Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЕДЖ»
Эмпирические методы исследования для младших школьников
по МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах
студентки отделения школьного образования и прикладной информатики
Специальность 44.02.02. Преподавание в начальных классах
ГРУППА Ш-32
Сидельниковой Анастасии Александровны
Преподаватель: Великановская Людмила Анатольевна
Ейск, 2020г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение …………………………………… 3
2. Методика «Составление расписания на неделю» ………………………………….. 4 -5
3. Методика «Неоконченные предложения».5-8
4. Социометрия……………………………...8-10
5. Методика «Определение типа памяти».10-12
6. Методика «Исключение лишнего»…….12-14
7. Методика «Радости и огорчения»……..14-15
8. АНКЕТА. Выявление представлений младшего школьника о взаимоотношениях в семье……………………………………..16-19
9. .«НАЗОВИ КАРТИНУ»……………………20
10. .«СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА……….20-22
11. ОЦЕНКА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА»……….22-26
Введение
Методы психолого-педагогических исследований – это способы решения научно-исследовательских задач.
Брошюра содержит задания, тесты и опросники для исследования младших школьников.
1.Методика «Составление расписания на неделю» С.Я.Рубинштейн в модификации В.Ф.Моргуна
Цель: диагностика отношения ученика к конкретным учебным предметам и к учению в целом. Оборудование: лист бумаги, разделенный на семь частей, где подписаны дни недели.
Инструкция испытуемому. Давай представим себе, что мы с тобой в школе будущего. Это такая школа, где дети могут сами составлять расписание уроков. Перед тобой лежит страничка из дневника этой школы. Заполни эту страничку так, как ты считаешь нужным. На каждый день можешь написать любое количество уроков. Уроки можно писать какие хочешь. Это и будет расписание на неделю для нашей школы будущего.
Обработка и анализ результатов. У экспериментатора имеется реальное расписание уроков в классе. Это расписание сравнивают с расписанием «школы будущего», составленным каждым учеником. При этом выделяют те предметы, количество которых у испытуемого больше или меньше, чем в реальном расписании, и высчитывают процент несоответствия, что позволяет провести диагностику отношения ученика к учению в целом, и особенно к отдельным предметам.
2. Методика «Неоконченные предложения» М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова
Цель: диагностика мотивации учения. Порядок исследования.
Экспериментатор зачитывает начало предложения и сам записывает окончание предложения, которое говорит школьник. Методика используется во 2-3 классах с каждым учащимся индивидуально. Инструкция испытуемому. Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложения, а ты как можно быстрее придумай к нему продолжение.
1. Я думаю, что хороший ученик — это
тот, кто…
2. Я думаю, что плохой ученик — это тот, кто…
3. Больше всего я люблю, когда учитель…
4. Больше всего я не люблю, когда учитель…
5. Больше всего мне школа нравится за то, что…
6. Я не люблю школу за то, что…
7. Мне радостно, когда в школе…
8. Я боюсь, когда в школе…
9. Я хотел бы, чтобы в школе…
10. Я не хотел бы, чтобы в школе…
11. Когда я был маленьким, я думал, что в школе…
12. Если я невнимателен на уроке, я…
13. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я…
14. Когда мне что-нибудь непонятно при выполнении домашнего задания, я…
15. Я всегда могу проверить, правильно ли я…
16. Я никогда не могу проверить, правильно ли я…
17. Если мне нужно что-нибудь запомнить, я…
18. Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я…
19. Мне всегда интересно, когда на уроках…
20. Мне всегда неинтересно, когда на уроках…
21. Если нам не задают домашнего задания, я…
22. Если я не знаю, как решить задачу, я…
23. Если я не знаю, как написать слово, я…
24. Я лучше понимаю, когда на уроке…
25. Я хотел бы, чтобы в школе всегда…
Обработка и анализ результатов. Первоначально каждое окончание предложения оценивается с точки зрения выражения школьником положительного или отрицательного отношения к одному из четырех показателей мотивации учения (1 — вид личностно значимые деятельности учащегося (учение, игра, труд и т.д.); 2 — личностно значимые для ученика субъекты (учитель, одноклассники, родители, влияющие на отношение учащегося к учению); 3 — знак отношения учащегося к учению (положительное, отрицательное, нейтральное), соотношение социальных и познавательных мотивов учения в иерархии; 4 — отношение учащегося к конкретным учебным предметам и их содержанию).
