ЕЛОВЕК.ОБЩЕСТВО.ПРАВО учебная программадля 9 класса
Оценка 4.7

ЕЛОВЕК.ОБЩЕСТВО.ПРАВО учебная программадля 9 класса

Оценка 4.7
doc
23.04.2020
ЕЛОВЕК.ОБЩЕСТВО.ПРАВО учебная программадля 9 класса
42 Человек Общество Право 9 кл рус 2015.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМ.И.АЛТЫНСАРИНА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧЕЛОВЕК.ОБЩЕСТВО.ПРАВО

 

учебная программа

для 9 класса уровня основного среднего образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астана

 

 

Утверждена приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года №115.

 

Зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан №8424 от 10 апреля 2013 года.

 

 

Внесены изменения и дополнения согласно приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 июня 2015 года №393.

 

Зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан №11659 от 14 июля 2015 года.

 

 

Человек. Общество. Право: Учебная программа для 9 класса уровня основного среднего образования. – Астана: НАО им. И.Алтынсарина, 2015.9 с. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© Национальная академия образования

им. И.Алтынсарина, 2015.

Приложение 42

к приказу Министра образования

и науки Республики Казахстан

от 3 апреля 2013 года № 115

 

 

 

Типовая учебная программа

по предмету «Человек. Общество. Право»

для 9 класса уровня основного среднего образования

 

1. Пояснительная записка

 

1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от  23 августа 2012г. №1080.

2. Цель обучения: систематизация научных знаний о процессе развития человека и общества, взаимосвязях между процессами и явлениями, происходящими в окружающем нас мире и законами, которые регулируют их, воспитание гражданской позиции, высоких нравственных качеств и любви к своей Отчизне.

3. Задачи обучения:

1)      определение роли общественных наук в жизни современного общества и человека;

2)      формирование у учащихся научной картины мира;

3)      понимания того, что человек и его жизнь являются высшими ценностями;

4)      выявление связей между идеалами гуманизма, этики, свободы, демократии, социального прогресса и духовными ценностями;

5)      знание общих принципов и прав человека, умение давать им оценку;

6)      формирование гражданственности, патриотизма, ответственности, уважения к различным нациям и народам;

7)      формирование толерантности в этнических и межличностных отношениях;

8)      воспитание правовой грамотности и культуры на основе знаний законов общественного развития;

8-1)    формирование иммунитета к различного рода коррупционным явлениям в обществе;

9)      знание Конституции Республики Казахстан, кодексов и других законодательных актов;

10)       понимание научной, правовой терминологии, умение опирировать терминами;

11)       развитие у учащихся навыков критического мышления;

12)       развитие у учащихся навыков коммуникативного общения, способности к участию в диалоге;

13)       получение учащимися представления о профессиональной ориентации в соответствии с индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.

4. Определение базового содержания предмета. Отбор содержания курса «Человек. Общество. Право» для учащихся 9 класса основан на деятельностном, личностно-ориентированном и компетентностном подходах. Содержание предмета «Человек. Общество. Право» базируется на основных общечеловеческих ценностях, принципах демократизма, гуманизма, научности, законности и патриотизма. При изучении данного предмета необходимо опираться на методологические принципы, определяющие организацию и методику процесса обучения, учета возрастных особенностей обучаемых.

5. Межпредметные связи:

1)  «Казахский язык и литература»:

художественные произведения, посвященные человеку, смыслу и целям человеческой жизни, раскрытию таких понятий как совесть, честь, достоинство и долг человека; трудовой деятельности людей и ее влиянию на природу;

2)  «Всемирная история»:

знания о первобытном обществе, древних государствах, происхождении языка и речи, человека, рода, племени, зарождении религиозных представлений и мировых религий, формировании наций, национальных государств, гражданского общества;

3)  «История Казахстана»:

знания о кочевой цивилизации, хозяйстве, религии, обычаях и традициях казахского народа, влиянии исламской религии на развитие культуры, обычное право казахов «Жеты жаргы»;

4)  «Физика»:

знания о строении Земли, времени, пространстве и материи, влияния физических процессов на человека и общество;

5)  «Биология»:

знания о возникновении человека и человеческого общества, взаимосвязи природы и человека;

6)  «География»:

знания о природных ресурсах, их эффективном использовании, законах Республики Казахстан, направленных на защиту природы Казахстана, мероприятиях по защите природы на международном уровне.

