практика"

Элективный курс "Обществознание - теория и практика"

Элективный курс "Обществознание - теория и практика"

Элективный курс "Обществознание - теория и практика"

Элективный курс "Обществознание - теория и практика"

Элективный курс "Обществознание - теория и практика"

Элективный курс "Обществознание - теория и практика"

Элективный курс "Обществознание - теория и практика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018