Тема занятия: Э. Мошковская « Я маму мою обидел…»
Цель занятия: формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
Тип занятия: Открытие знаний
Место урока: 105 урок в разделе «Люблю природу русскую. Весна»
Планируемые результаты:
Личностные:
– Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– Способность к оценке своей учебной деятельности;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Познавательные УУД:
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач.
Предметные:
- прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
- читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения;
- использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов); – ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании);
- для художественных текстов: художественные образы и картины жизни, изображенные автором; определять основные события и устанавливать их последовательность; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
- использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов.
Формы организации деятельности учащихся:
- фронтальная;
- индивидуальная.
Методы и приёмы: словесный, наглядный.
Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал
Ход урока
Задача |
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Организовать учащихся на предстоящую деятельность. |
Организационно-мотивационный этап. |
Дорогие ребята, Давайте настроимся все на урок, Улыбнемся друг другу, и нашим друзьям, Чудесных открытий желаю всем Вам! - Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума. - У вас на партах лежат звездочки: зелёные и жёлтые. - Зелёная обозначает – хорошее, жёлтая – не очень хорошее. Выберите ту звёздочку, которая соответствует вашему настроению. Какое у вас сейчас настроение? Молодцы! У всех у вас прекрасное настроение, значит можно начинать работу. |
Здравствуйте. |
Личностные : - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно познавательные и внешние мотивы.
|
Актуализировать знания
Вспомнить, какие стихотворение изучали на прошлом уроке и про что оно |
Актуализация знаний |
-С каким стихотворением вы познакомились на прошлом уроке? Назовите автора и название стихотворения. - Что хотелось девочке? - Что девочка сказала лучу? - Ребята, посмотрите на картинку, что на ней нарисовано? - Девочке трудно сидеть в тишине? - Почему? - Что бы вы сделали на месте девочки? - Как вы думаете, почему девочка не уходит из комнаты? –А как вы заботитесь о своей маме? |
Е. Благина « Посидим в тишине» -вслух читать, мяч катать, песню спеть, похохотать - Я тоже двигаться хочу -девочка сидит, вокруг нее игрушки, на диване спит мама -да -Потому что вокруг столько игрушек, ей хочется в них играть -смотрит за мамой, что бы ее никто не побеспокоил |
Познавательные УУД: − строить рассуждения в форме связи простых суждений − проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве − понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Коммуникативные УУД: − задавать вопросы − слушать и понимать речь других. |
Подвести детей к теме и цели урока. |
Постановка темы и цели урока. |
Вы, конечно, не помните самую первую встречу с мамой. Как она обрадовалась, когда увидела вас! Как счастливо светились ее глаза! На вашей ручке была привязана бирочка с фамилией мамочки. На бирочке было число, месяц, год и время вашего рождения, ваш вес и рост. Эта бирочка – ваша самая первая “медаль”. Тогда мамочка первый раз взглянула на своего малыша – и поняла, что ее ребенок – самый лучший, самый красивый и самый любимый. Все, что ты видел, все, что тебя окружало, начиналось с мамы. Ты еще не умел говорить, а мама понимала тебя без слов. Она знала, что ты хочешь. Мама научила тебя ходить, говорить, мама прочитала тебе первую книжку. Мама всегда была рядом. А когда ты не мог уснуть, мама брала тебя на руки, прижимала к груди и пела красивую, добрую колыбельную песенку. -Как вы думаете, легко ли быть мамой? Быть мамой это большой груз ответственности. Мамы поют песни и читают стихи Вяжут и шьют Радуются и огорчаются Чаще всего из-за нас, детей А еще мамы плачут. Мамины слезы - это море или даже океан, который, можно назвать, океаном грусти. -Ребята, а как вы думаете, легко ли обидеть маму? - Ребята, а как вы думаете о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? -Верно ребята, ваши ответы были схожи, но я не много уточню и скажу тему нашего урока. -ребята, посмотрите внимательно на тему и скажите, какая же цель у нас будет? -А работать я предлагаю вам по готовому плану. -Прочитаем его. |
Тема: Э. Мошковская « Я маму свою обидел…» Цель: познакомиться с произведением Э. Мошковской «Я маму свою обидел…»
План: 1. Слово об авторе 2. Чтение и анализ 3. Выразительное чтение 4. Оценка своей деятельности |
Личностные : -учебно познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
Отрабатывать навыки выразительного чтения
Знакомство с жизнью и творчеством Э.Э. Мошковской
|
Открытие новых знаний. |
Ребята, посмотрите на план и скажите какой первый пункт плана. - я предлагаю вам немного узнать об этом авторе, я расскажу вам об авторе, а вы внимательно слушайте, после рассказа я вам задам несколько вопросов. Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981) Русская поэтесса. Родилась в Москве. Она окончила музыкальное училище и стала певицей, пробовала сама писать песни для друзей. Вскоре у неё обнаружился писательский дар точно воспроизводить детскую речь, чувствовать детей. Первые её стихи стали появляться на страницах детских журналов «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый» и Эмма Мошковская стала заниматься поэзией профессионально. Любимый герой поэтессы – малыш, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он смелый и добрый, чувствующий свою ответственность к окружающему. -Ребята, вы послушали немного об авторе, теперь ответим на вопросы, внимание на слайд. Вопросы. 1.В каком городе родилась поэтесса? 2.В каких журналах появились первые стихи? 3.Назовите любимого героя поэтессы. -Молодцы, вы верно ответили. - Ребята, посмотрите на первый пункт нашего плана. Достигли ли мы результата? Какие умения формировали? А теперь мы с вами послушаем стихотворение и после прослушивания мы с вами попробуем ответить на несколько вопросов. - Садимся поудобнее и внимательно слушаем… Вопросы: – Понравилось ли вам стихотворение? – Какие чувства у вас оно вызвало? - Что вы представляли себе, когда слушали стихотворение? - С каким настроением вы слушали его? Словарная работа. - Уточним значение некоторых слов и выражений: Руда - вид полезных ископаемых Реактивный- относящийся к образованию такого движения, при котором на движущееся тело действует сила вытекающей из него струи газа, пара, направленная в сторону, противоположную движению. Перед тем как начнем читать проговорим речевую разминку(слайд)
|
Жаль мальчика, жаль маму
-в Москве -детских журналах «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый» - малыш, для которого окружающий мир полон приключений и чудес
-да, нет -грусть, тоска…
|
Познавательные УУД: − строить рассуждения в форме связи простых суждений − проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве − понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Коммуникативные УУД: − задавать вопросы − слушать и понимать речь других.
