Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Иркутский государственный университет»
(ФГБОУ ВО «ИГУ»)
Педагогический институт
Кафедра информатики и методики обучения информатике
Направление подготовки: 44.03.05
Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки)
Направленность:Математика-Информатика
Форма обучения: заочная
Гальянова Ольга Викторовна
CОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРАМИ ИЗ СОДЕРЖАНИЯ ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ
Курсовая работа
Оценка _________ Руководитель:
ст.преподаватель Ю.А. Дядькин
Протокол №___ при консультации
«__» _________2019 г. к.п.н., доцента Н.А. Пегасовой
___________________
(подпись руководителя)
Иркутск 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
Глава 1. Электронные образовательные ресурсы. |
7 |
1.1. Понятие электронных образовательных ресурсов.
|
7 |
1.2. Классификация электронных образовательных ресурсов |
10 |
|
|
Глава 2. Дистанционное обучение |
18 |
2.1. Понятие дистанционного обучения |
18 |
2.2. Обзор систем дистанционного обучения |
22 |
2.3. Система дистанционного обучения – Moodle |
25 |
2.4. Создание обучающего курса «Решение задач с параметрами из содержания ОГЭ» в системе Moodle |
30 |
|
|
Заключение |
36 |
Список литературы |
37
|
Введение
В настоящее время на первый план вышла не способность осваивать простейший набор операций, а умение обучатся, более того, способность к переобучению. Так как, только люди, способные переобучатся несколько раз в своей жизни, окажутся эффективными и конкурентно-способными на рынке труда. Иначе говоря, в будущем мире окажется востребованным только тот, у кого появится специфическое качество: способность к обучению, способность к самоизменению. Это связано с тем, что стремительное ускорение научно-технического прогресса приводит к тому, что полученные в учебных заведениях знания все чаще успевают морально устареть, прежде чем выпускники успеют получить дипломы.
В сложившейся ситуации глобальной информатизации, встает вопрос о несостоятельности существующей системы образования, которая направлена в основном только на получение знаний. Учитывая реалии будущего, государством проведена реформа образования: введены новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования и др.), утверждаются Федеральные целевые программы («Электронная Россия», «Развитие единой образовательной информационного среды» и другие). Так, 04.10.2000 г. Правительством РФ была утверждена «Национальная доктрина образования в Российское Федерации» [2] сроком до 2025 г. Согласно указанной доктрине система образования призвана обеспечить в том числе и непрерывность образования в течение всей жизни. А в Федеральном государственном образовательном стандарте ООО [3] указано, что в его основе лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Что говорит о том, что принцип «образование длиною в жизнь» закреплено на нормативном уровне.
Реализация новой системы образования требует применения комплекса подходов к организации всего образовательного процесса и педагогической деятельности в целом. Наиболее востребованными и положительно зарекомендовавшими себя подходами в развитии системы образования считаются: аксиологический; информационный; личностно-деятельностный; проблемно-ориентированный; практико-ориентированный; проектный; технологический и ряд других. В современных условиях развития информационного общества, вызывает наибольший интерес интегрированный подход, получивший название компетентностного, суть которого заключается в том, что образование должно давать не только разрозненные знания, умения и навыки, а развивать способность и готовность обучающегося к деятельности в различных социально производственных условиях, то есть способность адаптироваться в новой ситуации, путем умения самостоятельного получения новых знаний, необходимых для этой адаптации.
Большинство исследователей считают, что наибольшими возможностями при реализации компетентностного подхода, включающего в себя принцип саморазвития (самообразования) обладают в большей степени технологии компьютерного обучения.
Технологии компьютерного обучения можно отнести к информационно-коммуникационным технологиям, применение которых в образовании урегулировано системой национальных стандартов (ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании – далее ГОСТ ИКТ [5]). Согласно указанного стандарта, под информационно-коммуникационными технологиями понимаются – информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации, а обучение с помощью ИКТ называется электронным.
Средства, способы, приемы, технологии обучения не несут на себе смысловой нагрузки без содержания, каковым являются электронные образовательные ресурсы.
Учитывая вышеизложенное, целью данной работы является определение понятия электронные образовательные ресурсы, ознакомление с их классификацией. Проведен обзор систем дистанционного обучения, среди которых более подробно освещена СДО Moodle. В среде Moodle созданы курсы, направленные на подготовку решения серий задач с параметром из содержания ОГЭ.
Объект исследования: теоретические основы определения понятия электронные образовательные ресурсы, их классификации.
Предмет исследования: понятие электронные образовательные ресурсы, их классификация.
Цель работы: дать определение понятию электронные образовательные ресурсы, определить объем данного понятия, путем выделения основных классификаций, ознакомиться с содержанием дистанционного обучения, создать в системе дистанционного обучения курс, направленный на подготовку решения серии задач с параметрами из содержания ОГЭ.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
1) Изучить методическую литературу и источники Интернет-сети;
2) Определить понятие электронные образовательные ресурсы;
3) Определить объем понятия электронные образовательные ресурсы через ознакомление с имеющимися классификациями;
4) Определить структуру и содержание электронного курса «Серия задач с параметром из содержания ОГЭ»;
5) Разработать электронный курс «Серия задач с параметром из содержания ОГЭ»
Структура и объем работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе рассмотрено определение понятия электронные образовательные ресурсы, их классификация и инструментальные средства создания.
Вторая глава посвящена дистанционному обучению, обзору систем дистанционного обучения, и более подробному описанию одной из систем дистанционного обучения – Moodle. А также помещено содержание электронного курса «Серия задач с параметром из содержания ОГЭ», созданного в системе дистанционного обучения Moodle.
