Элективный курс «Страницы истории»
Оценка 4.6

Элективный курс «Страницы истории»

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
история
10 кл
17.01.2017
Элективный курс  «Страницы истории»
Рабочая программа элективного курса "Страницы истории" составлена для ведения курса истории на профильном уровне с использованием авторской программы С.И.Козленко и Е.В.Саплиной "Элективные курсы по истории в профильной школе". Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем авторской программы, дает четкое распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет оптимальное сочетание лабораторных, практических работ, уроков – лекций, дискуссий, экскурсий, структурирует учебный материал, определяет последовательность его изучения. В Программе представлены требования к уровню подготовки по итогам изучения элективного курса курса "Страницы истории» .Файл содержит 6 страниц формата А-4.
Элективный курс Cтраницы истории.docx
Автор: Филиппова Ирина Дмитриевна, учитель истории   МБОУ «Лицей №1» г.Нефтеюганска, ХМАО­ Югры, Тюменской области Элективный курс  «Страницы истории» Пояснительная записка       В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы   является   формирование   ключевых   компетенций   учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской   культуры   школьников,   создание   условий   для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.           В   соответствии   с   направлениями   работы   школы,   обусловленными Концепцией   профильного   обучения,   элективный   курс   "Страницы   истории" позволяет познакомить учащихся с теорией и практикой организации научно­ исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе, вооружить   их   методами   познания   и   сформировать   познавательную самостоятельность.         Каждому   ребенку   дарована   от   природы   склонность   к   познанию   и исследованию   окружающего   мира.   Реализация   программы   курса   позволяет совершенствовать эту склонность, способствует развитию соответствующих умений и навыков, прививает школьникам вкус к исследованию, предполагает активное   участие   школьников   в   исследовательской   деятельности   по выбранному   профилю   с   целью   расширения   их   знаний   и   более   глубокого усвоения учебного материала.      Рабочая программа элективного курса "Страницы истории" составлена на основе   Примерной   программы   среднего   (полного)   общего   образования   на профильном уровне по истории, а также авторской программы  С.И.Козленко и     Е.В.Саплина   «Элективные   курсы   по   истории   в   профильной   школе. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем авторской программы, дает четкое распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет оптимальное сочетание лабораторных, практических работ, уроков –  лекций,  дискуссий,  экскурсий,  структурирует   учебный   материал, определяет последовательность его изучения.  Место элективного курса в учебном плане Элективный   курс   «Страницы   истории»   реализуется   за   счет   времени, отводимого   на   компонент   образовательного   учреждения,   то   есть   является элементом вариативной части учебного плана.  Элективный курс рассчитан на 17 учебных часов,   в 10 классе по 1 часу   в неделю.  Выбор  элективного  курса определяется решением лицея и осуществляется каждым отдельным школьником. С точки зрения решения задач комплексной довузовской подготовки данный курс является  наиболее эффективным.  Общая характеристика элективного курса Изучение   истории   позволяет   по   –   новому   поставить   и   решить   проблемы обучения и воспитания, сформировать у обучающихся высокие гражданские и патриотические   чувства,   ощущение   своей   принадлежности   к   великой   и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории.  Элективный курс «Страницы истории» по типу является универсальным т.к. формирует исследовательские компетенции. Предмет   история   в   данном   курсе   представлена   как   средство   для исследования,   следовательно,   ее   изучение   предполагается   с   точки   зрения источники   для   исследования.   С   учетом   этого   момента     предполагается изучение истории   как характеристики отдельных этапов общего для многих стран исторического пути. Особенностью   курса   является   также   активное   применение   понятий «палеография», «нумизматика», «геральдика» ­ они являются центральными в данном курсе.   