Электронное аудиовидеоприложение
к авторской методике бесконфликтного
(без текущего оценивания в баллах)
преподавания истории
Древнего мира.
Автор: учитель-методист Губин Г.А.
2012
1. Жизнь людей в первобытное время. 2. Древний Египет 3. Передняя Азия в древности. 4. Древние Индия и Китай. 5. Греция во II - начале I тысячелетия до н.э. 6. Греция в XI – VI веках до н.э. 7. Греция в V- IV веках до н.э. Греко-персидские войны. 8. Эллинизм. 9. Древний Рим в VIII – I веках до н.э. 10. Падение республики и Ранняя империя. 11. Поздняя Римская империя. 12. Древний Крым. 13. Античные поселения Крыма.
Слово «история» в переводе с греческого языка означает
рассказ, повествование. Таким образом, история – это на-
ука, рассказывающая о прошлом людей и человечества в
целом. Это нам необходимо для того, чтобы в своей жиз-
ни учитывать опыт, достижения и ошибки предшествую-
ших нам поколений и делать из этого знания необходи-
мые выводы.
Историческая наука изучает огромный промежуток вре-
мени. Этот промежуток времени историки разделили на
исторические периоды, каждый их которых имеет своё
название. Это– история Древнего мира, история Средних
веков, Новая история и Новейшая история. В 6 классе мы
будем изучать только историю Древнего мира.
История Древнего мира изучает человеческую цивили-
зацию длившуюся от 2 млн. лет тому назад до 476г. на-
шей эры, когда от вторжения варваров окончательно по-
гибла Римская империя.
История Древнего мира - самый продолжительный пе-
риод в истории человечества. Она изучает процессы ста-
новления и развития человека и человеческого общества,
Формирования и развития первых государств на Земле,
историю Древней Греции и Древнего Рима, породивших
современную европейскую цивилизацию.
При изучении истории мы часто будем испо-льзовать понятие «цивилизация». Чем бо-
гаче содержание составных частей этого по-
нятия, тем выше уровень цивилизации.
Что включает в себя это понятие? В это по-нятие входят: знания, умения и навыки лю-дей, уклад семейной жизни, уровень разви-тия техники и технологии (способ производ-
ства материальных благ), экономические от-ношения в обществе, политика, националь-
ные отношения, развитость духовного мира человека и общества.
Таким образом, подводя итог сказанному, мы можем сказать, что цивилизация - это страны и народы, которые объединены оп-
ределённым уровнем экономического раз-вития, духовной культурой и традициями.
Уже в глубокой древности люди интересовались историей и определённым образом фиксировали её в письменных источ-никах. До нашего времени дошли небольшие фрагменты та-
ких исторических документов. Впервые в европейский циви-
лизации наиболее полное описание известных ему событий
и фактов дал древнегреческий историк Геродот, который жил
в 5(V) веке до нашей эры. Хотя учёным известны были и другие историки древности, но именно Геродоту они дали прозвище «отец истории».
Историки изучают историю по историческим источникам. Условно эти источ-ники можно разделить на две группы: дописьменного периода и письменно-го. Самыми ранними историческими источниками являются материальные или вещественные источники. Это различные остатки древних жилищ и посе-
лений, оружия и орудий труда, предметов быта и одежды и т.п. Веществен-ные исторические источники археологи находят в культурном слое. Культур-ным слоем археологи называют слой земли, в котором они находят вещест-венные историические источники. Обычно вещественные исторические ис-
точники хранятся в различных музеях. Вторым по древности являются устные исторические источники. К ним относятся мифы, сказки, пословицы, поговор-ки, песни, загадки, гада-ния, приметы и т.д. Хранителем этих исторических ценностей является народная память и они передаются устно из поколения в поколение. Самыми поздними историческими источниками являются пись-менные источники. Это - летописи, мемуары, дневники, документы, письма, фотографии и т.п.
История – это сложная и многогранная наука. Она занимается обобщением данных различных исторических наук. Историки – общее название многих профессий людей, профессионально изучающих историю. Мы с вами позна-комимся пока только с некоторыми из них. Так как многие европейские на-уки зародились в Древней Греции, то и названия этих наук имеют греческое происхождение. Археология – наука о древностях; этнография – наука, опи-сывающая жизнь народов; антропология – наука изучающая останки людей; хронология – наука о времени; лингвистика – наука о языках; геральдика – наука о гербах; сфрагистика – наука о печатях; нумизматика – наука изучаю-щая монеты; фалеристика – наука о медалях, значках и наградах; филате-лия – наука изучающая почтовые марки и т.д.
В течение многих веков для людей существовала проблема отсчёта времени. Историческая наука, которая занимается проблемами счёта и отсчёта време-ни, называется хронологией, от имени древнегреческого божества Хроноса. Разные народы ориентировались при счёте времени на движение Солнца или Луны. Поэтому ещё в далёкой древности возникли системы счёта времени по Солнцу, по Луне или Солнцу и Луне одновременно. Система счёта времени называется календарём. Таким образом, уже в древности люди пользовались солнечным, лунным или солнечно-лунным календарями. Существовали са-мые разнообразные системы счёта времени и точки отсчёта времени. Каж-дый народ имел свой календарь. Лишь сравнительно недавно европейцы условились вести счёт времени от предполагаемой даты рождения Иисуса Христа. Время до этой даты стали обозначать «до нашей эры», а события после этой даты – нашей эрой
Отсчёт времени от рождения Иисуса Христа был установлен благодаря аббату Дионисию Эксигуусу в 6(VI) веке нашей эры. Наряду с этой системой счёта времени в истории до сих пор в некоторых странах существуют другие систе-мы отсчёта времени. Так евреи ведут счёт времени от «Сотворения мира», ко-торое, как они считают произошло в 3761г. до нашей эры. Мусульмане же ведут счёт от 622г. нашей эры, когда пророк Мухаммед вынужден был бежать из Мекки в Медину. Чтобы определить какой год идёт сейчас по еврейскому календарю (от «Сотворения мира») необходимо к текущему году прибавить 3761 год. Чтобы определить год по мусульманскому календарю, необходимо из текущего года вычесть 622. Например: текущий год 2000;
по еврейскому календарю – (2000 + 3761) = 5761 год
по мусульманскому - (2000 - 622 ) = 1378 год.
Заслуга создания европейского современного календаря принадлежит римскому императору Гаю Юлию Цезарю. Но юлианский календарь (старый стиль) оказался неточным и потому Папа Римский Григорий XIII в 1582 году провёл новую реформу календаря (григорианский или новый стиль), которым мы пользуемся и в настоящее время.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.