Глава 1. Электронные образовательные ресурсы.
1.1 Понятие электронных образовательных ресурсов.
Одно из главных направлений информатизации образования является создание электронных образовательных ресурсов.
Сам процесс обучения и его организация на основе ИКТ естественно, не возможны без содержательной составляющей, которая отвечает на вопрос чему учить, роль которой выполняют электронные образовательные ресурсы.
Из анализа литературы и различных электронных источников информации, следует, что при определении понятия ЭОР, в основном ссылка идет на ГОСТ ИКТ, в котором, под электронными образовательными ресурсами понимается – образовательные ресурсы, представленные в электронно-цифровой форме, и включающие в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.
В указанном определении кроме как самого понятия ресурс, присутствуют такие понятия, как структура, предметное содержание и метаданные о них. Структура ЭОР может быть представлена а виде блоков учебного материала, представляющих собой совместно используемые объекты содержания(фрагменты текста, графические иллюстрации, элементы гипермедиа, программы). Структурное и предметное содержание, используемое в образовательном процессе, называют образовательным контентом. Метаданные образовательного контента- это информация об образовательном контенте, характеризующая его структуру и содержимое. Метаданные – это структурные данные, предназначенные для описания характеристик ЭОР, используемых в информационных образовательных системах, которые обеспечивают эффективный поиск и компоновку объектов и контентов при создании новых ЭОР. Электронный образовательный ресурс может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его разработки и использования в процессе обучения.
Но определение понятия электронные образовательные ресурсы у некоторых авторов, занимающихся освещением данной темы, представлено другой формулировкой. Рассмотрим некоторые из них.
Так, по мнению Осина А.В.[13] – электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или СД-плеера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи, воспроизведения. Однако, ауди/видео компакт-диски также содержат записи в цифровых форматах, так что введение отдельного термина и аббревиатуры ЦОР не дает заметных преимуществ.
В методическом пособии Евсеева А.И. [9] и др. под электронными образовательными ресурсами определяют совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, в которой отражается некоторая предметная область, реализуется технология ее изучения для различных видов учебной деятельности, представленная в электронном виде на машинных носителях или размещенное в сетях ЭВМ. Следует отметить, что в вышеуказанном учебном пособии, между понятием электронные образовательные ресурсы и компьютерные средства обучения ставится знак «равенства». Среди источников литературы, посвященных данному вопросу, встречается также понятие - технические средства обучения. Анализируя теоретический материал, относящийся к данным понятиям, а именно принципов, положенных в разработку, требования к ним, структура, то отличительная грань между понятиями ЭОР с одной стороны и КСО и ТСО с другой стороны особо не видна.
Если детально подойти к сравнению понятия электронные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения (технические средства обучения), то можно выделить общее, а именно: понятие ресурс и средство очень близки по лексическому значению. Ресурс, в переводе с французского языка resource обозначает источник, средство. Кроме того, при ознакомлении с интерпретацией понятия ресурс в некоторых словарях, можно наблюдать, следующее: Ресурс- средство(возможность), к которым можно прибегнуть при какой-либо необходимости. (Исторический словарь галлицизмов русского языка). Ресурс –источник, средство, резерв (Словарь синонимов). Ресурс –средство, к которому обращаются в нужном случае (толковый словарь Ушакова).
Однако, если отталкиваться от официального определения, электронные образовательные ресурсы, это в первую очередь образовательные ресурсы, то есть источник с предметным содержанием, особым образом доводимый до обучающегося, то есть обращаясь к тому или иному образовательному ресурсу, можно ответить на вопрос о том, «чему учить?». А оперируя понятиями КСО (ТСО), в отрыве от содержания, вкладываемого некоторыми авторами в данные понятия, справедливо применять их в контексте ответа на вопрос «при помощи чего учить?».
В связи с чем, однозначного ответа на вопрос, можно ли ставить знак равенства между понятием ЭОР с одной стороны, и понятиями КСО (ТСО) с другой стороны, нет. Все зависит от той интерпретации, которую вкладывает в понятие тот или иной автор.
Так, в учебном пособии «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании» Красильниковой В.А. [12] применяется понятие компьютерные средства обучения, однако четкого определения не представлено. Но имеется определение понятия – электронный образовательный ресурс – это часть культурной деятельности, зафиксированной на электронном носителе в виде программы и служащей для удовлетворения информационно-образовательных потребностей субъектов образовательного процесса. Но анализируя представленную в пособии информацию о КСО, принципах их создания, можно предположить, что понятиям компьютерные средства обучения и электронные образовательные ресурсы придается близкое значение.
А в учебном пособии «Технические средства обучения и методика их использования» Г.М. Коджаспировой, К.В. Петрова [10] применяется понятие технические средства обучения, под которыми понимается совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся. При характеристике технических средств обучения, в пособии представлены, как традиционные технические средства обучения (технические устройства статической проекции, кинопроекционной, аудио- и видеоаппаратуры и т.д.) и их современных модификаций, а также совершенно новых ТСО (электронные, лазерные доски и т.п.), а также компьютеры. Из чего можно сделать вывод, что электронные образовательные ресурсы более узкое понятие, входящее в понятие технические средства обучения.
1.2.Классификация электронных образовательных ресурсов
Перейдем к определению объема понятия электронные образовательные ресурсы.