Цели   курса:  познакомить   учащихся   10   класса   с   основными   методами исторического исследования, многообразием вспомогательных исторических дисциплин;   дать   представление   об   историческом   источнике,   о   его   роли   в познании прошлого.   Задачи курса: Сформировать  у   учащихся   чувства   значимости   научных   исследований, понимание роли и значимости отечественной науки и научной школы;  вооружить   учащихся   теоретическими   знаниями   о   различных   формах организации научно­исследовательской деятельности учащихся;  сформировать  исследовательской работы.  Целью   деятельности   учителя    при   реализации   элективного   курса становится создание условий, обеспечивающих самостоятельное продвижение ученика в процессе овладения и применения знаний, умений, в овладении и развитии исследовательской компетенцией.  Функции   учителя:   стимулирующая,   ориентировочная,   диагностическая, корректирующая,   развивающая,   воспитательная.   Учащиеся   из   объекта деятельности   превратились   в   субъект.     процессе основы   практических   умений   организации   научно­   У   ученика   в исследовательской   деятельности   формируются   такие   качества   творческой личности,   как   ответственность,   целеустремлённость,   способность   к самоорганизации и самоконтролю, уверенность в себе, успешность.        Таким   образом,   изучение   школьниками   элективного   курса   «"Страницы истории»   будет   способствовать   развитию   у   них   основных   ключевых компетентностей:   социальной,   информационной.   Они   формируются   и развиваются   путем   развития   общеучебных   умений   и   навыков,   основных способов деятельности.  Информационная компетентность: ­   умение   поиска   и   нахождения   необходимой   информации   для   решения учебных задач;  ­ умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую;  ­   умения   и   навыки   критического   анализа   вербальных   и   документальных текстов.  Социальная (социально – коммуникативная) компетентность: ­ способность работать в команде;  ­   способность   к   конструктивному   взаимодействию   с   людьми   различных национальностей и вероисповеданий, не основанному на подавлении;  ­ способность обозначать и разрешать конфликты ненасильственным путем;  ­   умение   анализировать   собственные   профессиональные   склонности   и возможности.  Ведущие формы и методы организации учебных занятий: ­ интерактивные лекции с последующими дискуссиями;  ­ лабораторные работы;  ­ защита проектов; ­экскурсии.  Интерактивные   формы   проведения   занятий   и   самостоятельная исследовательская   работа   в   группах   образуют   пространство   для практического   применения   учащимися   знаний.   Технология   учебно   – предметной   деятельности   при   изучении   курса   направлена   на   развитие позитивной мотивации к учению.  Основные формы отчетности (измерители обученности): ­ тетрадь с конспектами и выполненными заданиями ( лабораторные работы, практические работы, эссе);  ­ творческие работы (презентации,  проблемные задания и др.)  ­ интерактивных лекций, семинаров;  Итогом   изучения   элективного   курса   является   защита   мини   –   проекта, подготовленного учеником по конкретной теме.  Таким образом, изучение школьниками элективного курса "Ключ к тайнам Клио (в мастерской учёного­историка)» будет способствовать развитию у них основных   ключевых   компетентностей:   социальной,   информационной.   Они формируются и развиваются путем развития общеучебных умений и навыков, основных способов деятельности.  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Содержание программы представлено в виде тематического и календарно – тематического   планов,   что   позволяет   избежать   дублирования   авторской программы,   но   одновременно   указывает   способ   развертывания   учебного материала,   содержательную   структуру   программы,   а   также   распределение учебного времени на изучение тем и методы, используемые при прохождении программы, то есть технологию подачи материала.      Тема   1.   Исторические   источники   как   средство   познания   исторического прошлого. Классификация источников. Ретроспективный и репродуктивный характер исторического познания.  Исторический источник и исторический факт.    Тема   2.   Критика   и   интерпретация   исторического   источника.   Поиск   и   вы¬явление   источников.   Основные   методы   и   принципы   научной   критики. Внешняя и внутренняя критика источника.    Тема 3. Многообразие вспомогательных исторических дисциплин.  Объекты   исследования.  Особенности   методических   приемов.  