Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»
Оценка 4.6

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа +2
10 кл—11 кл
12.11.2018
Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»
В исследовательской работе показана особая роль учителей села Сергеевки Подгоренского района Воронежской области по воспитанию духовности. Прежде всего, освещена работа тех учителей, которые работали в нашем селе в годы идеологического засилья, когда школа находилась под пристальным вниманием партии; можно даже сказать, под надзором.Файл - текстовый документ
issledovanie-pravoslavie.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение Сергеевская  средняя общеобразовательная школа Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае» Служение правде, добру, любви (Духовно­нравственное воспитание в МКОУ Сергеевской СОШ)                                                                  Погорелова Мария Александровна,                                                                  Ученица 9 класса     Выполнила:                              Педагоги­руководители краеведческой                              работы: Светличная Ольга Николаевна,                               учитель истории;                              Дуплякина Людмила Алексеевна,                              заместитель директора по ВР 1 2012 года «Явилась   благодать   Божия,   спасительная для всех человеков, научающая ... » (из послания Апостола Павла)  Школа на Руси всегда была центром грамотности, а учитель ­ основным носителем грамоты, К нему исстари было особое отношение, основанное на уважении и почитании, потому что он «сеял» семена лучших гуманистических ценностей  ­   «разумное,   доброе,  вечное».   И   пусть   в   истории   не   раз   учителя «бивали»   за   его   нравственную   деятельность   те,   кому   нравственность   была чужда,   кто   выступал   на   стороне   зла,   насилия,   учитель   всегда   оставался   на высоте своих убеждений, своих нравственных установок!  Русская интеллигенция прошла большой путь: от монастырей, стоявших у истоков создания собственной русской интеллигенции при Ярославе Мудром; до современных   педагогических   вузов.   За   это   время   многое   изменилось,   но основные ценности русского учительства сохранились. Стремление к знаниям, стремление к красоте, патриотизм, воспитание важнейших нравственных качеств, в  основе   которых   лежат   главнейшие   христианские   заповеди,   характеризует деятельность   учителя.   Даже   в   годы   вопиющего   «воинствующего   атеизма» учитель   в   нашей   стране   не   отступал   от   духовно­нравственных   ценностей. Зажатый   идеологическими   тисками;   он   воспитывал   в   человеке   любовь; сострадание;   милосердие,   терпение   и   другие   христианские   ценности.   С   этих позиций можно смело сказать, что учитель всегда воспитывал духовность в своих учениках,   часто   не   называя   имя   Бога,   он   проповедовал   его   заповеди, христианские   ценности,   русскую   культуру,   всегда   испытывавшую   влияние Православной церкви.  Каждый из нас живо ощущает горячее дыхание истории. И как никогда очевидно сегодня, что человек становится общественно значимым и полезным, лишь   умея   сверять   своё   любое   деяние   с   уроками   прошлого   и   интересами будущего, а не слепо угождая диктату сиюминутных выгод. Сегодня мы особый интерес проявляем к истории своей малой родины. Ибо кому безразлична судьба малой родины, того вряд ли волнуют заботы и большой.  В этой работе нам хочется показать особую роль учителей села Сергеевки по   воспитанию   духовности.   Прежде   всего,   хотелось   бы   показать   работу   тех учителей,   которые   работали   в   нашем   селе   в   годы   идеологического   засилья. Школа находилась под пристальным вниманием партии; можно даже сказать под надзором.   «В   стране   насаждался   тотальный   атеизм,   безбожие».   Партийные работники заставляли учителей дежурить в Пасхальную ночь у храмов с целью выявления верующих детей, учителям «выговаривали» за плохую атеистическую 2 работу. Страшное это было время, время насаждения безбожия. «Тоталитарная власть   пыталась   «отменить»   вековые   моральные   нормы,   укорененные   в   вере, однако   взамен   не   смогла   предложить   ничего,   кроме   принуждения»,   ­   так охарактеризовал это время патриарх Алексий II.  В   это   время   многие   учителя   оставались   настоящими   духовными наставниками   своих   учеников,   оставались   на   стороне   служения   Правде, Добру,   Любви,   а   значит   ­   Богу!   О   них   мы   и   хотели   рассказать   в   первую очередь.   Основными   источниками   для   написания   работы   стали   материалы школьного   краеведческого   музея,   воспоминания   учителей,   воспоминания бывших учащихся школы, тех, кто учился в школе в годы советской власти. Сегодня в нашей школе ведется активная работа по духовному воспитанию детей. Другой задачей нашей школы является задача обобщения опыта работы учебного заведения по духовному направлению в годы духовного возрождения.    «Обретение   духовного   здоровья   не   решается   ни   приказами,   ни директивами: каждый гражданин сам должен осознанно подойти к тому, по   какому   пути   идти   ­   с   Богом   или   тратить   жизнь   на   пустое времяпровождение, на убиение в себе святого, доброго». Школа помогает детям сделать правильный выбор ­ идти путём Добра!  Об этом нам и хочется рассказать.  Мы пишем историю родного села  Несколько   лет   мы   работаем   над   написанием   истории   села.   Первая официальная   запись   о   школе   в   селе   Сергеевке   относится   к   1897   году.   Она сообщает:   «Дворов   316,   мужчин   ­   1106,   женщин   ­   1136.   Национальность населения ­ малороссы, учебное заведение ­ одна школа грамоты; одна мелочная лавка, одна винная лавка».  3апись 1905 года: «Дворов ­ 356, мужчин ­ 1254, женщин ­ 1294. Школа грамоты, где   училось   16   мальчиков   и   2   девочки».   Школа   была   церковно­приходской, находилась   во   дворе   церкви.  Учителями     были   священник,  дьякон   и  дьячок. Окончившие школу дети умели читать и писать, знали бытовые меры измерения (аршин, пуд, фунт и др.). Обучавшиеся дети становились сельскими писарями, служили при церкви.  Одна из глав в нашей книге посвящена этому исчезнувшему памятнику   – церкви   Скорбящих   радостей   Божьей   Матери.   Сведений   о   храме   очень   мало, поэтому перед нами стояла задача собрать весь возможный материал, привести его   в   систему   и   описать   этот   памятник   нашей   малой   родины.   Работой руководила учитель истории Светличная О.Н. По ее совету мы обратились к бывшему настоятелю Свято­Троицкого храма села Подгорное за консультацией о   возможном   поиске   информации   в   церковных   архивах.   