Начнем с материала, представленного в системе стандартов Информационно-коммуникационные технологии в системе образования. Анализируя данную систему стандартов, следует отметить, что в ГОСТ ИКТ Р 53620-2009 [4], в котором содержаться общие положения, среди ЭОРов, перед их классификацией, отдельно выделяют электронные издания и ЭУМК (электронный учебно-методический комплекс). При чем, указанным разновидностям ЭОРов посвящены отдельные ГОСТы, так, электронные издания регламентирует ГОСТ 7.83[8], а ЭУМК - ГОСТ Р 55751-2013[].
Все электронно-образовательные ресурсы предложено классифицировать следующим образом:
Наличие сравнительно большого количества пунктов для классификации ЭОРов объясняет многообразие классификаций, представленных в источниках, излагающих данную тему. В работах типа, рефераты, курсовые работы основания для классификации взяты из пунктов, представленных ГОСТом ИКТ.
В статьях, авторы которых на профессиональном уровне сталкиваются с электронными образовательными ресурсами, предлагаются классификации, имеющие некоторые различия с ГОСТ ИКТ. Приведем в пример некоторые из них.
Так, в статье «Электронные образовательные ресурсы. Виды, структуры, технологии»[16], опубликованной в электронном журнале Программные продукты и системы и алгоритмы, автор Ильин В.А., среди таких видов электронных образовательных ресурсов, как электронные издания, выделенные в ГОСТе ИКТ, предлагает отнести к ЭОРам также:
-компьютерные обучающие программы –систематизированное изложение определенного учебного материала для изучения одного вопроса учебной программы.
-автоматизированные учебные курсы, по мнению автора, состоят из компьютерных обучающих программ, и являются по сути электронными учебно-методическими комплексами.
Приведем обзор деления электронных образовательных ресурсов, предлагаемых авторами учебных пособий, освещающих данную тему.
Так, Осин А.В. [15] предлагает классифицировать ЭОР по степени отличия от традиционных полиграфических источников и выделяет:
1) Текстографические ЭОР- в которых материал представляется на экране компьютера;
2) Текстографические ЭОР с нелинейной навигацией (просмотр текста осуществляется в произвольном порядке, определяемом логической связностью и собственным желанием ), такой текстографический продукт называют гипертекстом.
3) ЭОР, целиком состоящие из визуального и звукового фрагмента.
4) Мультимедиа ЭОР.
На последнем типе ЭОР следует остановиться более подробно. Само слово multimedia с английского языка переводится как «много способов» То есть представление учебных объектов множеством различных способов, то есть с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. При этом имеется ввиду возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке нек0торой совокупности объектов, представленных различными способами, которые связаны логически, подчинены определенной дидактической идее.
Но основной идеей работ Осина А.В. [14], являются электронные образовательные ресурсы нового поколения – открытые образовательные модульные мультимедиа системы *(Далее - ОМС).
ОМС- это электронные учебные продукты, предоставляющие:
- практически неограниченный сетевой доступ к высоко интерактивному мультимедийно-насыщенному контенту;
-независимость способов хранения, поиска и использования ресурса от компании производителя, времени и места производства. ТО есть для использования любых ЭОР нового поколения требуется один комплект клиентского программного обеспечения
-обеспечивает личностно-ориентированное обучение.
Устройство ОМС: по каждому учебному предмету организован соответствующий ресурс- открытая образовательная модульная мультимедиа система. (ОМС по истории, математике и т.п.). В соответствии с программой обучения весь школьный курс по предмету разбит на разделы и темы. Минимальной структурной единицей является тематический элемент (ТЭ). А для каждого тематического элемента имеется три типа электронных учебных модулей:
- модуль получения информации;
- модуль практических занятий;
-модуль контроля (аттестации).
При этом каждый электронный учебный модуль автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи.
Вышеуказанной классификации ЭОР (текстографические, с навигацией, звуко-визуальные и мультимедиа) придерживаются Черепков М.В. [] и Мосолков А.Е. [].
В учебном пособии Красильниковой В.А. [12] также представлена классификация компьютерных средств обучения, анализ которой позволяет сделать вывод, что она частично повторяет классификацию ГОСТ ИКТ, однако сами классификаторы имеют иную формулировку, поэтому считаем необходим привести данную классификацию в настоящей работе:
-по характеру дисциплины (содержания) (естественнонаучного содержания; гуманитарного содержания; технического содержания);
-по решаемым педагогическим задачам (средства теоретической и технологической подготовки: компьютерные учебники; компьютерные обучающие системы; компьютерные системы контроля знаний. Средства практической подготовки: -компьютерные задачники (практикумы), компьютерные тренажеры. Вспомогательные средства: компьютерные лабораторные практикумы; компьютерные справочники; мультимедийные учебные занятия. Комплексные средства: компьютерные учебные курсы; компьютерные восстановительные курсы);
-по широте охвата учебного материала (интегральные; не интегральные);
-по уровню образования (для школьного образования; для начального среднего и профессионального образования; для высшего профессионального образования; для профессиональной подготовки и повышения квалификации);
-по использованию телекоммуникационных технологий (локальные; сетевые);
-по формам представления информации (мультимедийные, не мультимедийные);
-по характеру модели изучаемого объекта или процесса (использующие математические модели; использующие физические модели; сопряженные с реальными объектами);
-по виду пользовательского интерфейса (с традиционным графическим пользовательским интерфейсом; использующие технологии виртуальной реальности);
-по реализации интеллектуальных функций (интеллектуальные; не интеллектуальные).