Предметные: - прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения; |
Провести релаксацию |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА |
Дружно маме помогаем – Пыль повсюду вытираем. Мы белье теперь стираем, Полощем, отжимаем. Подметаем все кругом И бегом за молоком. Маму вечером встречаем, Двери настежь открываем, Маму крепко обнимаем. |
Учащиеся выполняют физминутку. |
|
Отрабатывать навык выразительного чтения |
Открытие новых знаний |
Комбинированное чтение. Чтение стихотворения учениками. – Как мальчик и мама относились друг к другу до ссоры? Найдите эти строчки и прочитайте. – Переживал ли мальчик, что поссорился с мамой? - Кем он себя представлял? – Почему он видел себя всегда печальным и молчаливым? – Говорится ли в тексте, как малыш обидел маму? – Какой совет вы бы дали мальчику? -хорошо, ребята, предлагаю вам почитать стихотворение, но для этого давайте прочитаем памятку над выразительным чтением. -какой пункт плана мы выполнили? Какие умения формировали? -ребята, сейчас я предлагаю вам выполнить работу в паре, Для этого вспомним правила работы в паре. - Для работы я предлагаю вам алгоритм: 1. Взять из конвертов №1 и№2 содержимое. 2. Выстроить последовательность картинок, используя стихотворение. 3. Дополнить строчки из стихотворения недостающими словами. 4. После выполнения показать готовность. Обсуждение выполненной работы. Проверка работы по эталону. Работа над выразительным чтением стихотворения. - На что стоит обратить внимание при чтении стихотворения? 1. Внимательно прочитайте стихотворение. Постарайтесь представить то, о чем в стихотворении говорится. 2. Определите тему и основную мысль высказывания. 3. Подчеркните наиболее важные по смыслу слова, т.е. те слова, которые вы будите выделять голосом. 4. Обозначьте паузы. Чтение стихотворения 1-2 учащимися. -Ребята, посмотрите на наш план , и скажите какой пункт плана мы сейчас выполнили. -Какие умения формировали? -Хорошо, молодцы! |
Учащиеся читают стихотворение -«Она в окно не помашет, Я тоже не помашу. Она ничего не расскажет, Я тоже не расскажу.» -мальчик переживает ссору с мамой -главным начальником
|
Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные УУД: - формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные УУД: - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
Подвести итог урока. Провести рефлексивно-оценочную деятельность. |
Итог урока. Рефлексивно-оценочная деятельность. |
Итог урока. -какое стихотворение мы сегодня с вами читали? -Достигли ли мы цели урока? -Заинтересовались ли вы произведениями и автором? - Какие умения мы формировали в течение всего урока? -ребят, сейчас я предлагаю оценить ваши работу на уроке, для этого возьмите квадратик того цвета, который подходит вам, для этого посмотрите на слайд: Зеленый- урок прошел удачно, я активно участвовал в работе класса, я очень доволен собой! Желтый- сегодня на уроке мне было трудно, но я справился. Я доволен собой. Красный- Мне было очень сложно на уроке. Я не доволен собой! -хорошо, ребята, спасибо. Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения. |
- ответы детей
Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке. |
Личностные: - способность к оценке своей учебной деятельности;
|
Эмма Эфраимовна Мошковская
(1926-1981)
Я мамy мою _________,
Тепеpь никогда-никогда
Из домy вместе не выйдем,
Hе сходим с ней никyда.
Она в окно не помашет,
И я ей не помашy,
Она ничего не pасскажет,
И я ей не pасскажy...
Возьмy я _________ за плечи,
Я хлеба кyсок найдy,
Hайдy я палкy покpепче,
Уйдy я, yйдy в тайгy!
Я бyдy ходить по следy,
Я бyдy искать pyдy
И чеpез _________ pекy
Стpоить мосты пойдy!
И бyдy я главный начальник,
И бyдy я с боpодой,
И бyдy всегда ______________
И молчаливый такой...
И вот бyдет вечеp зимний,
И вот пpойдёт много лет,
И вот в ____________ pеактивный
Мама возьмёт билет.
И в день моего pожденья
Тот самолёт пpилетит,
И выйдет оттyда мама,
И мама меня ___________.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.