Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики
Оценка 4.8

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Оценка 4.8
Занимательные материалы +1
docx
математика
5 кл
05.08.2018
Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики
Обобщен опыт работы по математике с использованием краеведческого материала с целью использования его для повышения мотивации к обучению. В работе представлен небольшой сборник задач, составленных на местном материале по краеведению , задачи распределены по видам и темам, и различные физкультминутки.
поиск.docx
Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики Мой друг. Что может быть милей Бесценного родного края? Там солнце кажется светлей, Там радостней весна златая… Н.М. Языков       Краеведение — видение своего родного края. Будь то огромный город или маленькая деревенька, у него обязательно есть своя история. Математика — решение задач. Казалось бы, математика и краеведение не имеют ничего общего.   Но,   как   показывает   опыт,   большое   значение   для   формирования представлений   о   Родине,   патриотических   чувств,   воспитания   любви   к родному   краю   имеет   применение   на   уроках   местного   краеведческого материала. Математика позволяет сделать доступным для усвоения числовой материал   краеведения.   В   результате   у   учащихся   формируется   целостное восприятие окружающего мира. Нужно отметить, что ученики всех классов с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае.      Решение   задач,   включающих   данные   краеведческого   характера, способствует развитию творческого, логического, критического мышления и эрудиции;   умению   классифицировать   и   обобщать,   расширяет   кругозор.   На мой   взгляд,   самой   распространенной   формой   реализации   применения краеведческого   материала   на   уроках   математики   являются   задачи   и математические диктанты.      Влюбленность в свою малую родину веками была присуща жителям нашей   страны.   Мы   очень   любим   тот   уголок   земли,   где   родились,   росли, повзрослели.   А   научить   детей   любить   свой   родной   край   –   это   святая обязанность учителя. С самого раннего детства нужно рассказывать детям о родном   городе,   районе,   селе.   Значит,   краеведение   является   одним   из актуальных вопросов для граждан нашей страны. Опыт показывает,  что многие  ученики  с большим интересом  решают задачи, в которых говорится об их родном крае.       Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность   знаний   учащихся,   на   развитие   их   как   личности,   носят воспитательный   характер.   Решение   таких   задач   способствует   расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью.   Однако   в   учебниках   краеведческий   аспект   практически   не    представлен.   Поэтому   перед   учителем   встает   задача   поиска   и   отбора материала по краеведению, привязка данного материала к учебной программе. На уроках математики краеведческий материал может быть использован в страны   в       развитие качестве   фона,   исходного   материала   для   решения   образовательных   и развивающих   задач   курсов.   Местный   материал   можно   использовать   для составления математических задач, при решении примеров и т.д Новые   стандарты   образования   подразумевают   формирование   социальных компетенций   уже   в   начальной   школе   заканчивая   в   старшей.        Одной из частей ФГОС является формирование базовых национальных ценностей:   культурных,   социально   –   исторических,   семейных   традиций народов России, переходящих из поколения к поколению и обеспечивающих планомерное современных   условиях.  Важность данной проблемы отражена в Законе «Об образовании». Одно      из   направлений   документа   –   это   защита   национальной   культуры   и региональных   культурных   традиций.   В   проекте   «Национальной   доктрины образования   в   Российской   Федерации»   подчеркивается,   что   система образования обеспечить:  •   историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие   национальной   культуры,   воспитание   бережного   отношения   к историческому   и   культурному   наследию   народов   России;  •   воспитание   патриотов   России,   граждан   правового   демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой   нравственностью   и   проявляющих   национальную   и   религиозную терпимость.        «Важно, чтобы учитель и учащиеся не только видели границы концентров, а,   главное,   понимали   необходимость   единства   интеграции   концентров, «прозрачность»   их   границ,   возможность   постоянного   систематического перехода из одного «круга знаний» в другой, важность и целесообразность постоянной   связи   близкого   с   далёким,   возвращение   от   далёкого   к   более близкому…» (Сейненский  А.  Е.  Родной  край  –  М.:  Интер –  пракс, 1994.) Такой   принцип   активизации   познавательной   деятельности   можно   назвать принципом   маятника.   Дети,   изучая   историю   своего   города,   края,   узнают историю своей страны. призвана Моя   личная   концепция   складывается   из   развития   у   учащихся представлений о ведущей роли математики в умственном развитии человека, в раскрытии   внутренней   гармонии   математики,   рациональном   сочетании различных видов деятельности, в дополнении краеведческим материалом. Новизна   в   моей   работе   заключается   в   использовании   на   уроках математики материалов краеведения для конструирования и решения задач, что   обеспечивает   мотивацию   учения,   содействует   формированию сознательной дисциплины и достижению устойчивых результатов обучения. Я работаю над проблемой поиска и широкого использования активных форм   и   методов,   стимулирующих   сознательное   отношение   учащихся   к процессу   обучения   математики   через   краеведение.   Именно   эту   проблему выбрала   потому,   что   в   своей   работе   увидела   недостаточную   глубину   и осознанность   усвоения   учащимися   программного   материала.   