Методические материалы для учителя экономики; РУП по экономике 10-11 класс
Оценка 5
Руководства для учителя
doc
обществознание
10 кл—11 кл
15.02.2018
Настоящая рабочая учебная программа разработана на основе примерной программы среднего общего образования по предмету, рекомендованной к использованию письмом МОН РФ № 03-1263 от 7 июля 2005 г., в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания ФК ГОС по учебному предмету, предназначена для организации обучения основам экономических знаний обучающихся 10-11 классов с использованием учебника И.В. Липсица "Экномика"
РУП экономика.doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
МАОУ «Русская гимназия»
Рассмотрено на заседании Утверждаю:
ШМО учителей, Директор МАОУ «Русская гимназия»
протокол № _________________________
от «__» _______ 2015г. от «__» _______ 2015г.
Рабочая учебная программа
по предмету «Экономика»
уровень: среднее общее образование
срок реализации данной программы: 2 года
разработана на основе программы И.В. Липсица «Экономика»
Учитель: О.Ю. Мазанова
2015 /2016 учебный год Пояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа разработана на основе
примерной программы среднего общего образования по предмету,
рекомендованной к использованию письмом МО и науки РФ № 031263 от 7
июля 2005г., в соответствии с требованиями обязательного минимума
содержания ФК ГОС по учебному предмету (с учетом внесенных изменений
в Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004
г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов
начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки
России от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от
10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69, от 23.06.2015
№609), предназначена для организации обучения основам экономических
знаний обучающихся 10 11 классов с использованием учебника И.В. Липсица
«Экономика» и с учётом базисного учебного плана общеобразовательной
школы, утверждённого приказом МО РФ от 09.03.2004 № 1312 предполагает
изучение курса экономики в общем объеме 140 часов (2 года по 2 часа
недельной нагрузки) за счет часов вариативной части учебного плана.
Изучение экономики должно позволить учащимся использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для получения и оценки экономической информации и оценки
собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и
гражданина, развить экономическое мышление, способность критически
осмысливать информацию о состоянии экономики страны и государственной
экономической политике. Особенностью реализации данной программы является включение
раскрывающих типичные экономические ситуации
решения задач,
(вычисления на условных примерах) и освоение типичных экономических
ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации
реальной жизни.
Особенностью предлагаемого изучения курса «Экономика» является
перенос всего материала, касающегося основных рыночных механизмов
спроса и предложения из 11 класса в 10. Это связано с тем, что раскрытие
следующих тем: «Основы денежного механизма», «Банковская система»,
«Рынок труда и безработица», «Фирма и экономические основы ее
деятельности» невозможно без знакомства с основными факторами,
влияющими на спрос, предложение и ценообразование, которые автором
программы вынесены для изучения на второй год обучения.
Программой предусмотрен текущий контроль основных знаний и
умений в виде устного опроса (фронтального и индивидуального) и решения
количественных и качественных задач.
Цели
Изучение экономики в старшей школе на базовом уровне направлено на
достижение следующих целей:
• развитие гражданского образования, экономического образа мышления;
потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению
экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и
самореализации;
• воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и
предпринимательской деятельности;
• освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике
России для последующего изучения социальноэкономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего
профессионального образования или для самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую
систематизировать полученные данные;
информацию,
анализировать,
подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической
точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной,
практической деятельности, необходимых для участия в экономической
жизни общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей
работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в
экономической сфере.
Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
• работу с источниками экономической информации, с использованием
современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
• критическое осмысление актуальной экономической информации,
поступающей из разных источников, формулирование на этой основе
собственных заключений и оценочных суждений;
• решение познавательных и практических задач, отражающих типичные
экономические ситуации;
• освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и
тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе,
общественных местах и т.п.);
• применение полученных знаний для определения экономически
рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;
• аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению
через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных
проблемах;
• написание творческих работ по экономическим вопросам. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая учебная программа предусматривает формирование у
учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами
для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего общего образования
являются:
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные
экономические ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически
рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить
доказательства;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и
извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных
знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд
и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое
оценивание достоверности полученной информации, передача содержания
информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное,
просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное
восприятие языка средств массовой информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для
решения задач творческого и поискового характера; участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской
деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:
«Что произойдет, если...»);
пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями
для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных,
презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывания,
монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам
ведения диалога (диспута).
Данный курс призван помочь осуществлению выпускниками
осознанного выбора путей продолжения образования или будущей
профессиональной деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Экономика» приведены в разделе
«Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью
соответствует стандарту.
Требования направлены на реализацию
деятельностного и экономически оправданного подхода к решению
жизненных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в
повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде,
делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу,
который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных
видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать,
объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной
информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования,
выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение
разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие
результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития
личности учащихся не подлежат непосредственной проверке.