Отец   Андрей благословил   нас   на   это   «богоугодное   дело»   но   сведений   о   церкви   мы   не 3 получили, потому что такие архивы были уничтожены советской властью еще в 30­е   годы.   И   мы   поняли,   что   создание  устной    истории   является   нашей единственной   возможностью   собрать   нужный   материал.   Началась   работа   по фиксированию воспоминаний односельчан.   Судьба Православной церкви, как и судьбы ее служителей, исполнена высокой славы и трагического драматизма. Это подтверждается и в исследовании «Церковь в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» ­ исчезнувший памятник села   Сергеевки»,   проведенном   в   2009   году   учеником   8   класса   Белоконовым Романом   совместно   с   учителем   истории   Светличной   О.Н.   (тема   поиска «Исчезнувшие памятники Воронежского края»).  А.Блок писал: «Люблю высокие соборы, Душой смиряясь, посещать…» Что   притягивало   к   ним   знаменитого   поэта?     Думаем,   прежде   всего,   идеи нравственной   чистоты,   духовного   совершенства,   внутренней   свободы.   Великий князь Константин Романов сказал однажды: «Россия в злате куполов, молитвой и веками освященных…» В наши дни это снова становится истиной. Но ведь были в истории нашей Родины и другие времена, когда рушились храмы, когда стонали от бессилия повергнутые наземь медные колокола, когда людей отлучали от веры. Борьба с Церковью велась повсеместно: в 30­е годы XX века были разрушены многие   монастыри     и   в   нашем   районе.   Эта   участь   постигла   Костомаровский женский монастырь, мужской монастырь у села Белогорье. В нашем селе тоже разыгралась трагедия. «В   1833   году   в   Сергеевке   была   построена   каменная,   с   колокольней, православная   церковь   Скорбящих   радостей   Божьей   Матери.  При   ней   земли пахотной было около 50 десятин. Причт (церковные служители и певчие) получал денежное вознаграждение в виде процентов от пожертвований в пользу церкви от помещицы Подольской, крестьянина Иноземцева и других лиц. Прихожан было 1290 душ из хуторов Должик, Погореловка и др.», ­ так писал Кесслер И.И. в своем исследовании «Подгоренский край: с древнейших времен до начала первой мировой войны» (Воронеж, издательство ВГУ, 1994, стр.176).  Из воспоминаний жителя с.Сергеевки Светличного Василия Ивановича, 1925 года рождения, и Сергиенко Евгения Павловича, 1923 года рождения, мы узнали, что церковь в Сергеевке была самой красивой в округе. Высота ее была 37 метров, на   звоннице   –   5   колоколов,   самый   большой   колокол   весил   208   пудов.   На внутренних   стенах   здания   были   изображены   лики   святых,   ангелы.   Рисунки выполнены   яркими   красками   на   нежно­голубом   фоне.   В   церкви   проводились богослужения. В плохую погоду и особенно зимой, в метели, большой колокол звонил даже ночью, чтобы заблудившиеся путники могли найти дорогу. Во   время   коллективизации   церковь   закрыли,   колокола   сняли   и   побили   на металлолом. Старик, которого заставили бить колокола, плакал. Потом разобрали кровлю, кирпичные стены разобрать не смогли, поэтому церковь взорвали…   К сожалению, сведений о служителях сельской церкви не сохранилось. Исчез и 4 памятник нашего села ­ церковь в честь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих радость».   Но   сегодня   мы   активно   работаем   над   написанием   истории   села.   В прошлом году она пополнилась ещё одной главой. Её страницы рассказывают о сельской церкви, разрушенной в 30­е годы. Нам удалось узнать многое, но не всё. Не   сохранилось  никаких  сведений  о  батюшке, который  и руководил  церковно­ приходской школой. Старожилы помнят, что звали его Владимиром, у него была большая семья. О судьбе его после октября 1917 г. ничего узнать не удалось. Но работа продолжается, и возможно и эту страницу родной истории нам удастся заполнить. А свою работу, посвящённую исчезнувшему памятнику села ­ церкви в честь   иконы   Божьей   Матери   «Всех   скорбящих   радость»,   мы   считаем   нашим вкладом в работу по духовному краеведению, по изучению истории Православия на родной земле.      Святейший   патриарх   Алексий  II  обращался   к   нам,   людям  XXI  века: «Необходимо   с   малых   лет   знакомиться   с   основами   веры,   нравственности   и духовности.   Возрастайте,   дорогие   мои,   в   христианских   добродетелях,   в   вере святой   православной,   и   Господь   не   оставит   вас   в   трудностях   и   испытаниях, которые выпадают каждому на жизненном пути».      Именно по этой причине в последние годы духовно­нравственному воспитанию учащихся   нашей   школы   уделяется   самое   пристальное   внимание.   Мы проанализировали,   что   сделано   в     школе   для     духовного   развития   детей   за последние три года.        В   2007   году   была   разработана   программа   по   духовно­нравственному воспитанию, составлен план работы и получены следующие результаты: Результат Разработана программа по духовно­ нравственному воспитанию  учащихся и жителей села  Сергеевки. Решено начать сбор средств на  возрождение храма в селе. Собраны материалы о святых  местах Черноземья. Месяц Сентябрь 1.Сбор информации среди  Виды и формы деятельности населения по вопросу «Хотят ли  жители села возродить в селе  храм?» (подворный обход,  анкетирование). 2.Создание в школе инициативной группы старшеклассников по  обработке полученных  материалов, подготовка к защите  проекта «Звенит в душе святая  Русь». 3.Заочная экскурсия по святым  местам земли русской  (Костомарово, Дивногорье,  Задонск). 4. Организация работы кружка по  5 Октябрь Ноябрь Декабрь Январь основам православия. 1.День открытых дверей в школе.  Защита проекта «Звенит в душе  святая Русь». 2.Экскурсия в Костомаровский  женский монастырь. 3.Праздник урожая «Осенняя  ярмарка». 1.Участие в областном конкурсе  исследовательских работ по  духовно­нравственному  воспитанию и акции «Гражданин  Воронежского края – гражданин  России». 2.Создание электронных  презентаций на духовно­ нравственную тематику «Моя  семья», «Чудо материнства»,  «Деревенька моя» и др. 3. Оформление фотостенда о  многодетных семьях «Большая  семья – это здорово!» 1.Проведение в рамках школьного образовательного округа акции  «Согрей своим теплом!» и  марафона «Нет!» ­ одиночеству!» 2.Организована встреча с  воспитанниками Сагуновского  реабилитационного центра  «Надежда», прередача им  собранных в ходе акции книг,  игрушек, вещей. 1.Встреча настоятелем с Подгоренского   Свято­Троицкого монастыря отцом Андреем.  2.