Эмоции обучающихся
Сегодня развитие системы образования нацелено на гармоничное развитие личности: творческих способностей человека, повышение интеллектуального и культурного потенциала нашей страны. «Гармония» относится к числу наиболее общих понятий, в которых издревле выражалось представление людей об устройстве мира и месте в нем человека. Гармоничное развитие подразумевает всесторонность, т.е. развитие всех основных - физических, нравственных, интеллектуальных, эстетических - способностей личности. Данный термин перешел в педагогику из психологии и стал существенным в связи с реализацией Федерального закона «Об образовании» с целью развития индивидуальных способностей, нравственных, мировоззренческих качеств обучающихся, в связи с чем актуальность данной темы повышается. В настоящее время проблема эмоций очень актуальна и потому, что эмоции, воздействуя на тело и разум человека, влияют практически на все аспекты его существования. Эмоции определяют степень активности мышления и двигательную активность. От них во многом зависит наше отношение к людям, событиям, выдвигаемым жизнью задачам, оценка собственных действий и поступков. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии других людей, лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Не обладая эмоциями, то есть не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности. Не менее важна и наша способность сопереживать чужим эмоциям, способность к эмпатии. А как писал Аугусто Кюри: «Эмоциональное деление умножает счастье».
Эмоции — один из наиболее важных аспектов учебной деятельности. При всей важности познавательного развития человека, его гармоничное становление невозможно без эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами общества. Эмоции и интеллект взаимосвязаны, переплетены и очень часто тесно взаимодействуют. И от успеха данного взаимодействия напрямую зависит успех человека во многих сферах жизни [1]. Они оказывают сильнейшее влияние на все составляющие учебного процесса: повышают эффективность обучения, способствуют вовлечению учеников в творческую деятельность, стимулируют познавательную активность обучающихся.
Cоциально-экономические и политические изменения, усложнение условий труда и жизни требуют усилий творческой активности личности, возрастание требований к себе и своей деятельности. Очень важным для формирования всесторонне развитой, гармоничной личности, являются эмоции. Эмоции — настоящее психологическое горючее для роста, развития и деятельности растущего человека [2].
Специалисты проводят различие между понятием «эмоция» и понятиями «чувство», «аффект», «настроение» и «переживание».
Аффект является острым проявлением эмоции, обычно вызван воздействием извне. В состоянии аффекта человек действует и принимает решения на основании лишь испытываемой эмоции. В отличие от аффектов, эмоции могут практически не иметь внешних проявлений, значительно продолжительнее по времени и слабее по силе. Кроме того, аффекты воспринимаются субъектом как состояния его «я», в котором субъект не управляет собой, а эмоции — как состояния, происходящие «в нём». Долгое пребывание в одном эмоциональном состоянии усиливает аффект. Отрицательные эмоции вызывают негативные аффекты, и наоборот. Например, когда человек чувствует страх (аффект) за своё будущее, как реакцию на только что испытанную вспышку гнева (аффект), но стоит человеку совладать с аффектом и не поддаться ему, реакция меняется на противоположную — уверенность (аффект) в себе, а отрицательная эмоция может смениться положительной [3].
В отличие от настроений, эмоции могут меняться достаточно быстро и протекать довольно интенсивно.
Под переживаниями же обычно понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие.
Эмоции возникли в процессе эволюции как средство определения биологической значимости внешних воздействий и состояний организма. В первую очередь эта значимость отражается в эмоциональном тоне ощущений. Например, вкус сытной пищи сопровождается приятными переживаниями, болевые ощущения — неприятными. Уже на этом уровне эмоции разделяются на два полярных класса: положительные (вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъект к их достижению и сохранению) и отрицательные (стимулируют избегание вредных воздействий). В дальнейшем вместе с эволюционным развитием нервной системы эмоции все более и более дифференцировались в различные типы, имеющие свои психофизиологические особенности. У человека помимо эмоций, непосредственно связанных с физиологическими потребностями его организма (голод, жажда, самосохранение и пр.), так называемых низших эмоций, развиваются и занимают исключительное место в его жизни эмоции, связанные с удовлетворением социальных потребностей (эстетических, моральных, интеллектуальных и др.), так называемые высшие эмоции. Эти сложные эмоции формируются с участием сознания в результате социокультурных влияний, они в значительной степени могут контролировать и тормозить низшие эмоции (в простейшем примере: голод может направлять наше поведение на поиск пищи, но если рядом есть кто-то более слабый или нуждающийся, то нравственные чувства подскажут, что сначала нужно поделиться пищей с ним). Эмоции необходимы как для организации поведения, основанного на инстинктах, так и для приобретения индивидуального опыта: осуществляя функцию положительного и отрицательного подкрепления, они способствуют приобретению полезных и избеганию не оправдавших себя форм поведения. Таким образом, эмоции значительно влияют на нашу жизнь, при этом далеко не всегда сами эмоции и их влияние на поведение в достаточной мере осознаются человеком
В ходе своего индивидуального развития (онтогенеза) человек повторяет этапы эволюционного развития эмоций. У новорожденного ребенка отчетливо проявляются эмоции удовольствия или неудовольствия, связанные с удовлетворением его физиологических потребностей. Например, голод, боль, охлаждение вызывают у младенца недовольство с характерными внешними признаками: гримасой страдания и плачем. По мере роста ребенка, вместе с развитием его мозга, постепенно формируется и эмоциональная сфера со своими индивидуальными особенностями, отражающими сочетание приобретенных в социуме стереотипов и врожденных, биологически обусловленных, характеристик. Таким образом, эмоции (и воля) во многом определяют характерологические особенности индивида, его личность.