Тематическое планирование
№
п/п
Наименование
разделов и тем
Всего
часов
В том числе на:
уроки лабораторно
практические
работы
Контрольные
работы
1
2
3
4
5
6
7
Главные
вопросы
экономики
Экономические
системы и их
особенности
Понятие о
рынке и силах,
которые им
управляют
Структура и
закономерности
функционировани
я рынка капитала
Основы
денежного
механизма
Банковская
система
Рынок труда и
безработица
10
7
11
6
11
6
20
8
6
9
6
9
4
16
1
1
1
1
3
1
1
1
1
1
1 8
9
Фирма и
экономические
основы ее
деятельности
Как семьи
получают и тратят
деньги
10
Экономические
11
12
задачи
государства
Государственны
е финансы
Проблемы
экономического
роста
13
Экономические
проблемы
мирового
хозяйства и
России в XXI веке
Экономические
14
основы
международной
торговли и
валютного рынка
Экономическое
устройство России
Субъекты и
объекты
экономики. Спрос
и предложение
Банковская
система
Товарные и
факторные рынки
Ценные бумаги
Безработица
Инфляция
Виды фирм
Итого:
15
16
17
18
19
20
21
22
16
12
8
8
9
3
8
7
3
6
2
2
7
8
8
3
6
6
2
4
2
1
2
2
2
2
140
2
1
1
1
122
4
2
1
2
1
1
1
19
1
1
1
1
10 Содержание учебного предмета
Изучение экономики на базовом уровне среднего общего образования
направлено на достижение следующих целей:
освоение основных знаний об экономической деятельности людей,
экономике России;
овладение умением подходить к событиям общественной и политической
жизни с экономической точки зрения, используя различные источники
информации;
развитие экономического мышления, потребности в получении
экономических знаний;
воспитание ответственности за экономические решения, уважения к
труду и предпринимательской деятельности;
формирование готовности использовать приобретенные знания о
функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и
индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе
профессии и траектории дальнейшего образования.
Обязательный минимум содержания
Экономика и экономическая наука. Потребности. Свободные и
экономические блага. Ограниченность ресурсов. Факторы производства и
факторные доходы (заработная плата, рента, процент, прибыль). Выбор и
Главные вопросы экономики. Типы
альтернативная стоимость.
экономических
систем.
СОБСТВЕННОСТЬ.
Конкуренция.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА. Значение специализации и обмена.
РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ.
(реализовано в 89 кл. в курсе Основы потребительских знаний)
Семейный бюджет. Источники доходов семьи, основные виды расходов
семьи. Реальные и номинальные доходы семьи. ЛИЧНОЕ ПОДСОБНОЕ
ХОЗЯЙСТВО. СБЕРЕЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ. СТРАХОВАНИЕ.
Рыночный механизм. Рыночное равновесие. РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ.
Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы.
Производство, производительность труда. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА. Издержки, выручка, прибыль. Акции,
облигации и другие ценные бумаги. ФОНДОВЫЙ РЫНОК. ОСНОВНЫЕ
ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА. ПОНЯТИЕ МАРКЕТИНГА. РЕКЛАМА.
Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда.
Безработица.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ
ЗАНЯТОСТИ. ПРОФСОЮЗЫ.
Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ. Роль государства в экономике. Общественные блага. Виды налогов.
Государственный бюджет. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ. Понятие ВВП.
Экономический рост.
ОСНОВЫ
ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.
Международная торговля.
ОБМЕННЫЕ КУРСЫ ВАЛЮТ.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ТОРГОВЛИ. Глобальные экономические проблемы.
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ.
Опыт познавательной и практической деятельности:
работа с источниками экономической информации с использованием
современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
критическое осмысление экономической информации, экономический
анализ общественных явлений и событий;
освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих
играх и тренингах, моделирующих ситуации реальной жизни.
Изучение экономики в 1011 классе рассчитано на 140 часов, то есть на два
учебных года с режимом занятий два урока в неделю и объединяет в себе 15
крупных тем, а также одну обобщающую тему, включающую 7 разделов.
Тема №1. Главные вопросы экономики.
В процессе изучения данной темы учащиеся должны вспомнить об
истории возникновения экономики и элементах ее строения, вспомнить виды
экономических ресурсов и проблему их ограниченности; узнать о
существовании даровых (свободных) и экономических благ; познакомиться со
специализацией, как способом увеличения экономических благ, ее
экономическом значении; узнать основные вопросы любой экономической
системы и научиться строить кривую производственных возможностей.
Основные понятия: экономика, труд, земля, капитал, макро – и
торговля,
кривая
производительность,
стоимость,
альтернативная
ресурсов,
специализация,
микроэкономика,
ограниченность
производственных возможностей.
Деловая игра «Конвейер»
Деловая игра «Производительность труда».
Практикум «Ограниченность ресурсов».
Ролевая игра «Строительство домов».
Ролевая игра «Сделай выбор»
Тема № 2. Экономические системы и их особенности. Учащиеся должны восстановить знания из курса экономической
географии, вспомнить основные типы экономических систем и узнать
основные экономические критерии их разграничения.
Основные понятия
: традиционная, командная, рыночная и смешанная
типы экономических систем.
Работа в малых группах «Типы экономических систем»
Тема № 3. Понятие о рынке и силах, которые им управляют.
При изучении данной темы учащиеся знакомятся с основными
ценообразующими категориями, такими как спрос и предложение; знакомятся
с факторами, влияющими на спрос и предложение; вводятся понятия
эластичности спроса и предложения. Учащиеся знакомятся с влиянием
изменений спроса и предложения на связанных рынках, учатся строить
графики спроса и предложения, работать с графиками с целью анализа рынка.
