Элективный курс "Решение нестандартных задач по химии" для 9 класса
Оценка 4.8
Разработки курсов
doc
химия
9 кл
31.03.2017
Данный элективный курс направлен на помощь обучающимся в подготовке к ОГЭ по химии в 9 классе. Он рассчитан на 17 часов в год, 0, 5 часов в неделю. Цель программы - развитие интеллектуального и творческого потенциала детей на основе формирования операционных способов умственных действий по решению теоретических и практических задач в области химии.Цель программы - развитие интеллектуального и творческого потенциала детей на основе формирования операционных способов умственных действий по решению теоретических и практических задач в области химии.
ЭК ХИМИЯ 9.doc
ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО ХИМИИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9
« РЕШЕНИЕ нестандартных ЗАДАЧ ПО ХИМИИ» К ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ДЛЯ 9 КЛАССОВ
Программа несет естественно научную направленность, она предназначена для расширенного изучения химии.
Актуальность программы в том, что школьникам предоставляется возможность пополнить знания, приобрести и закрепить навыки
решения теоретических и практических задач. Программа ориентирована на учащихся 9 классов и рассчитана на 17 часов.
Цель программы развитие интеллектуального и творческого потенциала детей на основе формирования операционных способов
умственных действий по решению теоретических и практических задач в области химии.
Задачи программы
Образовательные :
1. формирование умений и знаний при решении основных задач по химии;
2. формирование практических умений при решении экспериментальных задач на распознавание веществ;
3. повторение, закрепление основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов образующих химическую науку.
Воспитательные:
1. создание педагогических ситуаций успешности для повышения собственной самооценки и статуса учащихся в глазах сверстников,
педагогов;
2. формирование познавательных способностей в соответствии с логикой развития химической науки;
3. содействие в профориентации школьников.
Развивающие :
1. развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать изученные факты,
логически излагать свои мысли при решении задач;
развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении;
2.
3. развивать практические умения учащихся при выполнении практических экспериментальных задач.
Планируемые результаты:
Ученик научится: решать нестандартные задачи по химическим уравнениям, требующие логического мышления. Кроме
теоретических, предполагается решение практических задач, ознакомление с качественными реакциями на неорганические
вещества. Решать комбинированные теоретические и практические задач по общей химии, проблемные задачи,
научится использовать информационные технологии в поиске решения различных химических задач при подготовке к ОГЭ
Методическое обеспечение программы
Формы занятий: индивидуальная и групповая работа; анализ ошибок, самостоятельная работа, межпредметные занятия,
практические занятия, зачет.
Методы и приемы организации учебно – воспитательного процесса: объяснение, работа с книгой, беседа, демонстративный показ,
упражнения, решение типовых задач, решение заданий в онлайнрежиме
Методы : частично – поисковый, лабораторный, индивидуального обучения.
Оборудование: компьютер, презентации по отдельным темам программы, наборы химических веществ по неорганической химии,
химическое оборудование и химическая посуда.
Дидактический материал: карточки с заданиями, тесты, пособия для проведения практических занятий.
Тематическое планирование
№ п\п
тема
« Решение задач
по химическим
уравнениям»:
Планируемы результаты
1) иметь представление о химических реакциях, их видах;
2) знать
основные принципы решения задач по химическим уравнениям, если одно из реагирующих
веществ взято в избытке; на выход продукта , примеси, растворы.
3) уметь
делать вычисления по химическим уравнениям на нахождение массы (количества вещества)
продуктов реакции по массе ( количеству вещества) вступающих в реакцию веществ и наоборот;
решать задачи по химическим уравнениям, в которых участвуют газообразные вещества,
используя закон объемных отношений газов;
производить расчеты по термохимическим уравнениям;
производить расчеты по химическим уравнениям ( если одно из веществ взято в избытке, на « Окислительно –
восстановительные
реакции»:
выход продукта, примеси, растворы и составлять задачи, используя знания о свойствах
неорганических веществ.
1)
знать об окислительно – восстановительных ; о понятии окислитель и восстановитель,
понятиях окислительный и восстановительный процесс;
2) уметь
определять степени окисления химических элементов;
расставлять коэффициенты в химических реакциях с участием неорганических веществ
методом электронного баланса и полуреакций.