Если окончание предложения не содержит выраженного эмоционального отношения к показателям мотивации учения, то оно не учитывается при анализе. Далее подсчитывается сумма положительных и сумма отрицательных оценок данного показателя мотивации учения. Они сравниваются между собой, и делается окончательный вывод по данному показателю.
3.Социометрия
Социометрия-метод, который уже традиционно используется в отечественной психологии при изучении межличностных отношений в малой группе. Данный метод был впервые предложен американским психологом и психиатром Дж. Морено для определения характерных особенностей и оптимизации межличностных отношений в группе, включая в себя не только определение положения личности в системе отношений, но и психодраму
Основными принципами социометрии является доверительность испытуемых к исследователю и конфиденциальность результатов, которые получаются в результате этого метода. Если испытуемые доверяют исследователю и уверены в том, что результаты, полученные с помощью этого метода, не будут использоваться в практике межличностного взаимодействия, то достоверность этого метода значимо увеличивается.
1. Проведение подготовительной беседы (необходимо настроить испытуемых на сотрудничество, доверительность, указать ).
2. Испытуемым предлагаются вопросы следующего содержания:1. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой? 2. С кем бы ты хотел играть в одной команде? 3. Кого бы ты пригласил на свой день рождения? 4.С кем ты дружишь?
3. Испытуемым предлагается указать Фамилию или инициалы.
4. Составление социометрической матрицы.
5. Подведение итогов социометрического исследования (определение социометрического статуса каждого члена группы, коэффициент благополучия отношений в группе, коэффициент оптимальности отношений, коэффициент «изолированности», коэффициент взаимных выборов).
4. Методика «Определение типа памяти»
Цель: определение преобладающего типа
памяти.
Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках;
секундомер.
Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес,
дождь, цветок, кастрюля,попугай.
Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка,
зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.
Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива,
линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.
Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня,
тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.
Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении — 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.
Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.
Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.
Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.
Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемо a го можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = , где а — 10 количество правильно воспроизведенных слов.
Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.
5.Методика «Исключение лишнего»
Данный вид методики позволит выявить у школьников младшего звена способности к обобщению материала. Чтобы провести такое исследование, ребенку выдается карточка с 12-ю рядами, состоящими из групп чисел. Например, приведем нескольких из таких рядов. Заданные слова 1 ряда: стол, стул, кровать, пол Заданные слова 2 ряда: глаза, нос, очки, уши Заданные слова 3 ряда: сладкий, горький, горячий, соленый и т.д. Задачами ребенка являются следующие: исключение одного слова из каждого, которое, по его мнению, будет лишним.
Так, в первом ряду это будет слово «пол», во втором – «очки», в третьем – «горячий» и т.д. определить, по какому признаку обобщены оставшиеся слова и почему было исключено лишнее (например, стол, стул, кровать – это предметы мебели, а пол в эту категорию не входит.) определить, сколько всего рядов обобщено по одному родовому понятию (ведь одинаковые обобщающие понятия могут встречаться в различных рядах) найти ошибки в рядах, где невозможно выделить только одно слово или нельзя обобщить предложенные слова по одному родовому понятию.
Обработка результатов также основывается на количестве правильных ответов. О высоком уровне мышления свидетельствуют 10-12 правильных ответов. Хороший уровень можно определять при наличии 8-9 правильных ответов, достаточный – 6-7 правильных ответов. 5 и меньше правильных ответов говорит о низком уровне мышления у ребенка.
6.
Методика «Радости и огорчения»
(методика незаконченных предложений)
Цель: выявление характера, содержания переживаний младших школьников. Порядок исследования. Возможны следующие варианты методики:
1. Ребятам предлагается дополнить два предложения: «Больше всего я радуюсь, когда...», «Больше всего я огорчаюсь, когда...».
2. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет символ: солнце и тучу. Дети в соответствующей части листа рисуют свои радости и огорчения.
3. Дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной стороне они пишут о своих радостях, на другой - об огорчениях. По окончании работы лепестки собираются в ромашку.
4. Предлагается ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твоих родителей, учителя?»
Обработка результатов: При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью, с жизнью коллектива (группы, класса, кружка и т.д.). Полученные результаты дадут представление о стержневых интегральных свойствах личности ребенка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, доминирующих мотивах поведения и действий.
7. АНКЕТА
Выявление представлений младшего школьника
о взаимоотношениях в семье
Дорогой друг!
Твои ответы на вопросы анкеты очень важны для нас, взрослых. Здесь нет правильных и неправильных ответов. Это только твое мнение. Поэтому постарайся ответить очень правдиво.
Фамилия, имя________________________________________
Школа__________________Класс_______________________
1.Считаешь ли ты, что семья важна для каждого человека?
а) да
б) нет
в) не знаю
2. Нравится ли тебе общение с собственными родителями?
а) да
б) нет
в) не очень
3. Считаешь ли ты свою семью дружной?
а) да
б) нет
в) не очень
4.По поводу чего чаще ссорятся родители?
а) из-за меня
б) бабушки/дедушки
в) из-за бытовых проблем
г) нехватки денег
д) родители не ссорятся никогда
е) другое_________________________________________________________
5.На твой взгляд, какие отношения у вас между членами семьи?
а) очень хорошие
б) хорошие
в) не очень хорошие
г) плохие
6. Как к тебе относятся родители?
а) постоянно заботятся, уделяют мне много внимания
б) мало заботятся, редко уделяют внимание
в) совсем не заботятся, им до меня дела нет
г) не знаю
7. Какие обязанности по дому ты выполняешь?
а) поливаю цветы
б) мою посуду (полы)
в) выношу мусор
г) выгуливаю собаку
д) убираю свою комнату
е) у меня нет четких обязанностей в семье
ж) другое____________________________________________________
8. Как ты относишься к критике и похвале родителей в твой адрес?
а) спокойно, потому что и критика, и похвала справедливы
б) обижаюсь, так как меня чаще критикуют
в) злюсь, потому что меня вообще не критикуют и не хвалят
г) радуюсь, потому что меня чаще хвалят
9.Как родители проявляют интерес к твоей жизни?
а) каждый день спрашивают, с кем общался, как прошел день в школе
б) не интересуются мной
в) проявляют только интерес к тому, поел ли я и тепло ли одет
г) приглашают моих друзей к нам домой
д) узнают обо мне только через учителей
10. Как родители тебя наказывают?
а) применяют физическое наказание
б) запугивают, угрожают
в) лишают развлечений (компьютер, прогулка с друзьями и др.)
г) не разговаривают со мной
д) заставляют делать работу по дому
е) меня не наказывают
11. Много ли времени ты проводишь с родителями?
а) да, все свое свободное время
б) нет, с друзьями мне лучше
в) избегаю общения с ними
г) стараюсь успевать общаться с родителями и играть с друзьями
12. Какие у вас есть семейные традиции?
а) собираем фотографии о нашей семье в общий альбом
б) по выходным вместе ходим в гости или просто на прогулку
в) собираемся по вечерам, чтобы обсудить проблемы дня и просто поделиться впечатлениями
г) поздравляем друг друга с праздниками
д) вместе выбираем подарки
е) у нас нет никаких семейных традиций
ж) другое______________________________________________________
13. Как ты понимаешь известную фразу: «Мой дом -моя крепость»?
а) «Мой дом – это место, где я могу делать все, что захочу»
б) «Мой дом – это место, где я полностью защищен»
в) «Мой дом – это место, где мне хорошо и уютно»
г) «Мой дом - это место, где меня держат, как в заточении: кроме школы никуда не разрешают выходить»
д) «Мой дом – это место, где все время что-то запрещают»
е) не знаю
14.Когда ты вырастешь, какую семью ты хотел бы создать сам?
