ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ГЕОГРАФИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Оценка 4.9

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ГЕОГРАФИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
география
Взрослым
04.06.2019
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ГЕОГРАФИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Научная статья об эффективности внедрения элективного курса в целях формирования толерантности учащихся. Статья будет полезна учителям естественно-научного цикла, уделяющим особое внимание формированию гражданской идентичности и нравственности обучающихся. Статья написана в соответствии с требованиями ГОСТ и отражает все параметры, предъявляемые ФГОС.
Бурлака_статья.docx
УДК 910.1 ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ГЕОГРАФИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ Бурлака А.А. Учитель географии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 32» г. Дзержинск Аннотация:   статья   отражает   суть   понятия   «толерантность»,   роль   образования   в формировании   и   утверждение   толерантности   в   России   и   проблему   формирования толерантности,   как   качества   личности   учащихся   в   школе.   В   статье   рассматривается возможность  формирования  толерантности  у учащихся  средней  школы,  путем  введения в образовательную программу элективного курса по географии «Толерантная география».    Ключевые   слова:   толерантность,   духовно­нравственное   развитие,   национальный воспитательный идеал, географическое и геоэкологическое образование. Воспитание   учащихся,   как   нравственных,   ответственных,   инициативных   и компетентных   граждан   всегда   было   в   приоритете   российского   образования,   а   в   связи   с переходом   на   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   основного   общего образования   –   это   стало   главной   целью   российского   образования.   На   сегодняшний   день, воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, то есть образа человека, который   имеет   приоритетное   значение   для   общества   в   конкретно­исторических социокультурных   условиях.   Согласно   Концепции   духовно­нравственного   развития   и воспитания личности гражданина России, современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества   как   свою   личную,   осознающий   ответственность   за   настоящее   и   будущее   своей страны,   укоренённый   в   духовных   и   культурных   традициях   многонационального   народа Российской Федерации. Кроме формирования национального воспитательного идеала, в Концепции духовно­ нравственного   развития   и   воспитания   личности   нашли   отражения   основные   направления ФГОС   второго   поколения,   к   которым   в   первую   очередь   относятся   формирование гражданской идентичности учащихся и сохранения и развития культурного разнообразия и языкового   наследия   многонационального   народа   Российской   Федерации.   Перечисленные направления   обязывают   современное   образование   полноправно   участвовать   в   духовно­ нравственной   консолидации   общества,   укреплении   социальной   солидарности,   повышении уровня доверия человека к государству, к жизни в своей стране, к обществу и согражданам. Таким образом, задачей школьных предметов, в первую очередь, является формирование у учащихся основных личностных качеств, в том числе и толерантности.  На   сегодняшний   день,   не   смотря   на   то,   что   проблема   толерантности   приобрела глобальный характер и считается приоритетной практически во всех странах мира, единого определения данного термина не принято. В нашей статье, мы за основу берем определение толерантности,   которое   дано   в   Декларации   принципов   толерантности   ЮНЕСКО: «Толерантность – это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве   всех   индивидов   гражданского   общества   быть   различными,   обеспечении   устойчивой гармонии   между   различными   конфессиями,   политическими,   этническими   и   другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов,   готовности   к   пониманию   и   сотрудничеству   с   людьми,   различающимися   по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям». Россия – это многонационально государство, для которого социально­политическое развитие   во   многом   зависит   от   уровня   толерантности   населения.   Важнейшую   роль   в формировании   и   утверждении   толерантности   в   России   отводиться   именно   школьному образованию.  Структура   современного   российского   образования,   позволяет   в   разных   степенях формировать   толерантность   на   разных   учебных   предметах,   тем   самым   обеспечивать реализацию   компетентностного   и   системно­деятельностного   подходов   в   образовании   и формировать метапредметные результаты, отраженные во ФГОС второго поколения. Стоит отметить, что география – это один из наиболее удачных предметов школьной программы, способствующий в наибольшей мере формированию толерантности учащихся. География – это  уникальный предмет школьной программы, который объединяет в себе аспекты естественнонаучных и социальных дисциплин. В школьном курсе «География. Россия. 