Основные понятия: величина спроса, шкала спроса, спрос, закон
спроса, факторы, влияющие на спрос, эластичность спроса по цене; величина
предложения, шкала предложения, предложение, закон предложения,
факторы, влияющие на предложение, эластичность предложения по цене;
точка рыночного равновесия, равновесная рыночная цена, равновесный объем
продаж.
Деловая игра «Рынок кофе».
Работа в малых группах «Влияние государства на рыночное
ценообразование»
Практикум «Связанные рынки».
Тема № 4. Структура и закономерности функционирования рынка
капитала.
Изучение данной темы позволит ознакомить учащихся со структурой
рынка капитала и особенностях его функционирования; учащиеся узнают о
цене денежного капитала и дисконтировании; научатся решать задачи на
определение будущей стоимости заемного капитала.
Основные понятия: капитал физический и невещественный, заемный и
собственный, цена денежного капитала, дисконтирование.
Составление тематического кроссворда
Ролевая игра «Инвестирование в будущее»
Исследование «Ипотечный (потребительский) кредит».
Тема № 5. Основы денежного механизма.
Учащиеся вспоминают причины возникновения денег и существующие
виды денег, узнают о функциях денег, знакомятся с причинами возникновения
и типами инфляции, социальными последствиями инфляции и методами
борьбы с ней. Основные понятия: деньги, функции денег, ликвидность, эмиссия,
закон денежного обращения И. Фишера, инфляция, покупательная
способность денег, индекс покупательной способности денег.
Деловая игра «Бартер».
Ролевая игра «Денежное обращение».
Творческие задания учащимся по теме «Деньги» (рефераты, кроссворды,
сообщения).
Экскурсия в музей (банк).
Тема № 6. Банковская система.
В процессе изучения данной темы учащиеся знакомятся с причинами
появления, видами и функциями банков. Повторяются ранее изученные виды
безналичных денег и принципы кредитования. Поясняется роль Центрального
банка в регулировании масштабов кредитной эмиссии, размере денежной
массы в стране и регулировании инфляции.
Основные понятия: банк, виды и функции банков, принципы
кредитования, кредитная эмиссия.
Исследование по теме «Виды и функции банков»
Тема № 7. Рынок труда и безработица.
При изучении данной темы учащиеся знакомятся с трудом, как особым
видом товара, продающегося на рынке и особенностями формирования цены
на него; знакомятся с понятием «заработная плата» и узнают, от чего зависит
уровень оплаты труда, а так же знакомятся с различными способами
стимулирования труда. Узнают о причинах и формах конфликтов между
продавцами и покупателями на рынке труда, о развитии профсоюзного
движения и роли профсоюзов на рынке труда. Также знакомятся с таким
явлением, как безработица, и узнают, что полная занятость и отсутствие
безработицы – это не одно и то же. При изучении данной темы используются
статистические данные о состоянии безработицы в России, Республике Коми,
городе Сыктывкаре.
Основные понятия: рынок труда, спрос и предложение на рынке труда,
закон спроса на труд, закон предложения на рынке труда, факторы
устойчивых различий в оплате труда, потребительская корзина, прожиточный
минимум, минимальная заработная плата, безработица и ее виды.
Практикум «Расчет потребительской корзины».
Исследование по теме «Социальные проблемы рынка труда»
Ролевая игра «Как добиться, чтобы человек работал хорошо».
Аукцион «Безработица».
Лекция представителя службы занятости (экскурсия в службу
занятости). Тема № 8. Фирма и экономические основы ее деятельности.
Данная тема знакомит учащихся с экономическими целями
существования фирмы, существующими основными организационными
формами фирм, их сходстве и различии; позволяет задуматься о
бухгалтерских и экономических затратах; учит рассчитывать прибыль.
Основные понятия: прибыль (чистая, экономическая, бухгалтерская),
выручка (экономическая, бухгалтерская), затраты (внешние, внутренние,
общие), фирма, виды фирм (индивидуальная, товарищество полное и на вере,
общество)
Работа в малых группах «Определи тип рынка».
Деловая игра «Аукцион знаний по теме «Виды предпринимательства»
Проект «Создание фирмы»
Тема № 9. Как семьи получают и тратят деньги.
Тема позволяет вспомнить изученные ранее (в 8, 9 классах) понятия
бюджет, доход, расход, сравнить структуры доходов семей в странах с
различными типами экономических систем. Учащиеся знакомятся с законом
Энгеля, реальными и номинальными доходами семьи, узнают о неравенстве
доходов и порождаемых ими проблемах, учатся строить кривую Лоренца,
иллюстрирующую неравенство в распределении богатства. Знакомятся с
принципами налогообложения и видами налогов. При изучении данной темы
используются статистические данные о величине прожиточного минимума,
минимальной заработной плате, средней заработной плате и распределении
доходов по отраслям Республики Коми.
Основные понятия: бюджет, доходы, расходы, кривая Лоренца, налоги
и их виды.
Практикум «Расчет прожиточного минимума»
Ролевая игра «Рациональный потребительский бюджет, или социально
зрелая семья».
Тема № 10. Экономические задачи государства.
Данная тема подводит итог роли государства как защитника
экономических свобод, знакомит учащихся со слабостями (фиаско) рынка,
позволяет узнать о способах борьбы с ними. Водятся понятия ВНП и ВВП,
характеризующие экономику, происходит работа со статистическими
данными как федерального, так и республиканского и муниципального
уровней.