По мнению Красильниковой В.А. наиболее значимыми типами компьютерных средств обучения, являются:
-контрольно-обучающие компьютерные программы-программно-методические комплексы, предназначенные для организации обучения по определенным тематикам, с предоставлениме подготовленного теоретического материала в соответствии с заложенными в прогамму алгоритмами и методикой изучения теории, выполнением в интеррактивном режиме контрольно-обучающих занятий, комплекса лабораторно-практических работ, непрерывным контролем хода выполнения всего учебного процесса.
-демонстрационно-обучающие программы- это программное средство, позволяющее представлять любую сложную информацию о моделируемом предмете или явлении в наглядной форме. Они предназначены для изучения явлений и экспериментов, которые практически невозможно поставить в школьной лаборатории, но которые могут быть показаны с помощью ЭВМ.
-электронные гиперссылочные учебники. Электронный учебник – мультимедийный, интерактивный программно-методический комплекс, представляющий обучающемуся возможность информационно-поисковой познавательной деятельности, возможность удобной навигации и выбора необходимого теоретического материала, выбор конкретных практических и контрольных заданий, получение помощи при выполнении практических заданий, ведение самоконтроля и самооценки, организацию итогового контроля степени усвоения рассмотренного материала, обращение к внешним источникам информации.
-программы компьютерного контроля и тестирования. Под компьютерным контролем понимается – процедура проведения педагогических измерений для установления соответствия уровня знаний и качества выполняемого конкретного задания запланированной модели знаний с целью управления процессом усвоения материала в обучающих системах. Компьютерное тестирование – аттестационная процедура, позволяющая максимально объективно оценивать соответствие личностной и экспертной модели знаний с использованием компьютера и специально организованных тестов.
-системы моделирования (макромиры) – особые узкоспециализированные программы, позволяющие создать на компьютере специальную среду, предназначенную для исследования некоторой проблемы.
В связи с быстрым непрерывным развитием информационно-коммуникационных технологий, также быстро растет и разнообразие электронных образовательных ресурсов, и представленные классификации только примерно позволяют систематизировать их многообразие.
Рассмотрев понятие ЭОР и их основные виды, из всех преимуществ использования электронных образовательных ресурсов, следует выделить основные три, которые чаще всего фигурируют у многих авторов, а именно:
1)возможность увеличить время общения учители и учащихся;
2)возможность реализации личностно ориентированного подхода к обучению за счет составления индивидуальных траекторий обучения;
3)возможность саморазвития (самообучения).
Более подробно следует обратить внимание на последний пункт, так как он является средством воплощения в жизнь одного из основных направлений модернизации образования – воплощение принципа «образование длинною в жизнь!». Реализация данного принципа возможна только при помощи современных дистанционных технологий, то есть дистанционного обучения, в котором ключевую роль в моделировании основных этапов учебного процесса играют электронные образовательные ресурсы.
Глава 2. Дистанционное обучение
2.1. Понятие дистанционного обучения.
В настоящее время дистанционное обучение стало неотъемлемой частью системы образования. С момента принятия Решения коллегии Комитете по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ от 9 июня 1993 г. № 9/1 «О создании системы дистанционного образования в Российской Федерации», где сформулирована общая концепция и направленность государства на создание такого «неотъемлемого элемента системы высшего образования», как дистанционное образование, было принято значительное число нормативно-правовых актов, конкретизирующих и развивающих указанную проблематику.
Согласно ч.6 подраздела 2 обеспечение реализации и развития образовательных программ Федеральной программы развития образования (утв. ФЗ от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования») «развитие системы дистанционного обучения» и «вхождение в международное информационное и коммуникационное пространство, в том числе за счет распространения технологий дистанционного обучения» являются одними из основных направлений развития высшего и послевузовского профессионального образования.
Мировая практика показывает, что имеется два типа содержательных ориентиров информатизации образования в государстве. К первому типу относится расширение доступности образования за счет применения информационных и коммуникационных технологий, что связано как с расширением доступа к использованию ИКТ школьниками и студентами, так и обеспечение гибкого и непрерывного образования взрослого населения страны. Ко второму типу ориентиров относится изменение качества образования: усиление роли самостоятельного обучения на основе активного использования современных информационных технологий и дополнительных образовательных ресурсов.
Особенностями новой парадигмы образования – создание условий для саморазвития, самостоятельного принятия решений, развития ответственности, выработки собственного индивидуального стиля учебной деятельности и общения в огромной степени зависит от личностных качеств обучающегося. Непременными условиями саморазвития являются самостоятельность, ответственность, самокритичность, инициативность, которые в той или иной степени проявляются у обучающихся по дистанционной технологии .
Внедрение более мощных и совершенных компьютеров и компьютерных сетей способствует развитию предпосылок необходимости интенсивного развития и внедрения инновационных процессов в образование, поиск современных технологий обучения, основанных на сообразовании и проектировании собственной траектории обучения. Развитие сетевых технологий взаимодействия дали толчок к развитию новых технологий обучения –компьютерных дистанционных технологий обучения.
Дистанционное обучение, организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе активизации самостоятельной работы обучающегося, для которой характерно следующее:
-обучающиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и во времени, в то же время они имеют возможность поддерживать диалог с субъектами образовательного процесса с помощью средств коммуникации.
Согласно ФЗ «Об образовании» [1] под технологией дистанционного обучения мы рассматриваем совокупность методов, форм и средств взаимодействия с обучающимися в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения определенного массива знаний.
Основные положения дистанционного обучения:
-сформированная социально-психологическая потребность самостоятельного приобретения и применения знаний должна стать потребностью современного человека на протяжении всей его сознательной жизни;
-организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся предлагает использование новейших технологий обучения, стимулирующих интеллектуальное развитие обучающихся;
-система самоконтроля усвоения знаний и способов познавательной деятельности должна сопровождаться внешними разнообразными формами контроля;
-предусматриваются не только индивидуальные формы общения с преподавателем, но и групповые формы обучения в режиме различных конференций для общения с другими обучающимися.
