Эмоциональная составляющая музыки и ее роль в развитии творческих способностей младших школьников
Оценка 4.8
Исследовательские работы +4
docx
музыка
1 кл—4 кл
03.09.2019
Статья на тему "Эмоциональная составляющая музыки и ее роль в развитии творческих способностей младших школьников". В статье содержится теоретический материал по музыкальной психологии, имеются ссылки на ученых разных эпох, специализирующихся на данной тематике. Также рассматривается понятие творческой активности, а в практической части описываются методы развития творческой активности учащихся на уроках музыки на конкретных примерах и их влияние на формирование творческой личности учащихся.
Развитие творческих способностей_ Демина Ю.А..docx
Эмоциональная составляющая музыки и ее роль в развитии
творческих способностей младших школьников
Как известно, для любой человеческой деятельности характерно
проявление эмоций, вызванное эмоционально активным или пассивным
отношением к тем или иным объектам или субъектам общества. Музыка
содержит в себе огромный спектр эмоций, которые играют главенствующую
роль. Иными словами, способна выражать чувства, воплощать человеческое
настроение, будь то радость или грусть, бодрость или уныние, нежность или
тревожность, а также влиять на восприятие и интерпретацию произведения
слушателем. Кроме того, музыка способна передать эмоциональную сторону
интеллектуальных и волевых процессов, таких как энергичность и
сдержанность, серьезность и легкомысленность, импульсивность и упругость.
Как было обозначено ранее. одной из основных составляющих музыки
как явления является ее эмоциональное воздействие на рецепиента, которое
оказывает безусловное влияние на развитие творческой активности младших
школьников. В Древних странах музыку рассматривали с точки зрения
музыкальной психологии, а в Древней Индии музыку широко использовали в
качестве лечебного средства. Таким образом, считалось, что произношение и
пропевание определенных звуков ведет к выздоровлению человека от ряда
болезней посредством возникновения вибраций в организме. Также в средние
века в трудах известных философов, таких как Амвросий, Августин. Боэций,
Царлино, Г. Аретинский, рассматривались вопросы многоголосия, метра,
ритма, видов музицирования, а также внутреннего воздействия музыки на
человека. Вслед за ними, музыкальная психология заинтересовала ряд
немецких ученых, таких как Э. Вебер, Г. Фехнер, которые сделали вывод о
взаимосвязи между силой звукового раздражителя и интенсивностью
вызванного им ощущения [1: 5]. В это же время ученые исследовали и теоретическую составляющую
музыки. в результате чего уже в XIX веке музыка стала рассматриваться с
научной точки зрения, в связи с чем воздействие музыки на человека по
прежнему остается под пристальным вниманием. В XX веке восприятие
музыки, как и ее эмоциональное воздействие на человека так же продолжают
быть объектом исследования [3].
В настоящее время эмоциональное развитие творческой активности
младших школьников остается актуальным. Важно формирование личности
ребенка, способности реально воплотить задуманное. Через творчество
происходит процесс создания новых материальных и духовных ценностей в
области науки, искусства или техники.
В отечественной психологии творчество рассматривается как
самостоятельная внутренняя потребность: как разновидность поисковой
активности, направленной на изменение ситуации или самого себя (Д. Б.
Богоявленская, В. С. Шубинский, Я. А. Пономарев), как потребность в
эстетическом отношении к деятельности (А. А. МеликПашаев, З. Н.
Новлянская) [2: 25].
Основной задачей музыкального воспитания в школе является
приобщение детей к музыкальному искусству, которое основывается на
эмоциональной близости музыки к жизненному опыту детей, на активном
размышлении о музыке. Важнейшей задачей является развитие музыкального
восприятия детей и воспитание чувств.
Развитие творческой активности школьников базируется на следующих
эмоциях: радость, удивление, интерес, доверие, отвращение, злость, печаль,
спокойствие. Творческий характер музыкального мышления проявляется во
всех видах музыкальной деятельности – слушании музыки, исполнении,
сочинении.