Роль   и  место вспомогательных исторических дисциплин в исторической науке.    Тема 4. Системы счисления времени и историческая хронология. Единицы      Тема   5.  Кладовая   земли   раскрывает   свои   тайны.   Археология   —   «наука лопаты».   Культурный   слой.   Методы   работы   археологов.   История   великих археологических открытий.     Тема 6. В мире древних и старинных рукописей. Что изучает палеография. Методика   палеографического   исследования.   Алфавиты.   Графика   письма. Орудия письма. Материал для письма.      Тема   7.   Монеты   рассказывают.   Монеты   —   оригинальный   и   важный исторический   источник.   Монеты   и   денежное   обращение.   Возникновение   и развитие русской денежно­весовой системы.    Тема 8. «С гербом, где вписан знатный род». Геральдика — наука о гербах. Происхождение   гербов.   Теоретическая   геральдика.   Государственные   и городские гербы. Дворянский герб.    Тема 9. Нелегкой тропой исторического исследования. Прошлое в сознании и интерпретации ученого. Проблемы выбора исторических концепций.     Тема 10. Стражи прошлого: архив, библиотека, музей и их значение для исторического познания. Тематическое планирование курса № Тема Форма работы Часы 1­2 3 4 5­6 7­8 9­10 11 12­13 Исторические   источники   как средство познания исторического прошлого Критика   и   интерпретация исторического источника Многообразие   вспомогательных исторических дисциплин Системы   счисления   времени   и историческая хронология Кладовая земли раскрывает свои тайны В   мире   древних   и   старинных рукописей Монеты рассказывают «С   гербом,   где   вписан   знатный род» 14­15 Нелегкой   тропой   исторического исследования 16­17 Стражи   прошлого: архив, библиотека, музей и их значение для исторического познания Итого   Лекция  Лекция  Лекция  Лабораторная работа Семинар  Семинар  Лабораторная рабоа Защита проекта Семинар  Экскурсия 2 1 1 2 2 2 1 2 2 2 17 ТРЕБОВАНИЯ   К   УРОВНЮ   ПОДГОТОВКИ   по   итогам   изучения элективного курса «курса "Страницы истории»  Учащиеся должны знать термины:  Вспомогательные исторические дисциплины  Источниковедение  Палеография  Эпиграфика   Дипломатика  Археография   Папирология  Хронология  Метрология  Нумизматика  Бонистика  Фалеристика  Сфрагистика  Геральдика. Вексиллология Генеалогия. Учащиеся должны знать термины  уметь:  1. Составить глоссарий (малоизвестные слова) по истории. 2. Составить презентации по каждой науке. 3.Составить рассказ «Муза Клио  и ее свита». 4.Участвовать   в   дискуссии   по   теме   «Проблемы   выбора   исторических концепций» 5.Составить проблемные задания по каждой науке. 6.Составить   презентации   по   темам:   «Археология»,   «Российские   ордена», «Советские ордена», «Единицы измерения», «Системы письма» и др. 7.  Проводить   комплексный   поиск   исторической   информации   в   источниках разного типа;  Литература 1.Андриенко А.В Приобщение учащихся лицея к научно­исследовательской деятельности:   Автореферат   дис.   на   соиск.   уч.   ст.   к.п.н./А.В.Андриенко; Сибирск. гос. технологич. ун­т.­ Красноярск, 2008. 2.Гам В.И., Филимонов А.А., Шипицына Л.П. Разработка учебных курсов на основе компетентностного подхода. – Омск: Изд­во ОмГПУ, 2009..  Исследовательская деятельность педагога и учащегося в современной школе: 3.Методическое пособие / Под ред. И.Д. Чечель.­ Омск, 2009. 4.Исследовательская   работа   школьников.   Научно­методический   и информационно­публицистический журнал. №2 2002, РАН, Минобр РФ, Деп. обр. Москвы, МПГУ, МИОО, МГДД(Ю)Т. М. 2002. 5.Качурин.М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы .М., 1988 педагогики РАО 23 апреля 2008. 6.Леонтович   А.В.   Исследовательская   деятельность       учащихся:   Сборник статей. М., МГДД(Ю)Т, 2002. 110 с., библ. 98. 7.Развитие   исследовательской   деятельности   учащихся.   Методический сборник. — М.: Народное образование, 2007. — 272 с.  8.Хуторской   А.В.   Ключевые   компетенции:   Технология   построения. //Народное образование. №5 ­2003 школе. – М.: Сентябрь, 2004.

Элективный курс «Страницы истории»

Элективный курс  «Страницы истории»

Элективный курс «Страницы истории»

Элективный курс  «Страницы истории»

Элективный курс «Страницы истории»

Элективный курс  «Страницы истории»

Элективный курс «Страницы истории»

Элективный курс  «Страницы истории»

Элективный курс «Страницы истории»

Элективный курс  «Страницы истории»

Элективный курс «Страницы истории»

Элективный курс  «Страницы истории»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017