Конспект занятия открытого урока
«Эмоции и чувства. Сходство и отличие друг друга. Чувство обиды»
Составила: педагог-психолог
Лаврухиной Т.В.
17.02.2024
Цель: формирование знаний и представлений о эмоциях и чувствах, рассмотрение чувства обиды.
Задачи:
1. Сформировать у обучающихся общее представление об эмоциях чувствах.
2. Определить сходство и различие эмоций и чувств.
3. Познакомить с чувством обиды.
4. Развивать толерантное отношение к эмоциональному состоянию другого человека.
5. Развивать способности эмоциональной саморегуляции.
Аудитория: учащиеся 7-11классов.
Форма проведения: изучение нового материала.
Материально-техническое обеспечение: средства ИКТ: ноутбук, телевизор, презентация.
Методы и приемы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, практический.
Ход урока
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начинаем новую тему и поговорим с вами об эмоциях и чувствах.
- На ваш взгляд, что такое эмоция?
- Скажите, какие эмоции вы знаете, перечислите их?
-А какие чувства вам известны?
- На слайде представлены эмоции и чувства, попробуйте найти эмоции. А теперь найдите чувства.
-Как вы думаете, для чего человеку нужны эмоции чувства?
Эмоции и чувства составляют особую очень важную роль в жизни человека. Эти значения на первый взгляд очень похожи, но при этом они разные. Эмоции и чувства помогают нам выражать внутреннее восприятие происходящего.
Чтобы отличить чувство от эмоции, достаточно спросить себя, испытываем ли мы некое переживание в настоящий момент или оно глубинное, постоянное, оно всегда с нами.
Эмоция — это то, что происходит с нами здесь и сейчас. Чувство же длится долго и занимает гораздо больше места в нашей жизни.
Однако эти понятия взаимосвязаны: так, есть мнение, что чувство — это сложная, многосоставная эмоция. Кроме того, чувство может вызывать разные эмоции, а за эмоциями скрываются некие чувства. Например, любовь может выражаться не только с помощью радости, но и через гнев, досаду, удивление.
- Ребята, кто мне может сейчас готов ответить на вопрос: В чем отличие эмоции от чувств? Разница между эмоциями и чувствами – в скорости и длительности процессов.
Если лицо меняет выражение быстро и быстро возвращается к исходному (спокойному) состоянию – это эмоция. Если лицо медленно начало менять свое выражение и осталось в новом выражении (относительно) надолго – это чувство. А поскольку это «быстро» или «медленно» очень относительно, то и четких границ между этими двумя понятиями нет.
Эмоции – это быстрые и короткие элементы чувств. Чувства – это длящаяся и более устойчивая основа вспыхивающих эмоций.
Говорить об эмоциях проще, потому что они не так интимны, эмоции на поверхности, а чувства в глубине. Эмоции, если только человек их специально не прячет очевидны. Эмоции видны на лице, они насыщены, они ярко проявляются и иногда похожи на взрыв. А чувства всегда немного загадка. Это нечто более сглаженное, глубинное и по крайней мере вначале их нужно разгадывать и окружающим, и самому человеку. Случается так, что человек не понимая, что он на самом деле чувствует, говорит об эмоциях и это вводит в заблуждение тех, кто пытается понять его. Впрочем, и значение каждой конкретной эмоции можно понять только в контексте того чувства, которое оно выражает.
А теперь предлагаю вам поиграть.
Практическая часть
Упражнение 1. «Угадай эмоцию»
В рамках данной темы, мы с вами будем рассматривать разные эмоции и чувства.
А с чего начнем, вы узнаете, разгадав следующее задание.
Упражнение2. «Найди спрятанное слово»
Правильно, сегодня мы поговорим о таком чувстве как ОБИДА.
Ребята, попробуйте сформулировать определение слову ОБИДА. Что это на ваш взгляд?
Обида - это нормальная реакция человека на действия окружающих, которые затрагивают его интересы, чувства, достоинство, имущество, своего рода защита.
Обида – это несправедливо причинённое огорчение, оскорбление, а также чувство, вызванное таким огорчением.
А теперь давайте вспомним, что вы испытываете, когда вас обижают. Запишите на доске (после выполнения задания, подводим итог).
А как вы думаете, что испытывает, человек, которого вы обидели. Запишите на доске (подводим итог).
А теперь давайте сравним, совпадают ваши чувства когда вас обижают и чувства, тех кого вы обижаете.
Упражнение 3. «Собери пословицу»
Упражнение4. «Правила»
Мы часто обижаемся на других, но не потому, что хотим их обидеть, а потому, что не всегда понимаем их поступки или мысли. Поэтому в общении следует придерживаться определенных правил. А какие это правила, мы с вами сейчас узнаем.
1. Говоря о своих чувствах к другому человеку, скажи о том, какие его слова и поступки их вызывали, не говори о человеке в целом.
2. Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.
3. Не давай оценки, другому человеку. Тебе тоже не понравиться, если будут оценивать твои поступки.
В заключение нашего урока предлагаю вам прочитать 2 стихотворения и ответить на вопрос: «Что авторы стихотворений хотели нам сказать?»
(Дети читают стихотворения про обиду).
Рефлексия занятия: Мы с вами сегодня на занятии говорили о таком эмоциональном состоянии как обида. Выработали несколько правил общения, которые помогут нам не обижаться. Обращайтесь с людьми так, как вам хотелось бы, чтобы обращались с вами, и вы никогда не ошибетесь. Обидчивый человек остается в одиночестве, так как никому не захочется общаться с тем, кого обидел пусть даже непреднамеренно. Путь прощения обид один – принятие других такими, какие они есть.
А еще помните один важный момент, мы обижаемся только на тех, кто нам близок: друзья, родители, учителя, потому, что мы заранее программируем их действия и ожидаем от них того, чего хотим мы сами.
Сможете ли вы после нашего занятия правильно реагировать на обиды и быть менее обидчивым? Оцените свою обидчивость в баллах. Покажите количество баллов на руках, оцениваем в пятибалльной системе.
Домашнее задание: нарисовать рисунок «Обида».
Приложение
1. Найди спрятанное слово
2. Собери пословицу
Обидеть - то легко, да душе - то каково?
3. Стихотворения про обиду.
Вы представьте, как ноет душа…
Как она от обиды плачет,
Как забившись одна в уголок
В кулачок свои слёзы прячет.
Как не хочется ей показать,
Что она опять недовольна,
Что раздавлена и грустна
И сегодня ей… очень больно.
Вы представьте… как тяжело
Делать вид «ничего не случилось»,
А при этом… сердце толкать,
Чтоб оно веселее билось…
Настроение пытаться поднять
И собрать… последние мысли,
Те, что вновь от печали — тоски
Разбежались и где-то… зависли.
Доброта, прошу: «Перестань
Как всегда по головке гладить
Тех, кто в гости к тебе пришел
С одной целью — в душу нагадить.»
Не торопись сказать
обидные слова... (Галина Воленберг)
Не торопись сказать обидные слова…
Не всё и не всегда в нас время лечит…
Пусть даже пролетят потом года…
Слова те… Душу просто искалечат…
Не дай обидам сердце покорить…
И не пускай туда отростки мести…
Забудь всё… и начни опять любить,
Не уронив достоинства и чести…
Дай Бог тебе, терпения и любви…
Дай Бог, уметь прощать и просто верить…
Обидные слова… их прочь гони…
Когда уйдут… закрой плотнее двери…
5. Презентация
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.