6. Объем учебной нагрузки:

9 класс – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году.

 

2. Базовое содержание учебного предмета

 

7.     «Введение», понятие и специфика предмета.

8.     «Человек в мире» (8 часов):

1) «Проблема человека» (3 часа), «Происхождение человека», основные концепции происхождения человека, биологическая и социальная природа человека;

2) «Особенности жизни человека», потребности и интересы человека, возможности и способности человека, ценности и идеалы человека;

3) «Человек как личность», индивид, индивидуальность, личность, как стать личностью, формирование характера, воспитание и самовоспитание, место человека в мире, смысл жизни;

4) «Человек и культура» (2 часа), «Деятельность человека», отличие человеческой деятельности от поведения животных, структура и мотивы деятельности, многообразие деятельности, творческая деятельность и ее особенности, творческий труд;

5) «Человек – творец культуры», культура как результат деятельности человека, культура и природа, единство и многообразие культур, взаимодействие культур;

6) «Человек и взаимоотношения людей» (2 часа),  «Мир человеческого общения», богатство общения, содержание и формы общения, межличностное общение, культура общения, психология общения, этикет, его роль в общении между людьми;

7) «Личность и коллектив», коллективизм, индивидуализм, конформизм, достоинство, вежливость, неподкупность, такт, деликатность в поведении людей, диалог, дискуссия, взаимопонимание, сотрудничество, солидарность;

8) повторение (1 час).

9.   «Общество: основные сферы и закономерности их функционирования»  (15 часов):

1) «Понятие общества» (2 часа), «Общество – особая реальность», человек и общество, общество как результат взаимодействия людей, основные концепции происхождения общества;

«Организация общественной жизни», общество как саморазвивающаяся система, социальные институты, основные сферы общественной жизни;

2) «Экономическая жизнь общества» (3 часа), «Что такое экономика?», основы хозяйственной жизни общества, ограниченность экономических ресурсов, безграничность потребностей, проблема экономического выбора, главные вопросы экономики: что, как и для кого производить, экономические ресурсы и факторы производства, результаты общественного производства, понятие экономического блага;

«Экономика и собственность», экономическое и правовое содержание собственности, формы собственности, современные виды частной собственности, государственная собственность и ее роль в развитии экономических систем, типы экономических систем, традиционная экономическая система, командная экономическая система, рыночная экономическая система, смешанная экономическая система;

«Рыночная экономика и деньги», сущность и функции денег, эволюция форм денег, закон денежного обращения, денежная система и ее элементы, денежные реформы, сущность и функции рынка, структура и инфраструктура рынка, рыночная экономика и ее основные черты, казахстанская модель рыночных преобразований;

3) «Социальная структура общества» (3 часа), «Социальные отношения», социальные нормы поведения человека, что дает знание социальной структуры,  социальная структура общества, ее элементы, социальные институты, «социальный статус» и «социальная роль», понятие социальной дифференциации, социальная мобильность;

«Семья и общество», происхождение семьи, особенности взаимоотношений людей в семье, социальные обязанности членов семьи, роль и значение семьи в современном обществе;

«Нации и межнациональные отношения», происхождение нацийтнос, народ, нация), национальное сознание, межнациональное согласие, доктрина Национального Единства Казахстана;

4) «Политическая жизнь общества» (3 часа), «Общество и политика», понятие политики, политическая деятельность и ее особенности, субъекты политической деятельности, политическая система общества;

«Государство и его роль в обществе», государство – главный институт политической системы, государственная власть, правовое государство, антикоррупционная стратегия государства;

«Гражданское общество», понятие гражданского общества, происхождение гражданского общества, общественные организации, гражданская позиция человека, гражданское общество как фактор противодействия коррупционным явлениям;

