Элективный курс «Современные музыкальные жанры» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса к обучению по специальному художественному направлению гуманитарного профиля и является продолжением и логическим завершением предмета «Музыка» (1-8 кл., под научным руководством Д. Б. Кабалевского).
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Концепции художественно-эстетического образования и Государственного образовательного стандарта области «Искусство».
Цель курса:
• формирование системы музыкально-эстетических ценностей учащихся в условиях массовой культуры с опорой на знание эволюции музыкального искусства, его современных стилей и жанров;
• формирование интереса и положительной мотивации школьников к музыкальной специализации в гуманитарном профиле.
Элективный курс «Современные музыкальные жанры» является предметно-ориентированным и решает следующие задачи:
• дать ученику возможность реализовать свой интерес специальному художественному направлению и создать условия для осознанного выбора профиля в образовательной области «Искусство»;
• познакомить учащихся с наиболее значительными явлениями, стилями и жанрами современной массовой музыкальной культуры, приобщить к лучшим образцам современной музыки;
• показать взаимосвязь и преемственность музыки прошлых веков и современности, академического направления и массовой музыкальной культуры;
• развить навыки критического отношения к вновь возникающим музыкальным явлениям, умение оценивать их с точки зрения на основе знаний истории и теории музыки;
• научить понимать и оценивать современную музыку с духовно-нравственных позиций, помочь выработать собственный обоснованный взгляд на явления современной массовой музыкальной культуры, способствовать формированию эстетически значимой системы ценностей и музыкальных вкусов.
Содержание элективного курса реализуется на основе принципов последовательности, системности, обобщения, а также при помощи следующих методов:
• метод художественно-педагогической драматургии, который способствует осуществлению психологической адаптации школьников в избранном предмете,
• проблемно-поисковый метод, метод обобщения, метод проектов, которые оптимизируют процесс вхождения учащихся в профессию, т. к. помогают формированию самостоятельного взгляда на неё;
• метод монологически- диалогического изложения (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия);
• метод визуального изучения явлений и зрительно-звуковой информации;
• метод взаимосвязи различных видов искусств;
• метод взаимосвязи с жизнью (опора на жизненные ситуации);
• метод самостоятельной работы с источником.
Основной формой работы является учебное занятие (урок), проводимое 1 раз в неделю продолжительностью 45 минут. Занятия носят теоретический и практический характер.
Формы учебных занятий: «круглый стол», практикум, конференция, дискуссия, ток-шоу, семинар.
Программа реализуется в различных видах деятельности:
• исполнительская (пение, музицирование);
• слушание аудиозаписей, просмотр видеозаписей;
• диагностическая (анкетирование, тестирование);
• проектно-исследовательская;
• просветительская (посещение концертов, спектаклей).
Программа элективного курса.doc
"Современные музыкальные жанры"
Пояснительная записка.
Элективный курс «Современные музыкальные жанры» предназначен для предпрофильной
подготовки учащихся 9 класса к обучению по специальному художественному
направлению гуманитарного профиля и является продолжением и логическим завершением
предмета «Музыка» (18 кл., под научным руководством Д. Б. Кабалевского).
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Концепции художественно
эстетического образования и Государственного образовательного стандарта области
«Искусство».
Цель курса:
формирование системы музыкальноэстетических ценностей учащихся в условиях
массовой культуры с опорой на знание эволюции музыкального искусства, его
современных стилей и жанров;
формирование интереса и положительной мотивации школьников к музыкальной
специализации в гуманитарном профиле.
Элективный курс «Современные музыкальные жанры» является предметно
ориентированным и решает следующие задачи:
дать ученику возможность реализовать свой интерес специальному
художественному направлению и создать условия для осознанного выбора профиля
в образовательной области «Искусство»;
познакомить учащихся с наиболее значительными явлениями, стилями и жанрами
современной массовой музыкальной культуры, приобщить к лучшим образцам
современной музыки;
показать взаимосвязь и преемственность музыки прошлых веков и современности,
академического направления и массовой музыкальной культуры;
развить навыки критического отношения к вновь возникающим музыкальным
явлениям, умение оценивать их с точки зрения на основе знаний истории и теории
музыки;
научить понимать и оценивать современную музыку с духовнонравственных
позиций, помочь выработать собственный обоснованный взгляд на явления
современной массовой музыкальной культуры, способствовать формированию
эстетически значимой системы ценностей и музыкальных вкусов.