Эмоции можно разделить на положительные, отрицательные, нейтральные.
Положительные эмоции: радость, любовь, смех.
Отрицательные эмоции: грусть, злость, страх, скука, усталость, хвастовство, обида.
Нейтральные эмоции: спокойствие, удивление, смущение.
В контексте теории когнитивного диссонанса Леона Фестингера эмоция рассматривается как процесс, качество которого определяется согласованностью взаимодействующих систем. Положительное эмоциональное переживание появляется тогда, когда реализуемый план действий не встречает на своем пути препятствий. Отрицательные эмоции связаны с несовпадением между текущей деятельностью и ожидаемым результатом. Диссонанс, несоответствие между ожидаемыми и действительными результатами деятельности, предполагает существование двух основных эмоциональных состояний, которые напрямую связаны с эффективностью когнитивной деятельности, построением планов активности и их реализацией. Такое понимание эмоций, ограниченное объяснением их положительного или отрицательного компонента, несколько односторонне показывает природу эмоций, как сигнальной системы, реагирующей на качество программ поведения и вуалирует активную, энергетическую сторону эмоций, а также их качественное многообразие. В то же время, данная теория подчеркивает зависимость знака эмоций от качества программы действия, а не от качества эмоционального ощущения [5].
За последние 20 лет ученые узнали достаточно много о процессах в мозге, которые связаны с возникновением и переживанием различных эмоций. Мы не можем утверждать, что нейрофизиологические процессы являются причиной возникновения определенных эмоций, или, наоборот, что эмоции запускают те или иные определенные процессы в нашем мозге, но они совершенно точно протекают в связи друг с другом. Существуют внешние факторы, которые вызывают эмоции, и есть внутренние — мысли, воспоминания. Судя по всему, мы испытываем эмоции тогда, когда происходит что-то действительно важное. Позитивное или негативное. Большинство ученых согласны с тем, что возникновение эмоций у человека было связано с его эволюцией. Эмоции возникли для того, чтобы мы могли эффективно реагировать на нечто значимое.
Эмоции помогают нам в решении проблем, с которыми люди постоянно сталкивались в ходе эволюции. Ну, очевидный пример — страх. Если на нас сейчас в этой комнате выпрыгнет лев, мы испугаемся — и обратимся в бегство. Это пример того, как эмоции помогают нам мобилизоваться. Функции эмоций: оценочная — быстрая, обобщенная оценка происходящих событий; побудительная — формирование поведения на основе оценки собственных потребностей и происходящих событий; коммуникативная — мимика и пантомимика позволяет передать свои переживания и свое отношение к окружающему (невербальное общение). Функция эмоций, таким образом, заключается в том, чтобы помочь индивиду реализовать уже «заученную» в ходе эволюции адаптацию к окружающей среде. С другой стороны, они же могут нам и навредить, когда проявляются в неподходящих ситуациях. Эмоции - (франц. emotion, от лат. emoveo - потрясаю, волную), субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Они могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Эмоции - личностные образования. Они характеризуют человека социально и психологически. В классификации эмоциональных явлений А.Н. Леонтьева выделяется три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства [3]. С точки зрения К.Э. Изарда, у человека существуют десять фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина [4]. В отечественной психологии эмоции изучали П.К. Анохин, П.В. Симонов, С.Х, Раппопорт, А.Н. Леонтьев и другие.
Изучение литературы показало, что большинство работ посвящены способности эмоций оценивать отражаемые явления и изучению эмоционального интеллекта. Изучению связи между учебным заведением и самочувствием (по К.Изарду), уделяется мало внимания. Поэтому мы решили провести исследование с целью выявления влияния школы на эмоции обучающихся.
