Разработка элективного курса «Как стать предпринимателем». МБОУ «Самусьский лицей имени академика В.В. Пекарского"
Оценка 5

Разработка элективного курса «Как стать предпринимателем». МБОУ «Самусьский лицей имени академика В.В. Пекарского"

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
обществознание
10 кл—11 кл
04.02.2022
Разработка элективного курса «Как стать предпринимателем». МБОУ «Самусьский лицей имени академика В.В. Пекарского"
Разработка элективного курса "Как стать предпринимателем". В статье указываются основные содержательные линии курса, цели, задачи преподавания. Дается кратко методика преподавания каждого блока курса, объясняется выход на результат.
Элективный курс Как стать предпринимателем.doc

Разработка элективного курса «Как стать предпринимателем».

МБОУ «Самусьский лицей имени академика В.В. Пекарского»

Г.И. Кожевникова

 

Согласно письму Министерства образования России от 12.05.99 №7 от 07\11-12 обучение школьников экономике является неотъемлемой и важной частью общего и среднего образования. Оно «позволяет создать у обучающихся адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного всесторонне образованного человека и гражданина..»

Целью программы курса «Как стать предпринимателем» является приобретение учащимися компетентностей в предпринимательстве. Совсем недавно почти каждый выпускник школы знал, что государство поможет ему получить профессию, направит на работу и не позволит уволить ни при каких обстоятельствах. Эти времена прошли. Настало время выбора, альтернатив и конкуренции.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: изучить предпринимательство, обучить и воспитать потенциальных предпринимателей. У выпускника появляется еще один доступный путь к деловой карьере: можно начать свое дело и управлять им, можно присоединиться к делу родственников или друзей. Это может быть торговое предприятие, парикмахерская, строительная фирма и т.д. Иными словами выпускники учебных заведений имеют реальную возможность стать предпринимателями, освоив программу приобретения компетентностей в предпринимательстве.

Обучение предпринимательству – это обучение основным навыкам жизни и работы в рыночных условиях.

В МБОУ «Самусьском лицее имени академика В.В. Пекарского» обучение предпринимательству ведется с 1994 года по модернизированной программе приобретения компетентностей в предпринимательстве, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по экономике, технологии. При этом использовались материалы курса «Как стать предпринимателем», созданного коллективом Татарско-американского колледжа под руководством доцента Д.М.Шакировой в городе Казани.

Данная программа предназначена для учащихся старших классов, не занимающихся по программе профильного курса экономики.

Основные содержательные линии:

·         Экономика как наука об ограниченности ресурсов и проблеме выбора;

·         Что такое рыночная экономика;

·         Факторы производства. Предприниматель;

·         Проектирование в профессиональной деятельности;

·         Определение своих возможностей;

·         Планирование предпринимательской деятельности;

·         Служебно-деловой этикет;

·         Презентация результатов проектной деятельности.

Для того чтобы понять какую роль играет предприниматель в рыночной экономике, необходимо предварительно разобраться ученикам в том, что такое экономика вообще и каковы особенности рыночной экономики. Именно поэтому включаются в программу первые 3 блока материала. Тема «Проектирование в профессиональной деятельности» дается только в 10 классе технологического профиля, отсюда появилась необходимость в изучении технологии предпринимательства.

Перед разработкой бизнес-плана проводится тестирование, обучающиеся оценивают свои способности к предпринимательству. Традиционно в конце изучения курса проводится подобное тестирование, а также оценка, сравнение результатов. Планирование предпринимательской деятельности начинается с осознания сущности малого бизнеса, знакомства с видами предпринимательства. Указываются причины разработки бизнес-плана, составляется образец бизнес-плана, производственный план, делаются расчеты по себестоимости производимой продукции. Ученики изучают виды технической помощи. Решают юридические вопросы, учатся составлять Устав, Учредительный договор, Контракт, определяют преимущества и недостатки коммерческих организаций и хозяйственных обществ. Знакомятся с функциями маркетинга, разрабатывают товар, делают сегментирование рынка, определяют сильные и слабые стороны конкурентов, придумывают для своего предприятия рекламу, составляют план маркетинга. На конкретной практической ситуации обучающиеся изучают тему «Размещение бизнеса», определяют способы финансирования и учатся составлять финансовый отчет. Особый интерес у ребят вызывают темы: «Налоги», «Управление бизнесом», «Управление кадрами», «Управление торговлей», «Управление кредитами клиентов», «Ведение финансовой документации». Тема «Защита бизнеса» изучается учащимися самостоятельно, ими рассматриваются вопросы страхования, оценка риска с использованием материалов экскурсии в Росгосстрах.

В процессе экспериментального обучения мной был сделан вывод, что для объединения всех тематических разделов и моделирования процесса вхождения в бизнес необходимо выполнение самостоятельной работы в течение всего курса. По мере изучения разделов курса учащиеся получают задание написать соответствующие части бизнес-плана. Законченный бизнес-план «защищается» группой учащихся – предпринимателей или индивидуально и является итоговой работой курса. Защита бизнес-плана проводится перед всей группой обучающихся, каждый из них имеет право задавать вопросы по теме, оценивать работу, указывать преимущества и недостатки.

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися, составляют примерно 35%. Такие уроки позволяют обучающимся приобрести опыт познавательной и практической деятельности.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими предметами: обществоведение, математика, история, география, русский язык, технология.

В данной работе используются различные формы организации учебного процесса: индивидуальная, в парах сменного состава, групповая, активные формы обучения. Организуются встречи учащихся с местными предпринимателями, экскурсии в сбербанк, Росгосстрах. Для решения практических ситуаций используются сценки, деловые игры, после которых проводится дискуссия по заданной проблеме. При объяснении нового материала создаются проблемные ситуации, требующие от учащихся мобильности, гибкости

Таким образом, в процессе изучения курса «Как стать предпринимателем» учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, которые позволят им самореализоваться в экономической сфере.


Разработка элективного курса «Как стать предпринимателем»

Разработка элективного курса «Как стать предпринимателем»

Указываются причины разработки бизнес-плана, составляется образец бизнес-плана, производственный план, делаются расчеты по себестоимости производимой продукции

Указываются причины разработки бизнес-плана, составляется образец бизнес-плана, производственный план, делаются расчеты по себестоимости производимой продукции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2022