Митинг   Дня освобождения   села   от   немецко­ захватчиков, фашистских в   честь         Проведен сход жителей села, на  котором защищен добровольческий  проект. Начат сбор средств «на храм». Исследовательская работа о  Костомаровском женском  монастыре заняла 2­е место в  районном конкурсе. Углублены знания учащихся о  народных традициях. Проведена исследовательская  работа по теме «Наследие  святителя Митрофана в истории  Воронежского края», оформлены и  отправлены на областной конкурс  материалы добровольческого  проекта «Звенит в душе святая  Русь». Собрано большое количество книг,  игрушек, одежды для  малообеспеченных семей, детского  сада с. Кулешовки, центра  «Надежда», престарелых одиноких  жителей села Сергеевки. На высокой эмоциональной волне  проведен марафон. Оказаны   почести   защитникам Родины. Проведена   встреча   с   ветеранами Великой   Отечественной   войны, руководителями   сельской   и районной администрации. 6 с возложение   гирлянды   Славы   к памятникам   павшим   в   годы Великой   Отечественной   войны, праздничный концерт в честь Года семьи. 3.Знакомство   учащихся   церковным календарем. 4.   Выставка   поделок   «Семейные увлечения». 1.Сход   жителей   села.   Выборы Совета Прихода. 2.Встреча с Острогожского округа отцом Георгием. 3.Просмотр   и   обсуждение видеофильма «Чудо жизни». 1.Празднование Масленицы. 2.Беседы о Великом посте. 3.Спортивно­музыкальный праздник   «Папа,   мама   и   я   – спортивная семья!» 4. «Россия – родина моя» 5.Концерт для мам.   Оформление   фотостенда протоиереем церковного         Беседы   о   православных 1.Встреча   с   настоятелем   Свято­ Троицкого храма отцом Андреем. Освящение куличей. 2. праздниках. 3.Празднование Пасхи. 5.   Исследование   «Православные традиции в русской литературе». 1. Празднование Дня победы. 2. Акция «Помоги ветерану!» 3. Открытие школьного музея. 4.   Уборка   территории   вокруг памятников   воинам,   погибшим   в годы   Великой   отечественной войны. 5.Экскурсии   в   Белогорьевские Февраль Март Апрель Май   Прихода. Избран   Совет   Прихода.   Принят устав   Написано обращение   к   Митрополиту Воронежскому   и   Борисоглебскому Сергию.    обычаев, Продолжение   изучения   народных традиций,   развитие творческих   способностей   детей, совершенствование культуры общения.   Приобщение   жителей   села   к церковным традициям. Пробуждение у учащихся интереса к   образу   Иисуса   Христа,   к   его подвигу.   Оказана   поддержка   ветеранам Великой   Отечественной   войны, помощь   в   посадке   огородов, наведении на приусадебных   участках.   Убрана территория памятников. Возложены   цветы   и   венки   к Вечному   огню.   Для   ветеранов порядка       7 монастырь   в пещеры, великомученика   Александра Невского,   в   Павловский   музей речного   флота,   на   Павловский конезавод,   В   Подгоренский народный музей. 1.Выпускной бал. 2.Празднование Троицы. 3.Экскурсия   в   Костомаровский женский монастырь. Июнь войны   организованы   экскурсия   по школьному   музею   и   чаепитие; вручены   памятные   фотографии, цветы,   поздравительные   открытки, повязаны Георгиевские ленточки. Сейчас в нашем селе нет церкви. Наши дедушки и бабушки в большинстве своем   были   атеистами,   хотя   многие   из   них   с   сожалением   говорят   об   этом. Родители   нерегулярно,   но   все   же   ездят   в   ближайшие   храмы,   находящиеся   в Подгорном, Россоши, Павловске, Белогорье, Костомарове. И духовная жизнь не угасает.   Огонек   духовности   ежедневно   поддерживают   в   нас   наши   любимые учителя. Доброе слово об учителях родной школы Наши   учителя   являются   добрыми   наставниками,   мудрыми руководителями,  заботливыми   и  внимательными   воспитателями.  Они  рядом   с нами не только во время уроков, но и в походах, на экскурсиях, соревнованиях, смотрах,   олимпиадах.   Они   профессиональные   консультанты,   помогающие   нам участвовать   и   побеждать   в   различных   конкурсах,   в   том   числе   и   конкурсах, олимпиадах, организованных Православной церковью. В 2007 году участником шестого   областного   краеведческого   конкурса   «Край   Воронежский Православный» стал Амбарцумян Артем (руководитель – Дуплякина Л.А.).  Его исследование   «Наследие   святителя   Митрофана   в   истории   развития Воронежского края» заканчивается стихами: Русь без веры в святость не жила. В злате куполов, молитвой освященных, Наши души берегла от зла И за нас молилась пред иконой. Мудрый старец, светлый Митрофан Ей служил в Петровскую эпоху. Может быть, благочестивый знал, Как без веры жить нам будет плохо. Крест нательный осквернить не дам, Душу в чистоте сберечь сумею, Веру своих предков не предам, Я, клянусь вам, восхищаюсь ею! 8 Первый воронежский епископ  завещал: «Всем живущим в городах, селах и других местах иметь особое внимание к благочестию и спасению своих душ. Для сохранения   и   управления   нашей   православной   верой   и   своим   отечеством… необходимо жить в чистоте, воздержании, святости и покаянии, являть собой образ добрых дел!» В   2008   году   в   конкурсе   «Святые   заступницы   Руси»   участвовала Прокопенко Диана (руководитель ­ Корикова М.Н.). В этом же году была издана небольшая книжечка «Берег моего детства» с рассказами и стихами учеников нашей   школы   (руководитель   –   Дуплякина   Л.А.).   Богатый   краеведческий материал   собран   в   школьном   краеведческом   музее   (руководитель   –   учитель истории Светличная О.Н.). В 2010 году в школе издан собственный  путеводитель «Достопримечательности   Воронежского   края»,   выпущенном   в   2010   году (Приложение № 1). Проводником   лучших   человеческих   качеств   является   наша   школьная стенгазета   «Часики»,   на   страницах   которой   рассказывается   об   интересной школьной жизни, об истории родного края, любимых учителях, здоровом образе жизни,   о   святых   заступниках   Руси,   великих   русских   художниках,   поэтах. Печатаются   фотографии,   стихи,   оформляются   занимательные   странички   для эрудитов.   Материал   для   стенгазеты   помогают   готовить   учителя,   классные руководители,   заместитель   директора   по   ВР.   Газеты   всегда   содержательны, красочно   оформлены,   вызывают   огромный   интерес   у   всех,   кто   имеет возможность их читать.  Так же информативны и эстетично оформлены электронные презентации, посвященные нашей православной культуре, истории родного края: «Сергеевка», «Дон»,   «Азбука   Православия»,   «Знаменитые   люди   района»,   «Родина», «Костомарово»,   «Русские   святые»,   «Материнство»,   «Солнце   честного девичества»,   «Построй   свою   судьбу»,   «Эхо   войны»,   которые   созданы   под руководством Дуплякиной Л.А..                                                        9 Икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» С 1 по 21 декабря 2007 года в Сергеевском  школьном образовательном округе была проведена благотворительная акция «Согрей своим теплом».    