Я   поставила перед собой задачу актуализации практической значимости математических знаний,   развития   у   школьников   нравственных   представлений   о   природе математики, сущности и происхождении математических абстракций, месте математики в системе наук и роли математического моделирования в научном познании   и   практике,   привитие   любви   к   своей   Родине,   воспитание бережливого хозяина своей страны. Это потребовало отказа от сложившейся практики   построения   школьного   математического   курса,   как последовательного изложения готовых результатов и сведений. Я считаю, что здание математики должно создаваться на глазах учащихся с их посильным участием. Образовательные   и   воспитательные   задачи   обучения   математики   я стараюсь решать комплексно, с учетом возрастных особенностей учащихся на базе краеведческого материала. Наибольший результат получается на основе осуществления дифференциации обучения, при котором одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, другие в соответствии со своими склонностями и способностями достигают более высоких рубежей. Правильная   организация   учебно­воспитательного   процесса,   выбор рациональной   системы,   методов   и   приемов   обучения   способствуют достижению стабильных результатов обучения. Для достижения цели создания инновационной модели математического цикла на основе конструирования содержания краеведческого образования, я поставила перед собой задачи: разработать дидактический материал на основе краеведения;   определить   алгоритм   преподавания   математики   с   использованием краеведческого материала;  теоретически   обосновать   содержательные,   организационные   и технологические   условия   формирования   общечеловеческих   ценностей, гражданской  и патриотической позиции личности средствами краеведения и математики; продемонстрировать   учащимся   значимость   математических   знаний   в практической деятельности.  Формирование социальной компетенции в свете ФГОС Краеведение как средство формирования компетенций учащихся.   Новые   стандарты   образования   подразумевают   формирование       социальных компетенций уже в начальной школе заканчивая в старшей. Таким образом, обществу нужна легко адаптирующаяся, социально активная, находящая   себе   место   в   социуме   личность.   А   чтобы   добиться   такого результата   необходимо,   чтобы   образовательный   процесс   был   связан   с реальной жизнью общества и имел практическую направленность. Важную роль краеведения в процессе образования признают и ученые. В современной педагогике активно используется понятие «средовый подход», определяющий культурную среду важным фактором воспитания. В концепции Е.В.   Бондаревской   установлены   главные   направления   работы   педагога   со средой:   учет   ее   особенностей   и   необходимость   преобразования,   т.е. приращение всего того, что окружает ребенка в культуросообразную сферу воспитания.   При   этом   активно   должны   использоваться   семейные, исторические,   географические,   культурные   и   другие   составляющие окружающей учеников среды. Эти составляющие должны стать культурным пространством   ребенка.   Таким   образом,   с   помощью   краеведения   ученик может воспитываться на местной культуре через позицию самоактуализации. Исследованиями   Л.Н.   Гумилева   доказано,   что   особенности   поведения человека   и   направленность   его   воспитания   определяются   так   называемой этнохарактеристикой.   Она   закладывается   в   сознание   этноса   исторически сложившейся   устойчивой   социальной   группировки   людей   в   момент возникновения.   На   возникновение   и   формирование   этнохарактеристики всегда   оказывают   влияние:   ландшафт,   энергия,   культурная   традиция.   В дальнейшем   этнохарактеристика   составляет   основу   психических   качеств личности и состоящего из личностей этноса. В этнохарактеристике есть не только позитив, но и негатив. И об этом должен знать ученик и выработать к негативу   свое   отношение   через   дидактические   условия,   способствующие порождению   культурного   смысла   знаний.   Таким   образом,   с   помощью краеведения   ученик   может   воспитываться   на   местной   культуре   через деятельностный подход в обучении  Использование краеведческих данных позволяет возвращаться к теме, расширяя круг привлекаемых источников, применяя более сложные приемы и методы исследования.  Использование   краеведческого   материала   на   уроках   несет   большой объем знаний по различной тематике: география, животный и растительный мир, история, литература, фольклор. Использование такого материала – ключ к   решению   проблемы   эффективности   урока.   На   таком   уроке   легко соединяются   три   важных   в   образовании   цели:   обучающая,   развивающая   и воспитательная.   Межпредметная   связь   с   использованием   краеведческого материала  активизирует  мыслительную деятельность   учащихся,  вызывает  у них интерес к истории города, села, происхождению фамилий, имен, названий городов,   сел,   рек.   Грамотное   использование   краеведческого   материала воспитывает   в   школьниках   патриотические   чувства,   не   оставляет   их равнодушными   к   проблемам   малой   родины,   вырабатывает   активную жизненную позицию. Цель использования краеведческого материала на уроках в школе – формирование   целостных   знаний   о   родном   крае,   развитие   творческих   и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края. Одним   из   условий   решения   современных   задач   образования   является формирование ключевых образовательных компетенций   учащихся. Большая роль   при   этом   отводится   математике.   На   сегодняшний   день   существует противоречие    между     имеющимся   функциональным                   потенциалом школьной   математики   в   формировании   ключевых   образовательных компетенций   школьника   и   недостаточной   практической   разработанностью существующих моделей          формирования компетенций. Считаю, что работа по   решению   математических   задач   на   основе   краеведческого   материала способствует формированию следующих компетенций: Формирование общекультурной компетенции. • Решение   задач   с   информационно   –   познавательной,   исторической  направленностью.  Формирование учебно­познавательной компетенции. • При   решении   задач   учащиеся,   анализируя,   сравнивая,   синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сами получают из него новую информацию.  • Учащиеся развивают умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно­познавательной деятельности.  • При   решении   задачи   ученик   овладевает   креативными   навыками продуктивной   деятельности:   добыванием   знаний   непосредственно   из реальности,   владением   приемами   действий   в   нестандартных   ситуациях, эвристическими   методами   решения   проблем.   Так   же,   определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками.         Формирование информационной компетенции. • Использование при решении задач различных источников информации: книги, газеты, журналы, справочники, энциклопедии, интернет, полевой сбор информации. • Владея   навыками   использования   информационных   устройств, ориентируясь в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое. Формирование коммуникативной компетенции.   • Устная презентация решения своей задачи. • Оформление решения задач в виде мультимедийных  презентаций. • Оценивание решения задачи одноклассника. При решении задач с краеведческим содержанием также формируются следующие УУД:   Личностные личностное   самоопределение;     действие   нравственно­этического оценивания.   Регулятивные   • способность   принимать,   сохранять   цели     и   следовать   им   в   учебной деятельности; • умение действовать по плану и планировать свою деятельность; • умение   контролировать   процесс   и   результаты   своей   деятельности, включая       осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; • умение адекватно воспринимать оценки и отметки; • умение   различать   объективную   трудность   задачи   и   субъективную сложность; • умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности. Познавательные  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;     • поиск и выделение необходимой информации;  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;   • знаково­символические     ­   моделирование;   умение   структурировать знания;     умение   осознанно   и  произвольно  строить   речевое  высказывание   в устной и письменной форме;  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  • рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;   • установление   причинно­следственных   связей;   построение   логической цепи рассуждений; доказательство. Коммуникативные  • умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов);  • умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; • способность   сохранять   доброжелательное   отношение   друг   к   другу   в ситуации   спора   и   противоречия   интересов,   умение   с   помощью   вопросов выяснять недостающую информацию;  • способность   брать   на   себя   инициативу   в   организации   совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания. Таким образом, изучение краеведения с помощью математических задач становится   основой   для   гармоничного   всестороннего   развития   личности школьника,   создает   тот   нравственный   стержень,   который   поможет   юному человеку   противостоять   натиску   бездуховности,   сохранить   чистоту   души, богатые национальные традиции родного народа. Применение краеведческих материалов при изучении математики имеет целый ряд положительных эффектов: обеспечивает рост интереса к предмету; способствует   снятию   психологических   проблем   и   трудностей, возникающих   при   изучении   математики,   боязни   не   понять   материал,   быть неуспешным; способствует духовно­нравственному, патриотическому, гражданскому воспитанию учащихся; даёт возможность интеграции математических и исторических знаний; у   учащихся   формируются   ключевые   компетенции   –   универсальная целостная   система   знаний,   умений,   навыков,   опыт   самостоятельной деятельности и личной ответственности; закрепляются   вычислительные   навыки,   формируется   логическое мышление, шлифуются навыки контроля; повышается результативность уроков, а следовательно, растёт качество знаний. Практическая  значимость:  сборник задач и заданий с краеведческим компонентом будет полезен для учащихся и учителей математики в качестве дополнительного учебного пособия. материалы сборника позволяют активизировать познавательный интерес к предмету «математика» и формировать активную гражданскую позицию по отношению к «малой родине» средствами математического образования. решение задач с использованием краеведческого материала позволяет углубить   знания   учащихся   по   краеведению,   способствует   популяризации краеведческой литературы, формированию навыков творческой и поисковой деятельности. Требования   к   формулировке   задач,   составленных   на   краеведческом материале: 1. Сюжет и числовые данные задачи должны отражать разнообразные стороны   окружающей   действительности,   носить   познавательный, воспитательный характер, возбуждать любознательность и интерес учащихся к математике. 2. Содержание   задачи   должно   быть   кратким,   но   понятным учащимся.   Математическая   сторона   задачи   не   должна   заслоняться излишними   комментариями,   поясняющими   ее   фабулу.   Отдельные   детали, связанные с композицией задачи, можно выяснить устно. 3. Числовой   материал   необходимо   подбирать   в   строгом соответствии с программой данного класса по математике. 4. В   тексте   задачи   для   записи   именованных   чисел   должны   быть использованы только принятые сокращения; следует избегать произвольных сокращений слов.  Работа по составлению задач упрощается в том случае, когда учитель собирает и накапливает разнообразный числовой материал постепенно, что освобождает педагога от необходимости поспешно подбирать данные для задач.   К работе по составлению подобных задач можно привлекать самих учащихся.   Это   способствует   развитию   не   только   математических способностей,   но   и   формированию   гражданских   качеств   личности, воспитанию   любви   к   родному   городу.  Ведь   ребятам   необходимо   собрать материал, обработать данные. Нельзя не отметить актуальность применения элементов краеведения на уроках  математики, она заключается в том, что: различные   формы   обучения   на   уроках   создают   возможности эффективной   организации   взаимодействия   педагога   и   учащихся, продуктивной   формы   их   общения,   непосредственности,   неподдельного интереса;  в краеведческом материале заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;  в   процессе   применения   краеведческого   материала   дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира;   краеведческий материал развивает детскую наблюдательность  и способность   определять   свойства   предметов,   выявлять   их   существенные признаки;  элементы   краеведения   очень   хорошо   уживаются   с   “серьезным”       учением;  включение в урок элементов краеведения и игровых моментов с их использованием делает процесс обучения интересным и занимательным, создает   у   детей   бодрое   рабочее   настроение,   облегчает   преодоление трудностей в усвоении учебного материала;  разнообразные   действия   с   краеведческим   материалом,   при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету; краеведческий   материал   оказывают   большое   влияние   на умственное   развитие   детей,   совершенствуя   их   мышление,   внимание, творческое воображение.   Урок   с   использованием   краеведческого   материала,   не   только обеспечивает   успешное   овладение   таким   сложным   предметом,   как математика, но и развивает личность школьника, его интеллектуальные и творческие   способности   и,   что   особенно   немаловажно,   ­   его   ценностные ориентации:   любовь   к   родине,   родному   краю,   уважение   к   его   истории, духовным и культурным ценностям.  