Содержание элективного курса реализуется на основе принципов последовательности,
системности, обобщения, а также при помощи следующих методов:
метод художественнопедагогической драматургии, который способствует
осуществлению психологической адаптации школьников в избранном предмете,
проблемнопоисковый метод, метод обобщения, метод проектов, которые
оптимизируют процесс вхождения учащихся в профессию, т. к. помогают
формированию самостоятельного взгляда на неё;
метод монологически диалогического изложения (рассказ, объяснение, беседа,
дискуссия);
метод визуального изучения явлений и зрительнозвуковой информации;
метод взаимосвязи различных видов искусств;
метод взаимосвязи с жизнью (опора на жизненные ситуации);
метод самостоятельной работы с источником.
Основной формой работы является учебное занятие (урок), проводимое 1 раз в неделю
продолжительностью 45 минут. Занятия носят теоретический и практический характер.
Формы учебных занятий: «круглый стол», практикум, конференция, дискуссия, токшоу,
семинар.
Программа реализуется в различных видах деятельности:
исполнительская (пение, музицирование);
слушание аудиозаписей, просмотр видеозаписей;
диагностическая (анкетирование, тестирование);
проектноисследовательская;
просветительская (посещение концертов, спектаклей).
Проведение курса предусмотрено в течение полугодия в 9 классе общеобразовательной
школы. Курс расчитан на 20 часов.
Критериями успешного освоения элективного курса и готовности к освоению
специализации художественного направления гуманитарного профиля можно считать:
степень развития интереса к данному профилю;
степень развития эмоциональнонравственного отклика на художественное
произведение и художественнопрофессиональную деятельность;
степень проявления способностей к музыкальнотворческой деятельности и
интереса к данному направлению музыки;
степень проявления самостоятельности взглядов, позиций, суждений об искусстве,
проявления художественного вкуса.
Результативность занятий отслеживается по данным критериям на основе наблюдений за
учащимися в процессе работы, собеседований с ними, а также с использованием форм
входного, текущего и итогового контроля (викторины, опрос, тесты, концертная
деятельность).
Итоговый контроль заключается в обобщении результатов текущих опросов и выполнении
итоговых практических зачётных работ. В результате изучения данного курса учащиеся
должны:
ориентироваться в разнообразии современных музыкальных стилей и направлений;
знать основные особенности творчества изучаемых авторов и исполнителей;
узнавать на слух изучаемые музыкальные произведения; уметь высказывать свою точку зрения на музыкальные явления современности;
иметь представление о выбранном профессиональном направлении;
сдать зачётную работу.
Тематическое планирование.
№
Наименование разделов и тем
Количество часов
Теория Практика Всего
1. Введение в курс
2. Джаз
3.
Рокмузыка
4. Мюзикл
5. Киномузыка
6. Попмузыка
7. Авторская (бардовская) песня, гитара
8. Электронная музыка, синтезатор
9. Профидайджест
10. Зачётное занятие
1
2
2
2
2
2
1
1
1
1
2
2
2
2
2
3
3
1
2
20
2
2
2
6
14
Всего:
Содержание.
1. Введение в курс (1 час).
Задачи курса (краткое ознакомление, анкетирование, профтестирование, беседа).
Понятие «современная музыка», «современный жанр». Смена эпох: античность,
возрождение, барокко, классицизм, романтизм, современная музыка. Музыка «серьёзная» и
«лёгкая». Феномен эстрады, понятие «эстрады». Основные жанры эстрадной музыки.
Эстрадный оркестр, инструменты. Значение легкожанровой музыки в наши дни.
Термины: эстрада, сцена, концерт, оркестр, дирижёр, поэт, композитор, эстрадно
симфонический оркестр, аранжировка, песня, шлягер.
Материал для слушания (на выбор): И.С. Бах. «Шутка» из сюиты для струнных и флейты.
В. А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада».
Л.Бетховен. «Экосезы».