Кулешовской, А   21   декабря   2007   года   в   Сергеевскую   СОШ   была   привезена   Сапринской, гуманитарная   помощь   из   Андреевской, Сиротовской, Семейской и Лыковской школ. На школьном автобусе приехали также дети из малообеспеченных семей. Собравшись в просторной классной комнате, учащиеся вместе с педагогами посмотрели электронную презентацию о   жизни   МОУ   Сергеевская   СОШ   и   школьного   образовательного   округа. Учащиеся   МОУ   Сиротовская   СОШ     выступили   с   интересным   концертом, порадовав своими яркими талантами всех зрителей. А потом начался марафон «Нет – одиночеству!», который был посвящен всем детям, ставшим жертвами войн и терактов. Все,   что   было   собрано     мальчиками   и   девочками,   а   также   их родителями, было распределено между 24­мя детьми из малообеспеченных, многодетных семей  школ образовательного округа, передано в Сагуновский реабилитационный центр «Надежда», игрушки получили дети Кулешовского детского   сада,   одежда   больших   размеров   была   отдана     нуждающимся пожилым людям. Впечатления от акции и марафона у ребят были самые положительные. Сочувствие,   милосердие,   сострадание   проявились   особенно   ярко   в   наших сердцах именно в эти дни.           И  в 2008­2009­ом учебном году в школе организован сбор одежды, обуви,   продуктов   питания,   письменных   принадлежностей   для   детей   из малообеспеченных семей. В благотворительной  акции участвовали даже  жители 10 г. Воронежа. В результате существенная  материальная помощь была оказана 15 учащимся школы.     В 2008 году учащиеся  нашей школы работали над проектом «Звенит в душе святая Русь». Это послужило началом возрождения деятельности Прихода храма в   честь   иконы   Божьей   Матери  «Всех   скорбящих   радосте».  Из   десяти   членов избранного   Прихода     четверо   –   учителя   нашей   школы:   Кравченко   А.Д., Светличная В.В., Перепечаева И.И., Дуплякина Л.А..  В феврале 2009 года ими было написано обращение к Его высокопреосвященству Сергию, Митрополиту Воронежскому   и   Борисоглебскому,   в   котором     содержалась   просьба благословить членов Прихода на доброе и полезное дело – возрождение храма в честь иконы Божьей матери «Всех скорбящих радосте». Им был утвержден Устав прихода. Организация, к сожалению, пока еще не зарегистрирована. Все можно сокрушить, Предать забвенью, Заасфальтировать бетон, Взорвать собор,  Как лишнее строение, На месте кладбища Построить стадион. Все можно расстрелять, Что собрано веками, Заставить замолчать, Расправами грозя. И только человеческую память Ни заблокировать, Ни истребить нельзя. Заместителю   директора   по   воспитательной   работе     Дуплякиной   Л.А выдано   свидетельство   об   участии   в   региональном   этапе   конкурса   «За нравственный   подвиг   учителя».   Ею   собраны   библиотека   книг   духовного содержания,   электронная   библиотека,   материалы   Интернета,   которыми пользуются   учащиеся   школы   при   подготовке   к   олимпиадам   по   Православию. Старые иконы, собранные ею, были переданы в Троицкий храм села Подгорное. По     инициативе   членов   Прихода,     которым   она   руководила,   собрано   11000 рублей,   на   эти   деньги   по   благословению   Митрополита   Воронежского   и Борисоглебского Сергия будет установлен на въезде в село православный крест. Попытки   открыть   в   Сергеевке   молельный   дом   пока   не   нашли   поддержки   у местной власти. Разработки внеклассных мероприятий   и уроков «В душе создайте замок счастья, и в сердце не войдет тоска», «Солнце честного девичества», «Моя малая родина» «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси    в «Повести о Петре и 11 Февронии Муромских» Дуплякиной Л.А. дают много возможностей для нашего духовного   воспитания,   пробуждения     у   нас   интереса   к   истории   России, Православия. Второй год член школьного кружка «Купель»  Погорелова Мария занимает третье место в районной олимпиаде по основам Православной культуры. В   последние   годы   с   появлением   в   школе   автобуса   у   нас   появилась возможность   совершать   экскурсии   по   святым   местам   родного   края. Неоднократно   при   материальной   поддержке   родителей   вместе   с   классными руководителями   Бедняковой   И.А,   Саурским   В.И.,   Перепечаевой   И.И., Светличной   В.В.,   Дуплякиной   Л.А.   мы   посещали   Костомаровский   женский монастырь,   Белогорьевский   мужской   монастырь,   Белогорьевские   пещеры, Павловский   музей   речного   флота,   Подгоренский   народный   музей.   Это   дает возможность     прикоснуться   душой   к   вере   наших   предков,   сделать     первые уверенные шаги навстречу Богу. Изучая   действующие   храмы,  мы   знакомимся   с  историческими   фактами, характеризующими   жизнь   храма   и   его   прихода,   беседуем   с   настоятелями, изучаем   современное   состояние   храма   и   его   прихода,     изучаем   уникальные святыни, которые хранятся в каждом действующем храме.  Сегодня   мы   понимаем,     что   русская   культура   всегда   оставалась своеобразной,   она   основывалась   на   вековых   традициях   народа,   главным хранителем которых всегда была церковь. Православная церковь формировала мировоззрение   народа,   православные   традиции   стали   основой   официальной   и бытовой культуры народа. Зарубежные влияния имели сугубо внешний характер, глубин народного мировоззрения и социальной жизни они не затрагивали.  Работа учителей, направленная на сохранение духовности, христианских традиций,   вызывает большой интерес у нас и   наших родителей. Как показали проведенные опросы, этот интерес вызван духовным голодом, который возник не только у нас, детей, но и   у взрослых. Как считают наши учителя, причиной духовного   голода   является   отсутствие   объединяющей   идеи   в   обществе, безысходность существования, которые формируют индивидуализм и попрание общественно­нравственных   ценностей.   Мы   думаем,   что   именно   Православие может   стать   основой   государственной   объединяющей   идеи   потому,   что   оно отражает вековые традиции нашего народа и четко формулирует смысл жизни. Собранные данные показали, что работу по духовно­нравственному воспитанию надо расширять и развивать, разнообразить ее формы и вовлекать в нее большее количество людей и начинать это   с самого раннего детства, чтобы с молоком матери маленькие дети усваивали Божьи заповеди, следовали им. Из воспоминаний Светашовой Раисы Васильевны, учителя литературы Сергеевекой средней школы в 1970­2000 гг. Я работала при советской власти, вела уроки литературы. Одной из задач коммунистического   воспитания   была   пропаганда   атеизма,   отрицательно­ 12 критического отношения к Библии. Мы не знали её, она для нас была собранием догм. Мы не имели понятия о её сущности. Изучать же русскую классику, не зная   назначения   Библии   для   человечества,   нельзя,   потому   что   русская литература   прошлого   века   органично   связана   с   христианством   и   Библией. Русский писатель с детства воспитывался в вере, вчитывался в Библию, вбирал в свою  душу мудрость  и  гуманизм  этой Вечной  Книги.  