Основные понятия:
экономические свободы, ошибки в работе
рыночных механизмов. ВНП, ВВП, дефлятор, дотации.
Ролевая игра «Государственный бюджет».
Имитационная игра «Налоговый инспектор» Тема № 11. Государственные финансы.
Тема № 12. Проблемы экономического роста.
Данная тема знакомит учащихся с понятиями «экономический рост» и
«экономическое развитие»; поясняет место России и пытается дать ответ,
почему экономика России находится в таком положении через введение
понятия экономических циклов и их основных фаз. Учащиеся знакомятся с
факторами экономического роста.
Основные понятия: экономический рост, экономическое развитие,
экономические циклы, факторы ускорения экономического роста.
Тема № 13. Экономические проблемы мирового хозяйства и России на
рубеже XXI века.
Данная тема является завершением курса экономики и ее основной
задачей можно считать подчеркивание влияния человека на окружающий его
мир, причем, чаще всего, негативное. Введение понятий глобальные
экономические и глобальные экологические проблемы, рассказы учащихся о
наиболее известных проблемах и предлагаемые методы борьбы с ними.
Основные понятия:
проблема экономического неравенства,
демографическая проблема, проблема голода.
Сообщения учащихся «Глобальные экономические проблемы
современности»
Ролевая игра
экологически чистой продукции»
«Выставкапродажа
Тема № 14. Экономические основы международной торговли и
валютного рынка.
Данная тема во многом является повторением ранее изученных в курсах
географии, истории, ОПЗ причин возникновения международной торговли и
ее влияния на производственные возможности и уровни благосостояния
торгующих стран; валютного механизма и особенностей внешнеторговых
операций России в ближайшие годы.
Основные понятия: импорт, экспорт, абсолютное и относительное
преимущество, политика протекционизма, валюта, валютный курс.
Деловая игра «Причины возникновения международной торговли»
Деловая игра «Международная торговля»
Деловая игра «Мировая торговля»
Тема № 15. Экономическое устройство России.
Учащиеся вспоминают типы экономических систем, и выясняют, что
места России там нет, потому что это страна постсоциалистическая.
Рассматриваются основные черты современного состояния национальной экономики, результаты реформ как в промышленном, так и в аграрном
секторах.
Основные понятия: приватизация, ваучер, банкротство, фермерство.
Практикум «Анализ способов приватизации».
Тема № 16. Субъекты и объекты экономики.
Данная тема завершает курс экономики 1011 класса и призвана восстановить
в памяти учащихся основные рыночные законы:
Спрос и предложение
Банковская система
Товарные и факторные рынки
Ценные бумаги
Безработица
Инфляция
Виды фирм
Тема урока
Кол
во
часов
Содержание
урока
Материал
ы, пособия
Дом. задание и
подробности урока
вводный урок
что такое экономика.
История происхождения
термина
Конкурс
«Что дает
экономика
человеку»
§ 1. завести тетрадь
для домашних работ.
Найти определение
понятия
«государство»
1
1
История
возникновения
экономики и
элементы ее
строения
Экономика и
экономическая
наука. Даровые и
экономические
блага. Значение
специализации и
обмена.
Производство,
производительнос
ть труда.
ФАКТОРЫ,
ВЛИЯЮЩИЕ НА
ПРОИЗВОДИТЕЛ
ЬНОСТЬ ТРУДА. главные проблемы
экономики. главная цель
экономики
факторы производства.
ограниченность ресурсов
кривая
производственных
возможностей. главные
вопросы экономики
альтернативная
стоимость. практикум
"Ограниченность
ресурсов"
экономические свободы.
типы экономических
систем
традиционная
экономическая система.
рыночная экономическая
система
командная
экономическая система.
смешанная
экономическая система
контрольная работа по
теме "Главные вопросы
потребности
Практику
§ 2. стр. 30, в. 1, 2
Основные
вопросы любой
экономической
системы
Факторы
производства и
факторные
доходы
(заработная плата,
рента, процент,
прибыль).
Ограниченность
ресурсов. Выбор и
альтернативная
стоимость.
Главные вопросы
экономики.
Типы
экономических
систем.
СОБСТВЕННОС
ТЬ.
Признаки,
характеризующие
экономическую
систему
РЫНОЧНЫЕ
СТРУКТУРЫ.
Достоинства и
недостатки
различных типов
экономических
систем
м
«Пирамида
потребност
ей»
письменно.
Нарисовать свою
пирамиду
потребностей
тест стр. 89
§ 3
§ 4
§ 5. основное
содержание главы,
стр. 41 42
2
2
2
2
2
2
2
1 экономики"
что такое рынок.
Участники рыночных
отношений
что такое спрос.кривая
спроса. Закон спроса.
что такое
предложение.закон
предложения.кривая
предложения
как формируется
рыночное равновесие.
равновесная рыночная
цена. Избыток,
затоваривание
1
2
2
факторы, влияющие на
2
изменение спроса
факторы, влияющие на
изменение предложения
эластичность спроса.
эластичность
предложения.
анализ ситуаций
контрольная работа
"Спрос.предложение.
рыночное равновесие"
рынок капитала.
Финансовый рынок
2
1
1
2
Рыночный
механизм.
Спрос. Понятие,
определение,
шкала, кривая,
закон
Деловая
игра
«Рынок»
§ 6
Предложение.
Понятие,
определение,
шкала, кривая,
закон
Построение
кривых спроса и
предложения.
