Эмоциональная составляющая музыки и ее роль в развитии творческих способностей младших школьников
Оценка 4.8

Эмоциональная составляющая музыки и ее роль в развитии творческих способностей младших школьников

Оценка 4.8
Исследовательские работы +4
docx
музыка
1 кл—4 кл
03.09.2019
Эмоциональная составляющая музыки и ее роль в развитии творческих способностей младших школьников
Статья на тему "Эмоциональная составляющая музыки и ее роль в развитии творческих способностей младших школьников". В статье содержится теоретический материал по музыкальной психологии, имеются ссылки на ученых разных эпох, специализирующихся на данной тематике. Также рассматривается понятие творческой активности, а в практической части описываются методы развития творческой активности учащихся на уроках музыки на конкретных примерах и их влияние на формирование творческой личности учащихся.
Развитие творческих способностей_ Демина Ю.А..docx
Эмоциональная   составляющая   музыки   и   ее   роль   в   развитии творческих способностей младших школьников Как   известно,   для  любой   человеческой   деятельности   характерно проявление   эмоций,   вызванное   эмоционально   активным   или   пассивным отношением   к   тем   или   иным   объектам   или   субъектам   общества.   Музыка содержит в себе огромный спектр эмоций, которые играют главенствующую роль. Иными словами, способна выражать чувства, воплощать человеческое настроение, будь то радость или грусть, бодрость или уныние, нежность или тревожность, а также влиять на восприятие и интерпретацию произведения слушателем. Кроме того, музыка способна передать эмоциональную сторону интеллектуальных   и   волевых   процессов,   таких   как   энергичность   и сдержанность, серьезность и легкомысленность, импульсивность и упругость. Как было обозначено ранее. одной из основных составляющих музыки как явления является ее эмоциональное воздействие на рецепиента, которое оказывает безусловное влияние на развитие творческой активности младших школьников.   В   Древних   странах   музыку   рассматривали   с   точки   зрения музыкальной психологии, а в Древней Индии музыку широко использовали в качестве лечебного средства. Таким образом, считалось, что произношение и пропевание определенных звуков ведет к выздоровлению человека от ряда болезней посредством возникновения вибраций в организме. Также в средние века в трудах известных философов, таких как Амвросий, Августин. Боэций, Царлино,   Г.   Аретинский,   рассматривались   вопросы   многоголосия,   метра, ритма,   видов   музицирования,   а   также   внутреннего   воздействия   музыки   на человека.   Вслед   за   ними,   музыкальная   психология   заинтересовала   ряд немецких ученых, таких как Э. Вебер, Г. Фехнер, которые сделали вывод о взаимосвязи   между   силой   звукового   раздражителя   и   интенсивностью вызванного им ощущения [1: 5]. В это же время ученые исследовали и теоретическую составляющую музыки. в результате чего уже в  XIX  веке музыка стала рассматриваться с научной   точки   зрения,  в  связи   с  чем   воздействие   музыки   на   человека   по­ прежнему   остается   под   пристальным   вниманием.   В  XX  веке   восприятие музыки, как и ее эмоциональное воздействие на человека так же продолжают быть объектом исследования [3].  В   настоящее   время   эмоциональное   развитие   творческой   активности младших школьников остается актуальным. Важно формирование личности ребенка,   способности   реально   воплотить   задуманное.   Через   творчество происходит процесс создания новых материальных и духовных ценностей в области науки, искусства или техники.  В   отечественной   психологии   творчество   рассматривается   как самостоятельная   внутренняя   потребность:   как   разновидность   поисковой активности,   направленной   на   изменение   ситуации   или   самого   себя   (Д.   Б. Богоявленская,   В.   С.   Шубинский,   Я.   А.   Пономарев),   как   потребность   в эстетическом   отношении   к   деятельности   (А.   А.   Мелик­Пашаев,   З.   Н. Новлянская) [2: 25]. Основной   задачей   музыкального   воспитания   в   школе   является приобщение   детей   к   музыкальному   искусству,   которое   основывается   на эмоциональной   близости   музыки   к   жизненному   опыту   детей,   на   активном размышлении о музыке. Важнейшей задачей является развитие музыкального восприятия детей и воспитание чувств. Развитие творческой активности школьников базируется на следующих эмоциях: радость, удивление, интерес, доверие, отвращение, злость, печаль, спокойствие. Творческий характер музыкального мышления проявляется во всех   видах   музыкальной   деятельности   –   слушании   музыки,   исполнении, сочинении. Для того, чтобы показать, каким образом музыка оказывает влияние на формирование   творческой   личности,   рассмотрим   несколько   примеров творческой активности учащихся, опираясь на основные эмоции и обозначим несколько   педагогических   методов   и   приемов   развития   творческой активности учащихся на уроке; 1. Вместе с учащимися на уроке разучивается песня «Мама, в этом слове солнца свет»; Музыка   рисует   образ   доброй,   заботливой   мамы   (выразительная секундовая   интонация   (интонация­просьба)   в   мелодии   создает   ощущение нежности,   доброты,   любви   к   близкому   человеку),   вызывая   трепетное отношение   к   ней.   