Это оставалось  на  всю жизнь, это определяло многое в творчестве писателя. Литература, в сущности, индивидуальный взгляд на мир. Произведения её обретают значимость именно за счёт такого видения вечных общечеловеческих ценностей, поэтому на уроках литературы использовались темы Библии, её нравственное содержание.  Хочу   сказать   о   нескольких   произведениях,   связанных   тематически   с Библией! которые помогают формированию высоких нравственных принципов у юношества.  А.С Пушкин «Пророк». Поэт, используя библейский сюжет, рисует нам образ человека, который прошёл через страдания и обрёл мудрость. Он стал гением, он несёт в себе высокий уровень нравственности, он способен вселять веру в жизнь.  Лермонтовский Демон ­ противоречивая натура. Его трагедия ­ это трагедия индивидуалиста, который не способен на добро и зло.  Гоголь впитал в сердце заповеди Христа с детства и мучился от того, что люди,   их   мораль   прямо   противоположна   нравственным   ценностям.   А   изучая повесть   «Тарас   Бульба»,   мы   видим,   как   христианский   смысл   (запорожцы напоминают   библейского   героя   Самсона)   наполняется   патриотическим. Запорожцы в сражении с ляхами обнаруживают не только физическую мощь, но и силу чувства, в котором слиты христианская вера и любовь к родине.  В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» история Родиона Раскольникова   соотносится   с   историей   воскрешения   библейского   Лазаря. Страшные физические и душевные страдания перенёс Раскольников прежде чем духовно воскрес, пришёл к главному нравственному выводу ­ надо любить не себя, а людей. Герой попрал одну из главных заповедей православия ­ «не убий», и за это понёс наказание.  Скажу так: изучать произведения Достоевского, не говоря об основных идеях христианства (в том числе и православия), невозможно: слишком будет обеднён смысл романа. То же можно сказать и о произведении Л.Н. Толстого «Война и мир». В нём с особой полнотой раскрылись особенности русского национального самосознания: следование христианским заповедям, высокая нравственность и любовь к Отечеству. Показателен в этом эпизод горячего религиозного чувства русских солдат и Кутузова во время несения иконы Иверской Божьей Матери перед Бородинским сражением. Духовное единение Пьера с солдатами в этот момент   подготовило   его  к  восприятию   абсолютной   христианской   истины, носителем которой является Платон Каратаев, очень похожий на библейских 13 праведников. Суть этой истины ­ любовь к людям.  Есть ещё один момент в чтении романа: это когда говорим о войне. Да, если поставить русского человека в безвыходную ситуацию, он будет убивать, Но в основе своей наш народ остаётся открытым всем народам. Есть у него такая   интернациональная   черта.   Показателен   эпизод,   когда   русские   солдаты кормят отступающих французов, уступают им место у костра. Христианским гуманизмом наполнены мудрые слова Кутузова: «Их тоже надо пожалеть, они тоже люди».  В заключение хочется сказать несколько слов. Жаль, что  в  то время мы мало обращались к тексту Библии. « В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»,­ сказано в Евангелие. Нам, сегодняшним людям, необходимо вернуться к этому Слову, к гуманистическим идеалам, к мудрости и доброте. Эта Вечная книга ­ Библия крайне нужна в наше время, чтобы помочь поколению ХХI века не растерять нравственные ценности.                                                                                                     10 ноября 2010 г. Из воспоминаний выпускника Сергеевской средней школы 1981года Светличного Николая Васильевича  Сейчас мне 46 лет. Всё дальше уходят школьные годы, но в памяти они не  стираются.   Среди   всех   уроков   школьной   программы   того   времени   мне запомнились   уроки  литературы,  которые   вела   Светашова   Раиса   Васильевна, Эти уроки отличались  глубоким содержанием, добротой,  мудростью жизни. Раиса   Васильевна   всегда   была   неравнодушным   человеком.   Она   старалась, чтобы до каждого дошла основная мысль произведения. учила нас оценивать поступки героев, соотнося их со своей жизнью.  Раиса Васильевна на примерах литературных героев воспитывала в нас лучшие человеческие качества: любовь, терпение, милосердие и др. Помню, как   на   уроках   литературы   мы   читали   и   много   говорили   о   Раскольникове. Обсуждали и оценивали его поступки. Здесь нельзя было не говорить о Боге, о Православии, потому что сама идея романа ­ «Православное воззрение, в чём есть православие»,  Основные   православные   ценности   и   христианские   заповеди   она   тогда преподнесла нам, не говоря о Боге. Мы понимали её, «Божья правда, земной закон берёт своё, и герой кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы, хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять  к  людям; чувство   разомкнутости   и   разъединённости   с   человечеством,   которое   он ощутил,   замучило   его.   Закон   правды   и   человеческая   природа   взяли   своё. Преступник сам решает принять муки, чтоб искупить своё дело».  Невозможно   не   помнить   уроки,   на   которых   мы   читали   и   говорили   о романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Раиса Васильевна часто зачитывала нам отдельные части произведения. В классе тогда стояла полнейшая тишина. С 14 какими чувствами она говорила нам о патриотических настроениях русского народа, о народном подвиге, о страданиях русского человека! Часто на глазах Раисы Васильевны мы видели слёзы. Она сама остро чувствовала страдания и боль литературных героев и учила этому и нас.  Раиса Васильевна вела в школе и драматический кружок. Каких только спектаклей мы не ставили! Она работа со всеми и с каждым отдельно. Учила нас прощать, уступать, терпеть, помогать друг другу. Какую бы работу мы не выполняли, она всегда стремилась помочь, поддержать, заставить поверить в свои силы. Строго она подходила к тем, кто не хотел трудиться, не выполнял уроки. Она вразумляла нас, что труд ­ основа всего! Кто трудится, тому и Бог помогает!  Прошли   годы.  Чувство   глубокого   уважения   к   Раисе   Васильевне имеет каждый из нас, кого она учила добру и правде!  Духовно­нравственное воспитание на уроках истории  Уроки истории занимают особое место в воспитании духовности. Вера, Православное христианство неразрывно связаны с нашей историей. С тех пор, как население Руси приняло христианство, церковь играла важнейшую роль в истории России. Религией была пронизана вся русская культура. Монастыри России   показывали   пример   благочестия.   В   бой   русские   полки   ходили   под православными   знамёнами   с   изображением   Святого   Спаса.   С   молитвой вставали, работали, садились за стол и умирали с именем Бога на устах.  