5) «Духовная жизнь общества» (3 часа), «Духовные основы общества», духовный мир человека, духовная культура личности, мировоззрение, убеждение, вера, мораль и нравственность, гуманизм, порядочность, активная жизненная позиция;

«Роль образования и науки в обществе», смысл и ценность образования, профессиональная ориентация человека, выбор профессии, значение образования в развитии человека и общества, ценность научных знаний, научная картина мира;

«Роль религии в обществе», происхождение религии, религия как историческое явление, религия и современность, толерантность и свобода совести как духовные ценности;

6) повторение (1 час).

10.  «Право в жизни человека» (10 часов):

1) «Понятие права и основных правовых явлений» (3 часа), «Право и законодательство», понятие права и признаки, роль права в жизни общества и государства, источники права, традиции, обычаи и право, система законодательства, соотношение права и законодательства, понятие закона и подзаконного акта, верховенство закона;

«Правовые отношения», правоотношения как форма общественных отношений, субъекты правоотношений, субъективные права и субъективные обязанности, правоспособность и дееспособность;

«Правонарушение и юридическая ответственность», понятие и виды юридической ответственности, признаки и виды правонарушений, особенности юридической ответственности несовершеннолетних, специфика и виды коррупционных правонарушений;  

2) «Конституция – основной закон Республики Казахстан» (2 часа), «Основы конституционного строя Республики Казахстан», основной закон, народ – источник власти, конституционные права и обязанности граждан, основные разделы Конституции;

«Конституционные органы государственной власти», Президент, Парламент, Правительство, Конституционный совет, правосудие и судебная система, местные представительные и исполнительные органы, отраслевые органы власти;

3) «Основные понятия базовых отраслей казахстанского права» (2 часа), основные понятия гражданского права, особенности гражданского права, субъекты гражданского права, понятие предпринимательства,  юридического и физического лица, понятие договоров, особенности гражданско-правовых отношений с участием несовершеннолетних, основные правовые формы преодоления условий и факторов коррупционных явлений в обществе;

«Основные понятия административного права», особенности административного права, административное правонарушение, административное взыскание, виды административных взысканий, административная ответственность несовершеннолетних, административная ответственность за коррупционные правонарушения;

4) «Основные понятия трудового права» (2 часа):

«Особенности трудового права», (понятия: трудовое отношение, трудовой договор, рабочее время и время отдыха, заработная плата, дисциплинарный проступок), правовое регулирование труда несовершеннолетних;

«Основные понятия уголовного права», особенности уголовного права, (понятия: преступление, необходимая оборона, превышение пределов необходимой обороны, уголовное наказание), уголовная ответственность несовершеннолетних, уголовная ответственность за коррупционные правонарушения;

5) повторение (1 час).

11. Итоговое повторение (1 час).

 

3. Требования к уровню подготовки учащихся

 

12. Уровень подготовки обучающихся оценивается с учетом трех аспектов: предметные результаты, личностные результаты, системно-деятельностные результаты.

13. Предметные результаты. По завершении 9 класса учащиеся должны знать:

1)      сущность и особенности процесса антропогенеза;

2)      основные концепции происхождения человека, особенности жизни человека, возможности и способности человека, ценности и идеалы;

3)      причинно-следственные связи общественно-политических, социально-экономических и культурных процессов в обществе;

4)      структуру и мотивы деятельности человека, виды деятельности;

5)      понятие экономики, в том числе рыночной;

6)      роль экономики в обществе, взаимосвязь экономики и качества жизни;

7)      социальную структуру общества, ее элементы;

8)      политическую систему общества;

9)      основной Закон Республики Казахстан – Конституцию;

10)   правовые отношения в обществе, свободы, права, обязанности;

11)   конституционные гарантии;

12)   принципы морали, нравственности профессиональной этики;

13)   современные версии и трактовки основных закономерностей в развитии общества;

14)   основные понятия базовых отраслей казахстанского права;

