МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМ.И.АЛТЫНСАРИНА
ЧЕЛОВЕК.ОБЩЕСТВО.ПРАВО
учебная программа
для 9 класса уровня основного среднего образования
Астана
Утверждена приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года №115.
Зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан №8424 от 10 апреля 2013 года.
Внесены изменения и дополнения согласно приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 июня 2015 года №393.
Зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан №11659 от 14 июля 2015 года.
Человек. Общество. Право: Учебная программа для 9 класса уровня основного среднего образования. – Астана: НАО им. И.Алтынсарина, 2015. –9 с.
© Национальная академия образования
им. И.Алтынсарина, 2015.
Приложение 42
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115
Типовая учебная программа
по предмету «Человек. Общество. Право»
для 9 класса уровня основного среднего образования
1. Пояснительная записка
1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012г. №1080.
2. Цель обучения: систематизация научных знаний о процессе развития человека и общества, взаимосвязях между процессами и явлениями, происходящими в окружающем нас мире и законами, которые регулируют их, воспитание гражданской позиции, высоких нравственных качеств и любви к своей Отчизне.
3. Задачи обучения:
1) определение роли общественных наук в жизни современного общества и человека;
2) формирование у учащихся научной картины мира;
3) понимания того, что человек и его жизнь являются высшими ценностями;
4) выявление связей между идеалами гуманизма, этики, свободы, демократии, социального прогресса и духовными ценностями;
5) знание общих принципов и прав человека, умение давать им оценку;
6) формирование гражданственности, патриотизма, ответственности, уважения к различным нациям и народам;
7) формирование толерантности в этнических и межличностных отношениях;
8) воспитание правовой грамотности и культуры на основе знаний законов общественного развития;
8-1) формирование иммунитета к различного рода коррупционным явлениям в обществе;
9) знание Конституции Республики Казахстан, кодексов и других законодательных актов;
10) понимание научной, правовой терминологии, умение опирировать терминами;
11) развитие у учащихся навыков критического мышления;
12) развитие у учащихся навыков коммуникативного общения, способности к участию в диалоге;
13) получение учащимися представления о профессиональной ориентации в соответствии с индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.
4. Определение базового содержания предмета. Отбор содержания курса «Человек. Общество. Право» для учащихся 9 класса основан на деятельностном, личностно-ориентированном и компетентностном подходах. Содержание предмета «Человек. Общество. Право» базируется на основных общечеловеческих ценностях, принципах демократизма, гуманизма, научности, законности и патриотизма. При изучении данного предмета необходимо опираться на методологические принципы, определяющие организацию и методику процесса обучения, учета возрастных особенностей обучаемых.
5. Межпредметные связи:
1) «Казахский язык и литература»:
художественные произведения, посвященные человеку, смыслу и целям человеческой жизни, раскрытию таких понятий как совесть, честь, достоинство и долг человека; трудовой деятельности людей и ее влиянию на природу;
2) «Всемирная история»:
знания о первобытном обществе, древних государствах, происхождении языка и речи, человека, рода, племени, зарождении религиозных представлений и мировых религий, формировании наций, национальных государств, гражданского общества;
3) «История Казахстана»:
знания о кочевой цивилизации, хозяйстве, религии, обычаях и традициях казахского народа, влиянии исламской религии на развитие культуры, обычное право казахов «Жеты жаргы»;
4) «Физика»:
знания о строении Земли, времени, пространстве и материи, влияния физических процессов на человека и общество;
5) «Биология»:
знания о возникновении человека и человеческого общества, взаимосвязи природы и человека;
6) «География»:
знания о природных ресурсах, их эффективном использовании, законах Республики Казахстан, направленных на защиту природы Казахстана, мероприятиях по защите природы на международном уровне.
6. Объем учебной нагрузки:
9 класс – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году.
2. Базовое содержание учебного предмета
7. «Введение», понятие и специфика предмета.
8. «Человек в мире» (8 часов):
1) «Проблема человека» (3 часа), «Происхождение человека», основные концепции происхождения человека, биологическая и социальная природа человека;
2) «Особенности жизни человека», потребности и интересы человека, возможности и способности человека, ценности и идеалы человека;
3) «Человек как личность», индивид, индивидуальность, личность, как стать личностью, формирование характера, воспитание и самовоспитание, место человека в мире, смысл жизни;
4) «Человек и культура» (2 часа), «Деятельность человека», отличие человеческой деятельности от поведения животных, структура и мотивы деятельности, многообразие деятельности, творческая деятельность и ее особенности, творческий труд;
5) «Человек – творец культуры», культура как результат деятельности человека, культура и природа, единство и многообразие культур, взаимодействие культур;
6) «Человек и взаимоотношения людей» (2 часа), «Мир человеческого общения», богатство общения, содержание и формы общения, межличностное общение, культура общения, психология общения, этикет, его роль в общении между людьми;
7) «Личность и коллектив», коллективизм, индивидуализм, конформизм, достоинство, вежливость, неподкупность, такт, деликатность в поведении людей, диалог, дискуссия, взаимопонимание, сотрудничество, солидарность;
8) повторение (1 час).
