Разработка элективного курса «Как стать предпринимателем».
МБОУ «Самусьский лицей имени академика В.В. Пекарского»
Г.И. Кожевникова
Согласно письму Министерства образования России от 12.05.99 №7 от 07\11-12 обучение школьников экономике является неотъемлемой и важной частью общего и среднего образования. Оно «позволяет создать у обучающихся адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного всесторонне образованного человека и гражданина..»
Целью программы курса «Как стать предпринимателем» является приобретение учащимися компетентностей в предпринимательстве. Совсем недавно почти каждый выпускник школы знал, что государство поможет ему получить профессию, направит на работу и не позволит уволить ни при каких обстоятельствах. Эти времена прошли. Настало время выбора, альтернатив и конкуренции.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: изучить предпринимательство, обучить и воспитать потенциальных предпринимателей. У выпускника появляется еще один доступный путь к деловой карьере: можно начать свое дело и управлять им, можно присоединиться к делу родственников или друзей. Это может быть торговое предприятие, парикмахерская, строительная фирма и т.д. Иными словами выпускники учебных заведений имеют реальную возможность стать предпринимателями, освоив программу приобретения компетентностей в предпринимательстве.
Обучение предпринимательству – это обучение основным навыкам жизни и работы в рыночных условиях.
В МБОУ «Самусьском лицее имени академика В.В. Пекарского» обучение предпринимательству ведется с 1994 года по модернизированной программе приобретения компетентностей в предпринимательстве, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по экономике, технологии. При этом использовались материалы курса «Как стать предпринимателем», созданного коллективом Татарско-американского колледжа под руководством доцента Д.М.Шакировой в городе Казани.
Данная программа предназначена для учащихся старших классов, не занимающихся по программе профильного курса экономики.
Основные содержательные линии:
· Экономика как наука об ограниченности ресурсов и проблеме выбора;
· Что такое рыночная экономика;
· Факторы производства. Предприниматель;
· Проектирование в профессиональной деятельности;
· Определение своих возможностей;
· Планирование предпринимательской деятельности;
· Служебно-деловой этикет;
· Презентация результатов проектной деятельности.
Для того чтобы понять какую роль играет предприниматель в рыночной экономике, необходимо предварительно разобраться ученикам в том, что такое экономика вообще и каковы особенности рыночной экономики. Именно поэтому включаются в программу первые 3 блока материала. Тема «Проектирование в профессиональной деятельности» дается только в 10 классе технологического профиля, отсюда появилась необходимость в изучении технологии предпринимательства.
Перед разработкой бизнес-плана проводится тестирование, обучающиеся оценивают свои способности к предпринимательству. Традиционно в конце изучения курса проводится подобное тестирование, а также оценка, сравнение результатов. Планирование предпринимательской деятельности начинается с осознания сущности малого бизнеса, знакомства с видами предпринимательства. Указываются причины разработки бизнес-плана, составляется образец бизнес-плана, производственный план, делаются расчеты по себестоимости производимой продукции. Ученики изучают виды технической помощи. Решают юридические вопросы, учатся составлять Устав, Учредительный договор, Контракт, определяют преимущества и недостатки коммерческих организаций и хозяйственных обществ. Знакомятся с функциями маркетинга, разрабатывают товар, делают сегментирование рынка, определяют сильные и слабые стороны конкурентов, придумывают для своего предприятия рекламу, составляют план маркетинга. На конкретной практической ситуации обучающиеся изучают тему «Размещение бизнеса», определяют способы финансирования и учатся составлять финансовый отчет. Особый интерес у ребят вызывают темы: «Налоги», «Управление бизнесом», «Управление кадрами», «Управление торговлей», «Управление кредитами клиентов», «Ведение финансовой документации». Тема «Защита бизнеса» изучается учащимися самостоятельно, ими рассматриваются вопросы страхования, оценка риска с использованием материалов экскурсии в Росгосстрах.
В процессе экспериментального обучения мной был сделан вывод, что для объединения всех тематических разделов и моделирования процесса вхождения в бизнес необходимо выполнение самостоятельной работы в течение всего курса. По мере изучения разделов курса учащиеся получают задание написать соответствующие части бизнес-плана. Законченный бизнес-план «защищается» группой учащихся – предпринимателей или индивидуально и является итоговой работой курса. Защита бизнес-плана проводится перед всей группой обучающихся, каждый из них имеет право задавать вопросы по теме, оценивать работу, указывать преимущества и недостатки.
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися, составляют примерно 35%. Такие уроки позволяют обучающимся приобрести опыт познавательной и практической деятельности.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими предметами: обществоведение, математика, история, география, русский язык, технология.
В данной работе используются различные формы организации учебного процесса: индивидуальная, в парах сменного состава, групповая, активные формы обучения. Организуются встречи учащихся с местными предпринимателями, экскурсии в сбербанк, Росгосстрах. Для решения практических ситуаций используются сценки, деловые игры, после которых проводится дискуссия по заданной проблеме. При объяснении нового материала создаются проблемные ситуации, требующие от учащихся мобильности, гибкости
Таким образом, в процессе изучения курса «Как стать предпринимателем» учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, которые позволят им самореализоваться в экономической сфере.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.