14. По завершении 9 класса учащиеся должны уметь:

1)      характеризовать культурные достижения, духовный мир человека;

2)      объяснять сущность политики государства;

3)      самостоятельно работать с новым материалом, заниматься поисковой работой;

4)      самостоятельно анализировать, обобщать материал по изучаемой теме, выделять главное;

5)      давать самостоятельную оценку позитивным и негативным явлениям в жизни общества;

6)      аргументировано выражать личную точку зрения по экономическим, социальным и политическим вопросам;

7)      работать с тестовыми заданиями;

8)      составлять опорные конспекты, схемы, таблицы;

9)      критически анализировать источники информации, анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

10)  выявлять закономерности и причинно-следственные связи развития социальных общностей, социальных групп, социальных норм;

11)  находить оперативную информацию в различных источниках о развитии экономики, политической системы общества, многообразии культуры;

12)   анализировать и обобщать моральные, этические, нравственные и правовые и антикоррупционные нормы;

13)   давать характеристику и оценивать материальное производство и деятельность государственно-правовых институтов общества;

14)   формулировать собственное мнение;

15)   устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, участвовать в дискуссиях по актуальным общественным и правовым проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации полученные сведения;

16)   представлять результаты изучения материала в разнообразных формах конспектах, рефератах, рецензиях;

17)   определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни, соотносить свои действия и поступки окружающих с существующими формами социального поведения.

15. Личностные результаты отражаются в:

1)   проявлении уважения к Конституции Республики Казахстана, к законам и правопорядку;

2)   проявлении активной гражданской позиции, высоких патриотических чувств, готовности служения своей Родине и защите ее интересов;

3)   владении государственным и родным языками, уважении к истории, культуре и традициям, другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана;

4)   стремлении беречь и приумножать природу родного края, проявлении активной позиции в охране окружающей среды;

5)   ведении здорового образа жизни, навыков сохранения своей безопасности и безопасности окружающих людей;

6)   проявлении высокой культуры человеческого общения, соблюдении этических норм;

7)   мотивированности и способности к самообразованию и самореализации и созидательному труду;

8)   уважении к старшему поколению и заботе о младших, проявлении доброты и чуткости к другим;

9)   умении адекватно оценивать особенности социальной среды, противостоять антиобщественным коррупционным явлениям, воздействиям идеологического, противоправного и религиозного характера.

16. Системно-деятельностные результаты отражаются в:

1)   владении системой знаний по основам наук и сферам применения научных достижений для прогресса человеческого общества;

2)   умении анализировать, обрабатывать, синтезировать и использовать научную информацию;

3)   владении методами познания, проектирования, конструирования и исследования, творческого применения;

4)   владении современными информационно-коммуникационными технологиями;

5)   владении развитыми коммуникативными способностями, полиязычной культурой.

 

 



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Утверждена приказом Министра образования и науки

Утверждена приказом Министра образования и науки

Приложение 42 к приказу Министра образования и науки

Приложение 42 к приказу Министра образования и науки

Определение базового содержания предмета

Определение базового содержания предмета

Проблема человека » (3 часа), «П роисхождение человека », о сновные концепции происхождения человека , б иологическая и социальная природа человека ; 2) «

Проблема человека » (3 часа), «П роисхождение человека », о сновные концепции происхождения человека , б иологическая и социальная природа человека ; 2) «

Социальная структура общества » (3 часа), «

Социальная структура общества » (3 часа), «

Конституция – основной закон Республики

Конституция – основной закон Республики

Закон Республики Казахстан – Конституцию; 8) правовые отношения в обществе, свободы, права, обязанности; 9) конституционные гарантии; 10) принципы морали , н равственности профессиональной этики ;…

Закон Республики Казахстан – Конституцию; 8) правовые отношения в обществе, свободы, права, обязанности; 9) конституционные гарантии; 10) принципы морали , н равственности профессиональной этики ;…

Личностные результаты отражаются в: 1) проявлении уважения к

Личностные результаты отражаются в: 1) проявлении уважения к
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.