Решение
графически
х задач
§ 7. стр. 53, в. 1,2,3
письменно
Нахождение точки
рыночного
равновесия.
Рыночное
равновесие.
Реакция спроса и
предложения на
воздействие
различных
факторов
Понятие
эластичности.
Практическое
применение
эластичности
Анализ причин,
вызвавших
измения н а
товарных рынках
Решение
качественн
ых задач
Знакомство со
структурой рынка
капитала. Акции,
§ 8. Задача стр. 21
§ 6, стр. 4647.
Задачи 2.12.2
§ 7, стр. 50
§ 9, стр. 59 63 устройство рынка
капитала
устройство рынка
капитала
мир денег
функции денег
закон денежного
обращения
инфляция. причины
возникновения. Виды
инфляции
последствия инфляции.
Методы борьбы с
инфляцией
контрольная работа по
теме "Деньги. Денежное
обращение. Инфляция"
Причины появления и
функции банков
2
2
2
2
2
2
2
1
1
облигации и
другие ценные
бумаги.
ФОНДОВЫЙ
РЫНОК.
Собственный
капитал
Заемный капитал
История
возникновения и
существующие
виды денег.
Электронные
деньги
Ликвидность
денег. Функции
денег
§ 9, стр. 6471
составить кроссворд
по изученным
терминам
§ 10, стр. 86, в. 1
Деловая
игра
«Бартер»
§ 11, стр.85, стр. 86
в. 2,3 письменно
Скорость
денежного
обращения.
Монетаризм
Ролевая
игра
«Денежное
обращение
»
Деловая
игра
«Методы
борьбы с
инфляцией
»
задача стр. 13
§ 14, стр. 97 98
§ 12. Мини
исследование "Виды
банков"
Инфляция спроса.
Инфляция
предложения
СОЦИАЛЬНЫЕ
ПОСЛЕДСТВИЯ
ИНФЛЯЦИИ.
Причины
появления банков.
Банковская
система. Виды банки и структура
денежной массы
как банки создают
деньги. Роль
Центрального Банка в
регулировании
кредитноденежной
системы страны
контрольная работа по
теме "Банковская
система"
человек на рынке труда
предложение на рынке
труда
спрос на рынке труда
формирование
заработной платы
социальные проблемы на
рынке труда
роль профсоюзов на
2
2
1
1
2
2
2
2
2
банков
Функции банков.
Финансовые
институты. Виды
денежных средств
Кредитная
эмиссия.
Труд. Рынок
труда.
Особенности
рынка труда.
Заработная плата.
Способы
стимулирования
предложения
труда
Производный
спрос
Способы оплаты
труда. Средняя
заработная плата.
От чего зависят
устойчивые
различия в оплате
труда
Причины и формы
конфликтов
между
продавцами и
покупателями на
рынке труда
Развитие
§ 13. стр. 101 в. 1,2,3
письменно
§ 14. выводы по
главе стр. 100101
§ 15, стр. 103 105.
Узнать величину
МРОТ
§ 16, выводы по
главе стр. 115 116.
стр. 116 в. 1, 2, 3
письменно
Ролевая
игра «Как
добиться,
чтобы
человек
работал
хорошо»
§ 17, стр. 129, в. 1, 2,
3 письменно.
Проект
"Прожиточный
минимум" рынке труда
социальные факторы
формирования
заработной платы
что такое безработица,
полная занятость,
естественная норма
безработицы
типы безработицы
методы сокращения
безработицы
контрольная работа по
теме "Человек на рынке
труда"
что такое фирма. Виды
фирм по российскому
законодательству
индивидуальные и
коллективные виды
фирм
достоинства и
недостатки различных
видов организации
бизнеса
2
2
2
2
1
2
2
2
профсоюзного
движения
Потребительская
корзина,
прожиточный
минимум
§ 18, выводы по
главе, стр. 128 129
безработица,
полная занятость,
естественная
норма
Анализ
статистиче
ских
данных
§ 19
Структурная,
циклическая,
фрикционаая,
сезонная типы
безработицы
ГОСУДАРСТВЕН
НАЯ
ПОЛИТИКА В
ОБЛАСТИ
ЗАНЯТОСТИ.
методы
сокращения
безработицы
Экономические
цели фирмы, ее
основные
организационные
формы.
ИП. Общества и
товарищества
Кооперативы и
унитарные
предприятия
§ 20,
Ролевая
игра
«Служба
занятости»
выводы по главе
стр. 140 141, стр.
141 в. 1, 2
письменно
образец продукции,
вид фирмы, ее
выпускающей,
описание данного
организационно
правового способа
организации
§ 21. проект
"Создание фирмы"
заполнить таблицу в
раб.тетради, тест.
Стр. 1718, 2.1 2.7 экономические затраты и
2
Издержки,
прибыль фирмы
экономическое значение
конкуренции. Виды
рыночных структур
предприниматель и
создание фирмы
Контрольная работа по
теме "Фирма и
экономические основы
ее деятельности"
Защита бизнес плана
защита бизнес плана
семейный бюджет.
Понятие. Виды бюджета
Доходная и расходная
части семейного
бюджета. Номинальный
и реальный доход. Закон
Энгеля
неравенство
благосостояния граждан
и возможности его
сокращения
2
2
1
1
2
2
2
2
выручка, прибыль.
