На своих уроках географии я регулярно использую разнообразные отрывки из литературных произведений для более эмоционального восприятия изучаемого материала: эпиграфы, цитаты, путешествия с героями любимых книг. Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений
«Эмоциональное окрашивание уроков географии при использовании
произведений художественной литературы»
Учитель географии: Игонина Н.А.
Интеграции географии с литературой позволяет точно и ёмко создать образ территории,
заставляет логически мыслить, пробуждает желание думать, работать, повышает интерес к
изученной теме, делает уроки живыми и запоминающимися. Лаконичные, чёткие зарисовки образов
природы, звучащие в стихах, заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной
деятельности.
Поставив себя на место героев, ребята могут задуматься и о себе, как бы они повели себя в той
или иной ситуации. Знания, полученные на уроках, позволяют развивать у ребят критическое
мышление. Кроме того, многие герои художественных произведений являются примерами отваги и
мужества, благородства, смекалки, терпеливости, выносливости. Это имеет большое воспитательное
значение в формировании характера учеников.
Иногда знакомство с некоторыми художественными произведениями влияют на выбор будущей
профессии: океанолог, полярник, геолог, минеролог, вулканолог, сейсмолог.
В последнее время отмечается падение интереса у ребят к художественной литературе. И
большой пласт культуры остается вне интереса ребят. Поэтому я считаю важным знакомить ребят с
художественными произведениями, хотя бы с точки зрения географии.
Однако не всякая информация способна побудить у них познавательный интерес. Специальные
исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что он
характеризуется тремя обязательными моментами:
1) положительные эмоции по отношению к деятельности;
2) наличие познавательной стороны этих эмоций;
3) наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.
Из вышеизложенного следует, что любая деятельность по усвоению и трансформации учебной
информации лишь тогда продуктивна, когда она вызывает у учащихся определенные эмоции и
чувства. Эмоциональная окрашенность информации углубляет ее восприятие, делает это восприятие
живым, позволяет ощутить отношение к ней и, следовательно, выработать ответную реакцию.
Эмоционально окрасить содержание научноестественного образования можно различными
способами.
1.Через литературные эпиграфы к уроку:
Например, эпиграфом к первому уроку по географии России, служат слова В.Г. Белинского:
«Любить Родину значит знать её».
Откуда начинается Россия?
С Курил? Камчатки? Или с Командор?
О чем грустят глаза ее степные
Над камышами всех ее озер?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к правде, доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней – Россия
Не с гор берет начало, а с тебя!
В. Боков
"Путешествие"! Вот оно, слово!
Так и тянет от радости петь.
"Путешествие"! Хочется снова
Над Жюль Верном всю ночь просидеть.(Вс. Рождественский)
«Любование природой есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе – один из
вернейших признаков любви к своей стране…»
К.Г. Паустовский
В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал «Красота родного края – это
источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества родины приходит к
человеку постепенно и имеет своими истоками красоту».
2. Через образное описание природы
Образы родной природы занимают видное место в творчестве русских поэтов.. С их помощью
одни поэты выражали самые разнообразные чувства (А. Пушкин, П. Вяземский, А. Фет, С. Есенин),
другие осмысливали взаимоотношения человека и природы (Е.Баратынский, Ф. Тютчев, А. Майков).
Поэтические образы наталкивают учащихся на выводы о закономерностях и подводят их к
пониманию причинноследственных связей в природе.
Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы, звучащие в стихах, заостряют впечатление и
воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности.
Объясняя устройство компаса и ориентирование на местности, вспоминаем стихотворение С.Я.
Маршака:
В пути, в неведомом краю
Нам компас лучший друг.
Одной заглавной буквой «Ю»
На нем отмечен Юг.
А стрелка легкая — магнит —
На Север кончиком глядит.
Довольно Север мне найти,
И я в короткий срок
Определить могу в пути,
Где Запад, Юг, Восток.
При рассказе о вулканической деятельности можно использовать стихи Е.К. Мархинина «Цель
Плутона»:
Грохочет вулкан. Кратер в огне.
Потоком лава течет.
Пепел в глаза и в рот.
Свет взрывов, как свет зарниц,
Черный, как деготь, пот
Капает с лиц.
Шлак под ногами горяч.
Шлаковый конус крут.
Бомба летит, как мяч.
Бомбы дымят вокруг.
Тему «Погода и ее предсказание» можно проиллюстрировать как отрывками из художественной
литературы, так и народными приметами:
Так, если лебеди, на лоне тихих вод
Плескаясь вечером, окликнут твой приход,
Иль солнце яркое зайдет в печальны тучи,
Знай: завтра сонных дев разбудит гром ревучий
Иль бьющий в окна град…
А.С. Пушкин
При характеристике природной зоны степь, стихотворение И.З. Сурикова «Степь»Едешь, едешь – степь да небо,
Точно нет им края.
И стоит вверху над степью,
Тишина немая.
Нестерпимою жарою
Воздух так и пышет:
Как шумит трава густая,
Только ухо слышит.
Едешь, едешь – как шальные
Кони мчатся степью,
Вдаль курганы, зеленея,
Убегают цепью.
Промелькнут перед глазами
Две – три старых ивы –
И опять в траве волнами
Ветры – переливы.
3. Используя яркое описание природы из произведений русских и советских писателей.
В сочинениях классиков отражены характерные черты взаимодействия природы и человека,
присущие разным эпохам. Трудно представить поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова, повести и
рассказы И.Тургенева, Н. Гоголя, Л. Толстого, А.Чехова, И. Бунина, С. Аксакова, Н. Некрасова, М.
Пришвина, Г. Паустовского… без описания картин русской природы. Произведения этих и других
авторов раскрывают многообразие природы родного края, помогают находить в ней прекрасные
стороны человеческой души.
4. Путешествуя с героями любимых книг.
Необыкновенные путешествия Жюля Верна представляют собой уникальный географический
очерк земного шара. На уроках географии мы, время от времени будем говорить о нем и его книгах,
потому что это действительно географический писатель. Если распределить романы по месту
действия то окажется, что в 4 романах кругосветное путешествие, в 15 страны Европы, в 8
Северная Америка, в 8 Африка, в 5 Азия, в 4 Южная Америка, в 4 Арктика.
Самые известные это "Пять недель на воздушном шаре", "Путешествие капитана Гаттераса",
"Пятнадцатилетний капитан", "Таинственный остров", "Двадцать тысяч лье под водой" и, наконец
"Дети капитана Гранта" и "Путешествие к центру Земли".
Для внеклассного чтения рекомендуются в первую очередь известные произведения знаменитых
путешественников, исследователей и писателей: В. А. Обручева, В. К. Арсеньева, М. М. Пришвина,
Н. М. Пржевальского, Н. Н. МиклухоМаклая, А. Е. Ферсмана и других. Их книги вошли в золотой
фонд географической литературы. Большой интерес представляют и произведения зарубежных
путешественников: Ф. Нансена, Р. Амундсена, Т. Хейердала и других.
При этом, конечно, отбираемое описание должно открывать географическую специфику объекта,
подчеркивать привлекательность и развивать интерес. Учащиеся с большим интересом относятся к
описанию природы, которое надолго остаются в памяти.
Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке,
о взаимосвязи предметов и явлений. Они развивают творческий потенциал учащихся, побуждают к
осмыслению и нахождению причинноследственных связей, к развитию логики, коммуникативных
способностей.