Эмоциональное окрашивание уроков географии при использовании произведений художественной литературы

  • Педсоветы
  • docx
  • 10.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На своих уроках географии я регулярно использую разнообразные отрывки из литературных произведений для более эмоционального восприятия изучаемого материала: эпиграфы, цитаты, путешествия с героями любимых книг. Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений
Иконка файла материала Эмоциональное окрашивание уроков географии при использовании произведений худ-ой литературы.docx
«Эмоциональное окрашивание уроков географии  при использовании произведений художественной литературы» Учитель географии: Игонина Н.А.         Интеграции географии с литературой ­ позволяет точно и ёмко создать образ территории,  заставляет логически мыслить, пробуждает желание думать, работать, повышает интерес к  изученной теме, делает уроки живыми и запоминающимися. Лаконичные, чёткие зарисовки образов  природы, звучащие в стихах, заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности.         Поставив себя на место героев, ребята могут задуматься и о себе, как бы они повели себя в той  или иной ситуации. Знания, полученные на уроках, позволяют развивать у ребят критическое  мышление. Кроме того, многие герои художественных произведений являются примерами отваги и  мужества, благородства, смекалки, терпеливости, выносливости. Это имеет большое воспитательное  значение в формировании характера учеников.        Иногда знакомство с некоторыми художественными произведениями влияют на выбор будущей  профессии: океанолог, полярник, геолог, минеролог, вулканолог, сейсмолог.       В последнее время отмечается падение интереса у ребят к художественной литературе. И  большой пласт культуры остается вне интереса ребят. Поэтому я считаю важным знакомить ребят с  художественными произведениями, хотя бы с точки зрения географии.       Однако не всякая информация способна побудить у них познавательный интерес. Специальные  исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что он  характеризуется тремя обязательными моментами: 1) положительные эмоции по отношению к деятельности; 2) наличие познавательной стороны этих эмоций; 3) наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.       Из вышеизложенного следует, что любая деятельность по усвоению и трансформации учебной  информации лишь тогда продуктивна, когда она вызывает у учащихся определенные эмоции и  чувства. Эмоциональная окрашенность информации углубляет ее восприятие, делает это восприятие живым, позволяет ощутить отношение к ней и, следовательно, выработать ответную реакцию. Эмоционально окрасить содержание научно­естественного образования можно различными  способами.  1.Через литературные эпиграфы к уроку:               Например, эпиграфом к первому уроку по географии России, служат слова В.Г. Белинского:  «Любить Родину ­ значит знать её». Откуда начинается Россия? С Курил? Камчатки? Или с Командор? О чем грустят глаза ее степные Над камышами всех ее озер? Россия начинается с пристрастья К труду, к терпенью, к правде, доброте. Вот в чем ее звезда. Она прекрасна! Она горит и светит в темноте. Отсюда все дела ее большие, Ее неповторимая судьба. И если ты причастен к ней – Россия Не с гор берет начало, а с тебя! В. Боков "Путешествие"! Вот оно, слово!  Так и тянет от радости петь.  "Путешествие"! Хочется снова  Над Жюль Верном всю ночь просидеть.(Вс. Рождественский)        «Любование природой есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе – один из  вернейших признаков любви к своей стране…»                                                                                  К.Г. Паустовский            В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал «Красота родного края – это  источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества родины приходит к  человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». 2. Через образное описание природы        Образы родной природы занимают видное место в творчестве русских поэтов.. С их помощью  одни поэты выражали самые разнообразные чувства (А. Пушкин, П. Вяземский, А. Фет, С. Есенин),  другие осмысливали взаимоотношения человека и природы (Е.