По теме Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»:
1) знать химические свойства и способы получения основных классов неорганических
соединений;
уметь
2)
записывать реакции «цепочки превращений», с участием неорганических веществ;
решать и составлять задачи на «цепочки превращений»;
«Качественные
реакции
на
неорганические
вещества»
выделять главное и анализировать ход решения «цепочки превращений
1) иметь представление о качественных реакциях;
2) знать
и соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими веществами и
оборудованием;
реагенты и методику проведения качественных реакций на основные катионы и анионы
неорганических веществ.
3) уметь
проделывать качественные реакции;
применять полученные знания при решении и составлении задач на определение веществ в
растворе. КалендарноТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЭК «РЕШЕНИЕ нестандартных ЗАДАЧ ПО ХИМИИ»
ДЛЯ 9 КЛАССА
№
Тема занятия
содержание
Количество
часов
Виды деятельности
обучающихся
Вид и форма
контроля
Решение задач по химическим
уравнениям
1
2
Нахождение массы (количества
вещества) образующихся ве
ществ по массе (количеству
вещества) вступающих в
реакцию веществ
Вычисление объема газов по
уравнению реакции
8
1
1
Задачи на нахождение массы
(количества вещества)
образующихся веществ по массе
(количеству вещества) вступающих в
реакцию веществ Мольное
соотношение веществ. Пропорция
Стехиометрическая схема.
Задачи и задания на вычисление
объема газов по известной массе
(количеству вещества) одного из
вступающих в реакцию или
получающихся в результате ее
веществ Мольное соотношение
веществ. Пропорция. Закон
Навыки решения и
правильного оформления
решений упражнений.
Применять логическое
мышление для решения
упражнений на составление
химических уравнений.
Отработать навыки решения
упражнений, задач. заданий
Навыки анализа, синтеза,
умозаключения, вывода.
Формирование навыков
решения упражнений. Навыки
работы при решении
химических задач и
упражнений
Дата по
плану\по
факту
08.09
Текущий
контроль.
Устный.
фронтальный
15.09
Текущий
контроль.
Письменный
индивидуальный
контроль. 3
4
5
6
7
Расчет объемных отношений
газов по химическим
уравнениям
1
Авогадро. Молярный объем.
Задачи и задания на расчет объемных
отношений газов по химическим
уравнениям. Мольное соотношение
веществ. Пропорция. Закон
Авогадро. Молярный объем.
Расчеты по термохимическим
уравнениям
1
Расчеты теплового эффекта
химической реакции.
Термохимическое уравнение.
Расчеты по химическим
уравнениям, если одно из
реагирующих веществ дано в
избытке
Определение массовой или
объемной доли выхода
продукта от теоретически
возможного
Вычисление массы или объема
продукта реакции по известной
массе или объему исходного
1
1
1
Определение стехиометрической
схемы уравнения реакции. Мольное
соотношение веществ. Пропорция.
Массовая и объемная доля.
Проценты. Вычисление массы
веществ по процентному составу
смеси.
Массовая и объемная доля.
Проценты. Вычисление массы
веществ по процентному составу
Навыки решения и
правильного оформления
решений упражнений.
Применять логическое
мышление для решения
упражнений на составление
химических уравнений.
Отработать навыки решения
упражнений, задач. заданий
Навыки решения и
правильного оформления
решений упражнений.
Применять логическое
мышление для решения
упражнений на составление
химических уравнений.
Отработать навыки решения
упражнений, задач. заданий
Навыки анализа, синтеза,
умозаключения, вывода.
Формирование навыков
решения упражнений. Навыки
работы при решении
химических задач и
упражнений
Навыки анализа, синтеза,
умозаключения, вывода.
Формирование навыков
решения упражнений. Навыки
работы при решении
химических задач и
упражнений
Навыки анализа, синтеза,
умозаключения, вывода.
Формирование навыков
22.09
Текущий
контроль.
Письменный
индивидуальный
контроль.
29.09
Текущий
контроль.
Письменный
индивидуальный
контроль.
06.10
Текущий
контроль.
Письменный
индивидуальный
контроль.
13.10
Текущий
контроль.
Письменный
индивидуальный
контроль.
Текущий
контроль.
Письменный
20.10 вещества, содержащего
примеси
смеси. Пропорция.
Массовая доля. Проценты. Примеси.
Процентный состав смеси.
Пропорция. Решение по
стехиометрической схеме.
Окислительновосстановительное
уравнение. Окислитель.
Восстановитель. Процесс окисления
и восстановления. Электронный
баланс. Реакции
диспропорционирования.