Виды затрат:
постоянные и
переменные,
внутренние и
внешние,
бухгалтерские и
экономические
Типы
конкуренции.
Достоинства и
недостатки
каждого типа для
продавца и
покупателя
Что должно быть
отражено в
бизнесплане
Семейный
бюджет.
Источники
доходов семьи,
основные виды
расходов семьи.
Реальные и
номинальные
доходы семьи.
Неравенство
богатства и
дохода.
Кредитование.
Его роль в
современной
экономике. Виды
§ 22, стр. 150156
§ 22, стр. 156 161,
стр. 173, в.1,2
письменно
составить бизнес
план
§ 24
§ 25
Конкурс
«Источник
и денежных
доходов»
§ 26, выводы по
главе стр. 187188.
стр. 188 в. 1, 2, 3, 4
письменно кривая Лоренца
контрольная работа
"Экономика семей"
экономические свободы.
Идеальные условия
функционирования
рынка
слабости рынка.
Производство
общественных благ
ВВП и ВНП
цикличность
экономического роста
налоги. Типы
налогообложения
налоговая система
виды налогов
1
1
2
2
2
2
2
2
2
государственный бюджет
2
кредитования:
потребительское,
ипотечное
Иллюстрация
неравенства в
распределении
богатства
Решение
графически
х задач
Конкуренция.
ЭКОНОМИЧЕСК
АЯ СВОБОДА.
Роль государства
в экономике.
Общественные
блага, внешний
эффект
Понятие ВВП.
методы расчета.
Дефлятор.
Реальный и
номинальный
ЭКОНОМИЧЕСК
ИЕ ЦИКЛЫ.
Причины
цикличности
Налоговая
система. Субъект
и объект
налогообложения
Основные виды
налогов в России
Прямое и
косвенное
налогообложение.
Колокол Лаффера
Бюджетная
система
Российской
§ 27, тест. Стр. 36
37
§ 28, стр. 198 201,
задачи раб.тетр. Стр.
4849
§ 28, стр. 201207.
выводы по главе стр.
207208. стр. 208 в.
1, 2, 3, 4 письменно
§ 29
§ 30, выводы по
главе стр. 226, стр.
226 в. 1, 2, 3 письменно
§ 31, стр. 228 229
§ 31, стр. 235 в. 1,2,3
письменно
§ 32, подготовить
сообщение
выводы по главе стр.
234 235
подготовить
сообщение
федерации.
Доходы и
расходы.
Формирование
государственного
бюджета.
ГОСУДАРСТВЕН
НЫЙ ДОЛГ.
ОСНОВЫ
ДЕНЕЖНОЙ
ПОЛИТИКИ
ГОСУДАРСТВА.
Экономическое
развитие.
Экономический
рост
Факторы
ускорения
экономического
роста
Глобальные
экономические
проблемы.
Влияние человека
на окружающий
мир.
Макроэкономичес
кое равновесие
Проблема
экономического
неравенства,
демографическая
проблема,
проблема голода
Экологические
проблемы.
Причины
возникновения,
последствия,
методы борьбы
контрольная работа по
теме "Государственные
финансы"
понятие "Экономический
рост"
факторы ускорения
экономического роста
глобальные
экономические
проблемы
глобальные
экономические
проблемы
экономика и экология:
проблемы
взаимодействия
1
1
2
2
2
2 глобальные
2
Экологические
экологические проблемы
проблемы.
Причины
возникновения,
последствия,
методы борьбы
причины возникновения
2
Международная
Деловая
§ 33
торговля.
Макроэкономичес
кое равновесие.
Политика
протекционизма
ГОСУДАРСТВЕН
НАЯ
ПОЛИТИКА В
ОБЛАСТИ
МЕЖДУНАРОДН
ОЙ ТОРГОВЛИ.
Что такое валюта.
Причины введения
валюты. Валютный
курс
ОБМЕННЫЕ
КУРСЫ ВАЛЮТ.
Причины,
влияющие на курс
валюты.
Критерии
отнесения к типу
международной
торговли
валютный рынок
спрос и предложение
валюты. Девальвация.
контрольная работа по
теме "Международная
торговля"
типы экономических
систем
формирование
экономики переходного
типа. Приватизация
закономерности
2
2
1
1
2
2
игра
«Междунар
одная
торговля»
§ 34,
Конкурс
«денежные
знаки
разных
стран»
выводы по главе
стр. 248249, стр.
250, в 1, 2
письменно
§ 35
§ 36, выводы по
главе, стр. 259. стр.
260 в. 1,2,3
письменно
ОСОБЕННОСТИ
СОВРЕМЕННОЙ
ЭКОНОМИКИ
Работа в
малых
группах
РОССИИ.
Приватизация.
Анализ способов
приватизации
Понятие,
Решение
рабочая тетрадь формирования спроса и
предложения
формирование рыночной
цены на конкурентном
рынке
банковская система
Товарные и
факторные рынки
Ценные бумаги
Безработица
Инфляция
Виды фирм
2
2
2
2
2
2
2
факторы,
влияющие на
изменение
качественн
ых задач
Решение
графических задач
рабочая тетрадь
Виды и функции
банков
Решение
КИМ ЕГЭ
рабочая тетрадь
Особенности
формирования
спроса и
Решение
КИМ ЕГЭ
рабочая тетрадь
предложения на
товарных и
факторных
ранках.