а) такую, как у моих родителей
б) где родители уважают своего ребенка
в) дружную и крепкую
г) в которой родители - строгие и требовательные
д) пока не знаю
8.«НАЗОВИ КАРТИНУ»
Цель: диагностика воображения младшего школьника
Стимульным материалом может быть любая сюжетная картинка, достаточно яркая и имеющая четкое содержание.
Инструкция: Посмотри на картинку. Придумай для нее название. Чем больше названий ты придумаешь, тем лучше.
Проведение: Детям показывают сюжетную картинку и дают время (2-3 минуты) на то, чтобы ее хорошенько разглядеть, после чего предъявляют инструкцию.
9.«СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА»
Цель: определить уровень сформированности воображения младшего школьника
Инструкция: Детям предлагаются отдельные слова. Например:а) книга, девочка, диван, кот; б) мыло, одежда, расческа, зонт, дождь, школа. Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.
Оценка результатов:
Скорость придумывания рассказов оценивается: 2 баллами — если ребенку удалось придумать рассказ в течение не более 30 секунд; 1 баллом — если на придумывание рассказа ушло от 30 секунд до 1 минуты; 0 баллов — если за 1 минуту ребенок так и не смог ничего придумать.
Необычность, оригинальность сюжета оценивается: 2 баллами — если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, оригинален; 1 баллом — если ребенок привносит в виденное или слышанное что-нибудь новое от себя; 0 баллов — если ребенок просто механически пересказы то, что он когда-либо видел
Эмоциональность образов в рассказе оценивается так: 2 баллами — если сам рассказ и его передача рассказчиком достаточно эмоциональны; 1 баллом — если у рассказчика эмоции слабо выражены и слушатели слабо эмоционально реагируют на рассказ; 0 баллов — если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя.
Выводы об уровне развития 6 баллов — высокий; 4-5 баллов — средний; 2-3 балла — низкий; 0-2 балл — очень низкий
10.ОЦЕНКА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА»
Цель: Методика предназначена для оценки привлекательности для ученика классного коллектива
Ответ:“а” - 5 баллов,
“б” - 4 балла,
“в” - 3 балла,
“г” - 2 балла,
“д” - 1 балл,
“е” - 0 баллов.
Анкета для оценки привлекательности классного коллектива
1. Как вы оценили бы свою принадлежность к классу?
а) Чувствую себя членом класса, частью коллектива;
б) Участвую в большинстве видов деятельности;
в) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других;
г) Не чувствую что являюсь членом коллектива;
д) Учусь, не общаясь с другими детьми класса;
е) Не знаю, затрудняюсь ответить.
2. Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?
а) Да, очень хотел бы перейти;
б) Скорее всего, перешел бы, чем остался;
в) Не вижу никакой разницы;
г) Скорее всего, остался бы в своем классе;
д) Очень хотел бы остаться в своем классе;
е) Не знаю, трудно сказать.
3. Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе?
а) Лучше, чем в любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;
г) Хуже, чем в большинстве классов;
д)Хуже, чем в любом классе;
е) Не знаю.
4. Каковы взаимоотношения учеников с воспитателем (классным руководителем)?
а) Лучше, чем в любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как большинстве классов;
г) Хуже, чем в большинстве классов;
д) Хуже, чем в любом классе;
е) Не знаю.
5. Какого отношение учеников к учебе в классе?
а) Лучше, чем любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;
г) Хуже ,чем в большинстве классов;
д) Хуже, чем в любом классе;
е) Не знаю
Обработка результатов.
Все баллы, полученные ребёнком за каждый ответ, суммируются и интерпретируются следующим образом:
25-18 баллов – классный коллектив является для ребенка очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет ребенка. Он дорожит взаимоотношениями с остальными детьми коллектива.
17-12 баллов – ребенок хорошо адаптирован в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для него комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для ребенка.
11-6 баллов – нейтральное отношение ребенка к коллективу свидетельствует о наличии определенных благоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения ученика в классе. Имеется явное желание либо отдалиться от коллектива, либо изменить свое отношение в нем.
5 и менее баллов – негативное отношение к классу. Неудовлетворенность своим положением и ролью в нем. Возможна дезадаптация в его структуре.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.