Выделяют следующие основные виды технологий дистанционного обучения:
-Кейс-технология;
-TV-технология;
-Сетевая технология.
Организация учебного процесса по дистанционной образовательной технологии может быть достаточно разнообразной. Наиболее перспективно является реализация сетевой компьютерной технологии дистанционного обучения.
Выделяют основные четыре вида дистанционного обучения, основанного на:
а)интерактивном телевидении;
б)компьютерных телекоммуникационных сетях в режиме обмена текстовыми файлами;
в)сочетание интерактивного телевидения и компьютерных телекоммуникационных сетей;
г)компьютерных телекоммуникационных сетях с использованием мультимедийной информации, в том числе в интерактивном режиме, а также с использованием компьютерных видеоконференций.
д)автономное использование курсов, записанных на видеодиски и т.п., то есть вне телекоммуникационных сетей.
Сеть дистанционного обучения базируется на шести моделях:
Модель № 1. Обучение по типу экстерната.
Обучение ориентировано на школьные или вузовские требования, предназначается для учащихся и студентов, которые не могут посещать очные учебные заведения.
Модель № 2. Университетское обучение (на базе одного университета).
Система обучения для студентов, которые обучаются не очно, а на расстоянии, заочно, то есть на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации. Студентам предлагается по мимо печатных пособий аудио и видео кассеты, разработанные ведущими преподавателями этих университетов.
Модель № 3. Обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений.
Сотрудничество нескольких образовательных организаций в подготовке программ зарочного/дистанционного обучения позволдяет их сделать более профессионально качественными и менее дорогостоящими. Цель – дать возможность любому гражданину страны получить любое образование, не покидая своего дома.
Модель № 4. Автономные образовательные учреждения.
Специально созданные для целей дистанционного обучения образовательные учреждения ориентированы на разработку мультимедийных курсов. В их компетенцию входит также оценка знаний и аттестация обучающихся.
Модель № 5. Автономные обучающие системы.
Обучение ведется посредством ТВ или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий.
Модель № 6.Неформальное интегрированное дистанционное обучение на основе мультимедийных программ.
Ориентированы на обучение взрослой аудитории, кто по каким-то причинам не закончил школьное образование.
Реализация дистанционного обучения осуществляется при помощи совокупности компонентов, в том числе ЭОРов, программного обеспечения, которые организованы в определенную систему.
2.2.Обзор систем дистанционного обучения
Система дистанционного обучения – система, которую можно охарактеризовать как комплексную, охватывающую широкий набор программно-технических коммуникаций, методических указаний и организационных мер, позволяющих обеспечить учащихся образовательной информацией. Она также включает проведение необходимой проверки полученных знаний. Для этих целей используются компьютерные сети.
Следует выделить достоинства СДО:
-возможность обучатся в комфортных условиях – дома или в офисе.
-индивидуальный подход к каждому учащемуся.
-развитие качеств – организованность и самостоятельность.
-значительная экономия времени и сил.
-доступность общения с преподавателем – возможность задать интересующие вопросы в индивидуальном режиме.
-персональные сроки, учитывающие возможности учащегося.
Так как система дистанционного обучения – есть система управления обучением, которая включает несколько этапов:
1.Процесс обучения при помощи программ;
2.Подключение некоторых элементов аудиторного образования, в процессе которого применяются различные формы контроля полученных знаний;
3.Самостоятельная работа, включающая поиск и подбор необходимой информации для выполнения домашних заданий.
Все существующие платформы, позволяющие организовать электронное обучение можно разделить на две категории: коммерческие – с закрытым кодом, бесплатные – с открытым. К первым относятся такие дистанционные системы обучения, как Blacboard, Webtutor и др., а ко вторым - Moodle, LAMS, ATutor, Sakai, Dokeos, ILIAS, OLAT и др.
Имеющиеся платформы для реализации дистанционного обучения, обеспечивают потребности получения дополнительного образования, повышения квалификации в том числе и педагогов, использующих дидактические возможности ДО. Учитывая перспективный рост данной сферы образования, становиться весьма актуальной задача разработки подходов к оценке качества программных комплексов для получения образования средствами дистанционного обучения. В учебной пособии Красильниковой В.А.[12] представлена система оценок систем дистанционного обучения, в которую вошли следующие критерии: поддержка русского языка; языки приложения, другие языки, личные страницы учащихся; совместная деятельность субъектов; разнообразие тестовых заданий; семинары; форумы; постановка и проверка заданий; рабочие тетради; использование календаря; демонстрационный сервер.
Критерии |
Moodle |
LAMS |
ATutor. |
Sakai |
Dokeos |
ILIAS |
OLAT |
Поддержка русского языка |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Языки приложения |
PHP |
Java |
PHP |
Java |
PHP |
PHP |
Java |
Другие языки |
+++(70) |
+(20) |
++(50) |
+(28) |
++(38) |
++(43) |
+(34) |
Личные страницы учащихся |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Совместная деятельность субъектов |
+++ |
++ |
++ |
+ |
- |
+ |
+ |
Разнообразие тестовых заданий |
+++ |
++ |
+ |
++ |
++ |
+++ |
+ |
Семинары |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Форумы |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
Постановка и проверка заданий |
+++ |
- |
- |
++ |
+ |
- |
++ |
Рабочие тетради |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
Использование календаря |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
Демонстрационный сервер |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
Итого |
19 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
11 |
Из анализа данной таблицы очевидно, что по многим критериям лидирует система дистанционного обучения Moodle, о которой пойдет речь в следующем разделе.
