Статья "Теоретические аспекты профильного образования в экономике"
Оценка 4.7
Занимательные материалы
doc
обществознание
10 кл—11 кл
04.03.2018
Как выбрать правильные ориентиры экономического поведения в обществе и занять активную жизненную позицию?Почему и как важно воспитать качества лидера? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в этой статье. В статье показаны различные типы уроков, которые помогут создать условия для всестороннего развития личности .Статья о том, что важно учитывать при организации профильного обучения.
профильное образование.doc
Муниципальное образовательное учреждение
общеобразовательная средняя школа №10 г. Павлово.
ТТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
АСПЕКТЫ ПРОФИЛЬНОГО
ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ ВВ ЭКОНОМИКЕ
ЭКОНОМИКЕ
Вайзбург Надежда Ивановна учитель экономики высшей категории
«Мы должны учить детей тем навыкам, которые
понадобятся им в жизни не только для того, чтобы
выжить, но и для того, чтобы процветать в реальном
окружающем их мире»
/Шерон Л. Лектер/
Одной из главных задач экономического образования школьников в современных
условиях является необходимость формировать умения обучаемых применять полученные
знания в жизни. Это, в свою очередь, позволит ученикам выбрать правильные ориентиры
экономического поведения в обществе и занять активную жизненную позицию.
Характерной деятельностью на уроках экономики становятся моделирование
простейшего предпринимательского поведения, решения задач по оценке экономических
ситуаций, анализ своих решений и решений других, оценивание себя на рынке труда, личностное
самоопределение в системе экономических отношений. Учащиеся выполняют практические
задания в форме ответов на проблемные вопросы.
Специфические задачи, стоящие перед экономическим образованием школьников:
подготовка к жизни человека, способного принимать осознанные решения, совершать адекватные
поступки, нести полную ответственность за альтернативный выбор и связанный с ним риск
независимо от рода деятельности (учебной, профессиональной, политической, общекультурной и
др.). решение этих задач в ходе уроков экономики позволяет учащимся развивать свои
творческие способности и, в конечном счете, сформироваться как социально успешная личность.
Эффективность развития школьника, рост его интеллектуального потенциала в процессе
обучения экономике связываются не просто с усвоением определенной информации, знаний, но
с приобретением опыта, умений и навыков самостоятельного выполнения учебных задач на
творческом уровне. «Можно просто катиться на велосипеде, а можно выиграть соревнования».
Так и на уроках экономики можно просто объяснять экономические законы, а можно готовить
учащихся к реальной жизни и формировать гражданскую позицию. Каждый сталкивается с
проблемой выбора.
При изучении экономики учащиеся знакомятся с новыми понятиями и сложными
терминами общемирового значения, которые не всегда понятны и трудны для запоминания.
Конечно, учащиеся могут в любой момент обратится к книгам, экономическим справочникам и
словарям, но одной из главных задач преподавателя является донести изучаемый материал как
можно доступнее.
Непременным условием является непрерывность, то есть освоение экономических знаний
по принципу «от простого к сложному». Постепенное проникновение в глубь экономических
явлений с переходом от
одного концентра к другому предполагает использование
математического инструментария.
Знание и правильное применение экономических терминов позволяет учащимся
чувствовать себя уверенно в рыночных отношениях современного мира, воспитывает качества
лидера. «Самым сильным стремлением человеческой натуры является желание быть
значительным». О лидере обычно говорят, что он динамичный, сильный, что у него есть свой
неповторимый стиль и харизма. Нелишними в этом ряду окажутся интуиция, личное обаяние,
философский, но отнюдь не пессимистический склад ума, не повредит чувство юмора, полное
отсутствие наивности и конечно неизмеримая трудоспособность. Воспитание качеств лидера
подразумевает подведение учащихся к логическим уровням:
1 Мое окружение.
Мое поведение.
Мои способности.
Ценность.
Идентичность.
Профильное обучение не столько наделяет старшеклассников конкретными знаниями и
навыками, готовыми ответами, сколько закладывает базу мышления и культуры, создавая
условия для всестороннего развития личности. Выделим основные формы занятий, через
которые реализуется профильное обучение экономического образования:
Кто? Где? Когда?