Затем   предлагаю   учащимся   задание,   чтобы   каждый   по­ очереди   украсил   песню   звучанием   треугольника.   Дети   вдруг   оживляются, проявляют   интерес   к   заданию,   в   следствии   чего   у   учащихся   меняется настроение,   оно   становится   радостным.   В   результате   выполнения   данного задания   у   учащихся   проявляется   соревновательный   момент,  что   оказывает влияние на формирование творческой активности. 2. По теме «Сказка будет впереди» на уроке с учащимися 2 класса разучивается песня­диалог «Спор Маши и Вити». В ходе разучивания песни детям предлагается разделить строчки текста по ролям: мальчики поют от лица Вити. а девочки – от лица Маши. Далее детям предлагается спеть диалог повторно, и ставится новая задача, кто лучше передаст образ Маши, кто ярче передаст образ Вити. Затем предлагается учащимся самостоятельно выбрать себе   пару,   и   выйти   спеть   ее   перед   всеми,   демонстрируя   свое   актерское мастерство. При выполнении данного задания учащиеся охотно справляются с поставленной задачей, в связи с чем повышается творческая активность. Важно отметить, что благодаря определенным свойствам звука музыка оказывает   сильное   эмоциональное   воздействие   восприятие   на   человека, поскольку музыкальный звук несет в себе колоссальный объем информации для слушателя.  Исходя   из   вышесказанного   обозначим   следующий   метод   развития творческой активности: 3. Анализируя   эмоциональное   состояние   учащихся   на   уроке, определяем   дальнейшее   развитие   урока:   условно,   в   момент   рассеянного внимания учащихся применяем эффект неожиданности с целью концентрации их.   Например,   играется   главная   тема   вступления   яркого   музыкального фрагмента   (тема   судьбы   симфонии   №5   Л.   В.   Бетховена).   Первые   звуки вступления мгновенно вызывают эмоциональный отклик у слушателя – дети оживляются. В момент неожиданного звучания у учащихся возникает, с одной стороны, эмоция удивления, с другой – настороженность от резкого звучания и, при этом, радость от услышанного и знакомого музыкального фрагмента. В этот   момент   происходит   процесс   саморегуляции   в   связи   с   мгновенной реакцией детей на звуки вступления, учащиеся как­будто по команде, садятся прямо, воспринимая интонацию как замечание к их поведению. Задача современного учителя музыки заключается прежде всего в том, чтобы   при   помощи   различных   приемов   и   методов   уметь   вызвать эмоциональный отклик, а также творческую активность учащихся, поскольку музыка   в   человеческом   обществе   является   активным   и   действенным средством эмоциональной коммуникации. Список литературы 1. Е.Н. Федорович, Е. В. Тихонова. Основы музыкальной психологии / Е.Н. Федорович, Е. В. Тихонова. – Екатеринбург: УМЦ ЦПИ, 2010, – 5­155 c.   Г.   Ананченко   /   Методика   развития   Александрова, С. 2. музыкального   мышления   младших   школьников   /   С.   Александрова,   Г. Ананченко. – Беларусь: Искусство в школе, 2009, – 22­25 с. Электронные ресурсы 3. Р.Г.   Кадыров.   Музыкальная   психология   [Электронный   ресурс].  URL: обращения https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=215  (дата   25.08.2019).

Эмоциональная составляющая музыки и ее роль в развитии творческих способностей младших школьников

Эмоциональная составляющая музыки и ее роль в развитии творческих способностей младших школьников

Эмоциональная составляющая музыки и ее роль в развитии творческих способностей младших школьников

Эмоциональная составляющая музыки и ее роль в развитии творческих способностей младших школьников

Эмоциональная составляющая музыки и ее роль в развитии творческих способностей младших школьников

Эмоциональная составляющая музыки и ее роль в развитии творческих способностей младших школьников

Эмоциональная составляющая музыки и ее роль в развитии творческих способностей младших школьников

Эмоциональная составляющая музыки и ее роль в развитии творческих способностей младших школьников

Эмоциональная составляющая музыки и ее роль в развитии творческих способностей младших школьников

Эмоциональная составляющая музыки и ее роль в развитии творческих способностей младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.09.2019