Нет   и   не   может   быть   истории   России   без   истории   Русской Православной церкви. Пожалуй, на каждом уроке отечественной истории мы  говорим  о  духовности,  опираемся  на  неё, постигаем   основы   смысла жизни. Говоря об исторической памяти, мы связываем её со служением человека народу, Отечеству.  В   славянской   Руси   вере   Христовой   суждено   было   приобрести особую   окраску   и   новый   облик.   Свет   истины,   преломившись   сквозь призму   русского   национального   характера,   вылился   в   одно   из   самых ярких и значительных явлений христианства ­ русское Православие. Оно выработалось   в   процессе   исторического   развития   Руси   и   роста национального   самосознания.   Уже   с   Киевской   Руси   начинает складываться образ Святой Руси.  На уроках мы проходим весь путь родной истории, ощущая присутствие христианских заповедей, следование им отдельными личностями и народом в целом.   «Не   подниму  я  руку   на   брата   старейшего,   он   мне   вместо   отца»,   ­ ответил князь Борис на предложение дружины начать борьбу против брата Святополка. Это было первое истинно христианское слово, прозвучавшее на Руси. Христианская кротость и смирение Бориса и Глеба помогали русскому народу   в   течение   веков   сохранять   терпение   и   мудрость   в   самые   трудные 15 исторические моменты.  Невозможно воспитание патриотизма без опоры на историческое прошлое.  Образ   защитника   родной   земли   проходит   через   всю   историю   России. Александр   Невский   ­   яркий   пример   воина,   правителя,   монаха   ­   человека, служившего Богу и России. «Не в силе Бог, а в правде!»­ слова, к которым мы часто обращаемся на уроках.  Историк   В.О.   Ключевский   писал:   «Есть   исторические   имена,   которые выходят   за   пределы   времени,   которые   глубоко   проникают   в   жизнь последующих поколений, потому что личность того, с чьим именем связаны они,  перерастают в идею». Личностью такого уровня был Сергий Радонежский, «духовный пастырь всей российской церкви и при жизни и при кончине. Заветы Сергия  христианская   любовь   к   людям,   непрестанное   восхождение   к нравственному   совершенству   путём   мужественного   самоотречения   ­   стали светлыми идеалами русской культуры.  Особое место на уроках занимает тема христианской культуры. Внимание детей обращается на огромное значение для становления русской культуры, литературы, истории летописей. Летописание  было  проникнуто стремлением осознать   текущие   события   путём   обращения   к   прошлому,   в   прославлении деяний христианских подвижников.  В духовной жизни человека нет фактора, который играл бы более важную роль, чем религия. Об этом на уроках истории уделяется особое внимание. «Дух   человека   веками   стремился   к   красоте,   добру   и   чему­то   Высшему, достойному поклонения. Можно ли видеть в этом лишь пустой самообман? Не естественнее ли признать, что подобно тому, как тело связано с материальным миром природы, так и дух тяготеет к незримой Реальности? Иными словами, если человек уходит от Бога, он неизбежно приходит к идолам.  «Я жил, ­ говорил Лев Толстой в своей «Исповеди», ­ только тогда, когда верил в Бога. Как было прежде, так и теперь: стоит мне знать о Боге, и я живу; стоит мне забыть, не верить в Него, и я умираю».  Невозможно   переоценить   вдохновляющую   роль   веры   в   жизни великих мыслителей, поэтов, художников, учёных  и реформаторов.  «Жизнь в вере неотделима от борьбы за торжество добра, борьбы за всё светлое и прекрасное; она должна быть не пассивным ожиданием «манны небесной», а мужественным противостоянием злу. Религия есть подлинное основание нравственной жизни.  Русская Православная церковь сыграла огромную роль в истории России. Изучая каждый из периодов истории, мы обязательно говорим об этом. Церковь помогала   христианам   выжить   и   сохранить   человечность   в   самые   суровые   и жестокие   времена.   Священнослужители   во   все   времена   были   образцами милосердия и справедливости. Всеобщие заступники, исполненные сострадания и веры, во имя истины избирали мученическую смерть. Святитель Филипп ­ 16 одна из самых светлых личностей в истории. Память наша прославляет имена митрополита Филиппа, патриарха Гермогена и всех «положивших душу за своих прихожан ­ всю Россию».  Из интервью с заместителем директора по ВР Дуплякиной Людмилой Алексеевной «Безрелигиозное общество обречено. У него нет шансов на выживание.   При   всей   развитости   экономики,   социальных   и политических институций люди способны жить вместе только на основании   нравственного   закона.   Если   нравственность   уходит   из жизни общества, то оно превращается в волчью стаю, в банку со скорпионами, и люди начинают друг друга уничтожать, и никакие законы не работают, если уходит нравственное начало».          (Святейший патриарх Кирилл) Почти два десятилетия мы живем в условиях новой реальности: Россия сбросила   с  себя   обманчивые   чары   идеи   райской   жизни   при   коммунизме   и растерянно взирает на сегодняшнюю реальность. Мы получили гласность и свободу. Но почему же проблем не стало меньше? Почему главной заботой современного   россиянина   стала   эта:   сбросить   с   себя   ответственность? Сбросить ответственность за воспитание детей, за благополучие родителей, за жестокость общества, обесценивание человеческой жизни… Не   можем   мы,   избавившись   от   ответственности,   чувствовать   себя счастливыми. Перед нами два пути. Либо вообще отказаться от счастья, вести жизнь,   которую   мы   ведем,   и   ждать   Божьей   кары.   Либо   изменить   систему ценностей   и   повернуться   лицом   к   простым   и   незаметным   человеческим качествам, составляющим сердцевину нашей земной действительности. По части веры и культуры мы европейцы. Нам близки и  понятны высшие достижения   Запада,   его   философия,   наука,   технология,   сонеты   Шекспира, музыка Гайдна и Моцарта…Но в нашей славянской душе скрыты «восточные струны»: скромность и застенчивость, любовь к семье, почитании родителей, трудолюбие, взаимопомощь, послушание и многое другое.  Мы   унаследовали   за   эти   годы   не   самые   лучшие   традиции   Запада,   не задумываясь над тем, что Европа – это дом престарелых. Она состарилась в войнах, спорах, борьбе за истину. Ее культура – это культура распавшихся семей,   узаконенного   разврата.   Возможно,   европейцы   привлекательны   миру потому, что они умудряются нарушать все заповеди, не нарушая при этом приличий.   