Если из Египта мы двинемся на Восток, то непременно попадём в долину двух великий рек: Евфрата и Тигра. Сначала мы достигнем берегов Евфрата. Далее на восток расположен Тигр. Эти реки берут своё начало в горах южного Кавказа, протекают по равнине и впадают в Персидский залив. Древнегре-ческие географы называли эту местность Месопотамией, что в переводе с гре-ческого языка означало Междуречье. Другое название этой местности –Дву-речье. Реки Евфрат и Тигр пересекают несколько природно-климатических зон. В северных районах климат резко континентальный: жаркое лето и хо-лодная зима; в южных сухой и жаркий. Во время наводнения (зимой в се-верных районах Месопотамии идут сильные дожди, а весной начинается бу-рное таяние снегов в горах Кавказа) и обе реки широко разливаются, принося жителям многие беды и вселяя в них ужас. Учёные считают, что именно эти наводнения могли способствовать зарождению легенды о всемирном потопе.
Почва в Месопотамии в основном глинистая. В долинах рек отсутствовали ме-сторождения металлов, камня, не было достаточно лесов. Однако плодо-родный ил, который приносили реки во время ежегодного разлива, способ-ствовал развитию плужного земледелия. Несмотря на то, что реки приносили много ила, почва была более трудной для обработки. Поэтому жители Дву-речья занимались не мотыжным, а плужным земледелием. На своих полях они выращивали пшеницу, лён, ячмень, овёс, овощи и фрукты.
Символом Междуречья можно назвать финиковую пальму. Её плоды вкус-ные и питательные не раз спасали жителей от голода. Поэтому финиковую пальму называли деревом жизни. Местные жители знали 360 её полезных свойств.
Уже в древности жители Месопотамии занимались ремеслом. Но так как основным материалом была глина, то ремесленники изготавливали самые различные изделия из глины. Изделия из металлов, камня и дерева были редки и дороги. В 3тысячелетии жители Месопотамии овладели искусством изготовления бронзы, которую получали путём плавления вместе меди и олова. Это было большим достижением, так как позволило создавать более совершенное оружие и орудия труда.
Несмотря на то, что цивилизация в Междуречье развивалась одновременно с древнеегипетской, первыми историками, описавшими народы Между-речья, были греки. Много сведений дошли до нашего времени в изложении «отца истории» - Геродота. Потом о Междуречье «забыли». И лишь учёные-археологи XVIII и XIX веков вновь вернулись к изучению истории народов Междуречья. Они обнаружили засыпанные развалины некогда прекрасных и богатых городов, с остатками великолепных дворцов и зиккуратов, следы мощных ирригационных и оросительных систем.
Одним из семи чудес света в Древнем мире считались «висячие сады Семи-рамиды». Эти сады имели сложную систему водопадов, фонтанов и оро-шения, которые приводили в изумление не только жителей тех далёких ве-ков, но и наших современников.
Народы Месопотамии достигли высокого уровня развития культуры. Они от пиктографического письма перешли к клинописи, где каждый знак обозначал слово. Это позволило позднее финикийцам перейти к буквенному письму (алфавиту), который используется теперь практически всеми народами мира. Материалом, на котором писали жители Междуречья могла быть только глина. Они изготавливали из глины таблички и на них писали. Затем эти таблички высушивали на солнце и обжигали. Это помогло сохраниться многим табличкам в отличном состоянии до наших дней. Археологами была обнаружена древняя библиотека, в которой находилось более 20 тысяч табличек. В Вавилоне школы называли «домами табличек».
Из этих табличек учёные выяснили, что жители Междуречья имели 60-рич-ную систему счёта. Так что деление часа на 60 минут, а минуты на 60 секунд подарили нам древние жители Месопотамии. Они имели высокоразвитую математику, что позволяло им производить сложные строительные работы и наблюдать за звёздами. Хорошо развитая медицина помогала им лечить многие болезни. В табличках также были обнаружены трактаты с описанием многих соседних стран, что говорит о развитой по тем временам географии и астрономии. Хозяйственная жизнь земледельцев Месопотамии часто была связана с движением Луны. Наблюдение за Луной и звёздами вызвали по-требность в создании лунного календаря. Значительного развития в Между-речье достигла литература. В основном она содержала мифы того времени, объясняющие представления жителей об окружающем мире. Любимым героем многих мифов является полубог- герой Гильгамеш.
Мифология – одна из форм, предшествующих религиозному сознанию. Ми-фология одухотворяет окружающий мир, окружающие предметы. Следую-щим шагом на пути развития сознания человека является появление религи-озного сознания. Основными опорами религиозного сознания является вера в загробную жизнь и Суд Божий, где каждому определяется место на вечную жизнь либо в Аду или в Раю. С этого момента древние люди начали хоронить своим покойников. Но древний человек не может сразу освободиться от мифологического сознания, и потому он обожествляет силы природы и верит во множество богов (многобожие). Многобожие и обожествление сил природы называется язычеством. Все народы проходят через эту стадию развития. Постепенно человечество переходит от многобожия к единобожию (монотеизму). Первыми это сделали древние евреи.
В Месопотамии проживали несколько народов. Они имели между собой различные контакты и потому их взгляды на окружающий мир во многом были сходны. Поэтому мифы этих народов мало чем отличаются друг от друга. Их Боги имеют лишь разные названия. Мы рас-смотрим вавилонскую систему многобожия. Вавилоняне считали, что боги Ансу и Тиамат породили других богов: Ану, Энлиля и Аншар. Эти молодые боги хотели навести на Земле порядок, но мать богов Тиамат была против этого и старалась навредить им. Но молодой и храбрый бог Мардук победил её. Вавилоняне почитали многих богов, но самыми главными они считали Шамаша – бога Солнца, Энлиля – бога Земли, Иштар – богиню звёзд и войны, Адада – бога непогоды и наводнений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.