Баратынский, Ф. Тютчев, А. Майков).  Поэтические образы наталкивают учащихся на выводы о закономерностях и подводят их к  пониманию причинно­следственных связей в природе.        Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы, звучащие в стихах, заостряют впечатление и  воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности.      Объясняя устройство компаса и ориентирование на местности, вспоминаем стихотворение С.Я. Маршака: В пути, в неведомом краю Нам компас лучший друг. Одной заглавной буквой «Ю» На нем отмечен Юг. А стрелка легкая — магнит — На Север кончиком глядит. Довольно Север мне найти, И я в короткий срок Определить могу в пути, Где Запад, Юг, Восток.        При рассказе о вулканической деятельности можно использовать стихи Е.К. Мархинина «Цель  Плутона»: Грохочет вулкан. Кратер в огне.  Потоком лава течет. Пепел в глаза и в рот. Свет взрывов, как свет зарниц, Черный, как деготь, пот Капает с лиц. Шлак под ногами горяч. Шлаковый конус крут. Бомба летит, как мяч. Бомбы дымят вокруг. Тему «Погода и ее предсказание» можно проиллюстрировать как отрывками из художественной  литературы, так и народными приметами: Так, если лебеди, на лоне тихих вод Плескаясь вечером, окликнут твой приход, Иль солнце яркое зайдет в печальны тучи, Знай: завтра сонных дев разбудит гром ревучий Иль бьющий в окна град… А.С. Пушкин При характеристике природной зоны степь, стихотворение И.З. Сурикова «Степь»Едешь, едешь – степь да небо, Точно нет им края. И стоит вверху над степью, Тишина немая. Нестерпимою жарою  Воздух так и пышет: Как шумит трава густая,  Только ухо слышит. Едешь, едешь – как шальные Кони мчатся степью,  Вдаль курганы, зеленея, Убегают цепью. Промелькнут перед глазами  Две – три старых ивы –  И опять в траве волнами  Ветры – переливы.  3. Используя яркое описание природы из произведений русских и советских писателей.              В сочинениях классиков отражены характерные черты взаимодействия природы и человека,  присущие разным эпохам. Трудно представить поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова, повести и  рассказы И.Тургенева, Н. Гоголя, Л. Толстого, А.Чехова, И. Бунина, С. Аксакова, Н. Некрасова, М.  Пришвина, Г. Паустовского… без описания картин русской природы. Произведения этих и других  авторов раскрывают многообразие природы родного края, помогают находить в ней прекрасные  стороны человеческой души.  4. Путешествуя с героями любимых книг.          Необыкновенные путешествия Жюля Верна представляют собой уникальный географический  очерк земного шара. На уроках географии мы, время от времени будем говорить о нем и его книгах,  потому что это действительно географический писатель. Если распределить романы по месту  действия то окажется, что в 4 романах ­ кругосветное путешествие, в 15 ­ страны Европы, в 8 ­  Северная Америка, в 8 ­ Африка, в 5 ­ Азия, в 4 ­ Южная Америка, в 4 ­ Арктика.         Самые известные ­ это "Пять недель на воздушном шаре", "Путешествие капитана Гаттераса",  "Пятнадцатилетний капитан", "Таинственный остров", "Двадцать тысяч лье под водой" и, наконец  "Дети капитана Гранта" и "Путешествие к центру Земли".        Для внеклассного чтения рекомендуются в первую очередь известные произведения знаменитых  путешественников, исследователей и писателей: В. А. Обручева, В. К. Арсеньева, М. М. Пришвина,  Н. М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо­Маклая, А. Е. Ферсмана и других. Их книги вошли в золотой  фонд географической литературы. Большой интерес представляют и произведения зарубежных  путешественников: Ф. Нансена, Р. Амундсена, Т. Хейердала и других.       При этом, конечно, отбираемое описание должно открывать географическую специфику объекта, подчеркивать привлекательность и развивать интерес. Учащиеся с большим интересом относятся к  описанию природы, которое надолго остаются в памяти.       Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений. Они развивают творческий потенциал учащихся, побуждают к  осмыслению и нахождению причинно­следственных связей, к развитию логики, коммуникативных  способностей.

Посмотрите также