Ф.Шуберт. Баллады, песни.
И.Штраус. Вальсы.
П. Мориа. «Под музыку Вивальди».
Р.Паулс. «Вернисаж».
Эстрадные песни по выбору учителя и учащихся.
Требования к знаниям, умениям, навыкам (ЗУН):
иметь представление о задачах курса;
ориентироваться в смене эпох, обусловивших появление и развитие музыкальных
стилей;
знать особенности и основные жанры современной музыки;
уметь отличать музыку современную от других музыкальных жанров.
2. Джаз (2 часа).
Негритянские корни джаза. Жанры джаза – спиричуэлс, госпел, соул. Регтайм. История
блюза, его специфика. Классический джаз, бигбенд. Многообразие жанровых направлений
и стилей джаза (кулл, фри, бибоп, свинг и др.) Особенности музыкального языка джаза
( ритмика, интонации, гармония). Джазовые музыкальные инструменты. Представители
зарубежного и русского джаза. Стилевые сплавы (хардбоп, модернбоп, соул, фриджаз,
бароккоджаз, симфоджаз…).
Термины: джаз, спиричуэлс, госпел, ритмгруппа, скэт, синкопа, полиритмия, диссонанс.
Материал для слушания:
«Молитва» (негритянский спиричуэлс).
«Роллем Пит», «Блюз Западной окраины».
Д. Вашингтон. «Блюз».
Дж. Гершвин. «Колыбельная».
А. Варум. «Осенний джаз».
Л. Утёсов. «Диксиленд».
Композиции Л. Армстронга, О. Лундстрема.
Требования к ЗУН:
оперировать терминами и понятиями, характеризующими джазовую музыку;
знать историю джаза, уметь охарактеризовать основные направления, уметь
отличить на слух джазовую музыку;
знать музыкальные инструменты, используемые в джазе, знать корифеев и
современных исполнителей джаза.
3. Рокмузыка (2 часа). История и социальные причины возникновения рокмузыки. Рокмузыка – явление
современности. Основополагающие стили рокмузыки: ритмэндблюз и рокнролл, их
особенности, представители (Билл Хейли, Элвис Пресли, Алан Фрид и др.). Электрогитара,
виды, её значение в рокнролле, манеры исполнения.
Классический рок. Британский рок. «Битлз»творческий портрет, история успеха.
«Роллинг Стоунз», «Энималз» и др. Стили рокмузыки: панк, фолк, хард, хэвиметалл,
«новая волна» и др. Представители стилей.
Русский рок. История появления, особенности, представители.
Термины: ритмэндблюз, рокнролл, рокэбилли, кантри, хиллибилли, скиффл, бигбит,
хардрок, прогрессивный, альтернативный, психоделический рок, андеграунд, фолкрок,
джазрок, латинрок, фьюжн, афророк.
Материал для слушания: музыкальные произведения рокгрупп «Биттлз», «Роллинг
Стоунз», «Лед Зеппелин», «Ди Перпл», «Блек Саббат», «Пинк Флойд», «Куин»,
«Скорпионс», «Кино», «Машина времени», «ДДТ», «Чайф», «Аквариум», «Браво»,
«Ария», «Алиса», репертуар Э. Джона, Э. Пресли, В. Кузьмина и др.
Требования к ЗУН:
знать об истоках рока, его роли в жизни молодёжи;
уметь отличать стили рокмузыки от других стилей;
знать музыкальные инструменты, используемые в рокмузыке;
знать «пионеров» и современных исполнителей рока.
4. Мюзикл (2 часа).
Истоки возникновения жанра, классические предшественники (опера, балет, оперетта).
Водевиль, шоу, мюзикхолл, ревю (музыкальновыразительные средства, особенности,
элементы). Синтез академической и эстрадной музыки. Взаимодействие драматургии и
структуры оперы и музыкального языка рокмузыки. Первые образцы западной рокоперы
(«Волосы», «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Уэббера). Продолжение традиций рокоперы
в отечественной музыке (А. Рыбников, А.Журбин…).
Термины: опера, балет, оперетта, водевиль, варьете, шоу, канкан, ревю, мюзикхолл, рок
опера.