В процессе выполнения работы использовались эмпирические методы (наблюдение, опрос, тесты), сравнительный метод исследования. Методологическую основу исследования составили научные принципы: развития, единства личности, системности. Использовалась методика «Шкала дифференциальных эмоций» (К. Изард). Она разработана известным американским психологом К. Изардом в виде приложения к его теоретической концепции, в которой развиваются положения о существовании 10 базовых эмоций, составляющих основу всей эмоциональной жизни человека. К ним относятся эмоции интереса, радости, удивления, горя, гнева, презрения, отвращения, страха, стыда и вины.
Интерес-возбуждение переживается как чувство захваченности и любопытства по отношению к чему-то или кому-то, как желание исследовать, узнать, расширить свой кругозор, вмешаться в события. Выступает как достаточно сильный и эффективный мотив соответствующей по содержанию деятельности, особенно познавательной. Удивление довольно близко к эмоции интереса. Возникает в аналогичных ситуациях новизны, необычности и противоречивости. Однако является довольно быстротечной эмоцией. Выступает как сильный познавательный мотив, побуждающий к соответствующим действия: выяснить, узнать, уточнить, удостовериться и т. п. Эмоция радости возникает в ситуациях реализации основных личностных потребностей и возможностей человека. Переживается как состояние удовольствия и наслаждения жизнью, как чувство удовлетворенности собой, другими людьми и окружающим миром. Часто сопровождается ощущением прилива сил, расширения возможностей и оптимизма. Эмоция гнева возникает в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемых жизненных целей, а также в ситуациях, ограничивающих возможности самореализации. Среди причин гнева может быть личное оскорбление и унижение человека или его близких, обман, шантаж, разрушение состояния радости, надругательство над идеалами и светлыми ценностями и т. п. Гнев порождает прилив сил и неодолимое желание расправиться с обидчиком. Сила гнева зависит от степени неожиданности возникновения порождающих его причин, а также от значимости ущемленных личностных потребностей, отношений и ценностей. Чаще всего гнев бывает направлен на других людей. Однако он может быть направлен и на самого себя. Эмоция стыда возникает в ситуациях, когда субъект обнаруживает несоответствие своих поступков, взглядов, мыслей, желаний, личностных качеств, отношений, особенностей внешнего облика, социальных характеристик разделяемым им самим нравственно-эстетическим нормам. Особенно остро это переживается на фоне сравнения себя с другими (большинством других, значимых других). При этом субъект ощущает себя плохим, никчемным, беспомощным, маленьким, слабым, никуда не годным, недостойным, глупым, непривлекательным, неудачником и т. п. Ему кажется, что все видят его недостатки и презирают его. Поэтому он испытывает острое желание уединиться, исчезнуть, «провалиться сквозь землю». Легкая форма стыда представляется как состояние застенчивости. Стыд парализует работу интеллекта, оказывает сильное влияние на действия и поступки человека, захватывает сознание, активизирует защитные механизмы личности. Противоположной стыду является эмоция гордости. Она возникает в ситуациях, когда человек оказывается на высоте нравственно-эстетических требований. Он переживает свою значительность, важность, достойность, ценность и т. п. и стремится продемонстрировать все это другим людям. Эмоция вины возникает в ситуациях, когда человек осознает свою причастность или ответственность за ущерб, страдания, неудачи, неудобства и невзгоды других людей. При этом он испытывает чувство раскаяния и осуждения самого себя (не успел, не смог, не предупредил, смалодушничал и т. п.), желание искупить свою вину (помочь пострадавшему, попросить прощения, объясниться). Способность взять на себя ответственность за собственные поступки, пережить чувство вины и искупить вину является одним из важнейших критериев личностной зрелости. Эмоция страха возникает в ситуациях опасности и угрозы физическому или личностному существованию человека. В зависимости от степени этой угрозы она может переживаться как состояние неуверенности, тревоги, предчувствия беды, незащищенности, опасности, сильного ужаса, переходящего в неконтролируемый аффект. Способность преодолеть свой страх расценивается как сила и смелость человека.
Обнаруживаются доминирующие эмоции, позволяющие качественно описать самочувствие обследуемого человека в отношении к определяемому типу его характера. Также вычисляется коэффициент самочувствмя по формуле, приведенной в приложении 1. Если показатель К больше 1, то самочувствие в целом более отвечает положительному или гипертимному (с повышенным настроением) типу акцентуации человека, если К меньше 1 – самочувствие можно охарактеризовать как отрицательное или соответствующее дистимному (с пониженным настроением) типу акцентуации характера человека.
Экспериментальная база и выборка исследования. В исследовании приняли участие 52 обучающихся седьмых классов.
Методика исследования: дифференциальная шкала эмоций Изарда (приложение 1). Всего в тестировании участвовало 52 семиклассника. Тестирование было анонимным. Результаты даны в таблице 1 «Общие результаты тестирования».
