Раздел долгосрочного плана: Электромагнитная индукция
|
Школа: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата: |
ФИО учителя: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс: 10 |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока: Энерия магнитного поля |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) |
- проводить аналогии между механической и магнитной энергии; |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерии оценивание |
Учащиеся проводит аналогию между механической и магнитной энергии
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Языковые цели |
Знают определение явления электромагнитной индукции, правило Ленца, закон электромагнитной индукции. Учащиеся должны использовать новые слова таким способом, который демонстрирует их понимание. Они должны понимать и быть в состоянии использовать физические термины, уметь обозначать их. Специальная предметная лексика и терминология:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Привитие ценностей |
Развиваются навыки сотрудничества, умение критически мыслить, уважение к идеям окружающих, взаимоподдержки |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи |
Техника, математика |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Навыки использования ИКТ |
-видеофрагменты, просмотр и анализ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предварительные знания |
Понятие о магнитном поле, силовых линиях магнитного поля, магнитном потоке, плотности магнитного потока. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Начало урока (5-10 мин ) |
1. Вступительное слово учителя (Мобилизующее начало урока. Психологический настрой на урок.)
Проверка выполнения домашнего задания (сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля) Цель: Проверить уровень усвоения учебного материала, выявить пробелы и скорректировать их. А)Актуализация опорных знаний Форма: коллективная Метод: индивидуальный Прием: вопрос-ответ Взаимопроверка Вопросы:
|
Раздаточный материал Приборы для демонстрации явления э/магнитной индукции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Середина урока 20 минут |
2. Подготовка к активному усвоению и осмысления учебного материала (решение задач) Цель: Обеспечить мотивацию и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Форма: ППС и индивидуальная Метод: поисково-эвристический 1. Провести аналогию между самоиндукцией и инерцией (между процессом установления в цепи электрического тока величиной I и процессом приобретения некоторым телом определенной скорости υ). 1. При замыкании цепи с катушкой ток, постепенно нарастая, через некоторое время приобретает определенное значение I. 2. Автомобиль, трогаясь с места, постепенно набирает скорость и через некоторое время приобретает некоторую скорость υ. 3. Для того чтобы ток в цепи с индуктивностью при ее замыкании достиг некоторого значения, необходимо совершить работу. 4. Для разгона автомобиля до некоторой скорости необходимо совершить работу. 5. Нарастание силы тока I тем медленнее, чем больше (при прочих равных условиях) индуктивность катушки L. 6. Нарастание скорости υ тем медленнее, чем больше (при прочих равных условиях) масса автомобиля m.
2. Используя аналогию между самоиндукцией и инерцией получить формулу для энергии магнитного поля тока. 1. Можно утверждать, что магнитное поле имеет энергию? Рассмотрим явление самоиндукции в контуре с лампочкой с точки зрения закона сохранения энергии. Откуда берется энергия, за счет которой в течение некоторого времени после отключения источника питания поддерживается электрический ток в контуре? Ведь вспышка происходит тогда, когда ключ уже разомкнут. Следовательно, энергия не может браться от аккумулятора. Очевидно, что эта энергия была ранее запасенная в виде энергии магнитного поля. Таким образом, описанное выше явление самоиндукции наглядно показывает, что магнитное поле имеет запас энергии. Эта энергия расходуется на создание магнитного поля, поэтому в случае исчезновения поля ее можно получить обратно. 2. Вычисление энергии магнитного поля Сразу же после замыкания цепи, когда ток начинает нарастать, в проводнике появляется вихревое электрическое поле, которое противодействует электрическому полю источника питания. Источник выполняет дополнительную работу против сил вихревого поля. Согласно закону сохранения энергии ΔWМ — энергия, накапливает магнитное поле за незначительный интервал времени Δt, — равна дополнительной работе, которую выполняет источник для создания тока: где ACT — работа вихревого поля, равна по модулю и противоположна по знаку дополнительной работе источника питания за интервал времени Δt; Iинд — средняя сила тока в проводнике за интервал времени Δt. Поскольку Чтобы найти полную энергию WМ, магнитного поля, обратимся к графику зависимости LI(И).