8 класс» изучается тема «Россияне», которая включает в себя темы, отражающие национальный состав России, размещение населения, воспроизводство и миграции населения и другие темы. Но изложенного в учебнике материала недостаточно для формирования такого качества   личности,   как   толерантность,   поэтому   мы   считаем   необходимым   включить   в школьную программу элективный курс «Толерантная география». Актуальность введения элективного курса «Толерантная география» в учебный план связана   с   тем,   согласно   Федеральному   государственному   образовательному   стандарту, приоритетной   целью   российского   образования   является   «воспитание   нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России». Формирование толерантности – важнейшая часть школьного образования, его целей, направленных на воспитание граждан новой России, на подготовку школьников к активному участию в становлении и развитии гражданского общества в своей стране, на социализацию учащихся, их духовное и нравственное развитие для жизни в XXI веке. Толерантность   –     активная   нравственная   позиция   и   психологическая   готовность   к взаимопониманию во имя мира  между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, национальной, религиозной или социальной среды. Включение в содержание школьного географического образования курса «Толерантная география» ­ настоящая необходимость сегодняшнего времени. Особенность курса является его   междисциплинарность.   Данный   курс   интегрирует   знания   учащихся   по   географии, обществознанию,   истории,   литературе.     Кроме   того,   специфической   чертой   курса «Толерантная   география»   является   ориентация   на   личность   учащегося,   его   потребности, интересы, и взаимоотношения между учащимися. Основная цель курса «Толерантная география» ­ воспитание у учащихся толерантного отношения   ко   всем   представителям   многонационального   народа   России   и   социальное развитие личности. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи элективного курса: мире;   Овладеть   теоретическими   знаниями   по   проблеме   толерантности   в   России   и Сформировать   у   учащихся   понимание   того,   что   Россия   как   государство существует благодаря многонациональному многообразию;  Развить   умения   решения   поставленной   проблемы   и   применения   полученного решения   на   практике   через   использование   мирных   средств   для   решения   возникающих разногласий; Сформировать   основные   навыки   успешного   социального   взаимодействия,   с учетом   национальных,   этнических,   религиозных   и   других   особенностей   окружающего общества и способствовать укреплению принципов сотрудничества;   Создать условия для социального развития личности и воспитание учащихся в стиле открытости и понимая особенностей других народов и культур. Методы,   применяемые   для   формирования   толерантности   учащихся,   отражают содержательный компонент методической системы и реализуются, как целостная средовая система формирования толерантности:  Интеллектуальная  среда  формирует   объем,  глубину,  действенность  знаний   о ценностях   толерантности:   идеалы   терпимости,   принципы   отношений   с   людьми   иных социальных и национальных групп.  Эмоциональная среда формирует характер нравственных переживаний, связан­ ных   с   нормами   или   отклонениями   от   норм   и   идеалов:   жалость,   сочувствие,   доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию.   Мотивационная среда формирует интерес учащихся к проблеме толерантности, доброжелательное   отношение   к   многообразию   народов   и   культур,   активную   позицию учащихся в окружающей социальной среде.  Волевая   среда   формирует   нравственно­волевые   качества   в   реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов, инициативность.  Среда саморегуляции формирует нравственную правомерность выбора: совес­ тливость,   самооценку,   самокритичность,   умение   соотнести   свое   поведение   с   другими, добропорядочность, самоконтроль.  Результатами   прохождения   элективного   курса   «Толерантная   география»   является умение   учащихся:   гибко   адаптироваться   в   различных   жизненных   ситуациях,   применять полученные   теоретические   знания   на   практике   с   целью   решения   возникающих   проблем; критически мыслить, предлагать рациональные пути решения возникающих в мире проблем, способность излагать свои мысли грамотно, генерировать новые идеи; отбирать из имеющейся информации   нужную,   определять   возможные   варианты   пути   решения   проблем,   проводить анализ и уметь аргументировать свои решения;  быть открытым к общению, в том числе и с представителями   иных   культур,   уметь  работать   в   команде,  уметь   находить   рациональные решения   для   предотвращения   возникающих   конфликтов;   заниматься   самовоспитанием   и саморазвитием,   особое   внимания   уделяя   воспитанию   толерантности,   нравственности, повышению своего культурного уровня.  