Для того, чтобы показать, каким образом музыка оказывает влияние на
формирование творческой личности, рассмотрим несколько примеров творческой активности учащихся, опираясь на основные эмоции и обозначим
несколько педагогических методов и приемов развития творческой
активности учащихся на уроке;
1.
Вместе с учащимися на уроке разучивается песня «Мама, в этом
слове солнца свет»;
Музыка рисует образ доброй, заботливой мамы (выразительная
секундовая интонация (интонацияпросьба) в мелодии создает ощущение
нежности, доброты, любви к близкому человеку), вызывая трепетное
отношение к ней. Затем предлагаю учащимся задание, чтобы каждый по
очереди украсил песню звучанием треугольника. Дети вдруг оживляются,
проявляют интерес к заданию, в следствии чего у учащихся меняется
настроение, оно становится радостным. В результате выполнения данного
задания у учащихся проявляется соревновательный момент, что оказывает
влияние на формирование творческой активности.
2.
По теме «Сказка будет впереди» на уроке с учащимися 2 класса
разучивается песнядиалог «Спор Маши и Вити». В ходе разучивания песни
детям предлагается разделить строчки текста по ролям: мальчики поют от
лица Вити. а девочки – от лица Маши. Далее детям предлагается спеть диалог
повторно, и ставится новая задача, кто лучше передаст образ Маши, кто ярче
передаст образ Вити. Затем предлагается учащимся самостоятельно выбрать
себе пару, и выйти спеть ее перед всеми, демонстрируя свое актерское
мастерство. При выполнении данного задания учащиеся охотно справляются с
поставленной задачей, в связи с чем повышается творческая активность.
Важно отметить, что благодаря определенным свойствам звука музыка
оказывает сильное эмоциональное воздействие восприятие на человека,
поскольку музыкальный звук несет в себе колоссальный объем информации
для слушателя.
Исходя из вышесказанного обозначим следующий метод развития
творческой активности: 3.
Анализируя эмоциональное состояние учащихся на уроке,
определяем дальнейшее развитие урока: условно, в момент рассеянного
внимания учащихся применяем эффект неожиданности с целью концентрации
их. Например, играется главная тема вступления яркого музыкального
фрагмента (тема судьбы симфонии №5 Л. В. Бетховена). Первые звуки
вступления мгновенно вызывают эмоциональный отклик у слушателя – дети
оживляются. В момент неожиданного звучания у учащихся возникает, с одной
стороны, эмоция удивления, с другой – настороженность от резкого звучания
и, при этом, радость от услышанного и знакомого музыкального фрагмента. В
этот момент происходит процесс саморегуляции в связи с мгновенной
реакцией детей на звуки вступления, учащиеся какбудто по команде, садятся
прямо, воспринимая интонацию как замечание к их поведению.
Задача современного учителя музыки заключается прежде всего в том,
чтобы при помощи различных приемов и методов уметь вызвать
эмоциональный отклик, а также творческую активность учащихся, поскольку
музыка в человеческом обществе является активным и действенным
средством эмоциональной коммуникации. Список литературы
1.
Е.Н. Федорович, Е. В. Тихонова. Основы музыкальной психологии
/ Е.Н. Федорович, Е. В. Тихонова. – Екатеринбург: УМЦ ЦПИ, 2010, – 5155 c.
Г. Ананченко / Методика развития
Александрова,
С.
2.
музыкального мышления младших школьников / С. Александрова, Г.
Ананченко. – Беларусь: Искусство в школе, 2009, – 2225 с.
Электронные ресурсы
3. Р.Г. Кадыров. Музыкальная психология [Электронный ресурс]. URL:
обращения
https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=215
(дата
25.08.2019).
Эмоциональная составляющая музыки и ее роль в развитии творческих способностей младших школьников
Эмоциональная составляющая музыки и ее роль в развитии творческих способностей младших школьников
Эмоциональная составляющая музыки и ее роль в развитии творческих способностей младших школьников
Эмоциональная составляющая музыки и ее роль в развитии творческих способностей младших школьников
Эмоциональная составляющая музыки и ее роль в развитии творческих способностей младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.