9. «Общество: основные сферы и закономерности их функционирования» (15 часов):
1) «Понятие общества» (2 часа), «Общество – особая реальность», человек и общество, общество как результат взаимодействия людей, основные концепции происхождения общества;
«Организация общественной жизни», общество как саморазвивающаяся система, социальные институты, основные сферы общественной жизни;
2) «Экономическая жизнь общества» (3 часа), «Что такое экономика?», основы хозяйственной жизни общества, ограниченность экономических ресурсов, безграничность потребностей, проблема экономического выбора, главные вопросы экономики: что, как и для кого производить, экономические ресурсы и факторы производства, результаты общественного производства, понятие экономического блага;
«Экономика и собственность», экономическое и правовое содержание собственности, формы собственности, современные виды частной собственности, государственная собственность и ее роль в развитии экономических систем, типы экономических систем, традиционная экономическая система, командная экономическая система, рыночная экономическая система, смешанная экономическая система;
«Рыночная экономика и деньги», сущность и функции денег, эволюция форм денег, закон денежного обращения, денежная система и ее элементы, денежные реформы, сущность и функции рынка, структура и инфраструктура рынка, рыночная экономика и ее основные черты, казахстанская модель рыночных преобразований;
3) «Социальная структура общества» (3 часа), «Социальные отношения», социальные нормы поведения человека, что дает знание социальной структуры, социальная структура общества, ее элементы, социальные институты, «социальный статус» и «социальная роль», понятие социальной дифференциации, социальная мобильность;
«Семья и общество», происхождение семьи, особенности взаимоотношений людей в семье, социальные обязанности членов семьи, роль и значение семьи в современном обществе;
«Нации и межнациональные отношения», происхождение наций (этнос, народ, нация), национальное сознание, межнациональное согласие, доктрина Национального Единства Казахстана;
4) «Политическая жизнь общества» (3 часа), «Общество и политика», понятие политики, политическая деятельность и ее особенности, субъекты политической деятельности, политическая система общества;
«Государство и его роль в обществе», государство – главный институт политической системы, государственная власть, правовое государство, антикоррупционная стратегия государства;
«Гражданское общество», понятие гражданского общества, происхождение гражданского общества, общественные организации, гражданская позиция человека, гражданское общество как фактор противодействия коррупционным явлениям;
5) «Духовная жизнь общества» (3 часа), «Духовные основы общества», духовный мир человека, духовная культура личности, мировоззрение, убеждение, вера, мораль и нравственность, гуманизм, порядочность, активная жизненная позиция;
«Роль образования и науки в обществе», смысл и ценность образования, профессиональная ориентация человека, выбор профессии, значение образования в развитии человека и общества, ценность научных знаний, научная картина мира;
«Роль религии в обществе», происхождение религии, религия как историческое явление, религия и современность, толерантность и свобода совести как духовные ценности;
6) повторение (1 час).
10. «Право в жизни человека» (10 часов):
1) «Понятие права и основных правовых явлений» (3 часа), «Право и законодательство», понятие права и признаки, роль права в жизни общества и государства, источники права, традиции, обычаи и право, система законодательства, соотношение права и законодательства, понятие закона и подзаконного акта, верховенство закона;
«Правовые отношения», правоотношения как форма общественных отношений, субъекты правоотношений, субъективные права и субъективные обязанности, правоспособность и дееспособность;
«Правонарушение и юридическая ответственность», понятие и виды юридической ответственности, признаки и виды правонарушений, особенности юридической ответственности несовершеннолетних, специфика и виды коррупционных правонарушений;
2) «Конституция – основной закон Республики Казахстан» (2 часа), «Основы конституционного строя Республики Казахстан», основной закон, народ – источник власти, конституционные права и обязанности граждан, основные разделы Конституции;
«Конституционные органы государственной власти», Президент, Парламент, Правительство, Конституционный совет, правосудие и судебная система, местные представительные и исполнительные органы, отраслевые органы власти;
3) «Основные понятия базовых отраслей казахстанского права» (2 часа), основные понятия гражданского права, особенности гражданского права, субъекты гражданского права, понятие предпринимательства, юридического и физического лица, понятие договоров, особенности гражданско-правовых отношений с участием несовершеннолетних, основные правовые формы преодоления условий и факторов коррупционных явлений в обществе;
«Основные понятия административного права», особенности административного права, административное правонарушение, административное взыскание, виды административных взысканий, административная ответственность несовершеннолетних, административная ответственность за коррупционные правонарушения;
4) «Основные понятия трудового права» (2 часа):
«Особенности трудового права», (понятия: трудовое отношение, трудовой договор, рабочее время и время отдыха, заработная плата, дисциплинарный проступок), правовое регулирование труда несовершеннолетних;
«Основные понятия уголовного права», особенности уголовного права, (понятия: преступление, необходимая оборона, превышение пределов необходимой обороны, уголовное наказание), уголовная ответственность несовершеннолетних, уголовная ответственность за коррупционные правонарушения;
5) повторение (1 час).