Энергия ΔWМ численно равен площади участка abcd со сторонами LIинд и ΔI (ΔI — изменение силы тока за интервал времени Δt). Полная энергия WM, которую накапливает магнитное поле за время возрастания силы тока от 0 до I, численно равна площади треугольника OBC со сторонами I и LI. Полная энергия магнитного поля прямо пропорциональна квадрату силы тока в проводнике: Необходимо
обратить внимание на аналогию индуктивности и массы в механике. Так, что
больше (при прочих равных условиях) индуктивность L, то
нарастание тока I медленнее. А что больше (при прочих равных
условиях) масса m, тем медленнее нарастание скорости Частичная сходство между процессом установления тока в катушке индуктивности и разгоном автомобиля позволяет предположить, что величины работы по разгону автомобиля и по установлению тока выражаются аналогичными соотношениями. Механическая
работа по разгону автомобиля равна Эту величину
можно принять как модель для установки силы тока в катушке индуктивности.
Соотношение между I Обобщение знаний об электрических и магнитных полях можно провести, заполняя следующую таблицу.
4. ВОПРОСЫ К УЧАЩИМСЯ В ХОДЕ ИЗЛОЖЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА Первый уровень 1. Почему для создания тока в цепи источник должен затратить энергию? 2. Электромагнит включают в круг постоянного тока. Почему максимальная сила тока в цепи устанавливается не сразу? Второй уровень 1. Замкнули круг, содержащей источник постоянной ЭДС. На что расходуется энергия источника до и после установления постоянной силы тока? 2. Почему после повышения индуктивности ток в контуре нарастает гораздо медленнее при прочих равных условиях? |
Видеоролик Bilimland https://bilimland.kz/ru/courses/physics-ru/ehlektrodinamika/magnitnoe-pole/lesson/primenenie-ehlektromagnitnyx-sil
https://bilimland.kz/ru/courses/physics-ru/ehlektrodinamika/magnitnoe-pole/lesson/primenenie-ehlektromagnitnyx-sil |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конец работы 5минут |
3. Самостоятельное решение задачи (с последующей проверкой): 1. Какой должна быть сила тока в катушке с индуктивностью 20 мГн, чтобы энергия магнитного поля составляла 5 Дж? 2. На катушке с индуктивностью 80 мГн поддерживается постоянное напряжение 12 В. Известно, что сопротивление катушки равно 3 Ом. Найдите энергию, которая выделится при размыкании цепи. Также найдите ЭДС самоиндукции в катушке, предполагая, что размыкание произошло за 10 мс. 3. Соленоид длиной 40 см содержит 5 витков на каждый сантиметр. Найдите энергию магнитного поля при силе тока в 5 А, если при этом магнитный поток через поперечное сечение соленоида равен 10 мВб. 4. При увеличении силы тока в катушке от 3 А до 8 А, энергия магнитного поля возросла на 20 Дж. Найдите индуктивность этой катушки. Подведение итогов урока. Рефлексия (Какой момент урока для вас оказался наиболее сложным? Удалось ли справится с затруднениями?). 5. Домашнее задание:
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и соблюдение техники безопасности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Все учащиеся будут: Проводит аналогию механической энергии с магнитным Большинство учащихся будут: Применять теоретические знания на практике. Некоторые учащиеся будут: решать задачи повышенной сложности
|
(1) Устное оценивание ответов учащихся, похвала (2) Работа в парах по исследованию магнитного поля тока (3) Взаимооценивание ответов, гипотез и их доказательств |
В процессе обработки результатов интерактивных опытов учащимися развивается критическое и логическое мышление. При обсуждении результатов работы в группах и коллективной, развивается уважение к чужому мнению, умение выражать свои мысли и общаться должным образом со сверстниками и одноклассниками. Соблюдение инструкций по технике безопасности в кабинете демонстрирует ответственность и уважение к жизни и здоровью других. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия по уроку
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)? 1:
2: Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)? 1:
2: Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.