Как   можно   использовать   отобранный   краеведческий   материал   на уроках математики?     Использование задач с краеведческим содержанием возможно на уроках ознакомления, закрепления, применения знаний и умений, проверки и контроля, а так же на комбинированных уроках.   Местный   материал   можно   использовать   для   составления различных   видов   заданий:   математических   задач,   уравнений,     примеров, ребусов и т.д.  Так же данные дидактические материалы применимы не только на уроках,   но   и   во   внеурочной   деятельности   на   занятиях   математического кружка. Реализация принципа краеведения на уроках математики. Систематическое   осуществление   краеведческого   принципа   помогает связать теоретические знания и умения. Использование на уроке математики краеведческого материала может способствовать активизации познавательных потребностей   детей.   Решение   заданий   и   задач,   включающих   данные краеведческого характера, способствует развитию творческого, логического, критического мышления и эрудиции; умению классифицировать и обобщать, расширяет кругозор. Интеграция краеведения с математикой позволяет интегрировать знания и   умения   учащихся,   полученные   ими   в   школе   и   семье.Приведу   пример использования на уроках математики материалов,   которые   способствуют   внимательному,   бережному   и   ответственному отношению к тому миру, в котором мы живем. Воспитывая стремление к сохранению и приумножению природных богатств   своей малой Родины предлагаю учащимся следующие задания: 1. Решите задачи:  а)   сова   уничтожает   за   год   1000   полевых   мышей.   Сколько   килограмм хлеба сохраняет в год одна сова, если одна полевая мышь в год запасает 1 килограмм зерна? Дополнительный познавательный материал к задаче. «А знаете ли вы?» Совы ­ хищные птицы. Охотятся в ночное время, днем стараются сидеть неподвижно. Видят как днем так и ночью. Сова может поворачивать голову на 180  градусов   в  горизонтальной   и  270  градусов   в   вертикальной   плоскости. Сова съедает за ночь 7­8 мышей. Одна совиная семья уничтожает за год до 10000   мышей­полевок,   спасая   этим   до   20   тонн   зерна,   которые   могли   бы уничтожить мыши. б) высота можжевельника 10 метров, а сосны 40 метров. Во сколько раз можжевельник ниже, чем сосна? Дополнительный познавательный материал к задаче, «А знаете ли вы?» Можжевельник ­ кустарник или почтенные мощные деревья с толстыми перекрученными   стволами.   Можжевельники   ­   доживают   до   1000   лет.   В Саратовской   области   находится   можжевеловый   овраг,это   единственное место, где растет можжевельник. Сосны ­ настоящие живые ископаемые. Леса с преобладанием сосновым деревьев   на   многих   языках   называют   тайгой.  Сосны   достигают   высоты   80 метров. Такие сосны растут в лесах нашей области. 2. Используя данные, составьте и решите задачи: а)        о продолжительности жизни отдельных пород деревьев: Ель    ­ до 500 лет                    Дуб ­ до 2000 лет              Береза ­ до 150 лет       Сосна ­ до 350 лет                     Осина ­ до 100 лет                                       б)        о высоте отдельных пород деревьев: Ель    ­ до 30­40 метров         Дуб ­ до 40 метров           Береза ­ до 20 метров Сосна ­ до 45 метров                   Осина ­ до 26 метров 3. Используя данные, составьте и решите задачи: Кукушка съедает в день в среднем до 40 гусениц, 5 личинок майского жука, 50 личинок щелкунов. Семья больших синиц обслуживает за день 40 берез, поедая опасных для деревьев насекомых. Дятел, избавляя деревья от насекомых­короедов за день съедает до 750 ­ 900 короедов. 4.   Рассмотрите   таблицу.   Выпишите   из   нее   буквы,   которые соответствуют каждому ответу. Прочитайте зашифрованное слово: 1 И 2 Н 3 А 4 С 5 К 6 Б 7 Р 10­4= 6(Б)      9­2=7 (Р)       3+5=8 (У)       10­6=4 (С)    9­7=2 (Н) 10­6=1 (И)      8­3=5 (К)       10­7=3(А) Актуализировать практическую значимость математических знаний чаще всего можно через решение задач. Задача. Длина тела сороки 45 см, а у воробья на 30 см меньше. Какова длина тела дятла? Задача. Кабан   весит   90   кг,   а   цапля  12   кг.   Кто   весит   больше   и   на сколько? Задача. Сова   насиживает   яйца   25   суток.   У   самки   снегиря насиживание   длится   15   суток.   Кто   высиживает   яйца   дольше   и   на сколько? Задача. Зимой одному взрослому волку  нужно ежедневно до 5 кг.еды, а волчонку достаточно 2 кг в день. Во сколько раз больше нужно корма взрослому волку, чем волчонку? При   использовании   краеведческого   материала   на   уроках   важно придерживаться   определенных   принципов:   систематичности,   доступности, наглядности, разнообразности, связи материала в учебной и воспитательной работе,   взаимосвязи   местного   и   общего   исторического,   географического   и литературного материалов. На   таких   уроках   следует   широко   использовать   наглядность; иллюстрации, фотографии, презентации, слайд­фильмы.  Математика... Решение задач. На первый взгляд, с краеведением ничего общего. Но только на первый! Опыт показывает, что ученики всех классов – младших и старших, сильных и слабых – с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае.      Таким образом, обществу нужна легко адаптирующаяся, социально активная,   находящая   себе   место   в   социуме   личность.   А   чтобы   добиться такого результата необходимо, чтобы образовательный процесс был связан с реальной жизнью общества и имел практическую направленность Изучение   краеведения   становится   основой   для   гармоничного всестороннего   развития   личности   школьника,   создает   тот   нравственный стержень,   который   поможет   юному   человеку   противостоять   натиску бездуховности,   сохранить   чистоту   души,   богатые   национальные   традиции родного народа.   Краеведческие материалы в последнее время активно используются в образовании.   В   век   высоких   технологий   «краеведческая   нить»   помогает связать   нас   с  прошлым,  увидеть   настоящее   и  осознать   будущее.  Обучение невозможно   без   передачи   накопленных   знаний   об   окружающей   нас действительности.   Изучение   родной   культуры   является   неотъемлемым компонентом ФГОС.    Таким   образом,   применение   заданий   краеведческого   содержания   на уроках   математики   в   школе   позволяет   обучающимся   приобрести необходимый багаж знаний, умений и навыков. Учителю – сформировать у них универсальные учебные действия, сделав мощный воспитательный акцент в обучении на формирование свойств духовно развитой личности,  воспитание любви к малой родине и своей стране в целом,  развитие потребности творить и совершенствоваться.  