2.3.Система дистанционного обучения – Moodle
Система дистанционного обучения Moodle предполагает формирование объектно-ориентированной динамической учебной среды. Это означает, что ее применение не ограничивается какой-то одной программой, а формирует особую образовательную сферу, подходящую не только для взаимодействия преподавателя и слушателей, но и для поддержки очных форм обучения. Также она может использоваться для организации и проведения обычных дистанционных курсов.
Программное обеспечение Moodle является:
-интероперабельным, то есть обеспечивает возможность взаимодействия различных систем;
-многократно используемым, так как поддерживает возможность многократного использования компонентов системы, что повышает ее эффективность;
-адаптивным, то есть включает развивающие информационные технологии без перепроектирования системы и имеет встроенные методы для обеспечения индивидуального обучения;
-долговечным, то есть соответствует разнообразным стандартам и предоставляет возможность вносить изменения без тотального программирования;
-доступным, так как дает возможность работать с системой из разных мест (локально и дистанционно, из учебного класса и т.п.);
-программные интерфейсы обеспечивают возможность работы людям разного образовательного уровня, разных физических возможностей и разных культур;
-экономически доступным, так как распространяется бесплатно.
Moodle проектируется как набор модулей и позволяет гибко добавлять или удалять элементы.. В этой системе изучение одного курса производится несколькими группами слушателей.
Одно из достоинств системы Moodle – модульность, позволяет разработать надстройку любой сложности (модуль), которая позволит управлять большими контингентами студентов, обучающимся по нескольким специальностям.
В системе Moodle выделяются основные особенности, существенные для образовательных учреждений:
1.Свободное распространение. Нет необходимости платить за получение, использование и обновление, нет ограничений на число лицензий;
2.Открытость программного кода. Можно ввести какие-то коррективы, разрешить возможности Moodle своими программными модулями;
3.Развитие программного обеспечения. Многочисленность международного сообщества, ведущее эксплуатацию и развитие Moodle, наличие ассоциаций пользователей системы в разных странах, гарантируют постоянное развитие и совершенствование Moodle, его соответствие современным и перспективным требованиям электронного обучения.
4.Простота установки, поддержания и функционирования. Moodle легко устанавливается на обычном стандартном оборудовании, работает без модификаций в Unix, Linux, Windows, Mac OS X и любой другой операционной системе, поддерживающей НРН. Поддержка системы не требует больших усилий и может осуществляться в ряду обычных мероприятий по поддержанию серверного оборудования и системного программного обеспечения.
5.Функциональная простота.
В дидактическом плане Moodle базируется на концепции социального конструктивизма, суть которой выражается четырьмя принципами:
а)освоение нового знания в результате взаимодействия с окружающим миром;
б)обучение особенно эффективно, когда учащийся создает что-то для передачи опыта другим;
в)обучение в результате взаимодействия внутри определенной социальной группы;
г)исследование мотивации поведения отдельных личностей в процессе учебного группового взаимодействия.
Однако, следование этой концепции вовсе не обязательно – преподаватель может выбрать необходимые ему опции и построить свой курс, опираясь на собственные дидактические воззрения.
Рассмотрим основные возможности системы Moodle, связанные с уровнем доступа и коммуникативные.
Среда обеспечивает несколько уровней доступа:
· Администратор – имеет доступ ко всем курсам и определяет внешний вид сайта, может создавать сообщения, которые помещаются на главную страницу системы, может создавать курсы и пользователей;
· Создатель курса – это преподаватель, который может создавать курсы;
· Учитель – преподаватель, который миеет полный контроль над курсом, но не может создавать входы для студентов;
· Преподавтель без права редактирования;
· Студент – может использовать систему для обучения;
· Гость – может просто посмотреть разделы курса, если это разрешено, но не может выполнять какие-либо виды учебной деятельности.
В среде Moodle возможны: авто регистрация студентов; гостевой доступ к курсам, доступ с ключом; персональные профили.
Также в системе предусмотрен штатный инструмент, предназначенный для оперирования группами студентов за пределами одного курса. Этот инструмент называется «метакурс». Он позволяет подписывать и отписывать всех студентов одного курса на другой курс в одно действие.
При использовании Moodle у преподавателей появляются возможности: управлять установками курса, включая регистрацию студентов на курс; в любое время загружать необходимую информацию, которая будет доступна студентам, записавшимся на курс; добавлять и удалять инструменты в курсе; размещать он-лайн тесты, что позволяет оперативно проверять текущий уровень успеваемости студентов; организовывать консультации или занятия в форумах, чатах и т.д.; устанавливать события в календаре о оповещать студентов об их приближении; просматривать результаты работы студентов и контролировать их деятельность по изучению курса.
Среди коммуникативных возможностей можно выделить следующие:
ü Работа с профилем пользователя, который играет важную роль при общении. С помощью настроек в профиле можно управлять многими аспектами общения;
ü Работа в HTML-редакторе: практически все тексты для Web создаются с помощью языка HTML, при чем данный язык разметки знать преподавателю не обязательно, так как в системе есть встроенный WISIWIG редактор (что видишь то и получишь), который дает достаточно широкие возможности по форматированию текста, вставке рисунков, ссылок, работе с таблицами;
ü Работа с форумом: дает возможность несинхронного общения участникам дистанционного курса;
ü Работа с личными сообщениями;
ü Работа с чатом: чат может выступать не только средством общения, но и деятельным элементом;
ü Использование формул: система имеет возможность использования формул в рамках всех элементов курса и коммуникативных инструментов системы. Создавать формулы можно с помощью TeX- широко распространённой системы компьютерной верстки. Либо вставляя их в текст в виде рисунков.