Материал для слушания:
И.Штраус. «Летучая мышь».
Л. Бернстайн. «Вестсайдская история».
П.Херманн. «Хэлло, Долли».
Э.Уэббер. Фрагменты оперы «Иисус Христос – суперзвезда».
А.Рыбников. «Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».
К.Меладзе. «Золушка».
Г.Гладков. «Бременские музыканты».
Р.Кочанте. «Нотр дам де Пари».
Требования к ЗУН:
знать историю зарождения жанра;
знать разновидности жанра, их отличительные особенности;
знать первых и современных зарубежных и отечественных авторов данного жанра;
5. Киномузыка (2 часа).
Значение музыки в кино как средства раскрытия художественного образа. Специфика
музыки в кино и в мультипликации. Песня в кинофрагменте – средство для характеристики
героев. Музыка в «кадре» и за «кадром». Представители киномузыки (Н. Рота, Э.
Марриконе, Р. Роджерс, А. Рыбников, Ген.Гладков, И. Дунаевский, А.Петров,
М.Таривердиев и др.)
Материал для слушания: музыкальные фрагменты к кинофильмам «Титаник», «Ирония
судьбы», «Иван Васильевич меняет профессию», «Гардемарины, вперёд!», «Берегись
автомобиля», «Крёстный отец», «Семнадцать мгновений весны» и др.
Требования к ЗУН:
знать о роли музыки в кино и мультипликации;
знать о специфике жанра;
знать имена современных композиторов, работающих в данном жанре.
6. Попмузыка (2 часа).
Понятие о попмузыке как субкультуре современной молодёжи. Тенденции возникновения.
Актуальность попмузыки в современных условиях, её положительные и отрицательные
черты, влияние на подрастающее поколение. Роль СМИ в распространении попкультуры.
Стили и направления попмузыки, музыкальный язык и особенности. Представители
зарубежной и отечественной попмузыки. Фестивали, конкурсы, шоупроекты
(«Евровидение», «Фабрика звёзд», «Новая волна», «Народный артист», «Пять звёзд» и др.)
Термины: попмузыка, попкультура, шоубизнес, шоупроект, продюсер, бренд, ротация,
имидж.
Материал для слушания выбирается по усмотрению учителя и желанию учащихся,
используются видеозаписи шоупрограмм.
Требования к ЗУН:
иметь понятие о попмузыке;
знать стили и особенности, отличительные черты попмузыки;
уметь отличать лучшие образцы попкультуры от низкосортных, примитивных
песен.
7. Авторская (бардовская) песня. Гитара (3 часа).
История зарождения жанра в нашей стране. Черты авторской песни, её актуальность.
Жанры авторской песни, яркие представители (Окуджава, Высоцкий, Галич, Визбор,
Дольский, Никитин, Розенбаум). Клубы самодеятельной песни (КСП), фестивали авторской песни. Акустическая гитара и её роль в формировании доверительного
характера жанра, приёмы игры на гитаре. Элементарное музицирование . Аккорды. Работа
над песнями.
Термины: авторская песня, барды, тема, образ, мотив, аккорд, гитара, аппликатура, баррэ.
Материал для слушания:
Б.Окуджава. «Пожелание друзьям», «Грузинская песня».
Ю.Визбор. «Милая моя».
О.Митяев. «Как здорово…».
В.Высоцкий. «Кони привередливые».
А.Дольский. «Баллада о звезде».
А. Розенбаум.»Вальсбостон» и др.
Требования к ЗУН:
уметь отличать бардовскую песню от других стилей современной музыки;
знать особенности бардовской песни;
знать представителей жанра;
иметь элементарный навык музицирования на гитаре (простейшие аккорды, приёмы
игры на инструменте, уметь передавать в исполнении бардовских песен их смысл и
доверительный характер).
8. Электронная музыка. Синтезатор (3 часа).
Понятие об электронной музыке. Терменвокс. Роль электронной музыки в формировании
эстетики мегаконцертов, шоупрограмм. Звукозаписывающая и звуковоспроизводящая
аппаратура, техника, светомузыка и светотехника в оформлении шоупрограмм. Студия
звукозаписи. Представители электронной музыки (Ж.М.Жаррэ, Э.Артемьев, А.Рыбников и
др.)