Война для них – «гуманитарная операция», аборт – «прерывание беременности»,   воровство   –   «восстановление   справедливости»,   разврат   – «уступка   требованиям   организма»…   Технологии,   оторванные   от   морали, поставили мир на грань выживания. И если миру суждено еще пожить, то это 17 зависит от лучших ценностей Востока. «Чти отца и матерь» ­ одна из них. И не у Запада мы должны учиться ее реализации, потому что поколение ничтожных людей,   людей   без   святынь   и   ценностей,   служащих   плоду   своего прелюбодейного чрева, способно в короткие сроки растерять и разрушить все, накопленное столетиями. С   тех   пор,   как   население   Руси   приняло   христианство   в   его   восточной, православной   форме,   церковь   играла   важнейшую   роль   в   истории   России. Религией   была   пронизана   вся   русская   культура.   Монастыри   России показывали   пример   как   благочестия,   так   и   рачительного,   образцового хозяйствования. Поэтому не может быть истории России без истории Русской Православной церкви. Мы должны бережно относиться к человеческой душе, ценить   жизнь,   верить   в   то,   что   человек   в   том   случае   выполнит   свое предназначение, если будет хранить память о героическом прошлом Родины, ее людях, благодаря которым нашу Родину называют святой Русью. Любите, дети, старину С ее былинными веками, С ее столетними Церквами, К величью ведшую страну… Любите, дети, старину!.. Любите древний наш уклад С величием и славой царской, С отвагой доблести боярской И жизнь на наш особый лад – Под звон мечей и блеск лампад!.. Любите, дети, отчий дом И нежность материнской ласки, Любите бабушкины сказки В кругу внучаток вечерком У печки с ярким огоньком!.. Любите кровли бедных хат, Любите звон наш колокольный, Характер русский хлебосольный И тех, кто, будучи богат, Добром делиться с нищим рад!.. Любите Русь – святынь оплот, Мир кроткой кельи монастырской, Дух мощной рати богатырской, Нас всех хранящий от невзгод!.. 18 Любите, дети, свой народ!.. (Сергей Бехтеев) Литература: 1. Кесслер И. И. Подгоренский край:  С древнейших времён и до начала первой мировой войны  ­ Воронеж: изд­во ВГУ, 1994.   19 Приложения Вопросы для опроса (интервьюирования)  1. Где была расположена церковь? Можете ли Вы назвать точное место?  2. Как она выглядела снаружи? Какого цвета были стены (из красного  кирпича или побелена)?  3. Сколько куполов (глав) имела?  4. Был ли вокруг храма забор? Из какого материала сделан? Какой высоты? 5. Какие ещё постройки были на территории церкви? Где они располагались?  б. Были ли какие­нибудь насаждения на территории храма? Что росло: деревья, цветы?  7. Имела ли церковь свои земли?  8. Что Вы помните о священнике? Как его звали? Какого возраста он был?  Была ли у священника семья? Где жил священник, где стоял его дом?  9. Знаете ли Вы о судьбе священника?  10.Что Вы помните о разрушении храма? Когда это было? 11.Кто из односельчан участвовал в разрушении церкви?  12. Что было построено из материала разрушенной церкви?  Церковь Скорбящих радостей Божьей Матери.  В 1833 году в Сергеевке была построена каменная с колокольней пра­ вославная   церковь   Скорбящих   радостей   Божьей   Матери.   При   ней   земли пахотной   было   около   50   десятин.   Причт   (церковные   служители   и   певчие) получал денежное вознаграждение в виде процентов от пожертвований в пользу церкви   от   помещицы   Подольской,   крестьянина   Иноземцева   и   других   лиц. Прихожан было 1290 душ из хуторов Должик, Погореловка и др.  (Кесслер И. И. Подгоренский край:  С древнейших времён и до начала  первой мировой войны ­ Воронеж:  изд­во ВГУ, 1994. с. 176 (с. 38) )  20 Из воспоминаний  Сергиенковой Веры Васильевны Год   рождения ­1914  Место рождения ­ село Сергеевка  Адрес ­ село Сергеевна, улица Ленина, дом N180  Церковь была расположена на месте сегодняшнего клуба. Имела два входа: со стороны Подгорного и Белогорья. Снаружи она была белого цвета, наверное, помазана (побелена). Но когда разбивали, гарно помню, что кирпич был красный. Купол на церкви был один. Вокруг был забор из кирпича. Священника звали Владимиром. Где он жил, точно не помню, но кажется, где МТМ.  Церковь была великая, похожа на церковь в Курином, но та намного меньше.  Сергеевекая церковь была одна на всю округу  «така  велика и гарно красива». Гарно звонил в колокола отец Литвинова Анатолия, Михаил. Он пел, а на праздники так вызванивал в колокола!  Разрушили церковь в 1933 году. Помню, что участвовал в разрушении храма Брязгунов Павел Никитич (дед Ломоносова Николая). Когда он умирал, сильно мучился: плакал, возводил руки к небу. Наверно, просил Бога о прощении. Среди тех, кто рушил храм, был и сельский активист Света шов Алексей, его все звали Гусаком. Он собирал налоги, забирал хлеб,   поэтому   его   боялись.   Даже   детей   «лякали»   им,   чтобы   не баловались.  Захоронений вокруг церкви не помню.  Из воспоминаний Белоконовой Прасковьи Михайловны Год рождения ­1916  Место рождения ­ село Сергеевка  Адрес ­ село Сергеевка, улица Ленина, дом N157  Церковь   стояла   на   месте   клуба.   Сделана   она   была   из   красного кирпича, но снаружи была белая, наверно помазана. Купол на церкви был 21 один. Вокруг был кирпичный забор высотой где­то один метр, может, «тришкы больше». От храма до забора было метра два. Росли деревья, какие   точно   не   помню,   но,   сдаётся   мне,   что   сад.   Батюшку   звали Владимир, жил он на месте старого детсада (сегодня на этом месте живёт семья Акопян, напротив Дудченко). А напротив жила его мать дьякониха. Разрушили   церковь   коммунисты.   Дзын   (колокол)   снимал   Черников Мыкола,  Очеретив. Батюшка, наверно,  уехал, когда церковь закрыли.  Из воспоминаний Сергеенко Евгения Павловича Год рождения  ­1923  Место рождения ­ село Сергеевна  Церковь в Сергеевке была самой красивой в округе. Высота её была 37 метров.  На звоннице было 5 колоколов. Самый большой колокол весил 208 пудов.   На   внутренних   стенах   здания   были   изображены   лики   святых, ангелы.   Рисунки   были   выполнены   яркими   красками   на   нежно­голубом фоне. В церкви проводились богослужения. В плохую погоду и зимой, в метели,   большой   колокол   звонил   даже   ночью,   чтобы   заблудившиеся путники могли найти дорогу.  Церковь   действовала   примерно   до   30­х   годов.   Во   время коллективизации   церковь   закрыли,   колокола   сняли   и   побили   на металлолом. Старик, которого заставили бить колокола, плакал.  С тех пор в здании церкви хранили колхозное зерно. А примерно в 1936 году начали строительство клуба из кирпича разрушенной церкви.  Во время войны немцы разрушили недостроенный клуб, а кирпич вывезли.            Из воспоминаний Светличного Василия Ивановича Год рождения ­1925  Место рождения ­ село Сергеевка  Я  был маленьким, но помню, как бабушка водила меня в церковь. Она 22 была красивая, большая, кирпичная, снаружи оштукатуренная и побеленная мелом. Церковь была обнесена красным кирпичным высоким забором, а в проёмах   стены,   между   столбами,   были   просветы   в   виде   креста.   Внутри церкви висели иконы, была большая люстра со свечками, певчий хор. Службу проводил священник, ему помогали дьяконы.  