Факторные
доходы
Акции, облигации,
сходства и
различия
Виды безработицы
Причины,
последствия,
методы борьбы
Решение
КИМ ЕГЭ
Решение
КИМ ЕГЭ
Решение
КИМ ЕГЭ
рабочая тетрадь
рабочая тетрадь
рабочая тетрадь
Индивидуальные и
коллективные
Решение
КИМ ЕГЭ
рабочая тетрадь Учебнометодическое обеспечение
Содержание
№
п/п
1 Программа
2 Учебник (основной)
3 Учебники
(Дополнительные)
Класс
Автор
Издательство
Год издания
10,11
10, 11
Липсиц И.В.
Липсиц И.В.
ВитаПресс
ВитаПресс
2004
2011
4 Учебные пособия: рабочие
10, 11
тетради, сборник
дидактических материалов
Мазанова
О.Ю.
ГАУ РК
«РИЦИКО»
ежегодно
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОГО И КОМПЬЮТЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ [1]
№
Наименование объектов и
средств материально
технического обеспечения
Необходим
Примечания
ое
количество
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1
1.1. Стандарт среднего
(полного)
общего образования по экономике
(базовый уровень)
1.2. Примерная программа среднего
(полного) общего образования по
1 экз.
1 экз.
экономике (базовый уровень)
1.3. Авторская рабочая программа по
1 экз.
экономике
1.4. Учебник по экономике
1.5. Дидактические материалы по всем
1 экз./чел.
0,5 экз./чел.
темам курса
1.6. Методические пособие для учителя
2
2.1. Таблицы по экономике России и
(синхронистические,
1 экз.
Печатные пособия
1 экз.
мира
хронологические,
обобщающие)
сравнительные,
Таблицы,
диаграммы
схемы,
и
графики
представлены
на 2.2. Схемы по экономике (отражающие
связи,
причинноследственные
1 экз.
электронных
носителях.
системность ключевых событий,
явлений и процессов в экономике)
2.3. Диаграммы и графики, отражающие
1 экз.
статистические
экономике России и мира
данные
по
2.4. Комплект портретов выдающихся
1 экз.
экономистов и государственных
деятелей
3
3.1. Цифровые компоненты учебно
Цифровые образовательные ресурсы
методического комплекса по
основным
курса
разделам
экономики, в том числе обучающие,
тренинговые,
контролирующие,
задачники
3.4. Общепользовательские цифровые
инструменты учебной деятельности
1 экз.
Экраннозвуковые пособия (могут быть в цифровом виде)
Технические средства обучения (средства ИКТ)
1 экз.
4
4.1. Презентации к урокам экономики
5
5.2. Мультимедийный компьютер
5.3. Сканер
5.4. Принтер
5.5. Слайдпроектор
5.6. Мультимедиапроектор
5.7. Экран
5.8. Цифровая видеокамера
5.9. Цифровая фотокамера
1 экз.
1 экз.
1 экз.
1 экз.
1 экз.
1 экз.
1 экз.
1 экз.
Входят
в
материально
техническое
обеспечение
образовательной
организации
6
6.1. Комплект инструментов для
Учебнопрактическое оборудование
1 экз.
работы у доски Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать
Функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты
труда, основные виды налогов, организационно – правовые формы
предпринимательства, факторы экономического роста;
Уметь Приводить примеры: факторов производства и факторных доходов,
общественных благ, российских предприятий разных организационных
форм, глобальных экономических проблем;
Описывать:
действие рыночного механизма, основные формы
заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи
госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой
экономики;
Объяснять:
взаимовыгодность добровольного обмена,
причины
неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной
торговли;
*Сравнивать/различать: спрос и величину спроса, предложение и
величину предложения, безработных и незанятых, акции и облигации;
*Вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса,
предложения, цены; изменение спроса/предложения в зависимости от
изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем
продаж; величину денежной массы в стране, скорость денежного
обращения; уровень безработицы; величину потребительской корзины;
экономические и бухгалтерские издержки и прибыль; реальный и
номинальный ВВП; будущую стоимость заемного капитала, стоимость
кредита, масштаб кредитной эмиссии;
*Применять для экономического анализа:
кривые спроса и
предложения;
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
Получения и оценки экономической информации;
Составления семейного бюджета;
Оценки собственных экономических действий в качестве потребителя,
члена семьи и гражданина.
*исполнения типичных экономических ролей;
*решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
*оценки происходящих событий и поведения людей с экономической
точки зрения;
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и
профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по
данному учебному предмету.
* материал, который включен в рабочую учебную программу, но не включается в
Требования к базовому уровню подготовки выпускников по экономике. Критерии и нормы оценки
При оценке ответов учащихся учитываются полнота, осознанность и
самостоятельность.
Полнота: даны определения экономических понятий, названы
основополагающие законодательные акты, при решении количественных задач
имеются необходимые для решения формула, график; выполнена подстановка
цифровых данных; произведены необходимые математические вычисления;
получен ответ.
Осознанность: учащийся ориентируется в основных законодательных
актах, в применении теоретических сведений к реальным процессам, может
привести примеры из жизни, литературных произведений, осознает связь с
другими учебными предметами и реальной жизнью.
Самостоятельность: учащийся строит свой ответ самостоятельно, не
ожидая помощи со стороны; использует собственный эмпирический опыт для
подтверждения ответа;
формулирует на основе приобретенных
экономических знаний собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам.