Заключение    Среди всех школьных дисциплин математика занимает особое место. Её не   случайно   называют   гимнастикой   ума.   Математика   учит   думать,   учит правильно,  логически   последовательно   рассуждать.  Решение   краеведческих задач на уроках математики не только знакомит учащихся с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения.   Составление   задач   краеведческого   содержания   мотивирует   и активизирует   познавательную   деятельность   школьников   по   использованию имеющихся   знаний   на   практике.   Обеспечивает   взаимосвязь,   обобщает   и систематизирует   знания   об   объектах   природы   и   общества   родного   края, придает   им   целостный   характер.   Модель   активизации   математического образования   младших   школьников   посредством   использования краеведческого материала способствует развитию мировоззрения.   Краеведческий   материал   обогащает   содержание   урока,   делает   его    материал   более   убедительным,   близким   для   каждого   ученика.   Знания   о родном крае, полученные человеком в школьные годы, будут востребованы до конца жизни. Недаром существует русская пословица: "Где родился, там и пригодился". Действительно, несмотря на притягательность столицы или даже других стран, подавляющее большинство людей остаётся жить и работать на своей "малой родине". Краеведческий материал можно применять в разных формах и на разных этапах урока:  ­в начале урока,  ­во вступлении;  ­при актуализации знаний;  ­при изучении нового материала;  ­ при закреплении;  ­в домашнем задании.  Помимо усиления уровня мотивации учебной деятельности включение в уроки материалов о родном крае имеет и другое значение:   ­социализация личности ученика;   ­повышение уровня духовно­нравственной культуры;   ­воспитание патриотических чувств, любви к "малой родине". В   заключении   хочу   порекомендовать   коллегам   некоторые   правила, которыми я пользуюсь при отборе краеведческих сведений для урока: События   местной   истории   и   культуры   должны   быть   важными   для данного края, понятными и доступными возрасту учащихся; Факты должны быть достаточно интересными, яркими, эмоционально насыщенными; Учащимся   должна   быть   предоставлена   возможность   исследовать, наблюдать,   искать   неизвестное   в   известном,   незнакомое   в   знакомом, совершать маленькие «открытия», проектировать. Отбираемый   материал   должен   демонстрировать   учащимся практическую значимость математических знаний. ПРИЛОЖЕНИЕ Задачи о природе родного края 1) Общая площадь заповедника «Нургуш» 23449га. Из них 17815 га участок «Тулашор» в Нагорском районе, остальная часть расположена в Котельничском районе (участок «Нургуш»). Сколько га заповедных земель в нашем районе? 2) В   заповеднике   «Нургуш»   212   видов   птиц.   Из   них   141   – гнездящихся постоянно. Сколько видов птиц отдыхают в заповеднике во время перелетов? 3) Из  80  кг   свежей   голубики   получается   40  кг   сушеных   ягод. Сколько килограммов сухих ягод получится из 240 кг свежей голубики? 4) В Кировской области 9 охотничьих заказников, а комплексных в 3 раза меньше. Сколько всего заказников в Кировской области? 5) Площадь   заказника   «Пижемский»   30847,94   га,   площадь заказника «Былина» 48151,08 га. На сколько га больше площадь заказника «Былина»? 6) В   год   в   Кировской   области   в   среднем   бывает   150   дней минусовая (отрицательная) температура. Сколько дней в среднем   в год регистрируют положительную температуру? 7) Толщина снежного покрова на равнинных местах не превышает 70 см,   а в ложбинах  может достигать 200см. На сколько см толщина снежного покрова в ложбинах больше?  8)   72%   территории   заповедника   «Нургуш»   занимают   леса,   а травяные сообщества оставшуюся часть территории. Какую территорию «Нургуша» травяные сообщества?(Дайте ответ в га)      9) В «Нургуше» высота молодой сосны 3 м, а взрослой в 10 раз больше.       Какова высота взрослой сосны?  10) На  территории  заказника  «Пижемский» обитают  6 видов редких   птиц   и 3 вида редких летучих мышей. Сколько видов редких животных можно встретить в заказнике? 11)  На  территории  Кировской области 1 заповедник  (Нургуш) и 3     заказника     («Пижемский»,   «Былина»,   «Бушковский   лес»).Сколько заповедников   и   заказников   на   территории   Кировской области?   На сколько заповедников   меньше, чем   заказников?На сколько заказников больше, чем  заповедников? 12)В   Красную   книгу   Кировской   области   занесено   122   вида растений   и 18  видов   грибов.  Сколько  всего   видов  растений   занесено   в Красную книгу?     Водоёмы нашего края 1) Длинарек:Луза­574км,Пижма­305км,Молома­419   км,Вятка­ 1314 км, Немда­162 км. Найти общую протяженность рек области. 2) Длина   рек:   Луза­574км,Пижма­305км   На   сколько   км     Луза длиннее Пижмы? 3) Длина  рек: Молома­419 км,Вятка_1314 км . На сколько  км река Вятка длиннее Моломы? 4) Длина   рек:   Молома­419   км,Вятка_1314   км   .   Найти   общую протяженность данных рек. 5) Длина рек: Луза­574км,Пижма­305км,Молома­419 км. Найти общую протяженность данных рек . 6) Длина   рек   :   Молома­419   км,Вятка­1314   км,   Немда­162   км. Найти общую протяженность данных рек области. 7) Ледостав на реках Кировской области продолжается около 5 месяцев. Сколько дней в году реки свободны ото льда? 8) Ледостав на реках Кольского полуострова продолжается 150­ 160 дней. Сколько месяцев в среднем длится ледостав? 9) Глубина озера Шайтан составляет 12 м,   Лежнинское озеро – 36,6 м. Какое озеро глубже и на сколько? 10) Глубина озера Шайтан составляет 12 м,   Лежнинское озеро – 36,6 м.   Какова общая глубина  озер? 11) В водоёмах заповедника Нургуш водятся 30 видов рыб. 7 из них   –наиболее   типичные.   Сколько   редко   встречающихся   видов пресноводных рыб водятся в водоёмах  заповедника? 12) В   Лапландском   заповеднике   5   озёр   и     75   рек.   На   сколько меньше  в Нургуше  озер, чем рек? 13) В   Нургуше   5озёр   и   75   рек.   Сколько   всего   озер   и   рек   в заповеднике? 14) Длина   рек:   Луза­574км,Пижма­305км,Молома­419   км,Вятка­ 1314 км, Немда­162 км ­ это 1,8% общей площади всех речных бассейнов области. Найди  общую площадь всех речных бассейнов области.   Животный мир в задачах 1) Длина тела гадюки обыкновенной 80 см, тело детеныша гадюки в 5 раз меньше. Какой длины детеныш гадюки? 2) Самка орлана­белохвоста весит 5 кг, а самец – 7кг. На сколько кг самка  легче самца? Сколько они весят вдвоём? Сколько будут весить 2 самки? 2 самца? 