В   30­е   годы   церковь   закрыли.   Сбросили   колокола.   Потом   разобрали кровлю. Что можно было снять ­ сняли, а стены были крепкие, кирпич не отделялся   от   кирпича.   Цемент   был   какого­то   особого   качества,   не   как сейчас, поэтому их решили взрывать. Грохот от взрыва был слышен по всей округе. После этого колхозники стали разбирать поваленные куски стен на кирпич и строить из него здание клуба на том месте, где сейчас находится детский городок. До войны успели выложить только стены клуба, а когда пришли немцы, то они разобрали их на кирпич и увезли на передовую, в Белогорье.  Пожилым верующим людям было жаль разрушенной церкви, но в то время   у   людей   не   спрашивали   их   мнения,   а   неповиновение   каралось очень строго.  Из воспоминаний Брязгуновой Ефросиньи Антоновны Год рождения ­ 1917  Место рождения ­ село Сергеевка  Адрес ­ село Сергеевка, улица Ленина, дом N140  Церковь в Сергеевке была очень большая. Имела один купол. Внутри всё было расписано. В церкви был хор: мужской и женский. Пели хорошо. Рядом стояла «калаурка». Там крестили детей. Отдельно была церковная лавка, где продавали свечи. Вокруг росли деревья, но какие, не помню. Батюшка жил, где щкола теперь стоит. Куда делся, не знаю. Помню, что рядом с церковью был колодец, оттуда брали воду для крещения детей. После разрушения кирпич растягли.                            Снеговская Мария Ивановна 1925 года рождения.                  Ул. Первомайская,д. 18 О церкви помню немного. Помню, как бабушка водила причащать. 3апомнилась   маленькая   ложечка,   из   которой   батюшка   причащал.   Потом давали   просвиру.   Во   время   службы   людей   в   церкви   было   много.   Все держали свечи и мы, дети, тоже.  Церковь   кругом   была   обгорожена   кирпичом,   выложен   забор клеточкой, с окошками. С западной стороны стояла «калаурка» (караулка). Там продавали свечки.  Разрушали церковь свои, наши мужики: Брязгунов Павло и Стешка 23 Пащенко. После закрытия в церкви крутили кино детям, а потом стали хранить зерно.  Неделькина Марфа Кузьминична 1923 года рождения.         Ул. Первомайская, дом 17 Мы приехали в Сергеевку в 1937 году, церкви уже не было, она уже была   разрушена.   Мне   тогда   было   лет   15.   Как   раз,   хорошо   помню,   12 декабря 1937г. были выборы. В этот день мы и приехали в Сергеевку. А до этого приезжали сюда в гости из Подгорного, где жили. Так что церкви уже не   было.   Это   я   помню   хорошо.   Стояла   одна   «калаурка»  С  западной стороны,   от   дороги,   где   сейчас   стоит   памятник   солдату.   В   караулке собирал с прихожан подаяние Андрей Губченко.  Когда мы на праздники приезжали в Сергеевку, катались на крутилке, которую   как   раз   и   выставляли   по   праздникам.   Она   была   разрисована: коники,  люльки,  а  в   центре   катэринка   (фигура   нарисованной   женщины, установленная в центре карусели)  Величко Михаил Николаевич 1924 года рождения. Ул.Первомайская, дом 17 Такой   церкви   как   у   нас   не   было   во   всей   округе.   Помню,   старики рассказывали,   что   сначала   церковь   хотели   строить   в   том   проулке,   где сейчас живет Василий Романович Белоконов. Вроде там даже уже освятили место под постройку. Но потом приехал какой­то специалист, инженер что ли, и сказал, что строить на этом месте нельзя. Там близко грунтовые воды. Потом решили строить здесь в центре. Освятили место и начали строить на том месте, где сейчас стоит клуб. Церковь была хороша! А как звонил звин (колокол), было слышно километров за семь. От стариков помню рассказ о покупке звина. Поехали покупать старики его, выбрали, очень понравился им   звин.  Те,  что   продавали,   пригласили   пообедать,  вроде   как   отметить покупку. Но один старик не захотел бросать колокол и отказался от обеда. Оказывается, они продавали этот звин много раз. Он был самый лучший, гарно звучал. Так они его продавали, потом, когда покупатели  уходили отобедать, меняли колокол. Но наших мужиков не удалось им обдурить. Так   этот   звин   и   оказался   в   Сергеевке.   Ох,   и   звон   был!   Слышно   было издалека. А когда рушили церковь, кинули звин,  и он лопнул.  3вонарь   жил   в   Погореловке,   звали   его   Михаилом,   по­моему, Снеговской .  А   крутилку   привозил   из   Кулешовки   Ларион   и   выставлял   рядом   с церковью. Было это по большим праздникам. Так что она стояла там не всегда   и   не   на   территории   церкви,   а   рядом,   примерно,   где   стадион, напротив почты.  Будникова Вера Ивановна 1923 года рождения. Ул. 24 Первомайская, дом 23 Церковь в Сергеевке была большая и очень красивая. Гарно спивал хор на клиросе: женский и мужской. В церкви было богато икон, всё расписано. Старики очень тужили, когда церковь разрушили. Среди тех, кто рушил были Стеша Пащенко, Гусак (Светашов Алексей Федорович).  Из воспоминаний Литвинова Анатолия Михайловича Год рождения ­ 1955  Место рождения ­ село Сергеевка  Адрес: село Сергеевна, улица Ленина, домN2  Место работы­ Сергеевский Дом культуры      Мой отец, Литвинов Михаил Фёдорович, родился в 1912году. Он много рассказывал о своём детстве, о жизни села. Я тогда был ребёнком, многое воспринимал по­детски, «пропуская мимо ушей». Сегодня об этом очень жалею, потому что вместе с отцом ушло очень многое из моей жизни, то, что сегодня мне хотелось бы передать своим детям и внукам. Это история моего рода, моей семьи, важные страницы истории моей малой родины, родной Сергеевки. Конечно, я многое помню, но сегодня я бы расспросил его о многом, чему не уделял внимания в молодости.           О сельской церкви отец рассказывал много. Церковь действительно была   большой   и   очень   красивой.   Особенно   он   любил   рассказывать   о колоколах,   об   их   особом   звучании.   Он   был   очень   музыкален.   Папа рассказывал, что научился звонить в колокола у своего дяди, жившего в Россоши  и  служившего  в  храме. Двенадцатилетним   подростком он рано утром, на рассвете, бегал в Россошь, чтобы успеть к началу службы. Ему очень   нравилось   слушать   колокольное   звучание   и   самому   создавать   это чудо ­ колокольный звон. Был ли он постоянным звонарём в церкви родного села, точно не знаю. Но хорошо помню из рассказов отца, что он любил радовать  односельчан  колокольным  звоном  на  праздники. На  Пасху   или Троицу,   он   вызванивал   не   только   церковные,   специальные   звоны,   но   и народные: « Барыню», «Яблочко». Всё село собиралось на эти праздники у церкви. Отец также хорошо пел. Он знал много песнопений. Очевидно, он пел и в церковном хоре. Сегодня особенно приятно осознавать, что мой отец оставил добрую память у односельчан.  25 26 27 28

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»

Исследовательская работа «История учительского служения в Воронежском крае»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2018