Оценка устных ответов учащихся:
Отметка «5» ставится, если учащимся:
дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос;
четко и правильно даны определения используемых понятий и терминов;
приведена необходимая формула, закон, выполнена подстановка данных,
получен верный ответ;
ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания,
жизненный опыт, привлечены дополнительные источники информации;
возможны 1 ошибка или 2 неточности, которые исправляются учеником
самостоятельно, без помощи учителя.
Отметка «4» ставится, если учащимся:
раскрыто основное содержание вопроса;
правильно даны определения используемых понятий и терминов;
ответ самостоятельный;
допускается незначительное нарушение последовательности изложения,
затруднения в применении формул,
ориентировании в основных
законодательных актах;
допущена вычислительная ошибка при решении количественной задачи,
приводящая к неправильному ответу; допускаются 2 и более ошибки, которые исправляются учеником
самостоятельно, без помощи учителя, или 1 ошибка (2 – 3 неточности),
которые исправляются с помощью учителя.
Отметка «3» ставится, если учащимся:
содержание ответа на вопрос изложено фрагментарно, не всегда
последовательно, допущены логические неувязки;
не даны определения используемых понятий и терминов;
приведена неправильная формула или подставлены не те данные, допущены
вычислительные ошибки, получен неправильный ответ;
не названы основные законодательные акты;
допущены ошибки и неточности в изложении ответа, не исправленные даже с
помощью учителя.
Отметка «2» ставится, если учащимся:
не раскрыто содержание вопроса;
не даны определения используемых понятий и терминов;
не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
не приведена формула или не названы основные компоненты формулы,
приведенной учителем.
Отметка «1» ставится, если:
ответ отсутствует.
Оценка письменных ответов учащихся:
Письменная работа учащегося, содержащая одно задание, оценивается
исходя из критериев, используемых для оценки устного ответа.
Письменная работа учащегося, содержащая 2 и более заданий
оценивается исходя из следующих норм:
Отметка «5» 90 % – 100 % верно выполненных заданий
«4» 75 % 89 % верно выполненных заданий
«3» 60 % 74 % верно выполненных заданий
«2» менее 60 % верно выполненных заданий Перечень нормативных документов, использованных при подготовке
рабочей учебной программы
1. О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения
– Письмо Министерства
общеобразовательных учреждений.
образования и науки Российской Федерации от 1 апреля 2005 № 03417
2. О примерных программах по учебным предметам федерального
базисного учебного плана. – Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 7 июля 2005 № 031263
3. О рекомендациях по разработке рабочих учебных программ по учебным
предметам в системе общего и начального профессионального
образования. – Письмо Министерства образования и высшей школы
Республики Коми от 21 октября 2005 № 0317.
4.
Об утверждении федерального базисного учебного плана для
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования. – Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 9 марта 2004 № 1312.
5. Об утверждении федерального компонента государственных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования. – Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 5 марта 2004 № 1089.
Методические материалы для учителя экономики; РУП по экономике 10-11 класс
Методические материалы для учителя экономики; РУП по экономике 10-11 класс
Методические материалы для учителя экономики; РУП по экономике 10-11 класс
Методические материалы для учителя экономики; РУП по экономике 10-11 класс
Методические материалы для учителя экономики; РУП по экономике 10-11 класс
Методические материалы для учителя экономики; РУП по экономике 10-11 класс
Методические материалы для учителя экономики; РУП по экономике 10-11 класс
Методические материалы для учителя экономики; РУП по экономике 10-11 класс
Методические материалы для учителя экономики; РУП по экономике 10-11 класс
Методические материалы для учителя экономики; РУП по экономике 10-11 класс
Методические материалы для учителя экономики; РУП по экономике 10-11 класс
Методические материалы для учителя экономики; РУП по экономике 10-11 класс
Методические материалы для учителя экономики; РУП по экономике 10-11 класс
Методические материалы для учителя экономики; РУП по экономике 10-11 класс
Методические материалы для учителя экономики; РУП по экономике 10-11 класс
Методические материалы для учителя экономики; РУП по экономике 10-11 класс
Методические материалы для учителя экономики; РУП по экономике 10-11 класс
Методические материалы для учителя экономики; РУП по экономике 10-11 класс
Методические материалы для учителя экономики; РУП по экономике 10-11 класс
Методические материалы для учителя экономики; РУП по экономике 10-11 класс
Методические материалы для учителя экономики; РУП по экономике 10-11 класс
Методические материалы для учителя экономики; РУП по экономике 10-11 класс
Методические материалы для учителя экономики; РУП по экономике 10-11 класс
Методические материалы для учителя экономики; РУП по экономике 10-11 класс
Методические материалы для учителя экономики; РУП по экономике 10-11 класс
Методические материалы для учителя экономики; РУП по экономике 10-11 класс
Методические материалы для учителя экономики; РУП по экономике 10-11 класс
Методические материалы для учителя экономики; РУП по экономике 10-11 класс
Методические материалы для учителя экономики; РУП по экономике 10-11 класс
Методические материалы для учителя экономики; РУП по экономике 10-11 класс
Методические материалы для учителя экономики; РУП по экономике 10-11 класс
Методические материалы для учителя экономики; РУП по экономике 10-11 класс
Методические материалы для учителя экономики; РУП по экономике 10-11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.