3) В одной кладке  дрозда учёные обнаружили 6 яиц, а в другой – 3 яйца. Сколько всего яиц в двух кладках? На сколько в первой кладке яиц больше, чем во второй? 4) Камышница  на  завтрак  поймала  3 дождевых червей, 2 пауков и 1  головастика.Сколько  всего  обитателей поймала  камышница? 5) Одна  малая крачка  вырыла  ямку  глубиной  10  см  и  выстлала её  серым  пухом. А  другая   – на  3  см  глубже. Найдите  глубину  ямки­ гнезда  второй  крачки. 6) Одна  крачка  насиживала  яйца  25  дней, а  другая – 26  дней.На сколько  дней раньше появятся  птенцы  у  первой птицы, чем  второй? 7) Для   охраны   крачат   (птенцы   крачки)     от   врагов   взрослые птицы  объединились. В  первой  семье – 4  птенца, а  во  второй  семье  ­ 6 птенцов.Сколько  всего птенцов охраняют  крачки?Сколько  всего  птиц, если  взрослых  – 4  крачки? 8). В  Нургуше одна  гадюка  прожила  10  лет, а  другая –на  5  лет больше.Сколько   лет   прожила   вторая   гадюка?Сколько   лет   прожили гадюки  вместе? 9)   Гадюки     бодрствуют     с     июня     по     сентябрь     (это     период активности). Сколько  месяцев  активны  гадюки? Сколько месяцев гадюки находятся   в спячке? На сколько месяцев длиннее   период   спячки, чем активности? 10) В  северных  условиях  гадюка  рождает  10  детёнышей, а  в средней     полосе–15.   На     сколько     меньше     рождается     детёнышей     у гадюки  на  севере, чем в средней полосе? 11) Здоровая   гадюка   линяет   4   раза   в   год   (кожа   сползает целиком), а  больные   гадюки  линяют  7  раз  в  год. На  сколько  раз  чаще линяют  больные  гадюки, чем  здоровые?     12) Длина  молодой  гадюки   16  см, а  длина  взрослой   80 см. На  сколько см  длиннее  взрослые  гадюки? Ответ вырази в дм и см. 13) Кроншнеп  поймал в  ручье: 3  личинки  стрекозы  и  4  личинки комара.Сколько  личинок  насекомых  он  съела? 14)Кроншнеп  поймал в  ручье: 3  личинки  стрекозы  и  4  личинки комара.На сколько  больше    съел личинок  комара, чем  стрекозы? 15)  Вес  крупного  лося­самца   достигает  20  кг, а  самка – на  4 кг     легче.Сколько кг весит   лосиха? Сколько кг весят   лось   и   лосиха вместе?   16)  Самец  в  длину  достигает  3  м, а длина  самки (в  основном) – 2  м.На сколько м самец  длиннее  самки? Какова  длина  лося  и  лосихи вместе? 17)   В     заповеднике     «   Нургуш»   на     водно­болотном     участке встречается   4   вида  речная крачка,  кряква,  кроншнеп ,  Лебедь­кликун птиц:  и 4   вида   хищных   птиц:  скопа, беркут, сокол­сапсан   и орлан­ белохвост.  Сколько   всего     птиц     встречается     в   заповеднике       на водно­болотном  участке? 18) На  территории   Нургуша часто    встречаются:   лиса, заяц, , лось, , белка   и   медведь.   А   реже –  волк   и ондатра.Сколько   диких животных  можно  встретить  часто (редко) на  территории  заповедника? Сколько  всего видов диких  животных  можно  встретить  на  территории заповедника? 19) В  реке   Вятка на  территории  заповедника    водятся:   сом ,судак, окунь, щука  и  налим,лещ.Сколько  всего  рыб  водится  в  реке  ? На сколько хищных рыб больше. Чем остальных? 20)   На     территории     Нургуша   можно     встретить     8     видов земноводных   и   30   видов     рыб.   На     сколько   видов     рыб   больше       на территории  ,чем  видов земноводных? На     сколько    видов земноводных меньше   на  территории , чем  видов рыб? 21)   На     территории       заповедника   можно     встретить     8   видов зеиноводных   и   30   видов   рыб. Сколько видов   рыб   и   земноводных можно  встретить   на  территории  заповедника?    22)   Птенец   утки     весит   1   кг,   а   взрослая   утка   на   2   кг   больше. Сколько весит взрослая утка? 23)Одна утка  отложила 5 крупно­зелёных серых яйца, а вторая на 2 яйца меньше. Сколько всего яиц отложили обе утки? Растительный мир 1) В Кировской области растет 2 вида рябины и 2 вида березы (пушистая, бородавчатая,). Сколько видов березы и рябины встречается?  2)  Высота  многолетнего   кустарника черники достигает   30  см, а молодого – 20  см.На  сколько  выше  многолетний  кустарник черники молодого?На  сколько  ниже  молодой  кустарник?Вырази ответ в разных единицах длины. 3)   Петя     съел     20     ягод     черники,   Катя   –   на     5     ягод меньше.Сколько  ягод  съела  Катя?Сколько  ягод  дети  съели  вместе? 4) В  мякоти  черники  содержится  4  витамина (С, В, Р, РР)   и  1 провитамин     (А).   Сколько     полезных     витаминов     и     провитаминов содержится  в чернике? 5) Чтобы  сварить  компот  в  школьной  столовой  надо  взять: 1 кг   черники, 2   кг   брусники   и 4 кг   малины.Сколько   всего кг   ягод понадобится  для   компота?На  сколько кг малины  больше, чем  брусники (черники)?На  сколько кг черники  меньше, малины(брусники)? 6)  Для  варенья  мама  взяла: 3  кг  клюквы, а черники– на  2  кг больше.Сколько   кг     ягод     черники   понадобится     маме     для     варенья? Сколько всего килограммов  ягод клюквы  и черники? 7) Черника зацветает  в   июне, а  созревает   в  августе.Сколько месяцев  проходит  от  цветения  до  появления  ягод? 8) В   период   цветения   мужские   цветки   морошки достигают длины  3  см, а  женские (из  них  вырастают  ягоды)– на  1  см  короче. Какова  длина  женского  цветка  морошки? 9)  Высота  многолетнего   кустарника  голубики   достигает   30 см,                                                                             а молодого – 20   см. Какова   длина многолетнего  и  молодого  кустарников  вместе? Вырази ответ в разных единицах длины. 10)  Вечнозелёный  кустарник – вереск  может  дожить  до  40  лет. Во   время   экскурсии   ученики   сорвали   20­летние   кустарнички   для букетов.Сколько  ещё  лет  мог  зеленеть  вереск? 11) Кисточки   вереска   тянутся   вверх   на   одном   кустике     на высоту 15см, а на  другом –  на высоту 8  см. На  сколько  длиннее  первая кисточка,   чем     вторая?   На     сколько     короче     вторая     кисточка,   чем первая? 12) Кисточки   вереска   тянутся   вверх   на   одном   кустике     на высоту 15см, а на   другом –   на 7   см короче. Какова   длина   кисточки второго  вереска(Цветки  вереска  розовато­лилового  цвета.) 13) Один куст голубики вырос до 30 см, а другой – до 80 см. На сколько сантиметров первый куст голубики ниже, чем второй? Кировская область в цифрах и датах 1) Площадь   Мурманской   области   немногим   более   120   тысяч квадратных   километров,   а   площадь   Вологодской       области     немногим больше   145   тысяч   квадратных   километров.   На   сколько   площадь Кировской области больше, чем Вологодской? 2) Дед из  корней  вереска  сделал  для  внуков   5  игрушек, а   у него 8 внуков.