Система дистанционного обучения Moodle обладает простым, интуитивно понятным интерфейсом, совместимым с большинством браузеров.
Среда Moodle состоит из курсов. Под курсом в рамках системы не всегда понимается процесс обучения по какой-то заранее определенной программе. Курс может являться просто средой общения круга заинтересованных людей в рамках одной тематики. Все курсы разбиты на категории, названия которых являются ссылками, при переходе по которым можно увидеть список курсов только этой категории с расширенной информацией, которая включает список преподавателей курса и его описание. Большинство курсов имеют одинаковую трехколоночную структуру. Каждый курс состоит из блоков, размещенных в левой и правой колоне. Левая колонка блоков (люди; элементы курса; управление; категории курсов; поиск по форумам) предназначена для управления курсом. Права колонка содержит вспомогательные блоки (новостной форум; наступающие события; последние действия; обновление курса; меню; календарь и т.п.). Левая и правая колонки – это информационные блоки. Их содержание формируется программой автоматически. Цель – сообщать оперативную информацию для преподавателей и студентов. Средняя колонка содержит материалы по курсу и элементы курса. Именно их добавляют при построении курса. Все учебные элементы дистанционного обучения размещаются в этих секциях в виде гиперссылок.
Основное содержание курса разбито на модули: нулевой модуль, состоящий из общих для всего курса элементов, и тематические модули.
Все инструменты Moodle для представления материалов курса можно разделить на статические (ресурсы курса) и интерактивные (элементы курса). Ресурсы курса предназщначены для реализации теоретической части при сетевом обучении, так как они являются аналогом обычных учебников (конспектов лекций). Просмотр ресурсов курса никак не влияет на оценку учащихся. Ресурсам относят: пояснение; текстовая страница; веб-страница; ссылка на файл или веб-страницу; ссылка на каталог; добавить пакет содержимого IMS. Элементы курса являются реализацией практических занятий при сетевом обучении и обладают интерактивностью. Выделяют две категории, отражающие назначение интерактивных элементов в учебном процессе: 1) элементы совместной деятельности – это набор элементов в работе с которыми на первый план выходит задача организации сотрудничества (общения) учащихся и преподавателя в выработке новых знаний (wiki, анкета и т.п.). 2) инструменты контроля знаний – предназначены для определения уровня учащихся (задание, тест, лекция и т.д.). За выполнение заданий, прохождение Опросов, Тестов и Лекций учащимся выставляется оценка, которая отображается в журнале успеваемости. Оценка может выставляться либо преподавателем, либо автоматически.
Методическую поддержку для создания курса в Moodle можно найти в сети Интернет в свободном доступе, как в виде учебных пособий, так и видеороликов, с подробным пошаговым описанием создания и размещения того или иного элемента или ресурса системы и других компонентов.
2.4. Создание обучающего курса «Решение задач с параметрами из содержания ОГЭ» в системе Moodle .
В данном разделе описан обучающий курс по теме «Решение задач с параметром из содержания ОГЭ» (далее Курс), его структура, основные элементы и ресурсы, используемые при его создании.
В рамках данного курса представлен основной теоретический материал, необходимый для успешного выполнения заданий с параметром из содержания ОГЭ. Разобраны основные понятия, связанные с данной темой, предложен примерный алгоритм выполнения данных заданий, выделены в отдельные темы основные типы заданий с пошаговым решением в рамках предложенного алгоритма. Курс, по мимо текстовой информации, содержит графику, а также видео, значительно улучшающие восприятие информации Курса. Помимо основных положений, связанных с непосредственным выполнением заданий с параметрами, в курсе представлен сопутствующий теоретический материал, являющийся основой для выполнения заданий, именно фундаментальная линия – функции и их графики.
Форма организации занятий и расположение материала на странице Курса оформлено в формате «Структура». Курс состоит из пяти относительно самостоятельных тем.
Перед темами расположен новостной форум «Объявления», предоставляющий возможность для размещения сообщений, которые должны увидеть все студенты.
В первой теме «Задания с параметрами из содержания ОГЭ» расположены два элемента: лекция и глоссарий. Лекция состоит из четырех страниц, каждая из которых заканчивается вопросом, без ответа на который переход на другую страницу лекции не возможен.
В лекции использованы вопросы типа: «Множественный выбор» и «Верно/не верно».
Элемент Курса «Глоссарий», который имеет название «Параметры. Определения» и содержит в себе определения основных терминов, используемых в данном курсе. Термины расположены в алфавитном порядке.
Связь терминов в глоссарии и в материалах Курса осуществляется при помощи гиперссылки на термин, расположенный в ресурсах и элементах курса, при нажатии на который, обучающийся сможет не выходя из основного элемента Курса ознакомиться с определением понятия. В связи с тем, что глоссарий расположен на главной странице Курса, то обучающийся может отдельно зайти в данный элемент и при помощи окна поиска найти определение нужного понятия (термина).
Вторая тема Курса «Сопутствующий теоретический материал» состоит из лекции, в которой имеется 13 страниц. На первой странице лекции имеются гиперссылки на основные теоретические материалы, знание которых необходимо для качественного выполнения заданий с параметрами из содержания ОГЭ. Данные теоретические материалы размещены при помощи ресурса «файл или веб-страница». Часть файлов, содержащие относительно самостоятельные сведения, загружены на сервер Курса в файлы Word («Линейная функция», «Обратная пропорциональность», «Функции, содержащие переменную под знаком модуля») и PDF («Кусочно-заданные функции»).