Что я делаю?
Как я это делаю?
Почему мне это важно?
Кто я? Для чего я живу?
Уроксеминар. На таких занятиях основная информация исходит от самих учащихся.
Готовясь к занятию, они самостоятельно добывают нужные сведения, оформляют результаты
поисковой деятельности и доводят все это до сведения одноклассников в форме сообщений и
выступлений. Такие уроки отличаются от других более высокой самостоятельностью учеников в
работе с первоисточниками по определенной проблеме.
Урок«круглый стол». Я предлагаю учащимся вопросы, от решения которых зависит
усвоение конкретной проблемы. Коллективная деятельность приучает к самостоятельности,
активности, чувству сопричастности к событиям.
Деловые игры. Это форма работы с учащимися, которая приближена к реальной
практической деятельности того или иного специалиста, принимающего конкретные решения (я
– управляю, я – принимаю решения, я – несу ответственность, я –рискую) .
Творческие уроки.
Они носят личностноориентированный характер: дискуссии,
«мозговой штурм», разбор практических (жизненных) ситуаций, диспуты, работа в парах
сменного состава и т.д.
Уроки инновации. Их главная задача – формировать и совершенствовать поисковые и
исследовательские умения учащихся, раскрывать их творческие способности в приобретении
нового знания. Среди них можно выделить уроки изобретательства защита самостоятельных и
по собственному желанию разработанных проектов. Одним из направлений совершенствования
преподавания экономики является использование активных методов обучения. «Технологией
ХХ1 века» считается метод проектов, описанный подробно американским ученым Дж. Дьюи,
который связывал его с целесообразной практической деятельностью учащихся. Дидактической
единицей в методе проектов становиться взятая из реальной жизни и лично значимая для
учащихся проблема. Во время работы над проектом ученики используют следующие материалы:
учебники, статистические сборники, статьи из журналов и газет. Проектные технологии
позволяют учащимся логически и творчески мыслить, формируют исследовательские навыки
сбора и обработки информации. Главная же задача учителя – создать условия для творческой
деятельности учащихся и умело оценить их поиски, особенно полученные ими умения
прогнозировать экономическое развитие своего края.
В то же время актуальными остаются и лекционные формы занятий, из которых важное
место занимает диалог, анализ экономических статей, сообщения отдельных учащихся.
В профильном обучении экономике 10А класса я ориентируюсь на:
Выполнение индивидуальных заданий по решению определенной практической или
теоретической проблемы темы;
Создание и обоснование альтернативных подходов к исследованию конкретных
экономических проблем, их сравнительный анализ, учет различных экономических
направлений и школ;
Решение творческих заданий, требующих отстаивания или опровержения какихлибо
экономических идей, управленческих и хозяйственных решений, а также выбора
оптимального варианта экономической стратегии из ряда возможных с обоснованием
путей её эффективной реализации;
2 Самостоятельное составление экономических задач, формулировка проблем с
выделением внутренних противоречий, присущих различным экономическим явлениям и
процессам или отдельным их этапам. Экономическая задача несет особую смысловую
нагрузку, представляя собой модель проблемной экономической ситуации, которую
следует решить. Важно научиться не только правильно применять необходимые формулы
и использовать математические вычисления – надо уметь экономически грамотно
анализировать результаты задачи, объясняя с ее помощью некоторую экономическую
проблему.
Все это способствует изменению мотивов познавательной деятельности с упором на
способности, формированию внутренней познавательной потребности
интеллектуальные
учащихся, развитию творческого мышления, что реально повышает уровень экономического
образования.
Используемая литература:
1. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Современный урок» часть 1, 2; Изд. «Учитель»,
Ростовн/Д, 2005 год.
2. «Итоги, проблемы и перспективы экономического образования», Н.Новгород,
Нижегородский гуманитарный центр, 2003 год.
3. «Преподавание экономики в современной школе»; Н.Новгород, НИРО, 2004 год.
3
Статья "Теоретические аспекты профильного образования в экономике"
Статья "Теоретические аспекты профильного образования в экономике"
Статья "Теоретические аспекты профильного образования в экономике"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.