Сколько  ещё  надо  сделать  игрушек? 3)Город Киров просуществовал с названием Хлынов с 1457 по 1780 годы. Сколько это лет? 4) Узнай название польского города – побратима Кирова, если его название   зашифрованного   числами,   обозначающими   порядковый   номер букв русского алфавита. 19  6   5   13  30  24  6 (С е д л ь ц е)   5)   Бабушка   приготовила     отвар.   Она     взяла     10   г     вересковых цветов     и   10   г     берёзовых     почек.Сколько   г   лекарственных     трав понадобилось  для  приготовления  отвара? 6) Маша   засушила для букета 5 веточек   вереска, а   Даша – 8 веточек.   Сколько  девочки  засушили  веточек  вереска?На сколько Маша засушила  веточек вереска меньше, чем  Даша? Задачи на движение 1) Какое   расстояние   от   Кирова   до   Москвы,   если   автобус   его проехал за 14 часов, двигаясь  со скоростью 64 км/ч ? 2) Расстояние   от   Кирова   до   Уржума   195   км   .   Автомобиль проехал его за 3часов. С какой скоростью двигался  автомобиль? 3) Группа туристов выехали на автобусе из Яранска  в заповедник Нургуш. Сколько   времени были   в дороге туристы, если   расстояние до заповедника   265  км  автобус ехал со скоростью 53 км/ч? 4) Из   Кирова   одновременно   выехали   два   автобуса   в противоположных   направлениях.   Автобус,   который   направлялся   в Советск, двигался со скоростью 65 км/ч, а автобус, который направлялся в Опарино, двигался со скоростью 57 км/ч. Какое расстояние будет между автобусами через 2 часа? 5) Из Котельнича и Кирова одновременно навстречу друг другу выехали два автобуса. Через час они встретились. Какое расстояние между Кировом и Котельничем, если первый автобус двигался со скоростью  61 км/ч, а второй со скоростью   63   км/ч? 6) Грузовой   автофургон   выехал   из   Омутнинска   и   доехал   до Кирова за 3 часа. Он двигался со скоростью 57 км/ч. На обратный путь  он потратил 2 часа. На   сколько километров водитель увеличил скорость на обратном пути? 7) Из     Советска   в     Яранск   выехала   группа   туристов   ­ велосипедистов. В первый день они ехали 3 часа со скоростью 15 км/ч. Сколько времени они были в пути во 2 день, если их скорость была 12 км/ч, а расстояние от Советска до Яранска 81 км? Физминутки на основе краеведческого материала 1. Прогулка в зимний лес Текст физминутки Упражнения для детей Мы пойдем в зимний лес! По узенькой тропинке Ходьба на месте Шагаем по сугробам Ходьба с высоким подниманием бедра Тихо в лесу Ходьба на носках Мы лесочек увидали, На полянку прибежали Бег на месте Вот пришли мы в зимний лес. Сколько здесь вокруг чудес! Разведение рук в стороны Справа березка в шубке стоит. Отвести одну руку в сторону Слева елка на нас глядит. Отвести другую руку в сторону Снежинки в небе кружатся, Движение «Фонарики» На землю красиво ложатся. Приседание Вот зайка прибежал, От лисы он убежал. Прыжки на двух ногах. Это серый волк рыщет, Он себе добычу ищет. Наклоны в стороны. Все мы спрячемся сейчас, Не найдет тогда он нас! Приседание Лишь медведь в берлоге спит, Так всю зиму и проспит. Имитация движения Прилетели снегири, Чудо-птицы, посмотри! Бег с движением рук В лесу красота и покой, Разведение рук в стороны (вдох), опустили А нам пора уже домой. Руки (выдох) 2.*** Только в лес мы все зашли,                       Обычная ходьба. Появились комары.                                     Ходьба с подниманием рук вверх, Руки вверх над головой,                             при опускании ­ хлопки.      Руки вниз, хлопок, другой. Дальше по лесу шагаем                               Ходьба на внешней стороне стопы И медведя мы встречаем. Руки за голову кладем                                  Руки за голову И вразвалочку идем                                      Ходьба вразвалочку Всюду мошки летают                                    Поднять руки в стороны, помахать,  Их руками отгоняем                                      опустить. Вдруг мы видим, у куста                             Наклон вперед, коснуться руками пола, Выпал птенчик из гнезда.                           Выпрямиться, потянуться вверх, Тихо птенчика берем                                   поднимаясь на носки.      И назад в гнездо кладем. Справа зреет голубика                                 Повороты туловища в стороны с  Слева – сладкая черника.                            Отведением рук в стороны.    Ягоды все соберем И потом домой пойдем. Но сначала мы присядем,                           Приседание       Нежно зайчика погладим, Под осинкой гриб найдем И с собой его возьмем . 3.*** Мы шагаем, мы шагаем,                              Ходьба с движениями рук вверх, К верху руки поднимаем,                             в стороны, вниз.  В стороны их разведем,  Вниз опустим и пойдем. Мы шагаем по сугробам,                              Ходьба с высоким подниманием бедра. По сугробам крутолобым. Поднимай повыше ногу,                                 Проложи себе дорогу. На коньках мы заскользим,                         Легкий бег на месте. Друг за другом побежим. Не боимся мы пороши,                                 Руки в стороны, хлопок перед собой. Ловим снег – хлопок в ладоши! Руки в стороны, по швам! Снега хватит вам и нам. Вверх подбрось ты свой снежок                 Имитация движения.   И поймай его, дружок! Ты снежок всем покажи,                             Повороты в стороны с имитацией Вправо, влево поверни.                               Перекладывания снежка из руки в руку. Со снежком ты приседай.                           Приседание с выпрямлением рук вперед. Сели, встали. Не зевай. Потянулись за снежком                              Наклон вперед с выпрямлением рук Спину хорошо прогнем.                              Перед собой. А теперь взялись за дело:                           Прыжки разными способами.   Будем прыгать мы умело. Носиком теперь вдохни                                             Упражнение на восстановление дыхания.   И дыханье задержи. Выдыхаем воздух ртом, «Пых!» ­ мы говорим потом. 4.*** Северные мы олени.                                    И.П. Дети сидят на стульях, руки свободно Рвется ветер нам на встречу.                     лежат на коленях. Ветер стих, расправьте плечи,                   В. С напряжением отвести руки назад, Руки снова на колени.                                  слегка прогибая туловище вперед.    А теперь немного лени….. Руки не напряжены И расслаблены. Дышится легко, ровно, глубоко. 5.*** Ночь полярная прошла,                         Поднимают руки и смотрят вверх.  Наконец­то – солнце! Солнечный мой заинька,                       Дети вытягивают вперед ладошку. Прыгни на ладошку. Солнечный мой заинька,                       Ставят на ладонь указательный палец другой Маленький, как крошка.                       