По результатам изучения второй темы предусмотрен Тест. Вопросы в тесте представлены следующих типов «множественный выбор» с одним вариантом ответа и с несколькими вариантами ответа, а также - «числовой», с кратким ответом и на соответствие. Все вопросы теста расположены на одной странице. Результат тестирования отображается после завершения всего теста.
Третья тема «Задания с параметром 1-го типа» содержит ссылку на веб-страницу, на которой размещено методические пособие с общими рекомендациями по решению заданий с параметрами. В этой же теме размещен файл Word «Задания с параметрами 1 типа», загруженный на сервер Курса с пошаговым решением отобранных заданий по предложенному в во второй теме алгоритму.
Завершается третья тема выполнением Теста. Тип вопросов в тесте - «множественный выбор» с одним вариантом ответа. Каждый вопрос теста расположен на отдельной странице. Результат тестирования отображается после завершения всего теста.
Четвертая и пятая темы, «Задания 2 типа» и «Задания 3 типа» содержат примеры решений заданий с параметрами выделенных в данных темах типов. Указанные темы имеют аналогичную структуру с третьей темой «задания 1 типа», в которых представлены примеры решения основных типов заданий с параметрами по предложенному ранее алгоритму. В пятой теме «Задания 3 типа» имеется ссылка на видеоурок.
По окончании всего курса также предусмотрен Тест, охватывающий все темы Курса.
Студент в любой момент может воспользоваться ресурсами курса и использовать их в качестве справочного материала. Использование ресурсов курса не отражается в журнале успеваемости. Прохождение учащихся лекций и тестов отражается в журнале успеваемости.
Заключение
Организованный таким образом учебный процесс в настоящее время не может полностью заменить очную форму обучения и являться достаточным для получения качественного образования.
Но с учетом возрастающих потребностей в получении полноценного образования или углубления своих знаний по отдельным предметам, у людей, не удовлетворенных качеством образования на местном уровне или не имеющих возможности посещать очные учебные заведения, развитие данного подхода является весьма перспективным.
Таким образом, качество образования становиться более гибким и в большей степени ориентированным на потребности общества и экономики. Изменяются стимулы к обучению, формы образовательного процесса и его содержание, что непосредственно ведет к изменениям во всей сфере образования, главной целью которого является становление профессионально-компетентного, всесторонне развитого и конкурентоспособного работника.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Об образовании [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ. - Режим доступа: // http: //www.consultant.ru.
2. О национальной доктрине образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 4 окт. 2000 г. № 751.- Режим доступа: // http: //www.consultant.ru.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]: утвержден приказом Министерства образования науки РФ от 17 дек. 2010 г. № 1897.- Режим доступа: // http: //www.consultant.ru.
4. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения [Электронный ресурс]: Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 дек. 2009 № 956-ст.- Режим доступа: // http: //www.consultant.ru.
5. ГОСТ 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения [Электронный ресурс]: Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 дек. 2069 № 419-ст. - Режим доступа: // http: //www.consultant.ru.
6. ГОСТ 52657-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов [Электронный ресурс]: Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 дек. 2009 № 423-ст. - Режим доступа: // http: //www.consultant.ru.
7. ГОСТ Р 55751-2013 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные учебно-методические комплексы. Требования и характеристика [Электронный ресурс]: Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 нояб. 2013 № 1500-ст. - Режим доступа: // http: //www.consultant.ru.
8. ГОСТ 7.83-2001 СИБИД. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения [Электронный ресурс]: Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 янв. 2001 г. № 14-ст. - Режим доступа: // http: //www.consultant.ru.
9. Евсеев, А.И. Разработка электронных образовательных ресурсов. Психолог дидактические вопросы познавательной (учебной) деятельности [Текст]: методическое пособие по программе курса «Дистанционные образовательные технологии»/ А.И. Евсеев, Савкин А.Н., Евсикова Ю.В.. – Москва: Издательство МЭИ, 2009.-116 с.
10. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров.-Москва: Издательский центр «Академия», 2001. - 256 с.
11. Кравченко, Г.В. Работа в системе MOODLE: руководство пользователя [Текст]: учебное пособие / Г.В. Кравченко, Н.В. Волженина.-Москва: Издательский центр «Академия», 2012.-122 с.
12. Красильникова, В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании [Текст]: учебное пособие / В.А. Красильникова. Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2012.-291 с.
13. Осин, А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: Аналитическая записка [Текст]/ А.В. Осин. – Москва: ИИТО ЮНЕСКО, 2011.-12 с.
14. Осин, А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах [Текст]/ А.В. Осин. – Москва: Агентство «Социальный проект», 2007.-32 с.
15. Селевко, Г.В. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие / Г.В. Селевко.-Москва: Народное образование, 1998.-256 с.
16. Ильин, В.А. Электронные образовательные ресурсы: виды, структуры, технологии [Электронный ресурс]/ В.А. Ильин // режим доступа: http.www.swsys-web.ru/electronic-educational-resours.html
17. Черепков, М.В. Обзор литературы на тему «Электронные образовательные ресурсы» : [Электронный ресурс] // Педагог.- 2001.- N 1.- Режим доступа: http.www. zhurnalpedagog.ru
18. Мосолков, А.Е. Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР) [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/page-article-8.html
19.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.