Синтезатор как представитель современных электронных инструментов. Знакомство с
техническими параметрами и возможностями инструмента. Элементарное освоение
синтезатора (гаммы, мелодическая линия, аккорды), элементарное музицирование.
Термины: электронная музыка, терменвокс, шоупрограмма, лазер, синтезатор,
аккомпанемент, аккорд.
Материал для слушания: инструментальные композиции Ж.М.Жаррэ, Э.Артемьева,
группа «Спейс» и др.
Требования к ЗУН:
иметь представление об электронной музыке;
иметь общее представление о синтезаторе;
иметь навык элементарного музицирования (игра гамм, мелодий, простейших
последовательностей). 9. Профидайджест (1 час).
Занятие носит информационный характер, цель которого – расширение музыкально
информационного поля, кругозора, профессиональная ориентация в области музыкального
образования. Знакомство с музыкальнопросветительскими учреждениями, мировыми
музыкальными центрами, музыкальными учебными заведениями ( специфика музыкальных
профессий, условия приёма, требования при поступлении, реклама музыкальных учебных
заведений).
10. Зачётное занятие (2 часа).
Формы зачётных работ (по выбору):
представление любимой рок (поп)группы или исполнителя (мультимедийная
презентация, буклет, коллаж, газета);
рецензия на песенный репертуар рок (поп)группы или исполнителя;
статья (репортаж) в школьную или районную газету о музыкальном событии
(мероприятии) школы, села;
проект программы для фестиваля современной музыки (продумать название
мероприятия, его цель, определить круг приглашённых представителей разных
стилей современной музыки, разработать сценарный ход и логическую программу
фестиваля);
разработать и провести токшоу на тему «Современная музыка: «за» и «против»
(определить цель, круг вопросов, приглашённых участников шоу);
подготовка доклада или реферата по пройденным темам;
разработать музыкальную викторину «Всё о современной музыке» (творческий
минипроект);
концертное выступление (сольное исполнение песни по выбранному жанру) на
школьном вечере, в шоупрограмме, на фестивале, конкурсе (в зависимости от
уровня исполнения);
разработать и провести «Вечер бардовской песни» (с собственным исполнением
бардовской песни);
провести собственное исследование по изучению творчества представителей
современной музыки (рокгруппы, исполнителей, попгруппы, джаза, авторской
песни …).
Во время итогового контроля проводится анкетирование с целью выявления динамики
интереса к элективному курсу, его целесообразности.
Литература для учащихся:
1. Кастальский С. Рокэнциклопедия. М., Ровесник, 1997.
2. Мильто И.П. Поговорим о музыке. – М., Беларусь, 1989.
3. Рокмузыка в СССР, опыт популярной энциклопедии./сост. А.К.Троицкий. / М.,
Книга, 1990.
4. Музыкальный энциклопедический словарь. – М., Советская энциклопедия, 1990.
5. Багиров А., Любовь моя – «Биттлз», Минск., Парус, 1993.
6. БЭС. – М., Большая Российская Энциклопедия, 1998.
7. ВасинаГроссман В., Первая книга о музыке. 1999.
8. Энциклопедия советского джаза, М., 1985. 9. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Булучевский Ю.. –Л. Музыка, 1990.
Литература для учителя:
1. Программа средней общеобразовательной школы. – М., Просвещение.1990.
2. Березовчук Л. Методическая аннотация по курсу «Мировая музыкальная
культура», СП., 1990.
3. Периодические журналы: «Музыка в школе», «Искусство в школе», «Yes Все
звёзды», «Радуга», «Твоя параллель».
4. Компактдиски, видео, аудиокассеты, видеофильмы.
Элективный курс «Современные музыкальные жанры»
Элективный курс «Современные музыкальные жанры»
Элективный курс «Современные музыкальные жанры»
Элективный курс «Современные музыкальные жанры»
Элективный курс «Современные музыкальные жанры»
Элективный курс «Современные музыкальные жанры»
Элективный курс «Современные музыкальные жанры»
Элективный курс «Современные музыкальные жанры»
Элективный курс «Современные музыкальные жанры»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.