11. Итоговое повторение (1 час).
3. Требования к уровню подготовки учащихся
12. Уровень подготовки обучающихся оценивается с учетом трех аспектов: предметные результаты, личностные результаты, системно-деятельностные результаты.
13. Предметные результаты. По завершении 9 класса учащиеся должны знать:
1) сущность и особенности процесса антропогенеза;
2) основные концепции происхождения человека, особенности жизни человека, возможности и способности человека, ценности и идеалы;
3) причинно-следственные связи общественно-политических, социально-экономических и культурных процессов в обществе;
4) структуру и мотивы деятельности человека, виды деятельности;
5) понятие экономики, в том числе рыночной;
6) роль экономики в обществе, взаимосвязь экономики и качества жизни;
7) социальную структуру общества, ее элементы;
8) политическую систему общества;
9) основной Закон Республики Казахстан – Конституцию;
10) правовые отношения в обществе, свободы, права, обязанности;
11) конституционные гарантии;
12) принципы морали, нравственности профессиональной этики;
13) современные версии и трактовки основных закономерностей в развитии общества;
14) основные понятия базовых отраслей казахстанского права;
14. По завершении 9 класса учащиеся должны уметь:
1) характеризовать культурные достижения, духовный мир человека;
2) объяснять сущность политики государства;
3) самостоятельно работать с новым материалом, заниматься поисковой работой;
4) самостоятельно анализировать, обобщать материал по изучаемой теме, выделять главное;
5) давать самостоятельную оценку позитивным и негативным явлениям в жизни общества;
6) аргументировано выражать личную точку зрения по экономическим, социальным и политическим вопросам;
7) работать с тестовыми заданиями;
8) составлять опорные конспекты, схемы, таблицы;
9) критически анализировать источники информации, анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
10) выявлять закономерности и причинно-следственные связи развития социальных общностей, социальных групп, социальных норм;
11) находить оперативную информацию в различных источниках о развитии экономики, политической системы общества, многообразии культуры;
12) анализировать и обобщать моральные, этические, нравственные и правовые и антикоррупционные нормы;
13) давать характеристику и оценивать материальное производство и деятельность государственно-правовых институтов общества;
14) формулировать собственное мнение;
15) устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, участвовать в дискуссиях по актуальным общественным и правовым проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации полученные сведения;
16) представлять результаты изучения материала в разнообразных формах конспектах, рефератах, рецензиях;
17) определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни, соотносить свои действия и поступки окружающих с существующими формами социального поведения.
15. Личностные результаты отражаются в:
1) проявлении уважения к Конституции Республики Казахстана, к законам и правопорядку;
2) проявлении активной гражданской позиции, высоких патриотических чувств, готовности служения своей Родине и защите ее интересов;
3) владении государственным и родным языками, уважении к истории, культуре и традициям, другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана;
4) стремлении беречь и приумножать природу родного края, проявлении активной позиции в охране окружающей среды;
5) ведении здорового образа жизни, навыков сохранения своей безопасности и безопасности окружающих людей;
6) проявлении высокой культуры человеческого общения, соблюдении этических норм;
7) мотивированности и способности к самообразованию и самореализации и созидательному труду;
8) уважении к старшему поколению и заботе о младших, проявлении доброты и чуткости к другим;
9) умении адекватно оценивать особенности социальной среды, противостоять антиобщественным коррупционным явлениям, воздействиям идеологического, противоправного и религиозного характера.
16. Системно-деятельностные результаты отражаются в:
1) владении системой знаний по основам наук и сферам применения научных достижений для прогресса человеческого общества;
2) умении анализировать, обрабатывать, синтезировать и использовать научную информацию;
3) владении методами познания, проектирования, конструирования и исследования, творческого применения;
4) владении современными информационно-коммуникационными технологиями;
5) владении развитыми коммуникативными способностями, полиязычной культурой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.