Содержание курса включает 4 темы, каждая из которых отражает определенный этап процессуального компонента методической системы. Первая   тема   называется   «Что   такое   толерантность?»   и   включает   теоретическую основу по вопросам толерантности: социологические теории, смысл понятий «толерантность» и «интолерантность», развитие толерантности в России и информацию по Международному дню   толерантности.   Все   перечисленные   аспекты   первой   темы,   отражают   проблемно­ ориентированный   этап,   так   как   на   данном   этапе   перед   учащимися   ставятся   проблемы толерантности и ориентируют на решение выявленных проблем Темы   «Многообразие   современного   мира»   и   «Многообразие   культур   и   народов России»,   вторая   и   третья   темы   курса,   отражают   информационно­коммуникативный   этап. Данные темы рассматривают проблему толерантности по вертикали «расы – этнос – нация – национальное   государство   –   роль   толерантности   личности   в   обществе»,   обеспечивая постепенное   изучение   темы   толерантности   в   мире,   и   по   горизонтали   «народы   России   – традиции и обычаи – народные промыслы, религия», что позволяет в полной мере изучить особенности  национального менталитета россиян. Результатом изучения данных тем станет формирование общей коммуникативной толерантности и ее диагностика. При   изучении   четвертой   темы,   основной   целью   является   применение   полученных знаний на практике, соответственно она отражает творческо­практический этап. Данная тема имеет особое значение в предложенном курсе, так как  позволяет не только в деле применить свои знания, но и раскрывает суть основных тенденций межэтнических отношений с мире, аспекты политики толерантности в мире и России и  позволяет учащимся осознать, что такое равноправие граждан не только с политической, социальной или исторической стороны, но и с точки зрения географии. Тема «Каким мир будет завтра? Межэтнический мир и согласие» является  заключительной  в данном курсе, соответственно, результат изучения  этой  темы, будет сопряжен с результатами изучения курса в целом.   Основной   технологией,   которая   используется   при   реализации   элективного   курса «Толерантная география» является кейс­технология. Кейс – технологии – это проблемно­ поисковый   анализ,   позволяющий   обучающимся,   опираясь   на   собственный   опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причём, как правило, проблема не имеет однозначного решения. Работа обучающихся над кейсом   включает   следующие   этапы:   критическое   осмысление   информации,   вычленение проблемы для решения; анализ, ориентирующий на выявление причин проблемы; поиск идей, направленных на решение проблемы, или разработка плана действий.  Список использованных источников 1.   Федеральный   закон     №   273­ФЗ   «Об   образовании   в   Российской   Федерации»   от 29.12.2012 г. 2.   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   основного   общего образования 3.   Концепция   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина России, под ред. Данилюка А.Я., Кондакова А.М., Тишкова В.А. – М.: Изд­во «Просвещение», 2009 4.Толерантность и образование: современные проблемы формирования толерантного сознания: коллективная монография / ред.: Литовская М.А.,  Шабурова О.В.. ­ Екатеринбург : Изд­во Урал. ун­та, 2006. ­ 192 с. 5.Новая  философская  энциклопедия:  В  4  тт.  М.:  Мысль/.  Под  редакцией  В.  С. Стёпина. 2001. 6.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.­ Чудинов А.Н., 1910. 7.Философский энциклопедический словарь. 2010. 8.Мамедов Н.М. , Винокурова   Н.Ф., Демидова Н.Н. Феномен культуры устойчивого развития в образовании XXI века// Вестник Мининского университета .­2015.­№2(10).­С.6. 9.Винокурова   Н.Ф.,   Исайков   О.И.   Нравственное   воспитание     учащихся   в   процессе изучения курса « География России»// География в школе .2012.­№ 10 .­ С.28­33. 10.Кочуров Б.И.,Винокурова Н.Ф., Смирнова В.М., Глебова О.В.. Лобковский В.М. Культура природопользования: научные и образовательные аспекты// Проблемы региональной экологии.­2014.­№4.­С.159­168. 11. Рожкова М.И. Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2013 12.   Степанов   П.В.   Воспитание   толерантности   у   школьников:   теория,   методика, диагностика/ Под ред. Л.И. Новиковой. М.: АПКиПРО, 2009

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ГЕОГРАФИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ГЕОГРАФИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ГЕОГРАФИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ГЕОГРАФИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ГЕОГРАФИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ГЕОГРАФИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ГЕОГРАФИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ГЕОГРАФИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ГЕОГРАФИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ГЕОГРАФИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Скачать файл