Окислительновосстановительное
уравнение. Окислитель.
Восстановитель. Процесс окисления
и восстановления. Полуреакции.
Электронноионный метод.
8
9
Вычисления, связанные с
растворами
Окислительно
восстановительные реакции
Расстановка коэффициентов
методом электронного баланса
в ОВР
10
Расстановка коэффициентов
электронноионным методом в
ОВР .
Генетическая связь между
основными классами
1
4
2
2
2
индивидуальный
контроль.
27.10
Текущий
контроль.
Письменный
индивидуальный
контроль.
09.11
16.11
Текущий
контроль.
Письменный
индивидуальный
контроль.
23.11
30.11
Текущий
контроль.
Письменный
индивидуальный
контроль.
решения упражнений. Навыки
работы при решении
химических задач и
упражнений
Навыки решения и
правильного оформления
решений упражнений.
Применять логическое
мышление для решения
упражнений на составление
химических уравнений.
Отработать навыки решения
упражнений, задач. заданий
Навыки решения и
правильного оформления
решений упражнений.
Применять логическое
мышление для решения
упражнений на составление
химических уравнений.
Отработать навыки решения
упражнений, задач. заданий
Навыки решения и
правильного оформления
решений упражнений.
Применять логическое
мышление для решения
упражнений на составление
химических уравнений.
Отработать навыки решения
упражнений, задач. заданий неорганических соединений
11
Нахождение массы (количества
вещества, объема) по цепочке
превращений
Качественные реакции на
неорганические вещества
12
Решение практических задач на
качественнее определение
катионов и анионов
неорганических веществ
13
Зачет по курсу «решение
нестандартных задач»
2
3
2
1
Итого часов
17
Химические свойства веществ.
Классы неорганических соединений.
Генетическая связь между классами
неорганических соединений.
Катион. Анион. Качественный состав
веществ. Качественная реакция.
Алгоритм решения задач.
Навыки решения и
правильного оформления
решений упражнений.
Применять логическое
мышление для решения
упражнений на составление
химических уравнений.
Отработать навыки решения
упражнений, задач. заданий
Применять логическое
мышление для решения
упражнений и заданий.
Отработать навыки решения
практических задач.
Применение знаний для
решения задач и заданий по
химии.
07.12
14.12
Текущий
контроль.
Письменный
индивидуальный
контроль.
Лабораторный
контроль.
21.12
28.12
18.01.
Итоговый
контроль.
письменный.
фронтальный.
1. А.В.Хомченко В.А. Хомченко Сборник задач по химии , Москва, «Просвещение», 2010Л.И.Некрасова Химия. 9 11 класс.
Карточки заданий Изд–во «Лицей», 2008
Список используемой литературы :
2. А.В.Артемов С.С.Дерябина Школьные олимпиады по химии 811 классы, Москва, Айрис – пресс,2009
3. 2010Л.И.Некрасова Химия. 9 11 класс. Карточки заданий Изд–во «Лицей», 2008
4. С.В.Горбунцова Тесты по основным разделам школьного курса химии. Издво Москва «Вако» 2006 г 5. О.С.Габриелян И.Г.Остроумов Химия . Настольная книга учителя 9 класс Москва, «Дрофа», 2007
7. О.С.Габриелян Химия . Настольная книга учителя 11 класс Москва, «Дрофа», 2009
8. Н.Н.Гара М.В.Зуева Задачи по химии 10 – 11 класс Москва, «Дрофа», 2009
Интернет ресурсы:
https://oge.sdamgia.ru/
http://www.fipi.ru/content/otkrytyybankzadaniyoge
http://festival.1september.ru/
http://4oge.ru/himija/516demoversiyaogepohimii2017.html
http://www.seznaika.ru/himiya/olimpiada/20339
Элективный курс "Решение нестандартных задач по химии" для 9 класса
Элективный курс "Решение нестандартных задач по химии" для 9 класса
Элективный курс "Решение нестандартных задач по химии" для 9 класса
Элективный курс "Решение нестандартных задач по химии" для 9 класса
Элективный курс "Решение нестандартных задач по химии" для 9 класса
Элективный курс "Решение нестандартных задач по химии" для 9 класса
Элективный курс "Решение нестандартных задач по химии" для 9 класса
Элективный курс "Решение нестандартных задач по химии" для 9 класса
Элективный курс "Решение нестандартных задач по химии" для 9 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.