Тема: Электронные средства обучения как условие повышения качества образования и мотивации учащихся
Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся,
сколько к их разуму, добиваться понимания,
а не одного запоминания.
Ф.И. Янкович де Мариево
При обучении детей в начальных классах школы очень важно донести до сознания учеников весь необходимый учебный материал. Для этого нужны современные методы и средства обучения. С их помощью можно вызвать у учащихся интерес и помочь овладеть детям нужными знаниями, навыками и умениями. Это помогает вызывать положительное отношение к процессу обучения не у только тех, кто учится с интересом, но и у детей, у которых нет стремления к учебе.
При подготовке и ведении урока учителю приходится сталкиваться с такой задачей практически каждый день. В решении этой задачи учителю помогают формы методы и средства обучения. Методами обучения являются способы взаимодействия учителя с учениками, которые направлены на решение различных задач обучения. При этом назначение метода обучения заключается не в простой передаче знаний, а в том, чтобы у школьника вызвать интерес к решению определенной задачи и пробудить его потребность в получении новых знаний.
Успешное обучение возможно только в том случае, если учителю удается пробудить интерес к изучаемому предмету и не только пробудить, но и систематически поддерживать его. В связи с этим возникает задача о более всестороннем, и тщательном изучении способов получения информации.
Поскольку в настоящее время человечество находится в состоянии перехода к единому информационному пространству, информатизация образования рассматривается, как необходимое условие развития современного грамотного члена общества.
Большую роль в современном уроке играет компьютер, который позволяет учителю, используя мультимедия, достичь более высокого уровня наглядности, расширяет возможности активизации деятельности учащихся, повышает действенность живого слова учителя, которыми в настоящее время многие школы оснащаются. Такой компьютер, оснащенный мультимедиа с успехом может заменить киноаппарат, диапроектор или кодоскоп, проигрыватель или магнитофон. Он позволяет осуществить демонстрацию видеофильмов или их фрагментов, подготовить слайд-щоу.
Использование компьютеров требует соединения традиционных форм обучения с нетрадиционными, при этом необходимо планировать урок с учетом оптимального распределения времени между общением, возможностями учеников и технологией обучения на разных этапах урока. Покажем Вам несколько фрагментов уроков: На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе Power Point, осуществляется демонстрация примеров, задач, цепочек для устного счёта, задания на развитие логического мышления, математические разминки и самопроверки.
Математика
В первом классе используем тренажеры для устного счета. «На рыбалке»
Настоящим кладом применение электронных презентаций стало для урока познание мира. Презентация созданная в программе Power Point, позволяет сделать урок более насыщенным, ярким. Учащиеся совершают путешествие по всей Беларуси, изучают природу, историю нашей страны.
Человек и мир
Параллельно с презентациями на своих уроках мы применяем электронные плакаты. Начиная с первого класса, на уроках обучение грамоте .
Гласные звуки и буквы
Со 2 по 4 класс разработаны плакаты на темы «Морфология», «Синтаксис».
Русский язык
На литературном чтении подбираются иллюстрации к произведению, упражнения для отработки скорочтения или выразительности, а так же при работе над сравнением произведения с мультфильмом или фильмом.
Литература
Не остались без внимания уроки логики. (Вариативные часы)
Известно, что внеклассные мероприятия способствуют поддержанию и развитию интереса к изучаемому предмету, разнообразят занятия, позволяют в необычной форме не только повторить и закрепить изученный материал, но и познакомить учащихся с новыми понятиями, явлениями, названиями. Использование информационно-коммуникационных технологий на внеклассном мероприятии способствует созданию условий для активной и творческой деятельности. Позволяет кратко и красочно представить необходимый материал учащимся, сделать мероприятия более увлекательными и познавательными.
КВН
Внедрение информационных технологий повышают динамику урока, наглядность, информативность, позволяет возбудить интерес к получаемым знаниям и развивает интеллект и творческие способности учащихся.
Таким образом компьютерные технологии открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты программного обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.
Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках в начальной школе, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
Средства обучения в современной школе
К средствам обучения относятся разнообразные материалы и инструменты, используемые во время учебного процесса. Благодаря их удачному подбору, с большим успехом за непродолжительный период времени можно достигнуть поставленных образовательных целей. Учителя и ученики используют средства обучения во время процесса усвоения полученных знаний. Что такое средства обучения. К обучающим средствам принадлежат различные объекты и происходящие процессы, которые являются источником учебной информации и инструментом для восприятия, усвоения и запоминания материала, предложенного в качестве изучения. На средства обучения возложено главное дидактическое задание: они призваны ускорить усвоение необходимого объема материала и одновременно способствовать развитию и воспитанию детей. Все существующие обучающие средства можно отнести к материальным или идеальным. Учебные пособия, учебники, тесты, дидактические материалы, наглядность, оборудование для лабораторий, технические средства -- все это составляет средства обучения, именуемые материальными. К идеальным принадлежат устная и письменная речь, живопись, музыка, схемы, таблицы, диаграммы, а также организующая и направляющая деятельность учителя, его квалификационный уровень, методика организации обучения. Преподавание даст положительные результаты в том случае, если средства обучения, идеальные и материальные, используются в комплексе, дополняя друг друга. Особенности современных средств обучения. Достижение результатов в обучении как личностных, так и предметных возможно только с применением всех существующих средств подачи и усвоения образовательного материала. В связи с этим в учебном процессе должны применяться и традиционные методы, и современные средства обучения, функционирующие на основе цифровых технологий. Сегодня главная задача образовательной системы состоит в том, чтобы научить личность познавать, заниматься поисковой деятельностью, учиться, сотрудничать с другими во время познавательного процесса. Новый подход к обучению как раз и состоит в создании возможностей, для свободного доступа к различным информационным ресурсам, для организации образовательных сетей и сообществ. Поэтому современные средства обучения должны включать в себя традиционные и инновационные технологии. Традиционные представляют собой использование печатных и непечатных носителей информации, оборудования, приборов и инструментов для проведения опытов, экспериментов и практических занятий. Инновационные средства – это вся техника, функционирующая на основе цифровых технологий. Преимущества мультимедийных средств обучения. Сегодня многие учебные заведения для достижения высокого качества образования используют мультимедийные средства обучения. Проведение уроков с применением современных технологий имеет много преимуществ. Во-первых, дети лучше воспринимают и усваивают материал, возрастает заинтересованность, желание учиться и познавать. Во-вторых, появляется возможность индивидуального подхода к обучению каждого ребенка, открываются перспективы для реализации его творческих способностей. В-третьих, мультимедийные средства обучения позволяют сократить количество различных видов работ, утомляющих детей, заинтересовать учащихся подачей нового материала, когда чередуются рассказ учителя, ответы школьников с применением аудиовизуальных средств – музыки, анимации, графики. В-четвертых, подача материала происходит динамично, появляются условия для организации работы учащихся в группах, а также самостоятельной деятельности школьника. И наконец, что немаловажно, повышается самооценка подрастающей личности. В ходе современного процесса обучения применяются такие мультимедийные средства, как электронные учебники, компакт-диски, интерактивные доски, веб-сайты и квесты. Активное использование современных средств обучения – неотъемлемая часть учебного процесса в тех образовательных учреждениях, где работают творческие личности, влюбленные в свою профессию учителя. Ведь грамотное и систематическое применение мультимедийных средств способствует повышению качества и эффективности образования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.