руки Прыг на носик, на плечо.                       Прослеживают взглядом движение пальца, Ой, как стало горячо!                             которым медленно прикасаются сначала к носу Прыг на лобик, и опять                         вновь отводят вперед, затем последовательно                                                                       дотрагиваются до одного плеча, лба и другого                                                                                    плеча, каждый раз отводя палец перед собой. На плече давай скакать.                                             Голова все время находится в фиксированном                                                                     положении. Вот закрыли мы глаза,                        Закрывают глаза ладонями.    А солнышко играет: Щечки теплыми лучами Нежно согревает.       6.*** В нашем северном лесу                         Переступают с ноги на ногу. Есть сосна, береза, елка и осина, А в тени их ветвей Поселился муравей Он из дома спозаранку                           Поднимаются на носки и опускаются Выбегает с веником,                                на всю стопу  Подметает всю полянку                          Сводят и разводят носки ног. Перед муравейником, Замечает все соринки,                              Соединяют носки вместе, сводят и разводят  Начищает все травинки,                        пятки. Каждый кустик,                                       «Качелька» (поднимаются на носки   Каждый гриб,                                            и опускаются на пятки)    Каждый, каждый камешек. А однажды муравьишка                                     Подметал дорожку. Вдруг упала с елки шишка,                  Прыжки на одной ноге. Отдавила ножку. 7. Массаж лица «Воробей» Сел на ветку воробей                             Обеими ладонями проводят от бровей до И качается на ней.                                   подбородка и обратно вверх.         Раз – два –три – четыре – пять            Массируют височные впадины большими Неохота улетать                                       пальцами правой и левой руки,                                                                      совершая вращательные движения.    8. Гимнастика для ног «Медведь» Ой­ее­ее­ечки!                                       Поднимаются то на носки, то на пятки Белый мишка спал на коечке. Свесились с кроватки                                       Поднимаются на носки и на пятки, расположив Две босые пятки.                                  стопы на одной линии носками внутрь. Две босые, две смешные,                                     Поднимаются на носки и на пятки, расположив        Ой, смешные пятки!                           стопы носками наружу. Увидала Мышка,                                Переминаются с ноги на ногу.  Мышка­шалунишка,  Влезла на кроватку,                            Делают выпад ногой вперед. Хвать его за пятку.                             Затем разворачиваются на 180 градусов,                                                                 Поменяв опорную ногу. 9.Упражнение «Морской воздух» Носик принюхался.                              Дети принюхиваются Пахнет морским воздухом. И увидели мы море,  Баренцево, большое. Воздух мы морской вдохнем. Дышим носом, а не ртом. Плечи не поднимаем,                      Дети выполняют дыхательное упражнение. Животом помогаем. 10.Массаж ушей «Тили – бом» Тили –тили, тили –бом!                                           Загибают вперед ушные раковины и отпускают                                                                  их так, чтобы ощутить хлопок.      Сбил сосну зайчишка лбом.              Оттягивают мочки вниз и в стороны. Жалко мне зайчишку:                        Массажируют козелок. Носит зайка шишку.                          Массажируют вершину завитка. Поскорее сбегай в лес,                        Растирают ладонями уши. Сделай заиньке компресс!                 Поглаживают уши ладошками.           11. «Медвежата» Медвежата в лесу жили,                                     Круговые движения головой. Головой своей крутили. Вот так, вот так – головой своей крутили. На болото прибежали                                          Наклона вперед, руки вниз. И морошку собирали Вот так, вот так – морошку собирали. Вперевалочку ходили,                                        Ходьба по­ медвежьи . Вот так, вот так – вперевалочку ходили. Из озерка воду пили,                                         Наклоны вперед, руки за спиной. Вот так, вот так – из озерка воду пили. А потом они плясали,                                        Прыжки на обеих ногах.  Выше лапы поднимали. Список используемой литературы 1.Актуальные проблемы модернизации математического и естественно­ научного образования : материалы Второй регион. науч.­методич. конф., г. Балашов, 8 апреля 2011 г. / под общ. ред. О. А. Фурлетовой. — Балашов:  Николаев, 2011. — 104 с 2.Данилюк А. Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно­ нравственного развития и воспитания личности гражданина России. ­ М.:  Просвещение, 2011.­23с. 3.Добровольцева З. А., Кириллова С. В. Сборник задач по математике для  учащихся 5­6­х классов (задачи с витально­экологическим содержанием). //  Учебное пособие. ­ Н. Новгород, 2004. 3.Заир­Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на  уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.:  Просвещение, 2011.­223с. : ил. – (Работаем по новым стандартам). 4.Михайлов А.В., Шамов Ю.А., Мироненко В.Ф. Экология в цифрах и фактах. Хрестоматия. ­ Барнаул: Изд­во АлтГТУ, 2010. – 171 с. 5.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего  образования: методические указания / М­во образования и науки Рос.  Федерации. ­ М.: Просвещение, 2011. – 48 с. ­ (Стандарты второго  поколения).. 6.Экологическая этика в детском творчестве: концептуальные идеи и методы  гуманитарного экологического образования. / Под ред. Вагнер И. В. ­ Москва,  2008.                                    Интернет ресурсы: 1. http://periodika.websib.ru/node/25589 2. http://genij45.ucoz.com/ 3. http://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/voprosy-kraevedeniya-na- 4. http://saratov.gov.ru/region/pns010112.php 5. http://www.protown.ru/russia/obl/articles/3846.html 6. http://www.protown.ru/russia/obl/articles/6106.html urokakh-matematiki http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%EE%EB%FC%F8%EE%E9_ %C8%F0%E3%E8%E7

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики

Элементы краеведения как способ повышения мотивации на уроках математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.08.2018