Эмоция |
Итого (количество-проценты) |
Интерес |
14-27% |
Радость |
31-60% |
Удивление |
4-8% |
Горе |
2-4% |
Гнев |
6-12% |
Отвращение |
2-4% |
Презрение |
0-0% |
Страх |
0-0% |
Стыд |
10-19% |
Вина |
6-12% |
Таблица 1 «Общие результаты тестирования»
Большинство протестированных-31 ученик, что составляет 60%, испытывают радость. Втрое место занимает интерес. Его испытывают 14 человек- 27% учеников, участвовавших в тестировании. Ни один ребенок не отметил у себя чувства страха и презрения.
Если соединить положительные эмоции (интерес, радость, удивление) и остальные, то получим результаты, приведенные в диаграмме 2.
Диаграмма 2 «Эмоции»
Из этой диаграммы видно, что положительные эмоции преобладают у обучающихся. В сумме процентов больше чем 100 из-за того, что тестируемые могли выбрать не одну эмоцию, а несколько.
Также вычислили коэффициент самочувствия. Формула для вычисления дана в приложении 1. Он равен 1.6, что также говорит о том, что дети больше испытывают положительные эмоции.
По Изарду, если он больше 1, то у человека преобладает повышенное настроение. Мы видим, что у тестируемых в обеих школах положительный (гипертимный) тип акцентуации характера. Различие в количестве детей с коэффициентом больше 1,0, дано на диаграмме 3. Если показатель К больше 1, то самочувствие в целом более отвечает положительному или гипертимному (с повышенным настроением) типу акцентуации человека. Если К меньше 1 – самочувствие можно охарактеризовать как отрицательное или соответствующее дистимному (с пониженным настроением) типу акцентуации характера человека [4].
Для изучения эмоций можно пользоваться методикой Изарда.
Список литературы.
1.Майер Г. Психология эмоционального мышления. М., 2008.
2 Мацумото Д. Психология и культуры. СПб., 2003. С. 280.
3 Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001. С. 470.
4 Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 2003. С. 214.
5. Изард К. Э. Психология эмоций. Питер, 2007. С. 464.
Приложение 1 «Методика Изарда»
Дифференциальные шкалы эмоций (по К.Изарду)
Шкалы: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина
Темы: эмоции
Тестируем: психические
состояния · Возраст: взрослым, школьникам
Тип теста: вербальный · Вопросов: 30
Назначение теста
Диагностика самочувствия испытуемого.
Инструкция к тесту
Оцените, пожалуйста, по 4-балльной шкале то, в какой степени каждое понятие описывает ваше самочувствие в данный момент, проставив подходящую для вас цифру справа:
· «1» – совсем не подходит;
· «2» – пожалуй, верно;
· «3» – верно;
· «4» – совершенно верно».
Тестовый материал
1 |
Внимательный |
Концентрированный |
Собранный |
2 |
Наслаждающийся |
Счастливый |
Радостный |
3 |
Удивленный |
Изумленный |
Пораженный |
4 |
Унылый |
Печальный |
Сломленный |
5 |
Взбешенный |
Гневный |
Безумный |
6 |
Чувствующий неприязнь |
Чувствующий отвращение |
Чувствующий омерзение |
7 |
Презрительный |
Пренебрегающий |
Надменный |
8 |
Пугающий |
Страшный |
Сеющий панику |
9 |
Застенчивый |
Робкий |
Стыдливый |
10 |
Сожалеющий |
Виноватый |
Раскаивающийся |
Ключ к тесту
№ |
Эмоция |
1 |
Интерес |
2 |
Радость |
3 |
Удивление |
4 |
Горе |
5 |
Гнев |
6 |
Отвращение |
7 |
Презрение |
8 |
Страх |
9 |
Стыд |
10 |
Вина |
Ряд под №1 в тестовом материале соответствует эмоции №1 – Интерес и т.д.
Обработка результатов теста
Подсчитываются суммы баллов по каждой строке, и эти значения проставляются в графу «сумма». Таким образом обнаруживаются доминирующие эмоции, позволяющие качественно описать самочувствие обследуемого человека в отношении к определяемому типу его характера. В этой связи полезно дополнительно сравнить результаты сложения сумм отдельных эмоций, а именно:
K = (C1 + C2 + C3 + C9 + C10) / (C4 + C5 + C6 + C7 + C8), где
· K – самочувствие,
· C1, C2, C3… – эмоция под №1, №2, №3, №… соответственно.
Если показатель К больше 1, то самочувствие в целом более отвечает положительному или гипертимному (с повышенным настроением) типу акцентуации человека,
Если К меньше 1 – самочувствие можно охарактеризовать как отрицательное или соответствующее дистимному (с пониженным настроением) типу акцентуации характера человека.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.